Напоминание

Консультация для педагогов на тему "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"


Автор: Ахмедьянова Зиля Вакиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМБ ДОУ
Населённый пункт: Нефтеюганский р-н, пгт.Пойковский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов на тему "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «В гостях у сказки»

Консультация для педагогов на тему:

«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых».

Подготовила:

Воспитатель Ахмедьянова З.В.

Пойковский, 2019

«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования

(далее

ФГОС

ДО,

Стандарт)

является

одним

из

основных

нормативно-правовых

документов,

регламентирующих

современное

дошкольное

образование.

Траекторию

своей

работы

воспитатель

должен

выстраивать с учетом Стандарта, его ориентиров.

Одной

из

задач,

на

решение

которой

направлен

Стандарт,

является

«объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»

(п. 1.6.5. ФГОС ДО).

Эта задача является одной из приоритетных. Чтобы современный ребенок

комфортно жил в обществе, он должен быть причастен к его традициям, нормам

и

правилам. Труд —

целесообразная,

сознательная

деятельность

человека,

направленная

на

удовлетворение

потребностей

индивида

и общества.

Заниматься трудовым воспитанием детей необходимо с дошкольного возраста,

тогда

мы

увидим

трудолюбивых

первоклассников,

которые

по

окончанию

школьной жизни, получив рабочие специальности в техникумах и ВУЗах, будут

приносить

пользу

себе

и

обществу,

будут

людьми

трудолюбивыми,

инициативными и целеустремленными.

Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные

знания

и

представления

о

труде

и

воспитать

уважение

к

труду

взрослых,

научить ценить его, вызвать интерес и любовь к труду. Одновременно решается

задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться,

работать добросовестно, тщательно.

Сегодня

мы

поговорим

о

том,

как

п р о и сход и т ознакомление

дошкольников с трудом взрослых. Рассмотрим актуальные формы, методы и

приемы.

У Конфуция, древнего китайского мыслителя и философа, есть хорошие

слова: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать

— и я пойму». Думаю, все мы, здесь присутствующие воспитатели-практики,

понимаем,

как

хорошо

эти

слова

подходят

к

нашим

воспитанникам.

Практическое

проживание

ситуации

ее

обыгрывание

вот

наиболее

эффективное средство ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Всегда

нужно помнить о том, что игра – ведущая форма деятельности детей в ДОУ,

трудовое воспитание не является исключением.

Согласно

убеждениям

советского

психолога

Даниила

Борисовича

Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между

предметным миром и миром человечески отношений. Поэтому ознакомление

дошкольников

с

трудом

взрослых

играет

важную

роль

в

установление

их

контактов с миром взрослых.

Чтобы

познакомить

детей,

например,

с

профессиональным

трудом

взрослых,

с

такими

профессиями,

как

«Парикмахер»

и,

например,

«Ветеринар», предложите воспитанникам сыграть в тематическую сюжетно-

ролевую игру, в ходе которой вы, будучи ее участником, раскроете особенности

той или иной профессии, покажете манипулятивные действия с атрибутами,

характерными для этой профессии, ответите на вопросы детей в практической

среде.

Далее дети смогут играть самостоятельно, их кругозор относительно

профессионального труда взрослых расширится.

Мы

с

вами

выяснили,

что

познакомить

детей

с

трудом

взрослых

рациональнее всего, включив их в практическую деятельность, т.е. занимаясь

трудовым воспитанием дошкольников. Также мы определили, что эффективной

формой трудового воспитания является игра в ее широком смысле, это не

только

сюжетно-ролевая

игра,

это

могут

быть

дидактические,

подвижные,

театрализованные, квест-игры, игровые ситуации и пр., проигрывая которые

дети познакомятся с миром труда взрослых.

Помимо

игры

можно

использовать наблюдения и экскурсии, которые

обеспечивают

отчетливость

представлений,

максимальную

действенность

приобретаемых

детьми

познаний.

В

процессе

последующих

бесед

с

воспитателем уточняются, закрепляются, расширяются сведения, полученные

во

время

наблюдений.

Также

рационально

использование индивидуальных

поручений

(их

форма

может

быть

также

игровой),

чтение

художественной

литературы, экскурсия (например, на пищеблок с целью знакомства с трудом

повара, подсобного рабочего; в медицинский кабинет для знакомства с трудом

медсестры и т.д.). Для старшего дошкольного возраста этот список можно

дополнить такими формами организации труда, как мастерская (в том числе

детско-родительская),

встреча

с

представителем

какой-либо

профессии.

Нужно использовать все многообразие форм, не останавливать свой выбор на

какой-то одной и следовать ей изо дня в день, поскольку вариативное детско-

взрослое

взаимодействие

является

наиболее

эффективным

и

пользуется

повышенным интересом у детей.

Чтобы

познакомить

детей

с

трудом

взрослого,

например,

с

трудом

сантехника, можно использовать сюрпризный момент и привнести в группу

разводной

ключ.

Новая

вещь

привлечет

внимание

детей

и

как

следствие

вызовет интерес к новому предмету. Так, отталкиваясь от инструмента, можно

познакомить детей с профессией, после чего предложить выполнить ремонт

кукольной стиральной машинки при помощи игрушечного разводного ключа.

Также нужно помнить, что мы – это пример для детей. Изо дня в день

они видят, как после сна в детском саду младшим воспитателем убираются их

кроватки,

а

после

обеда

моется

посуда,

проводится

ежедневная

уборка,

воспитателем

производятся

стирка

кукольной

одежды

и

мытье

игрушек,

подготовка к занятиям, праздникам, изготовление атрибутов для игр, полив и

рыхление почвы цветов и пр. Мы с вами – предмет для подражания для наших

воспитанников, об этом не нужно забывать. Заслужив авторитет и доверие

детей, личным примером мы можем не только познакомить детей с трудом

взрослых,

но

и

воспитать

у

детей

трудолюбие,

привычку

быть

человеком,

занятым

полезным

делом. Дети

восхищаются

чудесными

превращениями,

происходящими в результате трудовой деятельности: кусок бархатного картона

в руках воспитателя превращается в маску – атрибут для детского праздника,

белый лист и гуашь превращаются в красивую поздравительную стенгазету,

набор продуктов в руках кондитера превращается в аппетитный торт и пр.. Всё

это имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного

отношения

к

труду

взрослых,

способствует

сближению

между

детьми

и

взрослыми.

Наблюдения

за

трудом

взрослых

положительно

влияют

на

поведение

детей,

на

их

отношение

к

людям,

к

вещам.

Дети

стараются

осторожно

поливать

цветы,

чтобы

не

залить

пол;

работая

с

природным

материалом, стараются не сорить на пол и т.д.

Поощряйте

детей

за

стремление

и

успешный

труд.

Как

мы

уже

говорили ранее, воспитывать привычку к трудовой деятельности необходимо

с младшего возраста. Яркие акценты – еще один эффективный прием. Чтобы

вызвать

интерес

ребенка

к

труду,

например,

садовника,

рекомендую

использовать

яркие

трудовые

атрибуты

(детские

грабли

красного

цвета,

ведерки

цвета

морской

волны

с

красивыми

наклейками

с

персонажами

любимых

мультфильмов

и

пр.).

Яркие

игрушки

привлекают

маленького

ребенка, поэтому и трудовые манипуляции с ними вызовут интерес у дошколят.

При

организации

трудовой

деятельности

детей

важно

помнить

о

возрастных

особенностях

воспитанников,

а

так

же

о

том,

что

наша

приоритетная задача -

реализовать основную образовательную программу

ДОУ.

Основная

образовательная

программа

содержит

в

себе

Комплексно-

тематическое планирование (далее – КТП), которое отражает темы недель в

каждой возрастной группе. Труд рекомендуется планировать в рамках КТП с

целью

лучшего

усвоения

детьми

материала.

Например,

тема

недели

«Перелетные

птицы».

Воспитанники

подготовительной

к

школе

группы,

с

целью трудового воспитания, изготавливают кормушки для зимующих птиц

из природного и бросового материала, параллельно знакомясь с профессией

«Плотник»,

и

вывешивают

их

на

участок.

Воспитанники

второй

младшей

группы во время прогулки убирают снег с дорожек, продолжают знакомиться

с профессией дворник,

кормят птиц, кладя корм в кормушки, вывешенные

детьми подготовительной к школе группы. В описанном примере учтены и

возрастные особенности детей и КТП.

При

организации

ежедневного

детско-взрослого

взаимодействия

рекомендуют

использовать

пословицы

и

поговорки,

которые

помогают

высказать отношение к лени («Труд кормит, а лень портит»; «Ленивые ручки

чужие труды любят»; «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность

труда для человека («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело

гож»; «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица -

эффективное

средство рудового воспитания.

Моральная

ценность

труда

утверждается

не

только

в

пословицах

и

поговорках,

но

и,

конечно

же,

в

сказках.

В

сказках

положительный

герой

обычно

трудолюбив,

готов

помочь

другому,

благодаря

чему

в

итоге

вознаграждается признанием, любовью и богатством.

Также художественная литература – наш помощник в ознакомлении детей

с миром профессий («Кем быть?» В. Маяковского, «Как печатали вашу книгу»

С. Маршака и пр.).

Еще

одно

эффективное

средство

-

произведения

изобразительного

искусства. Рассматривая репродукции картин художников, воспитанники видят

не

только

процесс

труда,

но

и

настроение

картины.

Где-то

это

радость,

эмоциональный подъём («Хлеб» Т. Яблонский»), где-то спокойная передышка,

отдых после хорошей работы («Ужин трактористов» А. Пластова). Дети должны

знать, что труд не всегда легок, чтобы

научиться с уважением относиться к

людям,

которые

трудятся.

Ввиду

вышесказанного

с

детьми

старшего

дошкольного возраста можно рассматривать такие картины, как, например,

«Кочегар»

Н.

Ярошенко

или

«Ремонтные

работы

на

железной

дороге»

К.

Савицкого и др.

Еще

одно

эффективное

средство

использование

ИКТ

при

ознакомлении детей с трудом взрослых. Так можно использовать обучающие

детские мультфильмы, слайд-презентации, виртуальные экскурсии (например,

на пароход; в депо и пр.) из цикла «Мир профессий».

Так

как

родители

это

полноценные

участники

образовательного

процесса

в

современном

детском

саду,

то

их

необходимо

привлекать

к

сотрудничеству с целью ознакомления детей с трудом взрослых. Например,

можно

организовать

детско-родительскую

тематическую

встречу

«Моя

профессия»,

на

которой

каждый

родитель

в

2-ух

минутном

выступлении

презентует

свою

профессию,

праздник-развлечение

«Каждая

профессия

важна, каждая профессия нужна!», акцию «Мир! Труд! Май!», организовать

детско-родительскую

квест-игру,

включающую

локации

с

«трудовыми»

заданиями.

Необходимо давать родителям консультации по трудовому воспитанию

детей

(буклеты,

стендовая

информация,

родительские

собрания,

мастер-

классы, беседы).

Задача современного воспитателя, наша с вами задача, посеять в детях то

зерно, которое вырастет в трудолюбие.



В раздел образования