Напоминание

"Я - в социуме"


Автор: Игнатова Ирина Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СШ № 82
Населённый пункт: город Волгоград,Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка по воспитательной работе в 5-х классах по ФГОС
Тема: "Я - в социуме"
Раздел: среднее образование





Назад





Пояснительная записка

Данный курс «Правовое воспитание учащихся» по внеурочной деятельности по ФГОС для 5-х

классов является основой программы для классных руководителей «Я –в социуме».
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние. Данный курс направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Курс разработан на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.
Цель курса:
создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Задачи курса:
· координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних; · повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в классе через взаимодействие с КДН и ЗП, ОВД Дзержинского района г.Волгограда; · активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка; · привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в классе, так и в школе; · повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы; · развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время; · обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Основные умения и навыки:
• работать с научно-популярной и справочной литературой • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
• анализировать и сопоставлять факты;
Требования ФГОС к результатам обучения
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность в истории, в определенных областях ее развития - ценностные ориентиры, основанные на идеях толерантности, уважения к материальным ценностям Метапредметные результаты изучения проявляются в: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности. Предметными результатами освоения данного курса являются: - относительно целостное представление о данном курсе; - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; - знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности; -умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения. Формы организации образовательного процесса предполагает следующие формы; лекции с обсуждением документов, беседы, сообщения, творческие работы. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты: 1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел проводятся, начиная с сентября 2015 года. 2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями не реже 2 раз в четверть. 3) Правовой всеобуч обучающихся предполагает проведение занятий с обучающимися, начиная с пятого класса, по 1занятию в год. 4) Профориентационная работа проводится с пятого класса по программе «Путь в профессию» 5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. 6) Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска». Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап

Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка Обеспечение психологической готовности подростка к изменению Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание Поддержка подростка в процессе самовоспитания Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета класса. Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ.
Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:
· Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН ОВД , КДН. · Организация работы Совета класса по профилактике правонарушений. · Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Классный руководитель в защиту прав несовершеннолетних». · Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании. · Составление социального паспорта класса. · Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте. · Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона класса, выявление учащихся, не посещающих школу). · Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
· Анкетирование обучающихся 5--х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ. · Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др. · Заполнение карты здоровья обучающихся. · Анкетирование «Несколько слов о ...».

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность. ☼
Тематика бесед с обучающимися, совместно с КДНи ЗП:
1. Мелкое хулиганство, ответственность. 2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин. 3. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния. ☼
Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:
4. Знаки для пешеходов и водителей. 5. Ох,уж этот гололёд! 6. Безопасность в общественном транспорте. 7. Правила поведения граждан на ж/д транспорте. 8. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения. 9. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах. 10. Ответственность за нарушение ПДД. 11. Водитель и его возраст. 12. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе. 13. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения. 14. Понятие «дорога». Элементы дороги. 15. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде. ☼
Тематика бесед, совместно с ГПН:
16. Лесные пожары. Правила поведения в лесу. 17. План эвакуации в школе № 82. ☼
Тематика бесед по правовому всеобучу:
18. Права и обязанности школьника.
19. Я – гражданин России. 20. Конвенция ООН о правах ребёнка. 21. Конституция РФ – основной закон страны. 22. Гражданский и трудовой кодекс РФ. ☼
Тематика классных часов по профориентации
23. Что такое профессия? Как появились профессии? 24. Сколько существует профессий? 25. Как связаны между собой профессии и увлечения. ☼
Тематика бесед по профилактике употребления

психоактивных веществ:
26. Определение здорового образа жизни. 27. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека. 28. Влияние алкоголя на организм человека. 29. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления 30. Последствия употребления ПАВ. 31. Сумею ли я отказаться … 32. Место подростка в обществе. 33. Основы развития личности. 34. Итоговое занятие по курсу «Правовое воспитание учащихся».
Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:
· Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции; · Вовлечение обучающихся в планирование КТД в школе; · Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.

2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением. Работа в этом направлении предполагает: 1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна); 2) Беседы педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком; 3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений; 4) Беседы инспектора КДН; 5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции; 6) Направление ходатайств в КДН; 7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
· Выбор родительского комитета в классе. · Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений. · «День открытых дверей» для родителей. · Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий. · Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно- массовых мероприятий. · Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учёт. · Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в соцзащиту. · Проведение родительского всеобуча: ·
Тема

Содержание
Профориентаци я школьников 1) Профориентация, её цели и задачи. 2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда. 3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ 1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка. 2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ. 3) Устойчивость подростка в обществе. 4) Семейные конфликты – причина употребления подростком ПАВ. 5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка. 6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ. По профилактике правонару- шений и преступлений 1) Права и обязанности семьи. 2) Права, обязанности и ответственность родителей. 3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни. 4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме. 5) Причина детских суицидов. 6) Свободное время и развлечения учащихся. · Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей. · Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения. · Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок * разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений, * создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» 2 блок * получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, * получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи, * получение информации о состоянии здоровья учащихся 3 блок * сформировать у обучающихся образ жизни, достойной человека, * сформировать жизненную позицию ребёнка 4 блок *создание приоритетного родительского воспитания, * организация педагогического просвещения родителей,
* построение демократической системы отношений детей и взрослых Календарно-тематическое планирование для учащихся 5 «А» класса № п/п Тема занятия Тип занятия Кол-во уроков Вид контроля, измерители Дата проведения занятия План Факт 1 Мелкое хулиганство, ответственность Вводное 1 2 Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин 1
3 Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния 1 4 Знаки для пешеходов и водителей. 1 5 Ох, уж этот гололёд! 1 6 Безопасность в общественном транспорте 1 7 Правила поведения граждан на ж/д транспорте 1 8 Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения 1 9 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах. 1 10 Ответственность за нарушение ПДД 1 11 Водитель и его возраст 1 12 Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе 1 13 Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения 1 14 Понятие «дорога». Элементы дороги 1 15 Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде 1 16 Лесные пожары. Правила поведения в лесу 1 17 План эвакуации в школе № 82. 1 18 Права и обязанности школьника 1 19 Я – гражданин России 1 20 Конвенция ООН о правах ребёнка 1 21 Конституция РФ – основной закон страны 1 22 Гражданский и трудовой кодекс РФ 1 23 Что такое профессия? Как появились профессии? 1 24 Сколько существует профессий? 1 25 Как связаны между собой профессии и увлечения 1 26 Определение здорового 1
образа жизни 27 Состав табачного дыма и его влияние на организм человека 1 28 Влияние алкоголя на организм человека 1 29 Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления 1 30 Последствия употребления ПАВ 1 31 Сумею ли я отказаться … 1 32 Место подростка в обществе 1 33 Основы развития личности 1 34 Итоговое занятие по курсу «Правовое воспитание учащихся» 1


В раздел образования