Автор: Безродных Любовь Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29
Населённый пункт: Московская область город Химки
Наименование материала: Долгосрочный проект
Тема: Мир вокруг нас
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад № 29 «Машенька»
Долгосрочный проект подготовительной группы № 5
«Совенок» на тему
«Мир вокруг нас»
Подготовила воспитатель
Безродных Любовь Борисовна
Химки 2019
Долгосрочный проект « Мир вокруг нас»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Данный долгосрочный проект « Мир вокруг нас» для подготовительной
группы
детского
сада
предназначен
для
опытно-экспериментальной
деятельности детей дошкольного возраста.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у
дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ « Мир вокруг
нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников
через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на
изучение
природы
вокруг
нас
посредством
опытно-экспериментальной
деятельности.
Оглавление
1
.
Актуальность проекта.
2 Участники проекта.
3. Цели и задачи проекта.
4.Предполагаемые результаты.
5. Сроки реализации проекта.
6.Этапы реализации проекта.
7.Краткая аннотация.
8.Перспективное планирование экспериментально- исследовательской деятельности.
9. Работа с родителями.
10. Заключение.
11. Список литературы.
Актуальность: Ребенку- дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование
как
специально-организованная
деятельность
способствует
становлению
целостной
картины
мира
ребенка
дошкольного
возраста
и
основ
культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: Познавательное развитие
предполагает
развитие интересов детей,
становления сознания и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях
объектов
окружающего
мира
(форме,
цвете,
размере,
материале,
звучании, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.).
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную
систему, в которой включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом
в специально организованных видах деятельности, наблюдения, опыты, выполняемые
детьми совместно с педагогом в пространственно-предметной среде группы.
Как
показывает
практика,
знания
полученные
во
время
проведения
опытов
запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие творческих способностей.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Цель
проекта:
Расширить
знания
детей
об
окружающем
мире
через
опытно-
экспериментальную
деятельность,
воспитывать
любознательность,
активность,
формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
Знакомить с различными свойствами веществ: твердость ,мягкость, сыпучесть,
вязкость, плавучесть, растворимость.
Развивать представления об основных физических явлениях: отражение, преломление
света, магнитное притяжение.
Развивать
представления
детей
о
некоторых
факторах
среды:
свет,
температура
воздуха и ее изменчивость, вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое,
газообразное их отличие друг от друга. Воздух - его давление и сила. Почва-состав,
влажность, сухость.
Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды:
солнце,
земля,
воздух,
вода,
растения
и
животные-
для
удовлетворения
своих
потребностей. Расширить представление детей о значимости воды и воздуха в жизни
человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину.
Формировать
опыт
выполнения
правил
техники
безопасности
при
проведении
физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения
познавательных задач.
Учить детей целенаправленно искать ответы на вопросы - что делать; предположения,
средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные
выводы.
Предполагаемые
результаты: У
детей
сформированы
предпосылки
поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы. Умеют определять возможные методы
решения проблем с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умеют применять
методы,
способствующие
решению
поставленной
задачи,
с
использованием
различных вариантов.
Развито желание вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем и
самостоятельной
исследовательской
деятельности.
Активизация
речи
детей,
словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать
выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации: сентябрь 2019 года - май 2020 года.
Этапы реализации проекта:
1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2.Разработка перспективного плана работы с детьми.
3.Разработка
конспектов
занятий
с
детьми
по
опытно-экспериментальной
деятельности.
4.Организация
развивающей
среды
в
группе.
Оформление
уголка
по
экспериментированию.
5.Оформление консультативного материала для родителей.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
Краткая аннотация
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено;
Специально-организованное обучение в форме занятий.
Совместная деятельность взрослого с детьми.
Свободная самостоятельная деятельность.
Форма работы:
1. Занятия
2.Эксперименты
3.Беседы
4.Наблюдение и труд
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой),
фронтальная (со всей группой).
Предпочтение
отдается
подгрупповой
форме
организации
экспериментальной
работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют
специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса,
проводятся на участке или в уголке природы, плановые наблюдения и эксперименты
проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок
после несложного наблюдения сам устанавливают истину.
Совместная
деятельность
взрослого
с
детьми
является
основным
в
опытно
экспериментальной деятельности.
Здесь
планируются
различные
опыты
и
наблюдения,
проводятся
познавательные
беседы.
С
детьми
проводятся
экологические
игры,
чтение
художественной
и
познавательной литературы.
Работа с родителями.
Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы.
Для родителей можно провести консультации по темам: « Организация детского
экспериментирования в домашних условиях».
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только
помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и
вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную окраску. В
работе
с
родителями
можно
использовать
как
традиционные
формы,
так
и
нетрадиционные.
Консультация для родительского уголка.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключение
Внедряя
проект,
прежде
всего,
необходимо
правильно
поставить
цель
и
найти
нужный
и
безопасный
способ
его
реализации.
Важно
спланировать
и
учебно-
воспитательный
процесс
на
основе
темы
проекта,
создать
развивающую,
познавательную,
безопасную
среду.
Не
менее
важно,
определить
направление
поисковой и практической деятельности, организовать совместную с родителями и
детьми деятельность. Необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и
сотворчества воспитателя, детей, родителей.
Список литературы
1.Рыжова Н.А «Волшебница-вода»
2. Рыжова Н.А « Игры с водой и песком».
3.Тугушева
Г.П
Чистякова
А.В.
«
Игра-
экспериментирование
для
старшего
дошкольного возраста»
4. Интернет ресурсы.
5. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
Дыбина О.В, Рахманова Н.П, Щетинина В.В.