Автор: Диденко Светлана Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: НРМБ ДОУ "Детский сад "В гостях у сказки"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, гп Пойковский
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ
В РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технология в работе
с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и
технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях
ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок – это универсальное средство
для творчества и терапии, которое оказывает развивающее действие на детей. Игра с песком –
одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпровождение.
Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только
придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается
образовательный процесс. В нашем детском саду в развивающих и обучающих занятиях с
детьми мы используем инновационный инструмент – интерактивная песочница,
Использование информационных и коммуникационных технологий в дошкольном
образовательном учреждении имеет ряд важных преимуществ:
развитие мелкой моторики.
повышение уровня визуализации материала;
обучение становится интересным и увлекательным;
обогащение
современными
технологиями
образовательного
процесса
в
ДОУ;
интеграция образовательных областей;
обеспечение
качественной
подготовки
детей
к
школе
через
повышение
общей компетентности, познавательной мотивации и интереса ребенка.
Что же из себя представляет интерактивная песочница? Обычную песочницу оснастили
современным оборудованием: компьютером, датчиком глубины, проектором, дисплеем.
Написали специальный софт и поместили всё это в надежный металлический корпус в виде
стола, где в роли столешницы выступает резервуар с песком.
Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности,
благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями
открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать
озеро, построить вулкан или даже целый материк.
Интерактивная песочница является помощником в образовательном процессе. Она
позволяет в режиме реального времени продемонстрировать процессы эволюции земной
поверхности, которая происходила в течении многих миллионов лет, увидеть ледниковый
период и извержения вулкана. Также можно изучать цвета, формы, размеры предметов,
группировать по нескольким сенсорным признакам. Помимо этого есть возможность
управлять различными объектами, например, кораблями или танками. Таким образом, мы
можем в режиме реального времени создавать и изменять свой собственный мир, объяснять
детям чем отличаются друг от друга водоемы: озеро, море и река, что такое вулкан и почему
происходят извержения. Интерактивная песочница – это уникальное оборудование,
позволяющее перенести «Песочную терапию» на новый уровень, позволяющий раскрыть
внутренние резервы и природные способности дошкольников.
В процессе работы с интерактивной песочницей ребенок использует обе руки, порой
одновременно, что положительно влияет на развитие правого и левого полушария. В процессе
рисования песком задействована вся кисть руки: ладонь, пальцы, дети имеют возможность
рисовать кулачком, ребром, ладошкой. Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев
рук.
А также происходит развитию общей моторики: так как дети рисуют стоя и при этом
автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-
мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
Песочница способствует развитию тактильной чувствительности, как основы «ручного
интеллекта»; существенно усиливается желание детей узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно; в играх с интерактивным песком более
гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание,
память, мышление), а также речь и моторика.
Все режимы (18) интерактивной песочницы имеют информационно-образовательный
компонент. При использовании данных режимов можно создать как минимум 120 вариантов
общеобразовательных и коррекционных занятий.
Режим «Ландшафт»
На песочное поле проецируется аналог ландшафта Земли
В процессе освоения режима «Ландшафт» формируются представления, расширяются и
укрепляются знания:
о суши и воде;
о плодородных и безжизненных землях;
о горных и равнинных поверхностях земли;
реках, озерах, ручьях и морях, океанах.
Режим «Времена года»
На песочное поле проецируются сюжетные картины природных явлений различных времен
года, разделенные по месяцам. Возможно регулировать скорость и цикличность трансляции
времен года в зависимости от педагогической или психологической цели. Трансляция
сопровождается звуками живой природы.
В процессе освоения режима «Времена года» формируются представления, расширяются и
укрепляются знания:
о временах года;
о смене времен года;
о деятельности людей в различные времена года;
о детских играх и забавах в различные времена года;
Режим «Вулкан»
На песочное поле в центре должна быть выстроена гора правильной конической
формы (соблюдены пропорции – диаметра основания и высоты конуса). На
вершине горы – углубление (жерло вулкана). На постройку проецируется режим
«Вулкан». И на глазах игроков происходит процесс возбуждения вулкана -
образования и выхода лавы, выброса пепла.
В процессе освоения режима «Вулкан» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания:
о вулканах и их деятельности;
о вулканических извержениях в прошлом и настоящем;
об экологических процессах и периодах развития жизни на земле;
об изменениях теплового режима – кратких и длительных периодов;
последствия извержений вулканов;
Режим «Сафари»
На песочное поле проецируется ландшафт сафари. В зависимости от рельефа
поверхности, которую формирует участник (участники) процесса, на песочной
картине могут возникнуть горы, тропические леса, джунгли, водоемы. Появляется
растительность тропиков и субтропиков, звери, птицы, жители водоемов. Зебры,
антилопы, львы, львицы. Травоядные и хищники. Можно наблюдать за жизнью и
охотой животных. Можно принять участие в спасении травоядных от хищников
(отгонять, загонять в воду, уничтожать). При изменении уровня воды в режиме
Сафари можно наблюдать экологическую катастрофу – гибель саванны. При
появлении воды, природа восстанавливается. Картина активно насыщена звуками
природы.
В процессе освоения режима «Сафари» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания:
о диких животных саванны;
о травоядных и хищниках;
о строении тел животных, приспособлении к выживанию;
о среде обитания и видах питания;
о роли воды в жизни растений и животных, птиц;
о миграции животных в поисках воды;
о пищевой цепочке жителей саванн;
об экологических и природных катастрофах;
о гибели флоры, гибели фауны; условия для возрождения природы.
Режим «Формы и цвета»
На песочное поле проецируется геометрические формы – треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник, раскрашенные в разные цвета. В процессе работы могут
изменяться их размеры и количество. Формы можно углублять в песок или
возвышать над поверхностью песка (насыпать на них песок). Проецируются на
песок и цифры.
В процессе освоения режима «Формы и цвета» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания:
о геометрических формах и фигурах;
о размерах;
о расположении предметов в пространстве;
о количестве;
о цифрах, числах их составе и написании;
об основных цветах спектра.
Режим «Воздушные шары»
На песок проецируется поле, окаймленное рамкой определенного цвета. По полю
двигаются со скоростью, регулируемой в настройке режима, воздушные шарики.
Их размер и количество определяются сложностью уровня, которое так же
регулируется в настройках. Задача игрока ловить (схлопывать) шарики только того
цвета, который соответствует цвету окантовки. При успешной деятельности в
соответствии цветовому эталону, лопнувший шарик приносит игроку очки, а при
ошибочном действии – очки снимаются. Игра продолжается несколько сетов
(постоянно усложняющихся), при окончании каждого возникает наградная
анимация – фейерверк.
В процессе освоения режима «Воздушные шары» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания:
о цвете;
о форме;
о скорости;
о величине;
о направленности движения (вверх- вниз, сверху – снизу).
Режим «Долина бабочек»
На песочное поле с любым ландшафтом проецируется фантастическая история
появления на земле монстров, которые при бездействии игроков, сжигают все на
своем пути. Однако при наведении кистей рук, на двигающихся монстров, они
уничтожаются и из их тел вылетают бабочки, а по следам их движения
появляются цветы.
В процессе освоения режима «Долина бабочек» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания
о разрушении и созидании;
о добре и зле;
последствия разрушения;
результаты созидания.
Режим «Художник»
На песочное поле проецируется цветовой спектр, который разворачивается в
палитру при достаточном углублении и при возвышении над поверхностью песка.
Рисование в этом режиме предусматривает создание на песке различных объектов,
а регулируя высоту выпуклости или глубину вдавленности – раскрашивать их в
различные цвета.
В процессе освоения режима «Художник» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания:
об объектах изображения, их форме, расцветке;
о контуре и объеме;
о фоне и окраске;
о цветовой палитре;
об изображении отдельных объектов и сюжете;
о видах изобразительного искусства.
Режим «День и ночь»
На песочное поле проецируется одновременно день и ночь (для сравнения) либо
по очереди, чтобы сфокусироваться на одном времени суток. Выбор возможен
через настройки трансляции режима в зависимости от педагогической или
психологической цели.
В процессе освоения режима «День и ночь» формируются представления,
расширяются и укрепляются знания:
о двух периодах в сутках: дне и ночи;
о смене времени суток;
о деятельности людей в определенный период суток;
о поэтических, художественных и музыкальных произведениях,
посвященных дню и ночи.
На занятиях с детьми 3-7 лет песочница используется и в коррекционных и в
диагностических целях. Интерактивная песочница удобна в индивидуальной
работе и в работе с малыми группами, начиная с младшего дошкольного возраста.
Рекомендуемое время проведения каждого занятия – 30 минут.
Структура занятий включают в себя:
I
. Вводная часть
Приветствие
II. Основная часть
Правила работы с песком
Упражнение для осязания
Физкультминутка
Игры и упражнения с песком
III. Заключительная часть
Рефлексия
Ритуал прощания
Организационный момент(приветствие) - введение в игровую среду.
Цель
приветствия —
включить
каждого
ребёнка
в
работу
и
создать
нужную
атмосферу для занятия. Для этого используйте упражнения на концентрацию
внимания, игры на сплочение коллектива.
Перед использованием песочницы важно познакомить детей с правилами.
Используйте
игровой
подход
при
объяснениями
правил.
Например,
сделайте
песок одним из героев на уроке, сочините про него сказку.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Вот некоторые правила, с которыми вы знакомите детей перед занятием.
Песок в домике
Объясните детям, что песок нельзя разбрасывать за пределы песочницы и в
других детей. Например, скажите детям, что у него есть свой домик и он не хочет,
чтобы его мама переживала за него.
Гигиена
Перед игрой следует помыть руки с мылом и закатать рукава, чтобы ничего не
мешалось в игре. Скажите детям, что песок не хочет быть грязным и хочет быть
красивым
Свет
Предупредите детей, что нельзя смотреть вверх на проектор. Скажите, что тогда
волшебство пропадёт и останется только обычная песочница.
Границы ребёнка
Чтобы не было конфликтов, обозначьте определённое место каждому ребёнку
возле песочницы. Это может быть стульчик или подушечка.
Упражнения на осязание — это любые упражнения, которые помогают развить
мелкую моторику.
Ладошки рук
Нужно сделать отпечатки рук на песке при этом рассказать про свои ощущения:
"Чувствую
прохладу
от
песка,
он
сухой
и
приятный
на
ощупь".
Потом
перевернуть ладонь и снова проговорить свои ощущения: "Мне кажется, что
песок стал теплее"
Раскопать руки
Нужно
зарыть
в
песок
свои
руки
и
попытаться
освободить
их
при
помощи
пальцев
и
сдувания
песчинок
с
рук.
Чтобы
усложнить
задачу,
делайте
это
упражнение с влажным песком.
Сапёр
Используйте
режим
"Сапёр"
в
интерактивной
песочнице
и
попросите
детей
находить мины. Важно, чтобы, они не знали какая мина и где спрятана.
Упражнения с песком в основной части направленны на решение основной
образовательной цели занятия. Они подразделяются на:
Обучающие игры
Обучают ребёнка базовым знаниям, чтобы ему легче было начать читать, писать,
считать.
Познавательные игры
Помогают
детям
узнать
разные
стороны
мира,
изучить
историю
города
или
страны, понять простые физические законы.
Проективные игры
Открывают
творческий
полёт
фантазий
у
ребёнка,
помогают
ему
проживать
накопившиеся эмоции и раскрывают потенциальные возможности у детей.
Рефлексия - выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ
о
возможных
последующих
играх,
приключениях.
Рефлексия
помогает
детям выстроить
логическую
цепочку,
систематизировать
полученный
опыт
и
сравнить свои успехи с другими. Лучше всего проводить рефлексию в игровой
форме.
Весёлые рисунки
Попросите детей нарисовать в песочнице, как им понравилось занятие. Это могут
быть забавные рожицы или какое-то животное. Пусть ребёнок объяснит, что
означает его рисунок.
Подарок
Спросите
детей,
понравилось
ли
их
ладоням
играть
в
песке.
И
после
этого
попросите их выбрать подарок для своих ладоней из разных предметов. Это могут
быть перья, ракушка или камешек.
Круг
Попросите детей сесть в круг и передавать какой-нибудь предмет, например,
камешек, мячик, кубик. Тот у кого предмет отвечает на вопросы учителя: "Что
удивило? Что запомнилось?"
Ритуал прощания
Попросите детей подарить друг другу на прощание тепло их сердец, которое
передаётся
через
ладони.
Пусть
дети
передают
рукопожатие
по
кругу.
Благодарность
Распределите детей по парам и попросите их поблагодарить друг друга за то, что
произошло
на
уроке,
или
за
качества,
которые
нравится
в
партнёре.
Солнечные лучики
Попросите детей встать вкруг и протянуть руки вперёд. Потом соединить руки в
центре круга. Пусть они представят себя лучиками солнца и почувствуют тепло.
Таким образом, работа с песком является здоровьесберегающей технологией
и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка. Песочная
терапия
для
детей
дошкольного
возраста
под
руководством
психолога
–
прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы,
которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины
конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.