Автор: Пуртова Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 2 города Уржума Кировской области
Населённый пункт: город Уржум Кировской области
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Растения-легкие Земли"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 города Уржума Кировской области
Растения – лёгкие Земли
Воспитатель: Пуртова Ирина Борисовна
старшая группа
г. Уржум
2019 г.
Растения – лёгкие Земли
Задачи:
Обучающие:
познакомить
с
загадками
и
тайнами
живой
природы,
формировать
обобщённое представление
о зависимости всего живого от состояния растительного
покрова.
Развивающие: развивать интерес к жизни флоры, активизировать активный и пассивный
словарь ребёнка, умение пользоваться полученными знаниями.
Воспитательные: воспитывать интерес к растениям, ответственность, самостоятельность в
поисках решений проблемных ситуаций, желание заботиться об окружающей ребёнка
флоре.
Материал: цветок - хлорофитум, картинки – ребёнок, росток, конверт со словом ФАУНА,
банка с игрушечным мышонком, веточка, карточки с птицами и рыбами, фишки, рюкзак,
камни, цветные ручки, бумага, фланелеграф.
Ход образовательной деятельности
Дети, кто любит всё увлекательное, интересное и загадочное, кто желает поделиться
теплом своих рук и глаз, подойдите, пожалуйста, ко мне. Воспитатель предлагает встать
в круг – солнце и сказать:
Чтоб интересно было жить
Давайте будем мы дружить! Молодцы!
- Как вы думаете, без чего человек не может жить? (выслушать разные ответы). Без
воздуха.
- Да, друзья! Значит люди, находящиеся в группе сейчас что делают? (дышат)
- Как вы считаете, если много людей в группе, это хорошо или плохо?
- Почему хорошо? Почему плохо? ( становится душно).
Предлагаю выпрямить спины, расправить плечи. Сделаем глубокий вдох – вдохнём
радость и свежесть этого утра – кислород, а потом сделаем выдох и выдохнем все
неприятности и огорчения – углекислый газ.
- Как вы считаете, с какой целью мы выполняем эти упражнения?
Нам помогают дышать наши лёгкие? Цель нашего общения узнать, какие же лёгкие
у нашей планеты? (растения).
- Тс-с… Вы ничего не слышите? Наденьте волшебные наушники, затаите дыхание (не
дышите).
- Кто же дышит, кроме нас в группе? (растения)
- Как вы думаете, растения живые или не живые?
Если они дышат, значит, они… какие (живые)
- Почему вы считаете, что растения живые? (Растут, питаются, живут, дышат, погибают,
размножаются).
2
Сейчас закройте глаза. У меня для вас есть сюрприз. (Комнатный цветок –
хлорофитум).
Подношу цветок к своему уху и ушам детей
Голос: «Это мы – цветы, помогаем вам – людям дышать в комнате. Только я ещё
маленький и не понимаю, как же это происходит.
Поможем, друзья, цветку – хлорофитуму.
Давайте, друзья, поразмыщляем…
Картинки
ребёнок растение - росток
родился - дышит
проклюнулся – подрос
дышит
- Малышом быть хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
- Чего могут бояться дети, что иногда даже дыхание затаят? ( Не дышат некоторое время).
Но в темноте, всё равно дышат,
Растения «дают» кислород и
поглощают кислород,
«берут» углекислый газ, только
выделяют углекислый газ
днём, на свету.
- Друзья, знакомы ли вы с красивым словом…
Конверт. В нем слово
ФЛОРА: фиалка
ландыш
одуванчик
роза
астра
Вот так дела! Все буквы перепутались! И наш цветок ещё не знает такого слова.
Составляем слово ФЛОРА – мир растений, которые растут рядом. Все они помогают
человеку дышать, значит жить на нашей ЗЕМЛЕ!
- Молодцы, с заданием справились! Да здесь в конверте какое-то приглашение! Ну-ка,
читайте!
ПРИГЛАШАЕМ В ПУТЕШЕСТВИЕ. РАСТЕНИЯ.
- Путешествовать хорошо или плохо?
- Почему хорошо? Почему плохо?
3
Что ж, решаем, отправляемся в путешествие или нет?
Сложим в рюкзак самое необходимое.
Возьмём с собой дружбу, потому что…
Взаимовыручку, потому что…
Дисциплину, потому что…
Улыбку и хорошее настроение, потому что…
И, конечно же, наш комнатный цветок.
Кто согласен с этим, пусть скажет: «Гип, гип! Ура!»
- Самое быстрое средство передвижения это…?
- А я предлагаю занять места в машине времени. Нажимаем на кнопку старта. Куда мы так
стремительно мчимся? Интересно, интересно, о чём нам могут рассказать эти
иллюстрации. (Мышонок и веточка) Оказывается в Англии с.8
На память возьмём мышонка и веточку в рюкзак положим.
Снова дан старт. Иллюстрации растений, вынесенные на экран или фланелеграф (4-5
штук).
Истории «Если б я был цветком, деревом» Каким?
Кажется, машина потеряла управления. Компьютер стал показывать странные
фотографии. Пришло время проявить смекалку.
- Как вы думаете, что за пустынное место? (ЛУНА)
- Как вы думаете, что за странная одежде на людях?
- Зачем им нужны скафандры?
- Разве в космосе нет кислорода?
- Как вы думаете, почему здесь нет кислорода?
Конечно же, одна из причин, что в космосе не растут растения.
Звучит космическая музыка.
Наденьте скафандры и выйдем на поверхность Луны – одни камни. Давайте
возьмём лунный камень, найдём у него ушко и загадаем желание – самое
заветное. Когда ушко у камня закроете – он ваш секрет сохранит.
- Вы хотите вернуться на Землю? Почему?
Давайте шёпотом загадаем наше заветное желание: «Вернуться на Землю»
Камни складываем в рюкзак.
-Ура! Приземлились! Космонавты дали нам задание провести исследование.
- Интересно, что обозначают эти рисунки?
- Что нам надо узнать? Догадайтесь и докажите. Почему птицы летают очень высоко? (В
воздухе, в небе есть кислород).
4
Рыбы плавают очень глубоко, значит и в воде есть кислород.
o
Времени мало. Что надо сделать, чтобы успеть выполнить задания? Разделиться на
две команды: Птицы, рыбы – фишки.
o
Встретимся в городе! Через 2-3 минуты.
- Что же вы решили?
Вывод: Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При
питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют его при дыхании.
Поэтому на земле имеется большой запас кислорода. И это всё благодаря растениям.
Птицы летают очень высоко, значит в воздухе есть кислород. И в воде есть кислород,
потому что там есть растения. Молодцы!
Фотографии растений, растущих в воде, в рюкзак.
Физкультминутка:
Скорей собирайтесь на утренний поезд,
Давно ожидают вас травы по пояс,
Вас встретит как друга лесная опушка.
Вам тысячу лет нагадает кукушка!
- Как вы думаете, где воздух чище в лесу или в городе?
ЛОВУШКА: - Я думаю в городе!
- Как вы думаете, в лесу жить хорошо или плохо? Почему?
- Скажите, поменяли бы вы городские удобства на жизнь в лесу?
- Друзья, что надо делать, чтобы в городе воздух стал чище? (Сажать деревья, цветы,
ухаживать за растениями).
Звучит музыка. Закройте глаза и представьте себя каким-либо растением из царства
Флоры. Вы маленький расточек или саженец, затем вы начинаете расти и
превращаетесь в красивый цветок или могучее дерево. Вас ласкает ветерок и греет
солнышко, машут вам крыльями пролетающие птицы и бабочки! Вам легко и
спокойно!
Настало время и цветочку с вами прощаться.
- Что вы пожелаете цветочку? ( не болеть, расти большим, радовать людей, очищать
воздух).
- Что нового и интересного вы узнали в путешествии?
- Где вам пригодится то, что вы сегодня узнали? (в школе, в жизни).
5
Предлагаю написать мышонку слово СПАСИБО, потому что с него всё и началось,
он помог человеку.
1.
Кто считает, что у него всё получилось, и он хорошо работал, пишет слово
красным цветом.
2.
Если что- то не успели, но много запомнили - зелёным.
3.
Кому надо быть внимательным – синим.
СПАСИБО – значит спаси БОГ. До свидания!
Стихотворение на память:
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает!
6