Автор: Федорович Вера Алексеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы, заместитель руководителя школы
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: города Оренбурга
Наименование материала: Статья
Тема: Основы правового воспитания в семье
Раздел: среднее образование
Статья
Основы правового воспитания в семье
Автор: Федорович В.А.
МОАУ «СОШ № 10»
города Оренбурга
Правовое воспитание детей и подростков. От этих слов веет строгостью закона,
мудростью
опытных
педагогов,
беспристрастностью
инспекторов
по
делам
несовершеннолетних. Может быть, по этой причине многие из родителей считают, что
правовым воспитанием их детей должны заниматься педагоги школы. На самом деле,
это большая ошибка. Основы правового воспитания должны быть заложены в семье, в
самом раннем возрасте ребёнка. А потом на этот фундамент по кирпичику будут класть
знания о правах и обязанностях детей, о справедливости законодательства воспитатели
детского сада, педагоги школы, преподаватели колледжей, ВУЗов. Родители при этом не
становятся
наблюдателями,
они
рядом
и
в
общем
процессе
воспитания.
Здесь
на
первый план выходит сотрудничество семьи и школы. Беда приходит тогда, когда
родители защищают и оправдывают проступки ребёнка в его присутствии, ищут и
находят
виноватых
в
своих
неприятностях,
видят
в
педагогах
врагов,
которые
не
оценивают достоинств их детей.
С чего же начать родителям, которые хотят, чтоб их ребёнок жил в безопасности
и
вырос
достойным
гражданином
общества?
Начинать
надо
с
себя.
Можно
до
бесконечности
читать
морали
своим
детям
о
правилах
поведения
в
обществе,
о
необходимости
соблюдать
закон,
о
безопасной
жизнедеятельности,
об
уважении
к
другим людям, о необходимости учиться, но если мы, взрослые, ведём себя по-другому,
то результат нашего «воспитания» будет отрицательным.
Официальная
статистика
гласит,
что
только
8%
из
опрошенных
родителей
читали или имеют представления о документах семейного законодательства. Какие же
законодательные документы защищают семью и детей в Российской Федерации? Вот
этот длинный перечень:
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Гражданский процессуальный кодекс РФ;
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Уголовный кодекс РФ;
ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
ФЗ от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений»;
ФЗ от 26 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
ФЗ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан»;
ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от
28.06.2009 г. № 127-ФЗ);
1
ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009 г. № 127-ФЗ);
ФЗ
от
21
декабря
1996
г.
№
159-ФЗ
«О
дополнительных
гарантиях
по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 гг. (утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №
172);
акты Президента РФ: Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 г. №
1351
«Об
утверждении
Концепции
демографической
политики
Российской
Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента Российской Федерации от
6.11.2004
г.
№
1417
«О
Совете
при
Президенте
Российской
Федерации
по
содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» и
др.;
Постановление
Правительства
РФ
от
6
апреля
2004
г.
№
159
«Вопросы
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»;
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
1
сентября
2009
г.
№986
«Об
Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»;
региональное
законодательство
большинства
субъектов
Федерации,
которое
содержит ряд законов и постановлений о защите прав ребенка;
Конвенция
ООН
о
правах
ребенка
конкретизировала
основные
положения
Декларации прав ребенка и возложила на принявшие ее государства правовую
ответственность
за
их
действия
в
отношении
детей.
Положения
Конвенции
сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права
детей: выживание,
развитие,
защита
и
обеспечение
активного
участия
в
общественной жизни. Конвенция – это документ высочайшего педагогического
значения.
Статья 8. Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей
индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи, не допуская
противозаконного вмешательства.
Статья 12. Право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам,
его затрагивающим.
Статья
13.
Право
ребенка
выражать
свое
собственное
мнение.
Это
право
включает свободу искать, получать и давать информацию и идеи любого рода,
независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме.
Статья
16.
Ни
один
ребенок
не
может
быть
объектом
произвольного
или
незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.
Статья 28.Право на образование на основе равных возможностей. Школьная
дисциплина
поддерживается
с
помощью
методов,
отражающих
уважение
человеческого достоинства ребенка.
Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности,
талантов, умственных и физических способностей.
2
О том, что дети – наше будущее, все мы знаем давно, но ведь они и наше
настоящее. И от того, как взрослые организуют жизнь своей семьи сегодня, зависит и
будущее ребёнка, и будущее его родителей, и будущее нашей страны. Необходимо
помнить, что счастливые дети могут быть только у счастливых родителей, умные дети,
чаще всего, растут у образованных родителей, здоровые дети, за редким исключением,
вырастают у здоровых мамы и папы.
Есть незыблемое правило: дети всё новое должны узнавать дома. Жизнь ребёнка
не должна сопровождаться «удушающей» любовью родителей, но «правила игры»
всегда устанавливают родители: режим дня, контроль за местом нахождения ребёнка,
заслуженные поощрения и разумные наказания… При этом каждый взрослый человек
обязан помнит, что семья не заменит ребёнку социума, и диагноз «я ж мать» или «я ж
отец»
нужно
лечить
своевременно.
Самое
главное
в
воспитании
активного
члена
общества – это создание персональной ситуации успеха, доверительные отношения и
предоставление ребёнку возможности совершить личный подвиг. Родители должны
позволить ребёнку иметь своё мнение на всё, но помните, что дети – наше зеркало, и в
него нужно чаще заглядывать. Трагедия, если у ребёнка нет ни на что своего мнения. Но
иметь собственное мнение и при этом не уважать мнение окружающих – это путь к
нарушению
сначала
общепринятых
правил,
а
потом
и
закона.
Нам,
взрослым,
необходимо помнить, что воспитывать в детях чувство собственного достоинства и
уважение к родным, близким и окружающим мы должны одновременно.
Прежде, чем ребёнок узнает статьи российского законодательства, он должен
присвоить знания об общечеловеческих ценностях, таких как любовь, человеческая
жизнь, уважение к старшим, забота о младших, Родина, природа, семья, безопасность,
свобода, культура, образование, здоровье, закон, нравственность, духовность… Эти
ценности прививает малышу, в первую очередь, семья без ожидания того, когда в
дошкольных и школьных учреждениях об этом начнут говорить с ребёнком педагоги.
Говоря об основах семейного воспитания, просто необходимо сказать о тех
«зонах риска», в которые попадают наши дети и подростки и которые только мы,
взрослые, можем обезопасить для них и для себя.
Прежде всего, современная реальность говорит о том, что «опасной зоной»
является Интернет-пространство. Попробуем точечно обозначить риски при свободном
и неконтролируемом путешествии ребёнка в Интернете и бесконтрольности его жизни,
связанной с занятостью родителей.
1.
Увлечение социальными сетями. Выкладывание личных фото на своей
странице и страницах непроверенных сайтов.
Зачастую это ведёт к нежелательному общению, встречам школьников с людьми
с криминальным прошлым, шантажу, пропаже денег у родителей, грабежам,
насилию… Что делать родителям, которые замечают изменения в поведении
ребёнка?
Нужно
иметь
доступ
к
страницам
своего
подростка,
обязательно
просматривать
историю
выхода
ребёнка
в
Интернет.
При
обнаружении
подозрительных
сайтов
и
страниц
общения
не
стоит
паниковать.
Лучшее
средство
–
это
доверительная
беседа
с
ребёнком,
умение
заблокировать
нежелательные сайты в ПК.
2.
Желание детей и подростков заработать быстрые и лёгкие деньги.
3
Чаще
всего
нашим
подросткам
в
Интернете
предлагают
стать
курьерами,
закладчиками наркотических препаратов, за что обещают от 200 до 300 тысяч
рублей в месяц. Согласитесь, что устоять перед таким предложением ребёнку-
подростку нелегко, тем более, если он видит финансовые трудности родителей и
знает, что в нашем городе заработать более 20 тысяч в месяц очень трудно. Но
обязанность родителей дорисовать эту картину штрихами из законодательства:
такой «труд» будет оценён по всей строгости – до 10 лет лишения свободы. Ко
всему прочему «работодатели» этого криминального бизнеса сами «сливают»
закладчиков правоохранительным органам, чтобы отвести меч правосудия от
себя и продолжать заниматься смертоносным заработком. Подросток должен
понять, что тюрьма – это ад. Даже 3-4 года в местах лишения свободы сломят
неокрепшую психику безвозвратно. Такая беда может прийти и в благополучные
семьи. Уж слишком соблазнителен путь быстрого заработка.
3.
Посещение
сайтов
экстремистской
направленности.
Репост
картинок
с
запрещённой символикой.
Многие подростки не знают о статье за экстремизм. Родители должны объяснить
своему чаду, что это такое и что статья за экстремизм закроем ему дорогу к
успеху
во
взрослой
жизни.
Для
юного
человека
захлопнутся
двери
во
все
престижные учебные заведения, он не сможет найти хорошую работу, ведь
каждая уважающая себя организация имеет службу безопасности, и ни один
работодатель
не
возьмёт
на
работу
человека
с
судимостью
по
статье
за
экстремизм.
4.
Суицидальные проявления в поведении детей.
Нельзя не реагировать на слова: Я не хочу жить. Лучше бы я умер…». Нельзя
верить в расхожую поговорку: «Если говорит, значит, не сделает». Возраст
суицидников снизился в Оренбурге до 11 лет. Мальчик не был отпущен на день
рождения
друга.
Тонкая
психика
ребёнка
подсказала:
«Надо
отомстить
родителям, пусть за меня испугаются!» Но имитация самоубийства превратилась
в реальную смерть мальчика. Девочка из благополучной семьи прыгнула с 16
этажа на другой день после своего 15-илетия. В доме шары, коробки из-под
подарков. У родителей нет версий. Кто-то из друзей сказал, что, вроде бы, не так
поздравил парень, не так поговорила с родителями, обозвали одноклассники.
Наши
современные
дети,
воспитанные
на
компьютерных
играх,
где
есть
9
жизней, не понимают, что смерть – это конец. А самое страшное – это реакция
других подростков на похороны подруги. «Круто! Столько народу собралось!
Какие хорошие слова говорили! Свадебное платье!». Родители! Остановитесь!
Оставьте дела, хотя бы на время! В детях говорит недостаток вашего внимания!
Вы считаете, что вопросы: «Ты в школе был? Ты пропылесосил? Ты посуду
помыла? Какие оценки принёс?» - это семейное тёплое общение?! Ведь дети
видят и другие примеры, когда друзья в школе или во дворе рассказывают, как с
родителями они ездят на природу, ходят на лыжах, в кино, сидят у реки с
удочкой, у костра жарят сосиски, пьют чай из термоса, бывают на море... От этих
рассказов в маленьком сердце рождается зависть, которая постепенно отравит
существование человека и в юности, и во взрослой жизни. Да, строгости и
перечисленных
выше
вопросов
может
быть
сколько
угодно,
но
любви
и
4
внимания должно быть больше! Родителям необходимо помнить, что до 10
класса – самый опасный во всех отношениях возраст ребёнка. При этом 50%
подростков становится такими же, как родители, а 50% говорят, что не станут
такими, как они.
5.
Вымогательство, буллинг среди подростков.
Если просмотреть это проблему у своего ребёнка, не заметить его синяков,
замкнутости
или,
наоборот,
бравады,
хамства,
появления
новых
вещей,
на
которые вы не давали ему денег, то беды не миновать. Дети и подростки часто
бывают жестокими из-за того, что неокрепшая психика не желает или не умеет
сопротивляться
собственной
агрессии,
выбросу
гормонов,
а
если
ещё
и
воспитанием подростка никто не занимается, то вырастает деспот, диктатор,
маньяк, убийца. Но ведь равнозначная проблема и у жертвы. Научить ребёнка
быть
сильным,
чтобы
его
боялись
обидеть,
и
быть
добрым,
чтобы
ему
не
хотелось никого обижать, - вот важнейшая задача семейного воспитания. Только
так можно вывести маленького человека из роли жертвы.
6.
«Счастливое неведение» родителей. Мнение родителей, что с их ребёнком
ничего и никогда не случится.
Опомнитесь,
дорогие!
«Счастливое»
неведение
опасно!
Слепое
доверие
развращает не только детей, но и взрослых. Всесторонний контроль необходим,
но не стоит путать его с тотальной слежкой. Ваш ребёнок постоянно в Vibere –
пишите
ему
туда,
спрашиваете,
как
дела,
когда
будешь
дома,
посылайте
картинки,
выражающие
ваши
чувства…
Видите
увлечение
ребёнка
новым
музыкальным направлением – не отвергайте его, постарайтесь узнать об этой
музыке как можно больше, покажите ребёнку свой интерес. Вот увидите: это
произведёт
на
подростка
ошеломительное
впечатление,
вы
моментально
вырастете в его глазах.
Важно
помнить
и
о
том,
что
у
ребёнка
должно
быть
своё
личное
пространство. Нет ничего опаснее «испепеляющей» любви родителей. Понятно,
что взрослые в семье главные, но создавать ситуацию семейного равенства
просто необходимо. Ребёнок тоже должен увидеть проблему на вашем лице,
когда вы без настроения возвращаетесь домой, и спросить: «Что с тобой? У тебя
что-то
случилось?»
Умение
вступать
в
диалог
с
собственными
детьми
–
половина успеха в воспитании, и отношения в таких диалогах должны быть
честными: не знаешь чего-то – признайся ребёнку в этом, найди ответ вместе с
ним; виноват – извинись, невзирая на возраст; хочется побыть одному, устал,
расстроен – скажи: «Мне надо 30 минут, чтобы прийти в себя». Но через 30
минут выходи к ребёнку и начинай общение.
Первыми
расскажите,
пока
Вас
не
опередили
друзья
ребёнка
или
Интернет, что такое любовное томление, гормональный взрыв, секс, его риски,
последствия.
Вложите
в
голову
ребёнка,
что
из
нового,
ещё
не
понятного
физического
состояния
взрослеющий
организм
может
вывести
только
физическая нагрузка: пусть приседает, отжимается, танцует – пусть активно
двигается.
7.
Очень люблю эту цифру. На ней и остановимся.
5
Хочу обратиться к мамам, которые, имеют дочерей и собираются замуж.
Берегите
своих
дочерей!
Деформация
сознания
современного
человека
алкоголем,
Интернетом,
вредными
привычками,
наркотиками,
стрессами…
неоспорима,
и
по
статистике
ей
более
подвержены
современные
мужчины.
Каким бы замечательным Он не был, будьте осторожны! Ни один мужчина не
стоит наших собственных детей, хотя ради справедливости стоит сказать, что и
женщина тоже…
Итак, правовое воспитание детей в семье начинается задолго до их знакомства
со статьями Закона. Говорить о поднятой проблеме можно много. Сегодня мы сделали
акцент на некоторых «зонах риска» семейного воспитания, на психологии подростка.
Нам,
взрослым
нужно
помнить,
что
«обнажённая»
психика
наших
детей
–
это
современная реальность. Это мы лишили детей защиты. Мы смыли её лекарствами,
ненатуральными
продуктами,
нечистой
водой,
грязным
воздухом,
Интернет-
технологиями, вредными привычками, вечной занятостью, безбожием, невниманием,
безразличием
к
детским
проблемам,
искажёнными
представлениями
о
счастливой
жизни, где главное – деньги и красота, а если этого нет – ты изгой, неудачник. Порой
мы через-чур опекаем и защищаем детей, лишая самостоятельности, и потому они не
могут обслуживать себя, не умеют трудиться, не знаю, кем хотят стать в будущем. Нам
самим необходимо научиться жить сегодняшним днём в реальной жизни: усмирять
собственные страсти, иметь созидательные цели, научиться помогать ближним, но не
взваливать на себя их проблемы, перестать бороться с «ветряными мельницами». И
Закон! Закон надо изучать. Именно эти знания дают человеку уверенность в себе и
чувство собственной защищённости.
6
Аннотация.
Статья
«Основы
правового
воспитания
в
семье»
написана
заместителем
руководителя
по
воспитательной
работе
Муниципального
общеобразовательного
автономного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная
школа
№
10»
города
Оренбурга
Федорович
Верой
Алексеевной.
Она
предназначена
для
родителей
и
педагогов школы и может быть использована для проведения родительских собраний и
всеобучей.
Статья
посвящена
острым
вопросам
правового
воспитания
детей
и
подростков в семье, связанным с «зонами риска» современной реальности. Автор
преследовал
цель
точечно
обозначить
основные,
с
его
точки
зрения,
проблемы,
возникающие у родителей и педагогов в процессе воспитания детей, и дать короткие
советы, как выйти из сложных ситуаций. Особенностью статьи является доверительная
риторика автора, которая располагает читателя к общению, призывает к серьёзным
размышлениям по поводу поднятых проблем. Автор предполагает, что его советы
помогут родителям уберечь детей от серьёзных жизненных ситуаций, а педагогам –
своевременно указать мамам и папам на «зоны риска».
Федорович В.А. утверждает, что
правовое воспитание детей в семье начинается за долго до их знакомства со статьями
Закона, что взрослым нужно помнить: психика наших детей обнажена, и, воспитывая
детей в правовом поле,
родителям и педагогам самим необходимо научиться жить
реальной жизнью, разумно решая проблемы детей и свои проблемы.
7