Автор: Казанцева Галина Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №158
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Коррекционное занятие
Тема: Итоговое коррекционное занятие на тему "Осень"
Раздел: дошкольное образование
Итоговое занятие с детьми с нарушением зрения в
подготовительной группе
Тема «Осень»
Программные
задачи: Систематизировать
знания
детей
об
осени,
об
осенних
признаках и осенних месяцах. Продолжать учить детей отгадывать загадки и находить
отгадки, используя цветное изображение картинок. Закреплять навыки ориентировки
на плоскости. Развивать сохранные анализаторы. Активизировать речевую функцию.
Способствовать
развитию
мелкой
моторики
и
точности
движений
пальцев
рук.
Прививать познавательный интерес к изменению и сменяемости времен года.
Оборудование: декорации осенних деревьев, цветное изображение деревьев (березы,
тополя, клена, рябины, дуба), листья деревьев (из бумаги), магнитная доска, мини-
фланеллеграфы, разрезные картинки листьев, листы бумаги – калька, набор картинок с
овощами,
фруктами,
ягодами
и
грибами
для
каждого
ребенка,
набор
запахов,изображения фруктов и овощей для фланеллеграфа, мяч, указка, контурное
изображение фруктов, овощей, подносы, горох, коврики, магнитофон, музыкальные
песни.
Ход занятия:
Дети входят в игровую комнату и свободно выстраиваются. Педагог предлагает детям
отгадать загадку:
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Когда это бывает? (осенью)
Дети отгадывают загадку.
Педагог обращается к детям:
-А какое сейчас время года?
-Осень.
-А какие осенние месяцы вы знаете?
-Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-А назовите осенние признаки.
Дети называют признаки осени: листья желтеют и опадают; становится холодно; часто
идут дожди и т.д.
Педагог предлагает детям пойти в гости к осени.
Педагог с детьми подходят к осеннему лесу (декорации осенних деревьев).
Звучит песня «Ах какая осень»
-Посмотрите, какой красивый лес, сколько здесь много деревьев, много опавших
листьев.
Проводится игра «Узнай и назови дерево»
(используются цветные изображения деревьев).
-Дети, а как много листьев под ногами, какие они красивые.
Проводится пальчиковая гимнастика «Собираем листья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать:
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики клена.
Листики мы соберем
В детский сад мы принесем.
Проводится игра «Собери листочек» (разрезные картинки – 8-10 частей).
Далее педагог уточняет у детей, с какого дерева лист они собрали.
Проводится игра «Кто быстрее соберет листики?» (под осеннюю мелодию).
Педагог обращается к детям:
-Когда, вы, собирали листики, они сильно шуршали под ногами. Предлагает листы
бумаги для иммитации шуршания листьев.
-Сначала листья шуршали под ногами, потом они полетели. Дети показывают руками,
как листья кружатся и ложатся на землю.
Проводится зрительная гимнастика
Листья вправо, листья влево,
Листья вверх и листья вниз.
Покружились, покружились (моргают глазками)
И на землю опустились (закрывают глазки).
Педагог обращается к детям:
- Осень богата не только красивыми листьями, а чем еще богата осень?
-Урожаем: фруктами, овощами, ягодами и грибами.
Проводится игра «Отгадай загадку и найди отгадку» (дети выкладывают перед
собой на фланеллеграфе набор картинок). Педагог загадывает загадку, а дети находят
среди картинок отгадку и показывают.
-Дети, а как вы думаете, можно определить и узнать по запаху овощи, фрукты, ягоды и
грибы?
-Да, можно.
Проводится игра «Узнай по запаху» (апельсин, лимон, грибы, огурец, чеснок).
-Вы правильно определи по запаху овощи, фрукты и грибы. А теперь предлагаю
«накрыть» стол из овощей и фруктов.
Проводится
игра
«Положи
правильно»
(ориентировка
на
плоскости:
в
правом
вверхнем углу положите апельсин, в левом нижнем - яблоко и т.д.).
-А вы знаете, что из овощей, фруктов и ягод можно приготовить различные соки.
Проводится игра с мячом «Назови сок»
Педагог называет детям слово (наименование овоща, фрукта, ягоды), дети называют
название сока.
Например: яблоко – яблочный сок, морковь – морковный сок и т.д.
Далее педагог предлагает детям сесть за столы.
Проводится игровое упражнение для мелкой моторики «Выложи горошком по
нарисованному контуру».
2
Детям предлагаются контурные изображения фруктов и овощей. Педагог предлагает
детям выложить горошком изображение по контуру.
В заключение дети исполняют хоровод «Урожай».
Полезные дары осени
Программное содержание:
Систематизировать
знания
детей
об
овощах,
фруктах,
ягодах
и
грибах.
Закреплять
знания
о
полезных
свойствах
овощей,
фруктах,
ягодах.
Упражнять
в
умении составлять целое из частей, находить и называть «скрытые» изображения».
Обогащать,
уточнять
и
активизировать
языковые
навыки
воспитанников.
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
3
Развивать
навыки
связной
речи,
используя
мнемотаблицы.
Способствовать
развитию
зрительно-моторной
координации
и
развитию
сохранных
анализаторов.
Активизировать внимание и мышление детей.
Воспитывать
любознательность, быстроту в процессе выполнения игровых
заданий.
Оборудование: эмблемы;
предметные
картинки
с
изображением
фруктов,
овощей, ягод и грибов; флажки двух цветов; стаканчики для флажков; разрезные
картинки;
контурное
изображение
фруктов,
овощей,
ягод;
картинка
«скрытые
изображения»; деревянный молоточек; мяч; костюм витамина «А» и «С»; картинки с
изображением полезных «витаминов»; муляжи фруктов и овощей; кастрюли; цветное
изображение грибов; верёвочки, овощи и фрукты для вкусового восприятия; поднос;
магнитофон,
фломастеры;
книжки
-
раскраски;
альбом
«Полезные
дары
осени»;
шоколадные медали.
Музыкальное сопровождение: песня «Осень», песня «Ягода», весёлая музыка
для конкурсов.
Проведение викторины
Звучит осенняя песня. Дети входят в зал вместе с ведущими и встают в две
шеренги, лицом друг к другу.
1 Ведущий
- День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора
Её начинать нам настала пора.
2 Ведущий
- А прежде чем нам начать игру, нужно чтобы дети сначала отгадали загадку.
Послушайте, я вам загадаю:
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
Дети
- Осень.
Входит «Осень».
4
- Здравствуйте, дети, я к вам в гости пришла и подарки принесла.
1 Ведущий
- Подожди, подожди осень с подарками. Сегодня у нас проводится викторина.
Дети будут соревноваться, чья команда умнее, находчивее и внимательнее. И ты
увидишь «осень», как много дети знают об овощах, фруктах, ягодах, грибах и об их
полезных свойствах.
2 Ведущий
- Мы приглашаем тебя посмотреть и поучаствовать в нашей викторине.
1 Ведущий
- Дети, оставляем «осень» на нашей викторине?
Дети
- Да.
2 Ведущий
- У нас будут две команды. Первая команда (показывает) называется
«Апельсинчики», а вторая команда называется «Вишенки». Представляет капитанов
каждой команды.
1 Ведущий
- А как правильно вы будете выполнять задание, это будет оценивать жюри
(представляет членов жюри). За каждый правильный ответ команда получает фишки
(флажки).
2 Ведущий
- А теперь команды должны поприветствовать друг друга.
Апельсинчики
- Чтоб всегда здоровым быть,
Надо фрукты нам любить!
Вишенки
- Ягода полезна всем,
Чтобы не болеть совсем!
1 Задание «Назови быстро правильный ответ»
Ведущие поочерёдно задают вопросы каждой команде
5
Вопросы «Апельсинчикам»
Вопросы «Вишенкам»
1Как называется человек, который
выращивает овощи?
1Как называется человек, который
выращивает фрукты?
2 Чем полезны овощи и фрукты?
2Какие овощи относятся к корнеплодам?
3Какая самая большая ягода?
3Назови самый ядовитый гриб?
4Какой фрукт помогает при простуде?
4Какая ягода помогает улучшить зрение?
5Как называется человек, который
собирает грибы?
5Как называется профессия человека,
который выращивает хлеб?
6Почему гриб-боровик называют белым?
6Какой овощ является витамином роста?
7Какой гриб дружит с берёзкой?
7Какой гриб дружит с осинкой?
8Какое время года называют золотым?
8Назови осенние месяцы?
2 Задание «Отгадай загадку и найди отгадку»
Ведущие поочерёдно загадывают загадки детям об овощах, фруктах. Дети
должны назвать и найти отгадки (цветные изображения представлены на доске).
1.
Что капали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили? (картофель)
2.
Оранжевый нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только один нос. (морковь)
3.
Розовая мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом. (редис)
4.
Маленький, горький,
Луку брат. (чеснок)
5.
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша).
6
6.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...(лимон).
7.
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной).
8.
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (клубника).
9.
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята).
10.Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
3 задание ( конкурс капитанов) «Кто быстрее соберёт картинку» (включается
грамзапись).
2 Ведущий
- По команде «раз, два, три» дети складывают разрезные картинки. Капитан
одной команды собирает «овощ» из 8 частей, капитан другой команды собирает
«фрукт» из 8 частей.
4 Задание « Соедини быстро и правильно фрукты, ягоды и овощи»
(включается грамзапись)
Ведущий приглашает по трое детей от каждой команды для выполнения задания.
Детям раздаются разноцветные фломастеры. На листе ватмана – контурные
7
изображения фруктов, овощей и ягод. Задание: одному ребёнку нужно соединить
одной линией – фрукты, другому – овощи, третьему – ягоды. Учитывается быстрота и
правильность выполнения.
Проводится физкультминутка «Ягодка» (под музыку).
5 задание « Посчитай «скрытые» изображения»
Ведущий приглашает по одному ребёнку от каждой команды и предлагает
назвать «скрытые изображения» на картинке. Затем ведущий предлагает одному из
детей команды «простучать» молоточком по слогам «спрятанное» слово (картинку).
Учитывается правильность выполнения.
6 задание « Передай мяч по кругу» (включается грамзапись)
Ведущий приглашает всех детей встать в круг. Под музыку дети передают по
очереди мяч друг другу. При остановке музыки, тот ребёнок, у кого в руках остался
мяч, должен рассказать пословицу об осени, осенних дарах. Учитывается знание
пословицы и её рассказывание.
7 задание «Расскажи по картинке»
«Осень» предлагает ребёнку из одной команды загадать загадку детям из другой
команды и рассказать стихотворение, используя мнемотаблицы. Приглашаются
поочерёдно участники команд.
8 задание « Подбери к витаминам фрукты, ягоды, овощи»
Появляется ребёнок в костюме «Витамин А».
-ребёнок в костюме «Витамин А»
-Помни истину простую-
Лучше видит только тот.
Кто жуёт морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
На столе лежат картинки с цветным изображением фруктов, ягод, овощей.
Ведущий предлагает детям двух команд подобрать картинки к данному
витамину и прикрепить. Одна команда прикрепляет с одной стороны, другая с другой.
Учитывается правильность и быстрота выполнения.
8
Аналогично проводится задание с «Витамином С»
-ребёнок в костюме «Витамин С»
- От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а если есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
9 задание « Что в борщ, что в компот»
На площадке беспорядочно разбросаны фрукты и овощи. На столе ведущий
выставляет две кастрюли. Приглашаются по одному ребёнку от каждой команды.
«Осень»)
-Одному из детей предлагаю выбрать и положить в кастрюлю всё, что нужно для
борща; а другому - всё, что для компота.
10 задание «Кто быстрее засушит грибы на зиму»
Ведущий
- а вы знаете, дети, как можно заготовить грибы на зиму?
Дети
- заморозить, посолить, засушить.
Ведущий
- Верно, грибы можно засушить. Вы сейчас тоже будете засушивать на зиму
грибы. Приглашает по двое детей от каждой команды и предлагает нанизывать грибы
на веревочку в определённой последовательности (боровик, лисичка, подосиновик).
Учитывается скорость и правильность выполнения.
11 задание «Узнай на вкус»
Осень
- Я узнала на вашем празднике, что у вас прочные и хорошие знания об овощах,
фруктах, грибах, ягодах. А вот сможете ли вы правильно определить фрукты и овощи
на вкус? Предлагаю детям закрыть глаза и каждому ребёнку предлагаю определить по
вкусу овощ или фрукт. Учитывается правильность ответа.
1 Ведущий
- Прошли мы с честью испытанья,
9
И выполнили наши сложные заданья!
Для победы каждый сделал всё что мог,
Пожалуй пришло время подвести итог.
2 Ведущий
- А мы приглашаем наше жюри объявить результаты нашего конкурса.
Жюри объявляет результаты.
Осень
- А я ведь забыла совсем про подарки. Мне сообщили, что вы старались и
сделали сами книжки - малышки об осенних дарах. Мы решили подарить вам эти
книжки, чтобы вы вспоминали о нашей викторине.
Осень вручает медали и дарит альбом «Полезные дары осени». Детям раздаются
книжки-малышки.
Дети благодарят осень. Осень прощается и уходит.
10