Автор: Городовиченко Алена Сергеевна
Должность: Главный советник по проектной работе
Учебное заведение: Национальная родительская ассоциация
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Семейное воспитание- основа духовно-нравственного развития личности ребёнка
Тема: статья
Раздел: среднее профессиональное
Семейное воспитание- основа духовно-нравственного развития личности ребёнка
Из опыта работы Победителя III Всероссийского конкурса центров и программ
родительского просвещения. Октябрь 2019 года.
И.А. Экк, педагог-организатор МУ ДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» г. Сыктывкара
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
могут дать детям большое человеческое счастье»
Василий Александрович Сухомлинский
Я
являюсь
педагогом
МУДО
«ЦППМиСП»
г
Сыктывкара.
Тема
моего
выступления
«Семейное
воспитание-
основа
духовно-нравственного
развития
личности
ребёнка».
Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во
всех
его
сферах.
Кардинальные
социально-экономические,
политические
и
духовно-
нравственные
изменения
все
более
настойчиво
подтверждают
мысль
о
том,
что
наше
общество
вступило
в
качественно
новое
состояние,
где
существующие
противоречия
представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в
коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и
семейных отношений.
Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи
связана
с
половым
и
возрастным
разделением
труда,
ведением
домашнего
хозяйства,
взаимной помощью людей друг другу, продлением рода, а следовательно, воспроизведением
народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и
психологическими
отношениями.
В
семье
отдельная
личность,
поступаясь
некоторыми
своими особенностями, входит в качестве единицы в некое целое, впервые учится жить в
коллективе.
Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности
социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования
духовно-
нравственных
основ
подрастающего
поколения.
Именно
в
ней
совершается
сложный
и
важный
процесс
становления
личности
человека
во
всех
направлениях:
физическом,
трудовом,
духовном,
нравственном,
эстетическом.
В
семье
не
только
закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное
приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь
расширяет
возможности
для
нравственной
образованности
и
воспитанности
человека,
формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток
впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения,
способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта
жизни,
житейской
мудрости.
В
отличие
от
других
воспитательных
институтов
семья
способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на
протяжении
всей
его
жизни.
Вот
почему
без
преувеличения
можно
сказать:
только
то
государство
имеет
будущее,
в
котором
семья
окружена
вниманием
и
заботой
и
рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья
предается
забвению,
где
она
играет
второстепенную
роль
среди
других
социальных
институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на
свое благополучие и процветание. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем
прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви..
Прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности, следует задуматься,
можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви, доверия, взаимопонимания и
благополучия.
В
своем
выступлении
мы
хотели
бы
осветить
некоторые
аспекты
этой
проблемы.
Мы
считаем,
что
создание
гармоничных
отношений,
благополучного
психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так
как
без
этого
невозможно
формирование
здоровой
полноценной
личности
ребенка.
Нравственность
больше,
чем
другая
сфера
внутреннего
мира
человека,
обеспечивает
социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с
обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в самом детстве.
Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования
надо
начинать
с
формирования
духовности.
Именно
в
детском
возрасте
важно
успеть
заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе,
своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования
общества
были
преобразованы
во
внутренние
стимулы
личности
каждого
ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, любовь к большой и малой родине.
Проблемой текущего времени является то, что родители, как показали наши опросы,из
десяти основных своих функций затрудняются назвать хотя бы половину.
Сегодняшнее
благополучие
и
неблагополучие:
низкий
уровень
жизни,
культуры,
преступность,
деградация,
леность,
безрассудство,
безответственность,
алкоголизм,
наркомания, насилие - непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей.
Точно так же, как и сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что
полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено
безнравственностью,
отвращением
к
труду,
неуважением
к
старшим
и
младшим,
если
юношам
не
ведомо,
что
такое
благородство
и
добронравие,
-
это
неминуемо
ведет
к
разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка. Такова
логическая цепочка, если нет благонравного воспитания.
Для того, чтобы воспитание в семье стало добронравным, или хотя бы развивалось в этом
направлении супругам, родителям нужно оказывать помощь в повышении педагогической
культуры. Социологи выделяют пять типов семей, из них только первый тип не нуждается в
помощи.
Остальные
четыре
типа
остро
нуждаются
в
повышении
родительской
педагогической культуры, коррекции поведения, взаимоотношений с детьми, что, в конечном
счёте, должно привести к гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Для
решения
проблемы
нами
разработаны
циклы
классных
часов
для
учащихся
начального
звена
духовно-нравственной
тематики,
такие,
как
«Семейные
ценности»,
«Богатства человеческого сердца», «Хороший характер-богатство», «Слово и образ малой
родины», «Нежность», «Мамин портрет» и др.
Кроме того, педагоги МУДО «ЦППМиСП» решили обратиться к такой хорошо известной
педагогам- стажистам форме, как родительский всеобуч.
Параллельно работе с детьми проводится работа с родителями. Это «Школа родительской
любви». Цикл занятий с родителями духовно-нравственной тематики интерактивных по
форме. Приведём несколько примеров: «Мудрость родительской любви», «Чувство вины в
жизни
родителей
и
детей»,
«Почему
дети
ведут
себя
плохо»,
«Нравственность»,
«Сотрудничество»,
«Трудолюбие»,
«Похвала
и
поощрение»,
«Отцовская
любовь»,
«Безусловная любовь-фактор материнской любви», «Собрание отцов» и др.
Деятельность
педагогического
коллектива
по
организации
работы
с
родителями
реализует следующие цели:
1.
Просветительская
–
способствовать
родительскому
видению
и
пониманию
изменений, происходящих с детьми.
2.
Консультативная
–
совместный
психолого-педагогический
поиск
методов
эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных
навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,
опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Задачи взаимодействия семьи и образовательных организаций:
1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.
2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.
3. Привитие навыков здорового образа жизни.
4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.
5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
Формы работы самые разнообразные:
-
массовые
(родительские
собрания,
родительский
лекторий,
конференции,
практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и
ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, деловая игра, дни
коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, дела
и др.);
-
групповые
(родительский
комитет,
клуб
общения,
тренинг
родительского
взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);
-
индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).
В
качестве
заключения
своего
выступления
хочу
привести
слова
психолога
Роберта
Семёновича
Немова:
«
Семья
–
это
особого
рода
коллектив,
играющий
в
воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость,
спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению
и холодности – все эти качества личность приобретает в семье». От себя добавлю- семья
нуждается в поддержке и помощи, и образовательные организации , педагоги могут и
должны идти семье навстречу и оказывать ей эту помощь. Как это и происходит в нашем
учреждении, и, я уверена, в других образовательных учреждениях города Сыктывкара, Коми
республики и нашей страны в целом. Спасибо за внимание!