Напоминание

использование технологии ТРИЗ - метода системного анализа в работе со старшими дошкольниками


Автор: Брицына Софья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Мещеринский детский сад
Населённый пункт: с. Мещерино Московской области Ступинского района
Наименование материала: Авторская разработка конспектов ООД по познавательному развитию
Тема: использование технологии ТРИЗ - метода системного анализа в работе со старшими дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Мещеринский детский сад «Родничок»

Авторская разработка

конспектов организованной образовательной деятельности по

познавательному развитию

с использованием технологии ТРИЗ – метода системного анализа

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: воспитатель

Брицына Софья Ивановна

2019г.

Мещерино

Цель ООД: Развитие системного творческого мышления у детей

дошкольного возраста

Тема №1.

Рассматривание системы «Капли воды»

(5-7 лет)

Задачи:

Обучающие:

формировать представление е о круговороте воды в природе;

уточнить и систематизировать знания детей о свойствах воды, о

переходе воды из одного состояния в другое.

Развивающие:

способствовать развитию познавательных интересов;

развивать управляемость воображения; умение разрешать

противоречия;

развивать внимание, моторику, логическое мышление.

Воспитывающие:

воспитывать дружеские взаимоотношения;

формировать умение согласовывать совместные действия.

Форма организации ООД: фронтальная

Виды деятельности: игровая, исследовательско-познавательная,

двигательная, коммуникативная.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический,

экспериментирование, активизация словаря, эмпатия, моделирование;

методы ТРИЗ (системный оператор, моделирование маленькими

человечками).

Предварительная работа: ознакомление с методом ТРИЗ –

«моделирование маленькими человечками (ММЧ)»

Материалы и оборудование: девятиэкранный системный оператор,

емкость с заранее нагретой водой, закрытая пластиной,

схематичные изображения для ММЧ на каждого ребенка.

Содержание девятиэкранной таблицы системного оператора

Описание изображений:

Экран 1: «капли воды»

Экран 2: ММЧ – «водяные человечки»

Экран 3: схема для игры «Волшебный круг»

Экран 4: «тучи, облака»»

Экран 5: ММЧ – «газообразные человечки»

Экран 6: схематичное изображение круговорота воды в природе

Экран 7: «лед»

Экран 8: ММЧ – «твердые человечки»

Экран 9: «зима»

прошедшее время

настоящее время

будущее время

надсистема

6

3

9

система

4

1

7

подсистема

5

2

8

Структура ООД:

Вводная часть – 3 минуты:

а) представление детям системного оператора («волшебного

телевизора»);

б) контактная игра «Дождь».

Основная часть – 18 минут:

а) упражнение на разрешение противоречия;

б)работа с экранами системного оператора (рассматривание картинок,

беседы по их содержанию);

в) игра «Волшебный круг»;

г) подвижные игры с элементами эмпатии: «Откуда в небе дождик?»,

«Лед» («живое» моделирование с использованием ММЧ).

Рефлексивный этап – 4 минуты:

а) анализ ООД;

б) схематичное составление моделей разных состояний воды.

Общая продолжительность - 25 минут.

Ход деятельности

Вводная часть.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель представляет детям «Волшебный телевизор» -

девятиэкранную таблицу системного оператора с закрытыми экранами.

Экраны открываются постепенно в ходе ООД в порядке цифрового

обозначения

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (осень)

- Что часто бывает осенью? (дожди)

Открывается экран 1

Воспитатель:

- дождь – это капли воды.

Проводится контактная игра: «Дождь»

Детям предлагается встать друг за другом по кругу, слегка постучать по

спине пальцами впереди стоящего ребенка, имитируя удары капелек дождя.

Воспитатель произносит текст:

Барабанит дождь опять –

Не пускает нас гулять.

От дождя спасенья нет,

Мокрым стал весь белый свет!

Основная часть.

Дети садятся на стульчики.

Проводится упражнение на разрешение противоречия.

Воспитатель:

- придумайте: как можно гулять в дождь и оставаться сухим? (ответы

детей).

Открывается экран 2

Воспитатель:

- А вот и водяные человечки. Вспомните - какие они? (они всегда рядом

друг с другом, но не держат друг друга. Поэтому вода легко разливается,

разбивается на капли).

Открывается экран 3

Проводится игра «Волшебный круг».

Большой круг объединяет все источники воды. Воспитатель поочередно

указывает на малые круги, находящиеся в большом круге. Дети называют

природные водоемы (река, пруд, озеро, ручей, море, океан, лужа и т.д.)

Воспитатель:

- Откуда же на нас капает дождь? (из тучи).

Открывается экран 4

- Верно, из тучи. Но сначала туча была облаком.

Открывается экран 5

Воспитатель:

- Какие человечки живут в облаке? (воздушные, газообразные).

- Верно, потому что облако – это пар. Пар поднимается вверх. Воздушные

человечки очень подвижные, легкие. Они отталкиваются друг от друга и

летают в воздухе.

Проводится эксперимент.

Воспитатель берет емкость с нагретой водой, закрытую пластиной.

Снимает пластину. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар.

Воспитатель показывает пластину – на ней образовались капли воды.

Воспитатель стряхивает капли, они падают вниз.

Вывод: горячая вода превращается в пар, остывший пар превращается в

воду.

Воспитатель предлагает детям «превратится» в маленьких человечков.

Проводится игра с элементами эмпатии «Откуда в небе дождик?»

Воспитатель:

- Жили-были в речке водяные человечки.

Дети встают рядом с друг другом врассыпную, руки ставят на пояс.

Воспитатель:

- Встало солнышко (показывает картинку и изображением солнца). Стало

припекать. Жарко стало нашим человечкам, стали они друг от друга

отодвигаться, от воды отрываться, замахали ручками и ножками, и

превратились в воздушных человечков.

Дети бегают по помещению групповой комнаты, машут руками.

Воспитатель:

- Собрались воздушные человечки в большое облако.

Дети собираются на ограниченную поверхность (ковер).

Воспитатель:

- Облако поднялось так высоко, что ему стало холодно. Воздушные

человечки стали мерзнуть и ближе пододвигаться друг к другу. Им уже не

хотелось летать. Воздушные человечки снова превращаются в водяных

человечков.

Дети подходят ближе друг к другу, ставят руки на пояс.

Воспитатель:

- Собрались капельки воды у стали падать на землю.

Дети приседают, затем садятся на стульчики

Открывается экран 6

Воспитатель на схеме наглядно показывает процесс преобразования воды

в пар (облако); пар – в водяные капли (дождь).

Воспитатель:

- Какое время года наступит после осени? (зима).

- Представьте, что наступила зима. Дед мороз дохнул своим ледяным

дыханием на воду. Что случится с водой? (замерзнет, превратиться в лед).

Открывается экран 7

Воспитатель:

- Вся вода зимой превращается в лед.

Открывается экран 8.

Воспитатель:

- Водяным человечкам становится холодно, все ближе они двигаются друг

к другу, прижимаются, обнимаются. Не оторвать человечков друг от друга.

Водяные жидкие человечки становятся ледяными, твердыми.

Проводится игра с элементами эмпатии «Лед»

Детям предлагается выстроить модель твердых человечков: построится в

шеренгу и положить руки на плечи друг другу.

Открывается экран 9.

Воспитатель:

- Посмотрите на картинку с изображением зимы. Где зимой можно

встретить лед? (на водоемах, сосульки, ледяная корка на снегу, гололедица

на дорогах). Снег – это тоже маленькие кристаллы льда. Из них состоят

снежинки. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в снежинки и

из тучи падает на землю снег.

Рефлексивный этап

Воспитатель:

- В каком состоянии может находится вода? (в жидком, в виде пара ,

твердом – в виде льда).

Детям предлагается выложить из схематичных изображений маленьких

человечков все три состояния воды.

Последующая деятельность в режимных моментах:

Экспериментирование в зимний период: превращение воды в лед; льда – в

воду.

Тема №2

Рассматривание системы «Автомобиль»

(6-7 лет)

Задачи

Обучающие:

познакомить с историей автомобиля в доступной форме;

уточнить и систематизировать знания о функциональных

назначениях разных автомобилей;

упражнять в классификации видов транспорта;

учить смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое,

необычное в знакомом, привычном.

Развивающие :

развивать способность к изобретательству;

формировать качества дивергентного, креативного мышления.

Воспитывающие:

воспитывать умение сохранять уверенность в себе;

формировать умение объективно реагировать на более лучшие

решения, чем у других с желанием помочь;

формировать независимость мышления..

Форма организации ООД: фронтальная.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,

познавательно-исследовательская, продуктивная

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический,

логоритмика, методы ТРИЗ (системный оператор, морфологический ящик,

метод фокальных объектов).

Предварительная работа: ознакомление детей с методами ТРИЗ – МФО

(методом фокальных объектов), морфологическим ящиком; знакомство с

транспортом прошлых времен через иллюстративный материал.

Материалы и оборудование: девятиэкранная таблица системного

оператора, картинки по содержанию экранов (см. ниже), набор картинок с

изображением разных видов исторического автомобильного транспорта

разных лет; геометрические формы разных цветов и размеров на каждого

ребенка для «создания автомобиля будущего».

Содержание девятиэкранной таблицы системного оператора

Описание изображений:

Экран 1: автомобиль

Экран 2: части автомобиля

Экран 3: автомобильный транспорт разного назначения

Экран 4: автомобиль в прошлом

Экран 5: части старинного автомобиля

Экран 6: автомобильный транспорт в прошлом

Экран 7: пустой

Экран 8: морфологический ящик «Создание автомобиля будущего»:

Экран 9: картинки для использования МФО (метода фокальных объектов)

для изобретения автомобильного транспорта будущего.

прошедшее время

настоящее время

будущее время

надсистема

6

3

9

система

4

1

7

?

подсистема

5

2

8

Морфологический

ящик

«Создание

автомобиля

будущего»(см.

ниже)

Структура занятия

Вводная часть - 2 минуты

а) представление детям системного оператора («волшебного

телевизора»);

б) отгадывание загадки.

Основная часть – 25 минут

Работа по содержанию экранов таблицы системного оператора,

включающая в себя:

а) работу с иллюстративным материалом;

б) логоритмическое упражнение;

в) динамическую паузу;

г ) практическую деятельность с использованием методов ТРИЗ

Рефлексивный этап – 3 минуты

Общая продолжительность ООД – 30 минут.

Ход деятельности

Вводная часть

Воспитатель представляет детям девятиэкранную таблицу системного

оператора ( «волшебный телевизор») с закрытыми экранами. Экраны

открываются по ходу деятельности в порядке цифрового обозначения.

Чтобы открыть первый экран, детям предлагается отгадать загадку:

Сам - колесами кручу.

Сам - по улицам качу.

За виражом - вираж

И в гараж.

В. Стручков (Автомобиль)

Открывается экран 1

Воспитатель:

- Правильно, это – автомобиль. Какой автомобиль здесь изображен?

(легковой).

Основная часть

1

2

3

4

А

Кабина

Б

Кузов

В

Элементы

передвижения

(форма колес)

Г

Форма окон

Д

Цвет

автомобиля

Открывается экран 2

Воспитатель:

- Из чего состоит автомобиль? (ответы детей)

Открывается экран 3

Воспитатель:

- По дорогам ездят разные автомобили. Каждый из них выполняет свою

задачу. Какие автомобили вы знаете? (ответы детей с ориентировкой на

изображения экрана 3).

Проводится логоритмическое упражнение «Мы – шоферы»

текст

движения

Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль

Газ включаем, выключаем

Смотрим пристально мы вдаль.

Дождик стекла намочил,

И окошко нам закрыл.

Дворники включили.

Вправо-влево – чистота,

Мы шоферы – хоть куда!

Крутить воображаемый руль.

Топать ногой.

Крутить воображаемую ручку.

Приложить ладонь ко лбу.

Слегка «барабанить» пальцами по груди.

Закрыть лицо руками.

Поднять перед собой руки, согнутые в

локтях, пальцы вместе, ладони прямые.

Наклоны рук вправо, влево.

Громко произнести последние слова,

поднять руки вверх, высоко подпрыгнуть.

Открывается экран 4

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в прошлое. Это один из самых

первых автомобилей. Такой автомобиль ездил гораздо медленнее, чем

современные машины. Мотор заводили специальной ручкой.

Открывается экран 5

Воспитатель:

- Чем автомобиль прошлого отличается от современного автомобиля?

(сравнить части автомобилей прошлого и настоящего времени: кабина,

колеса, руль и т.д.)

Открывается экран 6

Воспитатель:

- Приглашаю вас в Музей автомобилей.

Рассматривание картинок с изображением автомобилей разных лет

Воспитатель:

- Первые автомобили появился очень давно. Первые светофоры тоже

появились давно. Светофор сделал движения на дорогах гораздо безопаснее.

Динамическая пауза: п/и «Светофор»

Воспитатель показывает зеленый круг – бег врассыпную. Желтый круг –

приготовиться к остановке. Красный круг – остановиться. Желтый круг –

приготовиться к движению.

Игровая задача: вовремя среагировать на зрительный сигнал.

Воспитатель:

- Интересно, а каким будет автомобиль будущего? Хотите узнать?

Открывается экран 7

Дети видят пустой экран.

Воспитатель:

- Автомобиль будущего мы изобретем сами. Поможет нам ящик с разными

частями автомобиля.

Открывается экран 8

Проводится игра по методу Морфологического анализа

«Создание автомобиля будущего»

Дети из геометрических форм выкладывают конструкцию по заданной схеме.

Пример: 1) А3-Б4-В2-Г1-Д3 2) А1-Б3-В3-Г2-Д4

Результат: 1)

2)

Воспитатель:

- как выглядит автомобиль будущего, мы уже знаем. А каким он будет, что он

будет уметь делать, - мы еще не придумали.

Открывается экран 9

Сейчас мы придумаем один автомобиль. Но мы будем продолжать эту

игру и дальше, в другие дни. Потому что с помощью этой игры можно

изобрести много разных автомобилей будущего.

Проводится игра на основе метода фокальных объектов

Объект в фокусе - автомобиль

Этапы игры:

1.

Выявление (примерное) качеств ключевых объектов (игрушки на

картинке).

неваляшка – не падает;

мяч – прыгает;

пирамидка – собирается из колец;

мишка – мягкий;

лошадка – красивая;

уточка – умеет плавать.

2.

Перенос качеств ключевых объектов на объект в фокусе.

Автомобиль будущего

(примерный результат)

Не падает, не переворачивается, очень устойчивый. Умеет прыгать,

перепрыгивать через ямы, ручьи и другие препятствия. Может легко

собираться и разбираться. Автомобиль мягкий, в случае аварии – не

разбивается сам и никого не ранит. Автомобиль будущего – очень красивый.

И, конечно, он умеет плавать.

Рефлексивный этап

Воспитатель:

- О чем мы сегодня узнали? (ответы детей);

- В каком времени вам понравилось путешествовать больше всего:

настоящем, прошлом или будущем? Почему? (ответы детей).

Последующая деятельность в режимных моментах:

Продолжать «создание» парка автомобилей будущего с использованием

МФО.

Тема №3

Рассматривание системы «Картофель»

(6-7 лет)

Задачи

Обучающие:

учить рассматривать объект в системном ключе;

уточнять и систематизировать знания о выращивании овощей;

знакомить с понятием: «съедобная часть растения». Подвести к

пониманию того, что она может быть у разных овощных растений –

или надземной, или в виде корнеплода.

формировать представление о пользе блюд из овощей для

организма человека.

Развивающие :

развивать логическое мышление; внимание; мелкую моторику;

развивать связную речь, активизировать словарь;

развивать вкусовое восприятие.

Воспитывающие:

воспитывать стремление к ЗОЖ;

формировать навыки культуры общения в ходе беседы.

Форма организации ООД: фронтальная.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, системный анализ,

использование результатов опытно-экспериментаторской деятельности.

Предварительная работа: опытно-экспериментаторская деятельность:

выращивание кустов картофеля на огороде детского сада.

Материалы и оборудование: девятиэкранная таблица системного

оператора, картинки по содержанию экранов (см. ниже), кукла или

изображение доктора Пилюлькина, сумка Пилюлькина в которой находятся:

меню на день, лист бумаги со стихотворением «Овощи», клубень картофеля,

картинка, изображающая проросший клубень картофеля, картинки для

дидактической игры «Сварим суп». Картинки для подвижной игры «Вершки и

корешки».

Содержание девятиэкранной таблицы системного оператора

прошедшее время

настоящее время

будущее время

надсистема

6

3

9

система

4

1

7

подсистема

5

2

8

Описание изображений:

Экран 1: картофель

Экран 2: части картофельного клубня

Экран 3: овощи

Экран 4: картофельный куст

Экран 5: части картофельного куста

Экран 6: огород

Экран 7: картофельный суп

Экран 8: пособие для дидактической игры «Сварим суп»

Экран 9: пособие для игры «Волшебный круг»

Структура ООД

Вводная часть – 3 минуты:

а)) представление девятиэкранной таблицы системного оператора;

б) вводная беседа.

Основная часть – 25 минуты:

а) беседы посодержанию экранов;

б) пальчиковая игра;

в) сенсорная игра;

г) дидактические игры;

д) подвижная игра

Рефлексивный этап – 2 минуты

Общая продолжительность ООД – 30 минут

Ход деятельности

Вводная часть

Воспитатель представляет детям девятиэкранную таблицу системного

оператора («волшебный телевизор») с закрытыми экранами. Экраны

открываются по ходу деятельности в порядке цифрового обозначения.

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня в гости пришел доктор Пилюлькин (показывает

куклу или изображение Пилюлькина). Он случайно узнал, что сегодня будет

показывать наш «волшебный телевизор» и принес в своей сумке для нас что-

то интересное ( достает из конверта «меню», показывает детям). Посмотрим.

Это меню на сегодня. Что у нас сегодня на обед? (читает). А что вы любите

есть на обед? Какие ваши любимые блюда? (ответы детей).

- Многие из вас любят блюда из овоща, который находится на первом

экране телевизора. Но экран откроется, если вы отгадаете – что это за овощ:

Неказиста, мешковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!»

(картошка)

Основная часть

Открывается экран 1

Воспитатель:

Правильно – это картофель. Или картошка, как мы с вами чаще называем

этот вкусный и полезный овощ. Плоды картофеля называются – «клубни».

Посмотрите, Пилюлькин в своей сумке то же принес нам картофельный

клубень (достает из сумки Пилюлькина). Я его узнала. Это один из тех

клубней, которые мы вырастили на нашем огороде.

Открывается экран2

Воспитатель:

- Из каких частей состоит клубень? Посмотрите на экран. Что он показывает?

(у клубня есть кожура, внутренняя съедобная часть и еще - глазки).

Посмотрите на клубень, - сколько здесь глазков (показывает).

- Зачем клубню глазки? Вспомните, как мы весной проращивали картошку,

что появилось на месте глазков? (ростки и корешки). Вот и Пилюлькин

помнит. Он принес нам фотографию:

- Летом и осенью собирают урожай не только картофеля, но и других овощей.

Открывается экран 3

Воспитатель:

- Назовите овощи, которые вы видите на экране (ответы детей). Может быть,

кто-то назовет и еще – овощи, которых нет на картинке? (ответы детей).

_ Пилюлькин предлагает вам, ребята, послушать стихотворение об овощах,

которое он нам принес (достает лист со стихотворением):

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из них вкуснее,

Кто из них важнее!

Ешь побольше овощей,

Будешь только здоровей!

Воспитатель открывает накрытую до этого тарелку с кусочками разных

овощей на шпажках

Проводится дидактическая игра «Угадай на вкус».

Воспитатель:

- Да, но что же было дальше с нашим пророщенным клубнем? (посадили в

землю).

Открывается экран 4

Воспитатель:

- Что вы видите на экране? ( Картофельный куст)

- Вспомните, как мы за ним ухаживали? (поливали, пропалывали, рыхлили,

окучивали). Без нашей заботы картошка бы не выросла.

Проводится пальчиковая игра «Картошка»

И зелен и густ -

На грядке куст -

показать левую кисть с разведенными пальцами

Покопай немножко, -

правая ладонь – горизонтально, поднимать и опускать кисть

Под кустом – картошка.-

сжать кулаки

Повторить игру, поменяв руки.

Открывается экран 5

- Проводится рассматривание схемы, изображенной на экране: - «И каких

частей состоит куст картофеля?» с выявлением надземной и подземной части

растения.

Открывается экран 6

Воспитатель:

- Где росли все овощи? (на огороде). У всех овощных растений съедобная

часть называется плод (если находится над землей) или корнеплод (если

находится под землей); над землей – вершки, под землей – корешки.

Проводится подвижная игра «Вершки и корешки»

Дети встают в круг. Воспитатель показывает поочередно картинки с

разными овощами. Если это «корешок» дети приседают, если «вершок» -

встают, поднимают руки вверх и подпрыгивают.

Открывается экран 7

Воспитатель:

- Что будет с нашими картофельными клубнями дальше в будущем? (ответы

детей). Их них, конечно, что-то приготовят. Посмотрите на экран. Наверное,

это будет вкусный картофельный суп. А может быть что-то еще? (ответы

детей).

Открывается экран 8

Воспитатель:

- Мы с вами то же попробуем приготовить картофельный суп. А поможет нам

доктор Пилюлькин. Он принес разные картинки. Из них надо выбрать те, на

которых нарисовано то, что нужно для приготовления супа.

Проводится дидактическая игра «Варим суп».

Воспитатель раскладывает на столе картинки, на которых изображены

разные продукты, фрукты, овощи. Дети по очереди выбирают нужную

картинку и вставляют в кармашек на экране. Игра продолжается до тех пор,

пока не заполнятся все кармашки.

Открывается экран 9

Проводится игра «Волшебный круг»

Большой круг – это все, что делают из овощей, маленькие круги – это

отдельные блюда и другая еда из овощей: супы, рагу, салаты, овощные

котлеты, заготовки на зиму, овощные соки, замороженные овощи и т.д.

Рефлексивный этап

Воспитатель:

- Что нам сегодня показал наш волшебный телевизор? (ответы детей).



В раздел образования