Напоминание

Управление качеством образования в условиях преемственности коррекционных школ и учреждений НПО


Авторы: Ковалева Елена Николаевна, Загнибородова Людмила Георгиевна
Должность: преподаватель, мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский агротехнологический техникум".
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Управление качеством образования в условиях преемственности коррекционных школ и учреждений НПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ковалёва Елена Николаевна

Загнибородова Людмила Георгиевна

Белгородская область

Г.Старый Оскол

ОГАПОУ «Старооскольский агротехнологический техникум»

Тема: Управление качеством образования в условиях преемственности

коррекционных школ и учреждений НПО.

Целью профессионального обучения учащихся ограниченными

возможностями здоровья в нашем техникуме является формирование

прочных базовых знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем

адаптироваться (интегрироваться) в обществе. А их профессиональная

подготовка, по нашему мнению, должна рассматриваться как основа

реабилитации, позволяющая достигнуть и поддерживать оптимальный

уровень самостоятельности и жизнедеятельности. Учебный процесс строится

в техникуме на следующих принципа: педагогического оптимизма;

коррекционно – компенсирующей, социально – адаптирующей

направленности обучения; деятельностного подхода к обучению и

воспитанию; дифференциации и индивидуализации; специального

педагогического руководства.

Принимая на обучение подростков с ограниченными возможностями

здоровья, мы столкнулись со следующими проблемами: несоответствие

профилей обучения в специальных (коррекционных) школах профессии,

которую получат их выпускники в техникуме; отсутствие необходимого;

учебно – программного материала; недостаточная нормативно – правовая

база; подготовка специалистов, способных обучать этих подростков; медико –

психолого – педагогическое сопровождение.

Практика показывает, что не каждый преподаватель может работать с

такими учащимися, эффективно организовывать учебный процесс,

добиваться ощутимых результатов в изменении их поведения, в освоении

профессии. Не у всякого педагога или мастера хватает готовности,

эмоционально – психологической устойчивости, толерантности во

взаимоотношениях с учащимися. Подчас сложно установить контакт,

наладить доверительные отношения, управлять ситуацией, находить

нестандартные приемы в решении конкретных задач.

Преподаватели и мастера производственного обучения коррекционных

групп испытывают недостаток в знаниях об особенностях и причинах

аномального поведения и деятельности своих воспитанников, о специфике

усвоения ими профессиональных знаний, нуждаются в специальных

методических пособиях и технологиях, дидактических материалах, которые

редко кто может разработать самостоятельно.

В помощь им была разработана экспериментальная программа

комплексного реабилитационного сопровождения обучения учащихся с

ограниченными возможностями здоровья, основными задачами которой

являются:

- освоение обучающимися социальной компетенции;

-ориентация на будущую профессиональную деятельность;

- формирование коммуникативных навыков, навыков делового,

профессионального общения.

Для повышения эффективности учебно – воспитательного процесса в

коррекционных группах в том же учебном году создана проблемная группа,

на заседаниях которой обсуждаются актуальные вопросы специальной

педагогики. В ее работе принимают участие не только педагоги техникума но

и специалисты. Профессиональная подготовка стала носить непрерывный

характер с учетом преемственности специальной (коррекционной) школы и

техникума. В начале учебного года проводится анализ вновь принятого

контингента из специальных школ, составляются характеристики,

рассматриваются особенности социальной адаптации, профессиональной

подготовки, где это возможно, происходит содержательное наполнение

изучаемых этими учащимися предметов. За основу взят базисный учебный

план специальных (коррекционных) школ. В разделе «Общеобразователь-ная

подготовка» включены гуманитарные и естественнонаучные блоки.

Серьезное внимание уделяется мотивационной стороне обучения,

стимулирующей развитие интереса к познавательной профессиональной

деятельности. Отбор методов обучения определяется рядом факторов: -при

отклонении в умственном развитии предпочтение отдается методам,

помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и

перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде,

опираясь на сохраненные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в

соответствии с природой особых образовательных потребностей данных

учащихся.



В раздел образования