Автор: Ахмедьянова Зиля Вакиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМБ ДОУ
Населённый пункт: Нефтеюганский р-н, пгт.Пойковский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов на тему "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"
Раздел: дошкольное образование
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «В гостях у сказки»
Консультация для педагогов на тему:
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых».
Подготовила:
Воспитатель Ахмедьянова З.В.
Пойковский, 2019
«Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
(далее
ФГОС
ДО,
Стандарт)
является
одним
из
основных
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
современное
дошкольное
образование.
Траекторию
своей
работы
воспитатель
должен
выстраивать с учетом Стандарта, его ориентиров.
Одной
из
задач,
на
решение
которой
направлен
Стандарт,
является
«объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»
(п. 1.6.5. ФГОС ДО).
Эта задача является одной из приоритетных. Чтобы современный ребенок
комфортно жил в обществе, он должен быть причастен к его традициям, нормам
и
правилам. Труд —
целесообразная,
сознательная
деятельность
человека,
направленная
на
удовлетворение
потребностей
индивида
и общества.
Заниматься трудовым воспитанием детей необходимо с дошкольного возраста,
тогда
мы
увидим
трудолюбивых
первоклассников,
которые
по
окончанию
школьной жизни, получив рабочие специальности в техникумах и ВУЗах, будут
приносить
пользу
себе
и
обществу,
будут
людьми
трудолюбивыми,
инициативными и целеустремленными.
Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные
знания
и
представления
о
труде
и
воспитать
уважение
к
труду
взрослых,
научить ценить его, вызвать интерес и любовь к труду. Одновременно решается
задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться,
работать добросовестно, тщательно.
Сегодня
мы
поговорим
о
том,
как
п р о и сход и т ознакомление
дошкольников с трудом взрослых. Рассмотрим актуальные формы, методы и
приемы.
У Конфуция, древнего китайского мыслителя и философа, есть хорошие
слова: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать
— и я пойму». Думаю, все мы, здесь присутствующие воспитатели-практики,
понимаем,
как
хорошо
эти
слова
подходят
к
нашим
воспитанникам.
Практическое
проживание
ситуации
–
ее
обыгрывание
–
вот
наиболее
эффективное средство ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Всегда
нужно помнить о том, что игра – ведущая форма деятельности детей в ДОУ,
трудовое воспитание не является исключением.
Согласно
убеждениям
советского
психолога
Даниила
Борисовича
Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между
предметным миром и миром человечески отношений. Поэтому ознакомление
дошкольников
с
трудом
взрослых
играет
важную
роль
в
установление
их
контактов с миром взрослых.
Чтобы
познакомить
детей,
например,
с
профессиональным
трудом
взрослых,
с
такими
профессиями,
как
«Парикмахер»
и,
например,
«Ветеринар», предложите воспитанникам сыграть в тематическую сюжетно-
ролевую игру, в ходе которой вы, будучи ее участником, раскроете особенности
той или иной профессии, покажете манипулятивные действия с атрибутами,
характерными для этой профессии, ответите на вопросы детей в практической
среде.
Далее дети смогут играть самостоятельно, их кругозор относительно
профессионального труда взрослых расширится.
Мы
с
вами
выяснили,
что
познакомить
детей
с
трудом
взрослых
рациональнее всего, включив их в практическую деятельность, т.е. занимаясь
трудовым воспитанием дошкольников. Также мы определили, что эффективной
формой трудового воспитания является игра в ее широком смысле, это не
только
сюжетно-ролевая
игра,
это
могут
быть
дидактические,
подвижные,
театрализованные, квест-игры, игровые ситуации и пр., проигрывая которые
дети познакомятся с миром труда взрослых.
Помимо
игры
можно
использовать наблюдения и экскурсии, которые
обеспечивают
отчетливость
представлений,
максимальную
действенность
приобретаемых
детьми
познаний.
В
процессе
последующих
бесед
с
воспитателем уточняются, закрепляются, расширяются сведения, полученные
во
время
наблюдений.
Также
рационально
использование индивидуальных
поручений
(их
форма
может
быть
также
игровой),
чтение
художественной
литературы, экскурсия (например, на пищеблок с целью знакомства с трудом
повара, подсобного рабочего; в медицинский кабинет для знакомства с трудом
медсестры и т.д.). Для старшего дошкольного возраста этот список можно
дополнить такими формами организации труда, как мастерская (в том числе
детско-родительская),
встреча
с
представителем
какой-либо
профессии.
Нужно использовать все многообразие форм, не останавливать свой выбор на
какой-то одной и следовать ей изо дня в день, поскольку вариативное детско-
взрослое
взаимодействие
является
наиболее
эффективным
и
пользуется
повышенным интересом у детей.
Чтобы
познакомить
детей
с
трудом
взрослого,
например,
с
трудом
сантехника, можно использовать сюрпризный момент и привнести в группу
разводной
ключ.
Новая
вещь
привлечет
внимание
детей
и
как
следствие
вызовет интерес к новому предмету. Так, отталкиваясь от инструмента, можно
познакомить детей с профессией, после чего предложить выполнить ремонт
кукольной стиральной машинки при помощи игрушечного разводного ключа.
Также нужно помнить, что мы – это пример для детей. Изо дня в день
они видят, как после сна в детском саду младшим воспитателем убираются их
кроватки,
а
после
обеда
–
моется
посуда,
проводится
ежедневная
уборка,
воспитателем
производятся
стирка
кукольной
одежды
и
мытье
игрушек,
подготовка к занятиям, праздникам, изготовление атрибутов для игр, полив и
рыхление почвы цветов и пр. Мы с вами – предмет для подражания для наших
воспитанников, об этом не нужно забывать. Заслужив авторитет и доверие
детей, личным примером мы можем не только познакомить детей с трудом
взрослых,
но
и
воспитать
у
детей
трудолюбие,
привычку
быть
человеком,
занятым
полезным
делом. Дети
восхищаются
чудесными
превращениями,
происходящими в результате трудовой деятельности: кусок бархатного картона
в руках воспитателя превращается в маску – атрибут для детского праздника,
белый лист и гуашь превращаются в красивую поздравительную стенгазету,
набор продуктов в руках кондитера превращается в аппетитный торт и пр.. Всё
это имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного
отношения
к
труду
взрослых,
способствует
сближению
между
детьми
и
взрослыми.
Наблюдения
за
трудом
взрослых
положительно
влияют
на
поведение
детей,
на
их
отношение
к
людям,
к
вещам.
Дети
стараются
осторожно
поливать
цветы,
чтобы
не
залить
пол;
работая
с
природным
материалом, стараются не сорить на пол и т.д.
Поощряйте
детей
за
стремление
и
успешный
труд.
Как
мы
уже
говорили ранее, воспитывать привычку к трудовой деятельности необходимо
с младшего возраста. Яркие акценты – еще один эффективный прием. Чтобы
вызвать
интерес
ребенка
к
труду,
например,
садовника,
рекомендую
использовать
яркие
трудовые
атрибуты
(детские
грабли
красного
цвета,
ведерки
цвета
морской
волны
с
красивыми
наклейками
с
персонажами
любимых
мультфильмов
и
пр.).
Яркие
игрушки
привлекают
маленького
ребенка, поэтому и трудовые манипуляции с ними вызовут интерес у дошколят.
При
организации
трудовой
деятельности
детей
важно
помнить
о
возрастных
особенностях
воспитанников,
а
так
же
о
том,
что
наша
приоритетная задача -
реализовать основную образовательную программу
ДОУ.
Основная
образовательная
программа
содержит
в
себе
Комплексно-
тематическое планирование (далее – КТП), которое отражает темы недель в
каждой возрастной группе. Труд рекомендуется планировать в рамках КТП с
целью
лучшего
усвоения
детьми
материала.
Например,
тема
недели
«Перелетные
птицы».
Воспитанники
подготовительной
к
школе
группы,
с
целью трудового воспитания, изготавливают кормушки для зимующих птиц
из природного и бросового материала, параллельно знакомясь с профессией
«Плотник»,
и
вывешивают
их
на
участок.
Воспитанники
второй
младшей
группы во время прогулки убирают снег с дорожек, продолжают знакомиться
с профессией дворник,
кормят птиц, кладя корм в кормушки, вывешенные
детьми подготовительной к школе группы. В описанном примере учтены и
возрастные особенности детей и КТП.
При
организации
ежедневного
детско-взрослого
взаимодействия
рекомендуют
использовать
пословицы
и
поговорки,
которые
помогают
высказать отношение к лени («Труд кормит, а лень портит»; «Ленивые ручки
чужие труды любят»; «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность
труда для человека («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело
гож»; «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица -
эффективное
средство рудового воспитания.
Моральная
ценность
труда
утверждается
не
только
в
пословицах
и
поговорках,
но
и,
конечно
же,
в
сказках.
В
сказках
положительный
герой
обычно
трудолюбив,
готов
помочь
другому,
благодаря
чему
в
итоге
вознаграждается признанием, любовью и богатством.
Также художественная литература – наш помощник в ознакомлении детей
с миром профессий («Кем быть?» В. Маяковского, «Как печатали вашу книгу»
С. Маршака и пр.).
Еще
одно
эффективное
средство
-
произведения
изобразительного
искусства. Рассматривая репродукции картин художников, воспитанники видят
не
только
процесс
труда,
но
и
настроение
картины.
Где-то
это
радость,
эмоциональный подъём («Хлеб» Т. Яблонский»), где-то спокойная передышка,
отдых после хорошей работы («Ужин трактористов» А. Пластова). Дети должны
знать, что труд не всегда легок, чтобы
научиться с уважением относиться к
людям,
которые
трудятся.
Ввиду
вышесказанного
с
детьми
старшего
дошкольного возраста можно рассматривать такие картины, как, например,
«Кочегар»
Н.
Ярошенко
или
«Ремонтные
работы
на
железной
дороге»
К.
Савицкого и др.
Еще
одно
эффективное
средство
–
использование
ИКТ
при
ознакомлении детей с трудом взрослых. Так можно использовать обучающие
детские мультфильмы, слайд-презентации, виртуальные экскурсии (например,
на пароход; в депо и пр.) из цикла «Мир профессий».
Так
как
родители
–
это
полноценные
участники
образовательного
процесса
в
современном
детском
саду,
то
их
необходимо
привлекать
к
сотрудничеству с целью ознакомления детей с трудом взрослых. Например,
можно
организовать
детско-родительскую
тематическую
встречу
«Моя
профессия»,
на
которой
каждый
родитель
в
2-ух
минутном
выступлении
презентует
свою
профессию,
праздник-развлечение
«Каждая
профессия
важна, каждая профессия нужна!», акцию «Мир! Труд! Май!», организовать
детско-родительскую
квест-игру,
включающую
локации
с
«трудовыми»
заданиями.
Необходимо давать родителям консультации по трудовому воспитанию
детей
(буклеты,
стендовая
информация,
родительские
собрания,
мастер-
классы, беседы).
Задача современного воспитателя, наша с вами задача, посеять в детях то
зерно, которое вырастет в трудолюбие.