Автор: Татаринцева Любовь Владимировна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: АНО ДО
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Семинар-практикум для воспитателей
Тема: "Виды утренней гимнастики для развития выносливости у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
АНО ДО "Планета детства "Лада"
детский сад №130 "Родничок"
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: «ВИДЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВАРИАНТЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ»
Разработчик:
Инструктор по физкультуре ДС №130
Л.В. Татаринцева
Ноябрь 2019 уч. год
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ МАЛООПЫТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: «ВИДЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВАРИАНТЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ»
Цель: расширить знания воспитателей о вариантах использования утренней гимнастики, способствующих развитию
выносливости у детей.
Программа семинара-практикума:
1. Краткое вступление о физическом качестве – выносливость. Методика развития выносливости.
2. Утренняя гимнастика. Варианты утренней гимнастики для выполнения педагогами.
3. Выполнение воспитателями нескольких вариантов утренней гимнастики с использованием упражнений, игр и приемов на
развитие выносливости.
4. Советы воспитателям по проведению утренней гимнастики. Ответы на вопросы малоопытных педагогов.
1. Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе физической деятельности.
Методика:
- для развития выносливости важно определить оптимальную нагрузку, дозировку, темп выполнения упражнений, используе-
мых на утренней гимнастике;
- все упражнения должны включать элементы новизны, используются повторные и игровые методы;
- упражнения на развитие выносливости следует сочетать с упражнениями на расслабление;
- развивать умение детей выполнять циклические упражнения в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерыв-
ной и интервальной нагрузки;
- при подборе игр и упражнений для развития выносливости у дошкольников мы должны руководствоваться общепедагогиче-
скими принципами (соответствие возрасту, подготовленностью ребенка, постепенным усложнением заданий, их повторяемо-
стью).
2.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и
воспитательное влияние; является обязательной составляющей частью физической деятельности ребенка. Летом и в
межсезонье она проводится на открытом воздухе в течение 8 – 10 минут. Чтобы повысить интерес детей к утренней
гимнастике и разнообразить двигательную деятельность, изменяем ее форму и место проведения.
В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура:
вводная часть - ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, ног;
основная часть – ОРУ, длительный бег или полосы препятствий, игры или танцы;
заключительная – легкий бег, ходьба, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и т.д.
Варианты утренней гимнастики, проводимые на свежем воздухе и в спортивном зале.
Комбинированная гимнастика (считается традиционной):
- с длительным бегом трусцой, в зависимости от возраста детей (во второй младшей группе дистанция не обозначена, дети
могут непрерывно пробежать в медленном темпе 50-60с; средний возраст – медленный бег 1- 1,5 мин. на дистанцию 240м к
концу года); старший возраст – медленный бег в течение 1,5 – 2 мин. на дистанцию 320м; подготовительный к школе возраст
– медленный бег в течение 2-3мин в начале года, используя дистанцию 400м, и по достижению ребенком 7 лет (при сдаче
норм ГТО ребенок должен уже пробежать 1000м по пересеченной местности с отдыхом).
+ После бега детям даются дыхательные упражнения, затем ОРУ для рук, туловища, ног и снова дыхательные упражнения.
(можно сначала дать детям ОРУ, а затем бег на выносливость, заканчивая дыхательными упражнениями).
Гимнастика игрового характера, включающая подвижные игры на развитие выносливости. В содержание входит разминка,
по нарастающей и убывающей степени нагрузки игры, дыхательные упражнения (например, даются упражнения ОРУ с
минимальной дозировкой, упор делается на игры – для младшей группы «Мыши и кот», затем «Огуречик» и закончить можно
игрой «Карусель», далее дыхательной упражнение) и т.д. в других возрастных группах. Дети старших групп сами выбирают
игры. Увлеченные игрой, дети могут выполнять с интересом одни и те же движения (цикличность, способствующая развитию
выносливости) и не замечать усталости.
Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов
движений и их темпа (например, с использованием мягких модулей; с использованием на улице скамеек, бревен, дуг для
подлезания, бег по огороженной дорожке, перепрыгивание через препятствия и т.д.). Такой вариант обязательно доставит
детям радость и пользу, а детям старшего возраста можно предложить выполнить задание на время.
Ритмическая гимнастика. Движение под музыку – любимое занятие детей. Музыка подбирается по возрасту и знакомым и
понятным детям танцам. Танцевальная ритмика воспитывает желание двигаться, развивает эмоции, а главное, развивает
выносливость. Композиция длится несколько минут и остановиться нельзя, необходимо ее выполнить до конца.
Сюжетная, с использованием какого – либо сюжета, например, «В гости к Мишке», «Мы в осенний лес пойдем» и т.д. ( в
гимнастику обязательно включить бег на выносливость, с преодолением препятствий, с прыжками и т.д., обыгрывая данную
тему).
Утренняя гимнастика – сюжетно-ролевая. Гимнастика разработана кандидатом педагогических наук Фоминой Н.А.,
базируется на огромном арсенале движений. Культура движений связана с развитием у дошкольников физических качеств.
Сюжеты построены на основе сказок под музыку. Ребенок в течение всей сказки утомляется, но не замечает этого, так как
сюжет длится столько, сколько нужно ребенку в данном возрасте, выносливость и другие качества у детей развиваются в
сочетании с другими качествами.
С использованием простейших тренажеров, например, гимнастический ролик, детские эспандеры (в этой гимнастике будет
много цикличных упражнений, которые также будут способствовать развитию выносливости у детей).
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, но при увеличении количества
повторений, ребенок обязательно получит нагрузку, выносливость его будет развиваться и здесь, главное, выбрать каждому
свою дозировку.
Степ – аэробика - ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ - платформе. В зависимости от уровня
сложности ее высота меняется. Выносливость развивается за счет движений, при которых человек не останавливается, за
счет темпа музыки, изменения движений (часто повторяющиеся шаги, подскоки, прыжки и т.д.).
С использованием предметов (гимнастическая скакалка, гимнастическая палка, большие резиновые мячи и т.д.). Комплексы
разрабатываются на основе методики построения упражнений в правильной последовательности, с нужной дозировкой, из
разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа. Из перечисленных предметов скакалка – наиболее важный предмет для
развития выносливости у детей, при выполнении прыжков через нее.
Утренняя гимнастика с применением интерактивной доски (разработанные специально для дошкольников комплексы
упражнений со сказочными персонажами и героями мультфильмов под музыку). Одна из интересных форм взаимодействия с
детьми при проведении утренней гимнастики. Главное, подобрать такой материал, который способствовал развитию
выносливости у детей. Такая форма утренней гимнастики привлечет обязательно пассивных детей к активной деятельности и
станет для детей интересной и увлекательной.
3. Выполнение воспитателями нескольких вариантов утренней гимнастики с использованием упражнений, игр и
приемов на развитие выносливости.
Практическая часть.
Задания
№
Тема упражнения
Цель
Материал
Способ выполнения
1
1.
Традиционная
гимнастика (средняя
группа). Бег на
выносливость + ОРУ.
Формировать умение детей
выполнять бег широкими шагами до
1,5 минут по пересеченной
местности, с переходом на ходьбу; в
ОРУ упражнениях добиваться
качества выполнения упражнений
для рук, туловища, ног.
Подготовленная на
улице дистанция (по
спортивной
резиновой дорожке
или вокруг детского
сада –
асфальтированная)
На резиновой площадке для детей
определить место для бега – это
красная дорожка или бег за ИФК
вокруг детского сада по
асфальтированной дорожке.
Выполнение ОРУ на резиновом
покрытии на площадке. Дети стоят
на ориентирах.
2
А.
Игровая у/г в
младшей группе (по
набору подвижных
игр): «Мыши и кот»
(2 раза); «Быстро
возьми предмет» (2
раза).
Б.
Игровая у/г в средней
группе (по набору
подвижных игр):
«Найди себе пару» (2
раза), «Ловишки с
мячом».
В.
Игровая утренняя
гимнастика в старшей
группе (по набору
подвижных игр):
«Чье звено быстрее
А.
Развивать у детей выносливость в
играх с бегом.
Б.
Развивать у детей выносливость в
играх с бегом.
В.
Развивать у детей выносливость в
играх с бегом и прыжками, обращать
внимание на качество выполнения
движений.
А.
Подготовить маску
Кота, разноцветные
кубики;
расчерченная линия
для старта
(фронтально)
Б.
Подготовить
большой резиновый
мяч
В.
Подготовить 2
кегли разного цвета,
линии для старта в
эстафете, 2 стойки,
2 каскада обручей
А.
В начале утренней гимнастики
предложить детям разные виды
ходьбы, медленный бег, упражнения
в движении и переход к играм.
После проведения двух игр
предложить детям игру малой
подвижности «Тишина».
Б.
В начале утренней гимнастики
предложить детям разные виды
ходьбы, медленный бег, упражнения
в движении и переход к играм.
После проведения двух игр
предложить детям игру малой
подвижности «Ровным кругом».
В.
В начале утренней гимнастики
предложить детям разные виды
ходьбы, медленный бег, упражнения
в движении и переход к играм.
После проведения двух игр
соберется?» (2 раза);
«Прыжковая
эстафета» (2 раза).
Г.
Игровая утренняя
гимнастика в старшей
группе (по набору
подвижных игр):
«Полоса
препятствий» (2
раза);
«Прыжковая
эстафета» (2 раза).
Г.
Развивать у детей выносливость при
выполнении силовых и прыжковых
упражнений.
для прыжков.
Г.
Подготовить две
скамейки для
ползания в эстафете,
две стойки, два
каскада обручей и
стартовую линию.
предложить детям игру малой
подвижности «Улитка».
Г.
В начале утренней гимнастики
предложить детям разные виды
ходьбы, медленный бег, упражнения
в движении и переход к играм.
После проведения двух игр
предложить детям игру малой
подвижности «Летает, не летает».
3
Утренняя гимнастика
с использованием
простейших тренаже-
ров (для старших и
подготовительных к
школе групп).
Развивать у детей выносливость при
многократном повторении
упражнений с гимнастическими
роликами.
Подготовленная
спортивная
площадка в зале с
ориентирами на
полу, ролики в
емкости.
В начале предложить детям
вводную ходьбу, медленный бег,
разные виды ходьбы, перестроение
в колонну по 4.
ОРУ с гимнастическими роликами,
с правильным дыханием, усилием,
при выполнении упражнений (в
старшей группе дозировку
уменьшить).
4.
Сюжетно-ролевая
ритмическая гимна-
стика по Н.А. Фоми-
ной (программа №4
«Три поросенка» -
Развивать у детей выносливость при
выполнении композиции «Три
поросенка» и «Приключения
Буратино», повышать интерес к
занятиям физическими
Подготовленный
музыкальный
материал к сказкам.
Пособия для сказки
«Три поросенка» -
Сказка «Три поросенка» начинается
с построения детей в круг и далее
по музыкальному материалу.
Сказка «Приключения Буратино»
начинается с построения по
средняя группа и про-
грамма №1 «Приклю-
чения Буратино» -
старшая группа)
упражнениями, развивать
двигательные способности.
мячи большие
резиновые, две
скамейки, две дуги,
4 обруча, маска
Волка.
ориентирам в колонне по 4 и далее
по музыкальному материалу.
4. Советы воспитателям по проведению утренней гимнастики:
-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину
такого поведения следует понять;
-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;
-нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать
такие движения чтобы ребенок выполняя их, получал радость;
-во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься
только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;
-в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагру-
зок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;
-в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении темпера-
туры увеличивать ее, изменяя темп, при повышении температуры снижать, чтобы избежать перегревания организма;
-комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упражнений, что помогает сократить время на объяснения и по-
каз. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличива-
ем количества повторений, заменяем образы;
-гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма
одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной темпера-
туре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны;
-в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исключаются.
Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.
Желаю удачи!