Автор: Игнатова Ирина Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ СШ № 82 Населённый пункт: город Волгоград,Волгоградская область Наименование материала: Методическая разработка по воспитательной работе в 5-х классах по ФГОС Тема: "Я - в социуме" Раздел: среднее образование
Данный курс «Правовое воспитание учащихся» по внеурочной деятельности по ФГОС для 5-х
классов является основой программы для классных руководителей «Я –в социуме».
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно
здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание
должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно
формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт
подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми
несовершеннолетние.
Данный курс направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную
профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Курс разработан на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого
поведения, ответственности за свои действия.
Задачи курса:
· координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих
проблему правонарушений несовершеннолетних;
· повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в классе через
взаимодействие с КДН и ЗП, ОВД Дзержинского района г.Волгограда;
· активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам
правопорядка;
· привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в классе, так и в школе;
· повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы;
· развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в
каникулярное время;
· обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Основные умения и навыки:
• работать с научно-популярной и справочной литературой
• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом,
обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных
микроисследований;
• анализировать и сопоставлять факты;
Требования ФГОС к результатам обучения
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность в истории, в определенных областях ее развития
- ценностные ориентиры, основанные на идеях толерантности, уважения к материальным
ценностям
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-
философских позиций;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной
деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
- относительно целостное представление о данном курсе;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной
действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать
собственную точку зрения.
Формы организации образовательного процесса предполагает следующие формы; лекции с
обсуждением документов, беседы, сообщения, творческие работы.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа,
профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по
профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление
систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся,
о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек
подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга
здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую
деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с
помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся
представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:
1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия
совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел проводятся,
начиная с сентября 2015 года. 2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся
классными руководителями не реже 2 раз в четверть.
3) Правовой всеобуч обучающихся предполагает проведение занятий с обучающимися, начиная с
пятого класса, по 1занятию в год.
4) Профориентационная работа проводится с пятого класса по программе «Путь в профессию»
5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
6) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска».
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии
сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько
этапов:
Этап
Содержание
Изучение подростка и
окружающей его среды
Диагностика подростка
Обеспечение
психологической готовности
подростка к изменению
Беседы с подростком, вхождение в доверие к
нему, пробуждение его интереса к той или
иной деятельности
Накопление подростком
нравственно положительных
качеств, поступков
Стимулирование положительных поступков,
изменений, профориентационная работа
Самовоспитание
Поддержка подростка в процессе
самовоспитания
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного
резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия
школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских
собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета класса.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств),
классные руководители, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
· Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН
ОВД , КДН.
· Организация работы Совета класса по профилактике правонарушений.
· Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и
семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с
детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых
условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Классный руководитель в защиту
прав несовершеннолетних».
· Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
· Составление социального паспорта класса.
· Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на
внутришкольном учёте.
· Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона класса, выявление
учащихся, не посещающих школу).
· Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в
спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
· Анкетирование обучающихся 5--х классов на предмет выявления фактов употребления
алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
· Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей
жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
· Заполнение карты здоровья обучающихся.
· Анкетирование «Несколько слов о ...».
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.
☼
Тематика бесед с обучающимися, совместно с КДНи ЗП:
1. Мелкое хулиганство, ответственность.
2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.
☼
Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:
4. Знаки для пешеходов и водителей.
5. Ох,уж этот гололёд!
6. Безопасность в общественном транспорте.
7. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.
8. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.
9. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.
10. Ответственность за нарушение ПДД.
11. Водитель и его возраст.
12. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.
13. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.
14. Понятие «дорога». Элементы дороги.
15. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.
☼
Тематика бесед, совместно с ГПН:
16. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
17. План эвакуации в школе № 82.
☼
Тематика бесед по правовому всеобучу:
18. Права и обязанности школьника.
19. Я – гражданин России.
20. Конвенция ООН о правах ребёнка.
21. Конституция РФ – основной закон страны.
22. Гражданский и трудовой кодекс РФ.
☼
Тематика классных часов по профориентации
23. Что такое профессия? Как появились профессии?
24. Сколько существует профессий?
25. Как связаны между собой профессии и увлечения.
☼
Тематика бесед по профилактике употребления
психоактивных веществ:
26. Определение здорового образа жизни.
27. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.
28. Влияние алкоголя на организм человека.
29. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления
30. Последствия употребления ПАВ.
31. Сумею ли я отказаться …
32. Место подростка в обществе.
33. Основы развития личности.
34. Итоговое занятие по курсу «Правовое воспитание учащихся».
Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:
· Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
· Вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе;
· Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и
интересным содержательным досугом в течение всего года.
2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);
2) Беседы педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
4) Беседы инспектора КДН;
5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
6) Направление ходатайств в КДН;
7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
· Выбор родительского комитета в классе.
· Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.
· «День открытых дверей» для родителей.
· Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
· Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-
массовых мероприятий.
· Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и
постановка их на внутришкольный учёт.
· Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении,
направление ходатайств в соцзащиту.
· Проведение родительского всеобуча:
·
Тема
Содержание
Профориентаци
я школьников
1) Профориентация, её цели и задачи.
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения,
ситуация на местном рынке труда.
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии
вашим ребёнком.
По
профилактике
употребления
ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты – причина употребления подростком ПАВ.
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По
профилактике
правонару-
шений и
преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
· Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников
для родителей.
· Организация тематических встреч родителей с работниками образования,
правоохранительных органов, органов здравоохранения.
· Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции,
конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики
правонарушений,
* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск
взаимодействия школы и семьи,
* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для
быстрого оказания квалифицированной помощи,
* получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
* сформировать у обучающихся образ жизни, достойной человека,
* сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
*создание приоритетного родительского воспитания,
* организация педагогического просвещения родителей,
* построение демократической системы отношений детей и взрослых
Календарно-тематическое планирование для учащихся 5 «А» класса
№
п/п
Тема занятия
Тип
занятия
Кол-во
уроков
Вид контроля,
измерители
Дата проведения
занятия
План
Факт
1
Мелкое хулиганство,
ответственность
Вводное
1
2
Ответственность за
непосещение школы,
пропуски уроков без
уважительных причин
1
3
Драка, нецензурные
выражения – наказуемые
деяния
1
4
Знаки для пешеходов и
водителей.
1
5
Ох, уж этот гололёд!
1
6
Безопасность в
общественном транспорте
1
7
Правила поведения граждан
на ж/д транспорте
1
8
Терроризм. Ответственность
за заведомо ложные
сообщения
1
9
Оказание первой
медицинской помощи при
ушибах и вывихах.
1
10
Ответственность за
нарушение ПДД
1
11
Водитель и его возраст
1
12
Оказание первой
медицинской помощи при
открытом и закрытом
переломе
1
13
Чрезвычайная ситуация.
Экстремальная ситуация.
Правила поведения
1
14
Понятие «дорога».
Элементы дороги
1
15
Ж/д транспорт. Сигналы
тревоги на ж/д переезде
1
16
Лесные пожары. Правила
поведения в лесу
1
17
План эвакуации в школе №
82.
1
18
Права и обязанности
школьника
1
19
Я – гражданин России
1
20
Конвенция ООН о правах
ребёнка
1
21
Конституция РФ – основной
закон страны
1
22
Гражданский и трудовой
кодекс РФ
1
23
Что такое профессия? Как
появились профессии?
1
24
Сколько существует
профессий?
1
25
Как связаны между собой
профессии и увлечения
1
26
Определение здорового
1
образа жизни
27
Состав табачного дыма и его
влияние на организм
человека
1
28
Влияние алкоголя на
организм человека
1
29
Наркотики, психоактивные
вещества и последствия их
употребления
1
30
Последствия употребления
ПАВ
1
31
Сумею ли я отказаться …
1
32
Место подростка в обществе
1
33
Основы развития личности
1
34
Итоговое занятие по курсу
«Правовое воспитание
учащихся»
1