Авторы: Хорошилова Людмила Викторовна, Борисова Салихат Ариповна
Должность: мастера производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский агротехнологический техникум".
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные образовательные системы
Раздел: среднее профессиональное
Борисова Салихат Ариповна
Хорошилова Людмила Викторовна
Белгородская область
г. Старый Оскол
«Старооскольский агротехнологический
техникум»
Тема: Интерактивные образовательные системы.
Интегративным фактором системы ИТ – образования служит
информационно – образовательная среда, к важнейшим понятийным
признакам которой относятся: умения и навыки работы с компьютером и
различными программными продуктами; переработанный специальным
образом с учетом требований компьютерных технологий социальный опыт,
подлежащий усвоению студентами в виде конкретных заданий, умений и
навыков; телекоммуникационные и информационные технологии,
обеспечивающие усвоение соответствующего социального опыта, готовность
к работе а информационной среде, психолого – педагогические и
дидактические средства подготовки студентов к будущей профессиональной
деятельности.
Одной из ведущих форм ИТ – образования является виртуальное
обучение, при котором его субъекты (студенты, преподаватели, тьюторы и
др.) имеют пространственно – временную связь, а обучение осуществляется
на персональном компьютере с помощью телекоммуникаций. Под
виртуальным обучением понимается совокупность поступательно
сменяющих друг друга образовательных ситуаций, в процессе разрешения
которых происходит обучение, воспитание и развитие студентов.
Существенными признаками виртуального обучения можно считать:
интерактивную форму организации; предварительную неопределённость
становления и совершенствования учебного процесса; целостную систему
виртуальных образовательных ситуаций; существование только в рамках
сгенерированного виртуального образовательного пространства.
Виртуальное обучение протекает в специфическом образовательном
пространстве со следующими системными компонентами: личностные
возможности студента, его творческие способности и усвоенные знания;
интерактивные образовательные программы, средства, методы и формы
обучения; специальный дидактический инструментарий формирования,
корректировка и реализации индивидуальной модели обучения; условия и
средства (включая электронные), обеспечивающие успешное протекание
процесса обучения.
Педагогическая сущность виртуального образовательного пространства
характеризуются следующими фундаментальными свойствами:
предопределяет студенту роль субъекта управления процессом обучения
(действительно именно он модулирует систему обучения, формируя в
конечном счете ее содержательный и деятельностный компоненты); требует
осознанной самостоятельной и активной учебной деятельности (не выполнив
этого требования, студент просто не может войти в образовательной
пространство); обеспечивает благоприятные и оптимальные условия для
образовательной самореализации.
Наиболее полно отвечают дидактическим требования виртуального
образовательного пространства технологии обучения, базирующиеся на
методах и средствах ситуативной педагогики. При этом образовательная
ситуация рассматривается как система психолого – педагогических и
дидактических условий и стимулов, ставящая студента перед
необходимостью выбора, корректировки и реализации собственной модели
обучения.
Определяющими признаками понятия «образовательная ситуация»
являются:
- целостная совокупность психолого – педагогических и дидактических
условий и стимулов, приводящая студента к необходимости разработки
программы собственной учебной деятельности;
- учебные задачи, решение которых обеспечивает выполнение студентом
программы учебной деятельности;
- диалоговый режим решения учебных задач;
- тестовая система контроля уровня усвоения учебного материала;
- дидактическая завершенность, обеспечение оптимального взаимодействия
отобранных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и
контроля.