Автор: Василевская Наталья Борисовна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: ГБПОУ НСО
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг образовательной базы контингента 1-го курса по результатам входного контроля знаний и формирование целей образовательного процесса на их основе
Раздел: среднее профессиональное
Мониторинг образовательной базы контингента 1-го курса
по результатам входного контроля знаний и формирование
целей образовательного процесса на их основе
В настоящее время одной из важнейших задач российского образования
является повышение качества знаний во всех звеньях иерархической системы
образования.
Проблема
является
многофункциональной,
решение
которой
представлено
множеством
составляющих,
в
том
числе
периодическим
независимым
контролем
имеющихся,
полученных
в
ходе
обучения
и
остаточных
знаний
обучающегося.
В
профессиональные
образовательные
организации поступают абитуриенты с уже накопленным багажом знаний,
умений и навыков, которые необходимо оценить независимо от результатов
сдачи ОГЭ и ЕГЭ, для выстраивания оптимальной дальнейшей траектории
обучения
студента.
Особенно
актуальным
является
объективная
оценка
исходных знаний студента по предмету, изучаемому на 1 курсе. Такими
предметами являются русский язык, математика, физика, химия, история,
обществознание,
право,
английский
язык,
основы
безопасно сти
жизнедеятельности, являющими обязательными для изучения в колледже.
Процедура входного контроля студентов, поступивших на первый курс
колледжа,
является
объективной
оценкой
знаний
с
целью
выявления
реального
уровня
знаний
по
предмету
и
выработки
рекомендаций
для
дальнейшего плодотворного обучения в колледже.
Являясь
составной
частью
педагогического
мониторинга
качества
образования, входной контроль в сочетании с другими формами контроля,
которые организуются в течение учебного года, обеспечивает объективную
оценку качества работы каждого преподавателя независимо от контингента
обучающихся и их предшествующей подготовки, т. к. результаты каждого
студента
и
группы
в
целом
сравниваются
с
их
собственными
предшествующими показателями. Таким образом, входной контроль играет
роль нулевой отметки для последующего определения вклада преподавателя
в процесс обучения.
Для
проведения
тестирования
преподавателями
были
разработаны
контрольно-измерительные
материалы,
включающие
в
себя
кодификатор
элементов содержания и банк тестовых заданий по указанным предметам.
Общая картина выглядит следующим образом:
Таблица 1 – Итоги входного контроля по специальностям, (%)
№
п/п
Специальность
Абсолютная
успеваемость
Качественная
успеваемость
1
3 8 . 0 2 . 0 1
Э ко н ом и ка
и
бухгалтерский
учет
(по
отраслям)
100
66
2
38.02.03
О п е р а ц и о н н а я
деятельность в логистике
100
51
3
38.02.04
Коммерция
(по
отраслям)
100
48
4
38.02.05
Товароведение
и
э к с п е р т и з а
к а ч е с т в а
потребительских товаров
100
67
5
4 0 . 0 2 . 0 1
П р а в о
и
организация
социального
обеспечения
100
50
6
4 3 . 0 2 . 11
Го с т и н и ч н ы й
сервис
100
30
Таблица 2 - Итоги входного контроля по дисциплинам, (%)
№
п/
п
Дисциплина
Экономик
а
Логистик
а
Коммерци
я
Товароведен
ие
Право
Гост.серви
с
абс.
кач
абс
кач
абс.
кач
абс.
кач
абс
ка
ч
абс.
кач
1
Английский
язык
100
52
100
47
100
36
100
33
100
26
100
32
2
Математика
100
56
100
38
100
53
100
86
100
34
100
34
3
Физика
100
59
100
65
100
41
100
25
100
21
4
Русский язык
100
41
100
62
100
63
100
56
100
14
5
Химия
100
45
100
30
100
35
100
13
100
19
6
Обществознани
е
100
100
100
61
100
61
100
62
100
46
7
История
100
91
100
16
100
27
100
91
100
13
8
Право
100
65
100
60
100
52
100
47
100
50
9
ОБЖ
100
87
100
77
100
60
100
97
100
45
10
Экон.география
100
83
Анализируя данные таблицы, необходимо выделить ряд дисциплин, по
которым
первокурсники
показали
низкий
уровень
остаточных
знаний:
английский
язык,
химия,
физика,
математика.
Более
низкие
результаты
показали группы на договорной основе.
По
английскому
языку
более
низкие
показатели
качественной
успеваемости у групп Ю-91, К-92 –15%; самые высокие: группы Э-91 – 52%,
К-91 – 53%, Л-94 – 88%.
По математике самые низкие: группы Л-93 - 11%, К-92 – 23%; самые
высокие: Л-91 – 65%, К-91 – 83%, Т-91 – 86%.
По физике самые низкие: группы Г-91 - 21%, К-92 – 16%, Ю-91 – 25%;
самые высокие: Л-91 – 100%, К-91 – 65%.
По русскому языку самые низкие: группы Л-92 - 0%, Г-91 - 14%, К-92 –
6%, Л-93 – 15%; самые высокие: К-91 – 69%.
По химии самые низкие: группы Л-92 - 16%, К-92 – 6%, Ю-91 – 13%;
самые высокие: К-91 – 63%.
По обществознанию самые низкие: группы Г-91 - 46%; самые высокие:
Э-91 – 100%, К-93 – 90%.
По истории самые низкие: группы Г-91 - 13%, Л-92 – 14%, Л-93 – 15%,
К-92 – 18%, Л-91 – 19%; самые высокие: Э-91 – 100%, Ю-91 – 91%.
По праву самые низкие: группа Ю-91 - 47%; самые высокие: Э-91 –
65%.
По ОБЖ самые низкие: группы Г-91 - 45%, К-92 – 44%; самые высокие:
Ю-91 – 97%, Э-91 – 87%, Л-91 – 85%.
Анализ
показывает,
что
студенты,
поступившие
к
нам,
имеют
совершенно
разный
уровень
подготовки,
нельзя
полагаться
на
данные
документов о предыдущем образовании. Социализация, которую в данный
момент
они
проходят,
конечно
же,
сказывается
на
их
степени
раскрепощенности.
Многие
преподаватели
могут
сказать,
что
в
сентябре
ребята
чувствовали
себя
на
уроках
скованно,
были
скромными
и
стеснительными, а по прошествии двух месяцев они раскрылись и поменяли
свое поведение, уровень восприятия новой информации, тем самым и стали
показывать свои знания.
Необходимо и дальше продолжать подобный мониторинг, особенно в
сравнении
с
данными
промежуточной
аттестации,
вследствие
чего,
на
заседаниях
цикловых
комиссий
преподавателям
выработать
тактику
построения
учебного
процесса
с
применением
современных
технологий,
методов ведения занятий.
Необходимо выделить следующие цели образовательного процесса на
2019-2020 учебный год:
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности.
· обеспечение
необходимых
условий
для
личностного
развития,
укрепления
здоровья,
профессионального
самоопределения
и
творческого
труда обучающихся;
· формирование общей культуры;
· качественное обучение студентов, имеющих различные способности.
· обеспечение высокого культурного уровня обучающихся, глубокого
понимания
и
личностного
восприятия
ими
жизненно
важных
проблем,
стоящих перед современным обществом;
· воспитание
на
занятиях
гражданственности,
патриотизма,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, своему краю, семье;
· разработка и внедрение дополнительных образовательных программ,
обеспечивающих
высокую
эффективность
обучения, обеспечивающих
всестороннее развитие личности,
· формирование
собственной
и
информационной
культуры
обучающихся для их адаптации;
· создание условий для развития индивидуальных способностей каждой
личности, формирование у нее потребности и способности к саморазвитию и
самоопределению.
· развитие
творческого
потенциала
работников,
содействие
формированию положительной жизненной установки.
- организация работы по повышению квалификации работников;
- совершенствование учебных планов, разработка авторских программ;
-
обеспечение
физического
и
эмоционального
благополучия
обучающихся.
Кроме того, необходимо привести сравнительные данные и их обсудить
на педагогическом совете в январе по результатам первого семестра.