Напоминание

статья


Автор: Городовиченко Алена Сергеевна
Должность: Главный советник по проектной работе
Учебное заведение: Национальная родительская ассоциация
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Семейное воспитание- основа духовно-нравственного развития личности ребёнка
Тема: статья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Семейное воспитание- основа духовно-нравственного развития личности ребёнка

Из опыта работы Победителя III Всероссийского конкурса центров и программ

родительского просвещения. Октябрь 2019 года.

И.А. Экк, педагог-организатор МУ ДО «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи» г. Сыктывкара

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя

могут дать детям большое человеческое счастье»

Василий Александрович Сухомлинский

Я

являюсь

педагогом

МУДО

«ЦППМиСП»

г

Сыктывкара.

Тема

моего

выступления

«Семейное

воспитание-

основа

духовно-нравственного

развития

личности

ребёнка».

Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во

всех

его

сферах.

Кардинальные

социально-экономические,

политические

и

духовно-

нравственные

изменения

все

более

настойчиво

подтверждают

мысль

о

том,

что

наше

общество

вступило

в

качественно

новое

состояние,

где

существующие

противоречия

представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в

коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и

семейных отношений.

Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи

связана

с

половым

и

возрастным

разделением

труда,

ведением

домашнего

хозяйства,

взаимной помощью людей друг другу, продлением рода, а следовательно, воспроизведением

народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и

психологическими

отношениями.

В

семье

отдельная

личность,

поступаясь

некоторыми

своими особенностями, входит в качестве единицы в некое целое, впервые учится жить в

коллективе.

Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности

социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования

духовно-

нравственных

основ

подрастающего

поколения.

Именно

в

ней

совершается

сложный

и

важный

процесс

становления

личности

человека

во

всех

направлениях:

физическом,

трудовом,

духовном,

нравственном,

эстетическом.

В

семье

не

только

закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное

приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь

расширяет

возможности

для

нравственной

образованности

и

воспитанности

человека,

формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток

впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения,

способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта

жизни,

житейской

мудрости.

В

отличие

от

других

воспитательных

институтов

семья

способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на

протяжении

всей

его

жизни.

Вот

почему

без

преувеличения

можно

сказать:

только

то

государство

имеет

будущее,

в

котором

семья

окружена

вниманием

и

заботой

и

рассматривается как высшая первичная ценность государства. И, наоборот, там, где семья

предается

забвению,

где

она

играет

второстепенную

роль

среди

других

социальных

институтов - у того государства нет и не может быть будущего, а у народа - перспектив на

свое благополучие и процветание. Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем

прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви..

Прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности, следует задуматься,

можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви, доверия, взаимопонимания и

благополучия.

В

своем

выступлении

мы

хотели

бы

осветить

некоторые

аспекты

этой

проблемы.

Мы

считаем,

что

создание

гармоничных

отношений,

благополучного

психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так

как

без

этого

невозможно

формирование

здоровой

полноценной

личности

ребенка.

Нравственность

больше,

чем

другая

сфера

внутреннего

мира

человека,

обеспечивает

социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с

обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в самом детстве.

Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования

надо

начинать

с

формирования

духовности.

Именно

в

детском

возрасте

важно

успеть

заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе,

своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые

требования

общества

были

преобразованы

во

внутренние

стимулы

личности

каждого

ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство, любовь к большой и малой родине.

Проблемой текущего времени является то, что родители, как показали наши опросы,из

десяти основных своих функций затрудняются назвать хотя бы половину.

Сегодняшнее

благополучие

и

неблагополучие:

низкий

уровень

жизни,

культуры,

преступность,

деградация,

леность,

безрассудство,

безответственность,

алкоголизм,

наркомания, насилие - непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей.

Точно так же, как и сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что

полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено

безнравственностью,

отвращением

к

труду,

неуважением

к

старшим

и

младшим,

если

юношам

не

ведомо,

что

такое

благородство

и

добронравие,

-

это

неминуемо

ведет

к

разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка. Такова

логическая цепочка, если нет благонравного воспитания.

Для того, чтобы воспитание в семье стало добронравным, или хотя бы развивалось в этом

направлении супругам, родителям нужно оказывать помощь в повышении педагогической

культуры. Социологи выделяют пять типов семей, из них только первый тип не нуждается в

помощи.

Остальные

четыре

типа

остро

нуждаются

в

повышении

родительской

педагогической культуры, коррекции поведения, взаимоотношений с детьми, что, в конечном

счёте, должно привести к гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Для

решения

проблемы

нами

разработаны

циклы

классных

часов

для

учащихся

начального

звена

духовно-нравственной

тематики,

такие,

как

«Семейные

ценности»,

«Богатства человеческого сердца», «Хороший характер-богатство», «Слово и образ малой

родины», «Нежность», «Мамин портрет» и др.

Кроме того, педагоги МУДО «ЦППМиСП» решили обратиться к такой хорошо известной

педагогам- стажистам форме, как родительский всеобуч.

Параллельно работе с детьми проводится работа с родителями. Это «Школа родительской

любви». Цикл занятий с родителями духовно-нравственной тематики интерактивных по

форме. Приведём несколько примеров: «Мудрость родительской любви», «Чувство вины в

жизни

родителей

и

детей»,

«Почему

дети

ведут

себя

плохо»,

«Нравственность»,

«Сотрудничество»,

«Трудолюбие»,

«Похвала

и

поощрение»,

«Отцовская

любовь»,

«Безусловная любовь-фактор материнской любви», «Собрание отцов» и др.

Деятельность

педагогического

коллектива

по

организации

работы

с

родителями

реализует следующие цели:

1.

Просветительская

способствовать

родительскому

видению

и

пониманию

изменений, происходящих с детьми.

2.

Консультативная

совместный

психолого-педагогический

поиск

методов

эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных

навыков.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,

опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Задачи взаимодействия семьи и образовательных организаций:

1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

3. Привитие навыков здорового образа жизни.

4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Формы работы самые разнообразные:

-

массовые

(родительские

собрания,

родительский

лекторий,

конференции,

практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и

ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, деловая игра, дни

коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, дела

и др.);

-

групповые

(родительский

комитет,

клуб

общения,

тренинг

родительского

взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);

-

индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).

В

качестве

заключения

своего

выступления

хочу

привести

слова

психолога

Роберта

Семёновича

Немова:

«

Семья

это

особого

рода

коллектив,

играющий

в

воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость,

спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению

и холодности – все эти качества личность приобретает в семье». От себя добавлю- семья

нуждается в поддержке и помощи, и образовательные организации , педагоги могут и

должны идти семье навстречу и оказывать ей эту помощь. Как это и происходит в нашем

учреждении, и, я уверена, в других образовательных учреждениях города Сыктывкара, Коми

республики и нашей страны в целом. Спасибо за внимание!



В раздел образования