Напоминание

Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности" Тема : «В театр играем - речь развиваем»


Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности" Тема : «В театр играем - речь развиваем»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного

возраста в театрально-игровой деятельности"

Тема : «В театр играем - речь развиваем»

Пояснительная записка. %BnGVb23v3 lara

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества

детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как

совокупность речи процессов говорения и понимания является

основой коммуникативной деятельности и включает неречевые

средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При

некоторых речевых нарушениях адекватное использование

неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения

могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как

правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью,

неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с

нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы

ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в

целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов,

коммуникативных навыков, и пришли к выводу - связать

логопедическую работу с привлечением театральных средств,

атрибутов и их элементов. Педагогическая целесообразность

использования коллективных театрально-игровых постановок в

обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в

целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Цель: развитие и профилактика речевых нарушений, через

театрально-игровую деятельность.

Задачи:

развивать речь детей старшего дошкольного возраста через

театрально-игровую деятельность;

активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру

речи, ее интонационный строй;

улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.

развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;

создать специальную среду, побуждающую ребенка к

активному образовательному процессу и стремлению на

исправление своих речевых дефектов через театрализованную

деятельность;

углублять и формировать базовые навыки устной речи, как

ведущего средства общения и познания;

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение

эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми

старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых

способностей ребенка, самореализация творческой деятельности,

через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-

эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы родители,

воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.

Продолжительность: долгосрочный – учебный год.

Ожидаемые результаты:

повышение темпа развития речи в целом, за счет включения

детей дошкольного возраста в творческую деятельность;

позитивное взаимодействие детей в коллективе;

правильная модель поведения в современном мире, повышение

общей культуры ребенка;

раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой

направленности личности;

целостное воздействие на речевую систему;

речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у

него речевые возможности.

Структура проекта

1 этап – поисковый.

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников,

определение основных направлений.

2 этап – констатирующий.

Цель: выявление осознания педагогами и родителями

необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи,

их готовность к работе.

3 этап – формирующий.

Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка

действенности и эффективности программы с практической

деятельностью.

4 этап – аналитический.

Продуктами проектной деятельности являются:

показ сказок к праздникам для родителей : «Чиполлино»;

«Снежная королева», «Золушка»

презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации

проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного через

театрально-игровую деятельность»

п/

п

сроки

Содержание работы

Ответственные

1-й этап – Подготовительный этап

1

сентябрь

2018г.

Разработка перспективного плана

на учебный год детей

подготовительной к школе группы.

воспитатели,

в

течение

года

создание театрально-игровой среды

(фрагменты и предметы-носители

природных качеств, различные

виды театра: настольный,

пальчиковый, театр на

фланелеграфе, реквизит для

разыгрывания сценок и спектаклей:

ширмы, костюмы, маски), в каждой

групповой комнате свои

театральные уголки с масками,

настольными театрами)

воспитатели,

музыкальный

руководитель

2

октябрь

2018г.

Беседа с родителями «Знакомство с

проектом»

воспитатели

Оформление информационного

стенда для родителей, размещение

рекомендаций родителям по работе

с детьми по теме проекта:

«Культура и техника речи»;

«Ритмопластика»;

«Основы театральной

культуры»;

«Виды театрализованных игр

и их значение в развитии

детей дошкольного возраста».

воспитатели

3

октябрь

2018г.

Сказка: «Чиполлино»

воспитатели,

4

ноябрь

2018г.

Викторина по сказкам: «Что за

чудо-эти сказки»

Практикум с элементами тренинга

«Сказкотерапия»

воспитатели

2-й этап – основной

1

декабрь

2018г.

Новогодний праздник: «Снежная

королева»

КВН «Сказочная карусель»

Воспитатели

Муз

руководитель

хореограф

2

февраль

2019г.

Конкурс чтецов : «Тобой Кузбасс

любуюсь»

воспитатели,

родители

3

март

2019г.

Праздник 8 марта: «Золушка»

воспитатели

ДОУ,

3-й этап – заключительный

1

май

2019г.

Подведение итогов реализации

проекта:

показ сказки «Репка»

презентация проекта

педагогам ДОУ в рамках

педагогического совета.

музыкальный

руководитель,

воспитатели

Приложение:

1.

План-программа работы в подготовительной к школе группе по

развитию речи через театрально-игровую деятельность;

2.

Сценарии сказок; «Чиполлино», «Снежная королева»,

«Золушка».

1. План-программа работы в подготовительной к школе группе

по развитию речи через театрально-игровую деятельность.

1.

Речевое развитие:

расширять, уточнять и активизировать словарь на основе

систематизации и обобщения знаний об окружающем;

обогащать речь сложными словами, неизменяемыми

словами, словами – антонимами и словами синонимами;

расширять представления о переносном значении и

многозначности слов, учить использовать эти слова;

закрепить понятие слово и умение оперировать им.

2.

Совершенствование грамматического строя речи:

совершенствовать навык образовывать и использовать в

экспрессивной речи относительные и притяжательные

прилагательные;

совершенствование умения образовывать и использовать

имена существительные и прилагательные с

уменьшительными суффиксами;

формирование умения образовывать и использовать

существительные с увеличительными суффиксами;

сформировать умение образовывать и использовать в

активной речи сравнительную степень прилагательных;

совершенствовать навыки составления

сложносочиненных предложений с противопоставлением

и сложноподчиненых предложений с придаточными

времени, следствия, причины;

закрепить навыки анализа простых двусоставных

распространенных предложений без предлогов.

Сформировать навыки анализа предложений с простыми

предлогами и навыки составления графических схем.

3.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и

навыков языкового анализа и синтеза:

продолжать работу по развитию речевого дыхания,

формированию правильной голосоподачи и плавности

речи;

учить соблюдать голосовой режим, не допускать

форсирования голоса, крика;

учить произвольно менять силу голоса;

развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать

умение изменять высоту тона;

продолжать работу над четкостью дикции, интонационной

выразительностью речи;

активизировать и совершенствовать движения речевого

аппарата;

уточнить произношение согласных звуков в слогах,

словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и

свободной речевой деятельности;

завершить автоматизацию правильного произношения

звуков всех групп в свободной речевой деятельности;

закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;

упражнять в различении гласных и согласных звуков, в

подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

4.

Обучение грамоте:

познакомить с буквами;

совершенствовать навык осознанного чтения слогов;

научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.

5.

Развитие связной речи и речевого общения:

стимулировать развитие и формирование не только

познавательного интереса, но и познавательного общения;

совершенствовать навык ведения диалога;

сформировать навык пересказа небольших рассказов с

изменением времени действия или лица рассказчика.

6.

Развитие мелкой моторики:

через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;

через сопряженную пальчиковую гимнастику.

7.

Музыкальное развитие:

совершенствовать ранние певческие навыки ( навыки

звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты

вокального интонирования);

учить самостоятельно придумывать и находить

интересные танцевальные движения на предложенную

музыку, импровизировать под музыку различного

характера, передавать в движении образы животного.

8.

Игровая и театрализованная деятельность:

совершенствовать умение творчески выполнять роли,

импровизировать в играх – драматизациях и

театрализованных представлениях по русским народным

сказкам.

9.

Физическое здоровье и развитие:

совершенствовать умение выполнять упражнения под

музыку;

содействовать развитию пластичности, выразительности,

плавности, ритмичности движений;

продолжать разучивать и совершенствовать упражнения,

развивающие мелкие и крупные мышцы.

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это

весело и занимательно. В результате возникающего интереса к

таким видам деятельности, поставленные звуки быстро

закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой,

повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через

театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели –

ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и

создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.

Список литература:

1.

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,

2005. - №4.

2.

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.

- М., 2003.

3.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.,

1990.

4.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

- М., 1991.

5.

Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и

драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.

1992.

6.

Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в

театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. -

2001. - №2.

7.

Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание

детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей

в игре. - М., 1994.

8.

Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /

Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.

9.

Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих

способностей детей // Художественное слово в воспитании

дошкольников. - М., 1972.

10.

Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».

11.

Маханева М. Театрализованная деятельность

дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.

12.

Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду -

ТЦ Сфера, 2009 год.

13.

Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М.,

2000.

14.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.

«Театрализованные игры» // Методические пособия.

15.

Чурилова Э.Г. «Методика и организация

театрализованной деятельности дошкольников».

16.

Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду

Мозаика - Синтез, 2008 год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»

Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в

театрально-игровой деятельности"

Тема: «В театр играем - речь развиваем»

Подготовительная группа

Воспитатели: Лазуткина Е.Б.

Пафнучева Л.В.



В раздел образования