Автор: Доскач Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 158 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование по ОБЖ во второй младшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план по Основам Безопасности Жизнедеятельности
во второй младшей группе детского сада
Месяц
Тема
№
Содержание
Задачи
Сентябрь
«Безопасное
поведение в
детском саду и
на прогулке»
1
«Знакомство
с
группой»
«Каждой
вещи – своё место» «Безопасность в
группе».
Беседа
«Вместе
весело
играть».
Чтение
С.
Михалков
«Песенка
друзей»
Дидактическая
игра
«Подбери
игрушку Танюшке»
Развивать умение ориентироваться в
групповом пространстве.
Знакомить
детей
с
правилами
безопасного поведения в группе и на
улице во время прогулки.
Знакомить
с
правилами
хранения
предметов, рассмотреть
с
детьми
различные ситуации, обсудить, какие
места
в
группе
и
предметы
могут
быть опасными.
Развивать
чувство
безопасности
и
самосохранения.
Освоение правила: «от шалости до
беды один шаг». Закрепить правила
безопасной игры.
Учить
вести
себя
правильно
в
проблемных ситуациях, дружелюбно
относиться к сверстникам.
Уходить
из
детского
сада
только
с
р о д и т е л я м и ,
и н ф о р м и р у я
воспитателя.
2
Беседа
«Палки
–
это
не
игрушки,
камни для детей – беда»
Ситуация-загадка
«Как
Мишутка
играл»
3
Беседа «Будь осторожным при спуске
и подъеме по лестнице»
Дидактическая
игра
«Правильно-
неправильно»
4
Чтение
рассказа
В.В.
Маяковского
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
Игровые ситуации: «Покажем кукле»,
«Убери на место»
Ситуация-загадка
«Правильно
ли
поступает
мишка»
(осторожно,
я
кусаюсь и дерусь)
Октябрь
«О пользе
овощей и
фруктов»
1
Беседа «Овощи и фрукты – полезные
продукты»
Дидактическая игра «Что где растёт?»
Игра «Соберём урожай»
Учить
детей
различать
овощи
и
фрукты.
Формировать
представления
о
п о л ь з е
о в о щ е й
и
ф р у к т о в ,
необходимости
их
мытья
перед
употреблением в пищу
Объяснить детям, что не все овощи
можно есть сырыми.
П о з н а к о м и т ь
с
п о н я т и е м
«витамины»
и
продуктами,
в
которых они встречаются.
Формировать представления у детей
о полезных продуктах, рассказать о
пользе
овощей
для
здо ро в ь я
человека,
о
пользе
витаминов,
рассказать
детям
о
витаминах
в
доступной
форме
и
их
пользе
для
здоровья.
В ы з в а т ь
у
д е т е й
ж е л а н и е
употреблять
в
пищу
как
можно
больше овощей.
Воспитывать
у
детей
культуру
2
Беседы:
«Где
живут
витамины?»,
«Вот так овощи у нас»
Чтение
стихотворения
«Овощи
и
фрукты».
Отгадывание
загадок
об
овощах
и
фруктах.
3
Беседа «Чистота – залог здоровья»
Игра «Овощи на тарелке»
Игровое
упражнение
«Выбери
продукты для компота».
4
Беседы
«Витамины
я
люблю,
быть
здоровым я хочу», «О роли лекарств
и витаминов»
Чтение стихов о пользе витаминов и
полезных продуктов.
Дидактическая игра «Чудесный
мешочек».
питания.
Ноябрь
«Безопасное
поведение
дома»
1
Беседа «Ты остался один»
Обсудить с детьми опасные ситуации
возможных контактов с
незнакомыми людьми. Научить
правильно вести себя в таких
ситуациях.
Чтение сказок: «Волк и семеро
козлят», «Жихарка», «Петушок-
золотой гребешок».
Формировать
у
детей
навыки
безопасного
поведения
дома,
представления об опасности и мерах
предосторожности при обращении с
бытовыми
приборами,
опасными
предметами
(колющие,
режущие
предметы, стекло, спички).
Научить детей правильно вести себя
дома, когда они остаются одни
Закрепить
представления
детей
о
некоторых
опасных
для
жизни
и
здоровья предметах, с которыми они
встречаются дома.
Дать детям понятие о том, какую
опасность таят в себе спички,
знакомить с правилами обращения
со спичками, электрическими
приборами.
Помочь
детям
сделать
выводы
о
п о с л е д с т в и я х
н е о с т о р о ж н о г о
обращения с опасными для жизни и
здоровья предметами
Воспитывать уважение к профессии
пожарного
2
Беседа «Опасные окна и балконы»
Обсуждение
ситуаций
«Кузька
у
окна», «Как бы ты поступил?»
Сюжетно-ролевая игра «Если рядом
никого…»
3
Беседа «Что такое пожар?»
Чтение
стихотворения
«Не
шути
дружок с огнём!»
Р ассм атр иван ие
кар тин о к,
н а
которой
изображено
т у ш е н и е
пожара в жилом доме.
Слушание
аудиозаписи
сирены
пожарной машины.
Игра-инсценировка по
п о т е ш ке
«Тили-бом! Тили-бом!»
Просмотр презентации: «Огонь наш
друг, огонь наш враг».
Опыт со свечой — показать, что свеча
даёт тепло, но может и обжечь, от
неё могут загореться предметы.
4
«В мире опасных предметов»
Беседа с детьми об электроприборах,
и х
н а з н а ч е н и и ,
п р а в и л а х
использования.
Разбо р
про бл ем н ых
с и т у а ц и й
«Разбилась чашка», «Маша упала со
стула»
Беседа «В мире опасных предметов»
(друзья и недруги)- продолжать учить
правила безопасности в быту
Декабрь
«Об
опасностях для
здоровья в
зимний
период»
1
Ситуативная
беседа:
«Зимой
на
прогулке»
Отгадывание загадок: о зиме, снеге,
сосульках.
«Помоги Кате одеться на прогулку»
(предлагаются
разные
ситуации),
«Как Мишка простудился».
Познакомить
детей
с
опасностями
зимнего
периода:
переохлаждение,
обморожение,
п рико с н о в е н ие
языком
в
мороз
к
металлическим
п р е д м е т а м ;
о п а с н о с т ь ю
поскользнуться и упасть
Расширять
представления
детей
о
правилах безопасного поведения во
дворе, во время катания на санках,
2
«Катаемся на горке»
Игра-имитация «Мы не замерзнем на
прогулке зимой»
3
Ситуативные
беседы: «Что
такое
сосульки
и
чем
они
опасны»,
«Обходи скользкие места»;
П р о д у к т и в н а я
д е я т е л ь н о с т ь
(рисование): «Сосульки на крыше».
ледянках.
Учить
детей
соблюдать
правила
безопасности на морозе.
Учить детей быть внимательными, не
ходить под крышами и навесами в
это время года.
4
Беседа: «Каким бывает снег?»
Опыт со снегом: «Почему тает снег?».
«Ворона снега съела» П. Золотов
Ворона снега съела,
Ангиной заболела.
Хочет крикнуть – да никак.
Снег
не
будешь
есть.
Вот
так!
Январь
«Как
обращаться с
домашними
животными»
1
Беседа
«Кошка
и
собака
–
наши
соседи»
Рассматривание альбомов о кошках
и собаках, загадывание загадок.
Чтение К.Д. Ушинского «Васька», Л.Н.
Толстого
«Собака
шла…»,
«Была
драка между Жучкой и кошкой…»
Формировать
у
детей
навыки
безопасного
поведения
при
общении с кошкой, собакой.
Формировать
у
детей
навыки
б е з о п а с н о г о
п о в е д е н и я
с
бездомными животными, рассказать
об опасных ситуациях, которые могут
в о з н и к н у т ь
п р и
к о н т а к т е
с
ж и в о т н ы м и .
П о з н а к о м и т ь
с
правилами поведения при встрече с
ними
Учить детей правильно обращаться с
животными.
Дать
сведения
об
агрессивности
некоторых
животных
и мерах предосторожности.
Воспитывать любовь к животным.
2
И г р а - б е с е д а
« К о н т а к т ы
с
животными». Решение
проблемных
ситуаций:
«Собака
грызет
кость».
Как
надо
поступить? (Не подходить близко).
«Собака
со
щенком».
Что
будете
делать?
(Подходить
нельзя, собака
защищает щенков, агрессивна).
«Собака
громко
лает».
Что
нельзя
делать?
(Нельзя
убегать,
махать
руками)
3
Рассматривание
иллюстраций
о
животных:
«Кто
живет
рядом
с
нами?»
Игры
со
строительным
материалом
«Будка для собачки Жучки»
4
Беседы «Чужие кошки и собаки», «Не
трогай
бездомных
животных
–
это
опасно»
Рассматривание папки–раскладушки
«Правила обращения животными».
И г р а - б е с е д а
« С о б а к а
б ы в а е т
кусачей».
П о д в и ж н а я
и г р а
« В о т
с и д и т
лохматый пес»
Февраль
«Как вести
себя в лесу»
1
Беседа «Зная азбуку «Ау» – я в лесу
не пропаду»
Настольно-печатные
игры
«Чей
малыш?», «На лесной тропинке».
Рассматривание альбомов по теме.
Познакомить детей с опасностями,
которые подстерегают в лесу.
Формировать
навыки
безопасного
поведения в природе.
2
Беседы «Прогулка по лесу опасна для
детей» «Не всякую ягодку и грибок
клади в кузовок».
Р а сс м ат р и в а н и е
и л л ю с т р а ц и й
полезных
и
ядовитых
растений
(грибов, ягод)
П р о д у к т и в н а я
д е я т е л ь н о с т ь
(рисование) «Красные ягодки»
Формировать
навыки
осторожности
п р и
в с т р е ч е
с
н а с е к о м ы м и ,
незнакомыми растениям.
Воспитывать
любовь
и
бережное
отношение к природе.
3
Игра-беседа «Берегись насекомых»
Дидактическая
игра
«Кто
живёт
в
лесу?»
Рассматривание
альбома
«Такие
разные Букашки»
Продуктивная
деятельность
(лепка)
«Гусеница»
4
Беседа «Зачем беречь природу?» (не
рвем
цветы,
не
ломаем
ветки,
не
разоряем муравейники)
Раскрашивание цветов.
Март
«Здоровье и
болезнь»
1
«Уроки доктора Айболита»
«Выбери
правильно»
(предметы
ухода за собой).
Дидактическая игра по валеологии
«Продукты
питания,
помогающие
укрепить организм».
Дать детям представление о том, что
такое
здоровье
и
болезнь,
что
полезно для здоровья, а что вредно;
Воспитывать
стремление
слушаться
взрослых, не бояться врача.
Воспитывать
у
детей
привычку
к
закаливанию
и
здоровому
образу
жизни.
Дать
детям
понятие
о
том,
что
лекарства
–
наши
спасители
и
помощники в болезнях; обращаться
с
ними
надо
умело,
ведь
даже
витаминами можно отравиться, если
с ъ е с т ь
и х
с л и ш к о м
м н о г о .
Формировать
умение
сообщать
о
самочувствии
взрослым,
избегать
с и т у а ц и й ,
п р и н о с я щ и х
в р е д
з д о р о в ь ю ,
о с о з н а в а т ь
необходимость лечения.
Учить заботиться о своем здоровье,
познакомить детей с характерными
п р и з н а к а м и
б о л е з н и
и
профилактикой.
После
занятия
организуется
с/р
игра «На приеме у врача»
2
«Как
лечили
мишку»,
«Осторожно,
лекарство», «Как вести себя во время
болезни».
3
«Береги глаза, нос и уши»
«Нельзя
засовывать
в
уши
и
нос
инородные предметы»
4
Беседа
о
пользе
закаливания,
гигиенических
процедур,
о
пользе
утренней гимнастики.
1.
«Выбери
правильно»
(предметы
ухода за собой).
2.
Дидактическая
игра
«Продукты
питания,
помогающие
укрепить
организм
«Вызываем доктора» – учим детей
вести диалог.
Беседа с детьми об одежде людей по
сезону.
Апрель
«Не рвите
цветы, не
рвите!»
1
«Есть ли польза от цветов», «Каждой
букашке полезен цветок».
Формировать у детей представление
о пользе и вреде растений, навыки
безопасного поведения и бережного
отношения
к
природе:
не
рвать
2
Рассказ воспитателя «Они же живые,
их надо беречь и защищать».
«Зелёная аптека на службе человека»
Беседа о пользе ромашки.
цветы, не жевать – расширять знания
о
природе
родного
края,
учить
видеть
прекрасное
рядом
с
собой,
проявлять заботу о растения, учить
не рвать их охапками.
Дать
представление
о
том,
что
на
улице нельзя брать в рот растения.
Расширять
представления
о
травах,
3
«Ядовитые травы».
4
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все; и мы и вы,
Если все сорвут цветы.
Не останется цветов
И не будет доброты.
Беседа «Растения вокруг нас».
Рассматривание
альбома
«Жгучие
растения»
Май
«Правила
дорожного
движения»
1
« З н а к о м с т в о
с
у л и ц е й »
(использование макета)
«Всем ребятам нужно знать, как по
улице шагать»
Ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
первоначальные
представления
о
правилах
дорожного
движения
и
безопасного
поведения
на
улице;
воспитывать стремление знать их и
соблюдать
Уточнить
представление
детей
об
улице,
проезжей
части,
тротуаре,
грузовых
и
легковых
автомобилях,
автобусе; дать элементарные знания
о
правилах
поведения
на
улице.
Рассказать
детям
об
опасных
особенностях улицы.
Учить детей правилам поведения в
транспорте и общественных местах
П о з н а к о м и т ь
с
н а з н а ч е н и е м
светофора
для
пешеходов,
дать
п о н я т и е
о
н е у к о с н и т е л ь н о м
выполнении сигналов светофора
2
Беседа «Опасные ситуации на улице
и во дворе».
Игра «Пешеход переходит улицу».
3
Беседа «Как я еду в автобусе»
Подвижная игра «Автобус»
4
Беседа «Наш друг – светофор»
Р а б о т а
с
м о з а и к о й
« В ы л о ж и
светофор».
Чтение
стихотворения
А.
Иванова
«Светофор».
Постройка из крупного строителя
«Дорога».
Раскрашивание силуэтов
автомобилей.
Июнь
«Опасности
природы в
летнее время»
1
«Осторожно жаркое солнце»
Подвижная
игра
«Солнышко
и
дождик»
Формировать у детей представления
о
значении
солнца
для
жизни,
его
пользе и вреде.
Учить детей правилам поведения в
жаркие
летние
дни,
с
правилами
поведения
во
время
грозы,
при
встрече
с
разными
насекомыми,
напомнить
правила
поведения
на
воде.
Рассказать
о
последствиях
от
купания в грязной воде
2
Беседа «Осторожно, гроза!»
3
Беседа «Берегись насекомых!»
Раскрашивание картинок
«Насекомые»
4
«Поведение на воде»
«Не
купайся
ты
на
речке
вместе
с
уткой и овечкой»
Июль
«Личная
гигиена»
1
Беседа «Чистота и здоровье»
«Правила чистюли».
Формировать у детей представления
о
необходимости
гигиенических
п р о ц ед у р
и
у ход а
з а
т е л о м .
Познакомить
детей
с
предметами
личной
гигиены;
формировать
привычку заботиться о чистоте рук и
2
Наши
детки
кружочком
сидят,
а
в
кармашках
платочки
лежат:
«Кто
такие микробы и где они живут?»
3
«Встреча с Мойдодыром»
«Надо, надо умываться по утрам и
вечерам»
тела.
Закреплять культурно-гигиенические
навыки (умывание, одевание, чистка
з у б о в ,
п р и ч ё с ы в а н и е ) ,
у ч и т ь
показывать
эти
движения
при
п о м о щ и
м и м и к и
и
ж е с т а
и
отгадывать по показу.
Воспитывать бережное отношение к
своему здоровью
4
«Мое здоровье, мое богатство»
Чтение А. Барто «Девочка чумазая».
Чтение стихотворений и потешек о
личной гигиене.
Игра-беседа «Пользуемся только
своей личной расчёской»
Август
«Вкусные
ягоды»
1
«Ягоды я сам не рву»
Раскрашивание картинок «Ягоды»
Формировать у детей представления
о
пользе
съедобных
я год н ы х
растений
и
правилах
употребления
их в пищу;
Объяснить,
что
не
все
ягоды
съедобны:
есть
ядовитые
ягоды,
которые опасны для здоровья
Дать
понятие
о
том,
что
нельзя
собирать
незнакомые
грибы
–
они
могут быть опасными для человека.
Учить детей внимательно относиться
к
растениям
в
природе,
понимать,
что среди них могут быть ядовитые;
учить
соблюдать
осторожность,
развивать любознательность.
2
«Безопасное поведение в природе».
3
«Осторожно, ядовито!».
4
Беседа о грибах, рассматривание
иллюстраций «Грибы», муляжей
грибов.
Раскрашивание картинок «Грибы»