Напоминание

"Виды утренней гимнастики для развития выносливости у дошкольников"


Автор: Татаринцева Любовь Владимировна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: АНО ДО
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Семинар-практикум для воспитателей
Тема: "Виды утренней гимнастики для развития выносливости у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АНО ДО "Планета детства "Лада"

детский сад №130 "Родничок"

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ВИДЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВАРИАНТЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ВЫНОСЛИВОСТИ»

Разработчик:

Инструктор по физкультуре ДС №130

Л.В. Татаринцева

Ноябрь 2019 уч. год

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ВИДЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВАРИАНТЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ»

Цель: расширить знания воспитателей о вариантах использования утренней гимнастики, способствующих развитию

выносливости у детей.

Программа семинара-практикума:

1. Краткое вступление о физическом качестве – выносливость. Методика развития выносливости.

2. Утренняя гимнастика. Варианты утренней гимнастики для выполнения педагогами.

3. Выполнение воспитателями нескольких вариантов утренней гимнастики с использованием упражнений, игр и приемов на

развитие выносливости.

4. Советы воспитателям по проведению утренней гимнастики. Ответы на вопросы малоопытных педагогов.

1. Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе физической деятельности.

Методика:

- для развития выносливости важно определить оптимальную нагрузку, дозировку, темп выполнения упражнений, используе-

мых на утренней гимнастике;

- все упражнения должны включать элементы новизны, используются повторные и игровые методы;

- упражнения на развитие выносливости следует сочетать с упражнениями на расслабление;

- развивать умение детей выполнять циклические упражнения в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерыв-

ной и интервальной нагрузки;

- при подборе игр и упражнений для развития выносливости у дошкольников мы должны руководствоваться общепедагогиче-

скими принципами (соответствие возрасту, подготовленностью ребенка, постепенным усложнением заданий, их повторяемо-

стью).

2.

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и

воспитательное влияние; является обязательной составляющей частью физической деятельности ребенка. Летом и в

межсезонье она проводится на открытом воздухе в течение 8 – 10 минут. Чтобы повысить интерес детей к утренней

гимнастике и разнообразить двигательную деятельность, изменяем ее форму и место проведения.

В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура:

вводная часть - ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, ног;

основная часть – ОРУ, длительный бег или полосы препятствий, игры или танцы;

заключительная – легкий бег, ходьба, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и т.д.

Варианты утренней гимнастики, проводимые на свежем воздухе и в спортивном зале.

Комбинированная гимнастика (считается традиционной):

- с длительным бегом трусцой, в зависимости от возраста детей (во второй младшей группе дистанция не обозначена, дети

могут непрерывно пробежать в медленном темпе 50-60с; средний возраст – медленный бег 1- 1,5 мин. на дистанцию 240м к

концу года); старший возраст – медленный бег в течение 1,5 – 2 мин. на дистанцию 320м; подготовительный к школе возраст

– медленный бег в течение 2-3мин в начале года, используя дистанцию 400м, и по достижению ребенком 7 лет (при сдаче

норм ГТО ребенок должен уже пробежать 1000м по пересеченной местности с отдыхом).

+ После бега детям даются дыхательные упражнения, затем ОРУ для рук, туловища, ног и снова дыхательные упражнения.

(можно сначала дать детям ОРУ, а затем бег на выносливость, заканчивая дыхательными упражнениями).

Гимнастика игрового характера, включающая подвижные игры на развитие выносливости. В содержание входит разминка,

по нарастающей и убывающей степени нагрузки игры, дыхательные упражнения (например, даются упражнения ОРУ с

минимальной дозировкой, упор делается на игры – для младшей группы «Мыши и кот», затем «Огуречик» и закончить можно

игрой «Карусель», далее дыхательной упражнение) и т.д. в других возрастных группах. Дети старших групп сами выбирают

игры. Увлеченные игрой, дети могут выполнять с интересом одни и те же движения (цикличность, способствующая развитию

выносливости) и не замечать усталости.

Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов

движений и их темпа (например, с использованием мягких модулей; с использованием на улице скамеек, бревен, дуг для

подлезания, бег по огороженной дорожке, перепрыгивание через препятствия и т.д.). Такой вариант обязательно доставит

детям радость и пользу, а детям старшего возраста можно предложить выполнить задание на время.

Ритмическая гимнастика. Движение под музыку – любимое занятие детей. Музыка подбирается по возрасту и знакомым и

понятным детям танцам. Танцевальная ритмика воспитывает желание двигаться, развивает эмоции, а главное, развивает

выносливость. Композиция длится несколько минут и остановиться нельзя, необходимо ее выполнить до конца.

Сюжетная, с использованием какого – либо сюжета, например, «В гости к Мишке», «Мы в осенний лес пойдем» и т.д. ( в

гимнастику обязательно включить бег на выносливость, с преодолением препятствий, с прыжками и т.д., обыгрывая данную

тему).

Утренняя гимнастика – сюжетно-ролевая. Гимнастика разработана кандидатом педагогических наук Фоминой Н.А.,

базируется на огромном арсенале движений. Культура движений связана с развитием у дошкольников физических качеств.

Сюжеты построены на основе сказок под музыку. Ребенок в течение всей сказки утомляется, но не замечает этого, так как

сюжет длится столько, сколько нужно ребенку в данном возрасте, выносливость и другие качества у детей развиваются в

сочетании с другими качествами.

С использованием простейших тренажеров, например, гимнастический ролик, детские эспандеры (в этой гимнастике будет

много цикличных упражнений, которые также будут способствовать развитию выносливости у детей).

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, но при увеличении количества

повторений, ребенок обязательно получит нагрузку, выносливость его будет развиваться и здесь, главное, выбрать каждому

свою дозировку.

Степ – аэробика - ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ - платформе. В зависимости от уровня

сложности ее высота меняется. Выносливость развивается за счет движений, при которых человек не останавливается, за

счет темпа музыки, изменения движений (часто повторяющиеся шаги, подскоки, прыжки и т.д.).

С использованием предметов (гимнастическая скакалка, гимнастическая палка, большие резиновые мячи и т.д.). Комплексы

разрабатываются на основе методики построения упражнений в правильной последовательности, с нужной дозировкой, из

разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа. Из перечисленных предметов скакалка – наиболее важный предмет для

развития выносливости у детей, при выполнении прыжков через нее.

Утренняя гимнастика с применением интерактивной доски (разработанные специально для дошкольников комплексы

упражнений со сказочными персонажами и героями мультфильмов под музыку). Одна из интересных форм взаимодействия с

детьми при проведении утренней гимнастики. Главное, подобрать такой материал, который способствовал развитию

выносливости у детей. Такая форма утренней гимнастики привлечет обязательно пассивных детей к активной деятельности и

станет для детей интересной и увлекательной.

3. Выполнение воспитателями нескольких вариантов утренней гимнастики с использованием упражнений, игр и

приемов на развитие выносливости.

Практическая часть.

Задания

Тема упражнения

Цель

Материал

Способ выполнения

1

1.

Традиционная

гимнастика (средняя

группа). Бег на

выносливость + ОРУ.

Формировать умение детей

выполнять бег широкими шагами до

1,5 минут по пересеченной

местности, с переходом на ходьбу; в

ОРУ упражнениях добиваться

качества выполнения упражнений

для рук, туловища, ног.

Подготовленная на

улице дистанция (по

спортивной

резиновой дорожке

или вокруг детского

сада –

асфальтированная)

На резиновой площадке для детей

определить место для бега – это

красная дорожка или бег за ИФК

вокруг детского сада по

асфальтированной дорожке.

Выполнение ОРУ на резиновом

покрытии на площадке. Дети стоят

на ориентирах.

2

А.

Игровая у/г в

младшей группе (по

набору подвижных

игр): «Мыши и кот»

(2 раза); «Быстро

возьми предмет» (2

раза).

Б.

Игровая у/г в средней

группе (по набору

подвижных игр):

«Найди себе пару» (2

раза), «Ловишки с

мячом».

В.

Игровая утренняя

гимнастика в старшей

группе (по набору

подвижных игр):

«Чье звено быстрее

А.

Развивать у детей выносливость в

играх с бегом.

Б.

Развивать у детей выносливость в

играх с бегом.

В.

Развивать у детей выносливость в

играх с бегом и прыжками, обращать

внимание на качество выполнения

движений.

А.

Подготовить маску

Кота, разноцветные

кубики;

расчерченная линия

для старта

(фронтально)

Б.

Подготовить

большой резиновый

мяч

В.

Подготовить 2

кегли разного цвета,

линии для старта в

эстафете, 2 стойки,

2 каскада обручей

А.

В начале утренней гимнастики

предложить детям разные виды

ходьбы, медленный бег, упражнения

в движении и переход к играм.

После проведения двух игр

предложить детям игру малой

подвижности «Тишина».

Б.

В начале утренней гимнастики

предложить детям разные виды

ходьбы, медленный бег, упражнения

в движении и переход к играм.

После проведения двух игр

предложить детям игру малой

подвижности «Ровным кругом».

В.

В начале утренней гимнастики

предложить детям разные виды

ходьбы, медленный бег, упражнения

в движении и переход к играм.

После проведения двух игр

соберется?» (2 раза);

«Прыжковая

эстафета» (2 раза).

Г.

Игровая утренняя

гимнастика в старшей

группе (по набору

подвижных игр):

«Полоса

препятствий» (2

раза);

«Прыжковая

эстафета» (2 раза).

Г.

Развивать у детей выносливость при

выполнении силовых и прыжковых

упражнений.

для прыжков.

Г.

Подготовить две

скамейки для

ползания в эстафете,

две стойки, два

каскада обручей и

стартовую линию.

предложить детям игру малой

подвижности «Улитка».

Г.

В начале утренней гимнастики

предложить детям разные виды

ходьбы, медленный бег, упражнения

в движении и переход к играм.

После проведения двух игр

предложить детям игру малой

подвижности «Летает, не летает».

3

Утренняя гимнастика

с использованием

простейших тренаже-

ров (для старших и

подготовительных к

школе групп).

Развивать у детей выносливость при

многократном повторении

упражнений с гимнастическими

роликами.

Подготовленная

спортивная

площадка в зале с

ориентирами на

полу, ролики в

емкости.

В начале предложить детям

вводную ходьбу, медленный бег,

разные виды ходьбы, перестроение

в колонну по 4.

ОРУ с гимнастическими роликами,

с правильным дыханием, усилием,

при выполнении упражнений (в

старшей группе дозировку

уменьшить).

4.

Сюжетно-ролевая

ритмическая гимна-

стика по Н.А. Фоми-

ной (программа №4

«Три поросенка» -

Развивать у детей выносливость при

выполнении композиции «Три

поросенка» и «Приключения

Буратино», повышать интерес к

занятиям физическими

Подготовленный

музыкальный

материал к сказкам.

Пособия для сказки

«Три поросенка» -

Сказка «Три поросенка» начинается

с построения детей в круг и далее

по музыкальному материалу.

Сказка «Приключения Буратино»

начинается с построения по

средняя группа и про-

грамма №1 «Приклю-

чения Буратино» -

старшая группа)

упражнениями, развивать

двигательные способности.

мячи большие

резиновые, две

скамейки, две дуги,

4 обруча, маска

Волка.

ориентирам в колонне по 4 и далее

по музыкальному материалу.

4. Советы воспитателям по проведению утренней гимнастики:

-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину

такого поведения следует понять;

-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;

-нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать

такие движения чтобы ребенок выполняя их, получал радость;

-во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься

только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;

-в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагру-

зок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;

-в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении темпера-

туры увеличивать ее, изменяя темп, при повышении температуры снижать, чтобы избежать перегревания организма;

-комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упражнений, что помогает сократить время на объяснения и по-

каз. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличива-

ем количества повторений, заменяем образы;

-гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма

одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной темпера-

туре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны;

-в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исключаются.

Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.

Желаю удачи!



В раздел образования