Авторы: Пафнучева Лариса Владимировна, Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности" Тема : «В театр играем - речь развиваем»
Раздел: дошкольное образование
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного
возраста в театрально-игровой деятельности"
Тема : «В театр играем - речь развиваем»
Пояснительная записка. %BnGVb23v3 lara
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества
детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как
совокупность речи процессов говорения и понимания является
основой коммуникативной деятельности и включает неречевые
средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При
некоторых речевых нарушениях адекватное использование
неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения
могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как
правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью,
неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с
нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы
ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в
целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов,
коммуникативных навыков, и пришли к выводу - связать
логопедическую работу с привлечением театральных средств,
атрибутов и их элементов. Педагогическая целесообразность
использования коллективных театрально-игровых постановок в
обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в
целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Цель: развитие и профилактика речевых нарушений, через
театрально-игровую деятельность.
Задачи:
развивать речь детей старшего дошкольного возраста через
театрально-игровую деятельность;
активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру
речи, ее интонационный строй;
улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
создать специальную среду, побуждающую ребенка к
активному образовательному процессу и стремлению на
исправление своих речевых дефектов через театрализованную
деятельность;
углублять и формировать базовые навыки устной речи, как
ведущего средства общения и познания;
Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение
эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми
старшего дошкольного возраста, развитие творческих и речевых
способностей ребенка, самореализация творческой деятельности,
через театрализованные постановки.
Направленность: познавательно-речевое, художественно-
эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.
Вид проекта: творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы родители,
воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.
Продолжительность: долгосрочный – учебный год.
Ожидаемые результаты:
повышение темпа развития речи в целом, за счет включения
детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
правильная модель поведения в современном мире, повышение
общей культуры ребенка;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой
направленности личности;
целостное воздействие на речевую систему;
речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у
него речевые возможности.
Структура проекта
1 этап – поисковый.
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников,
определение основных направлений.
2 этап – констатирующий.
Цель: выявление осознания педагогами и родителями
необходимости осуществления задач, связанных с развитием речи,
их готовность к работе.
3 этап – формирующий.
Цель: изучение педагогической литературы: разработка, проверка
действенности и эффективности программы с практической
деятельностью.
4 этап – аналитический.
Продуктами проектной деятельности являются:
показ сказок к праздникам для родителей : «Чиполлино»;
«Снежная королева», «Золушка»
презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного через
театрально-игровую деятельность»
№
п/
п
сроки
Содержание работы
Ответственные
1-й этап – Подготовительный этап
1
сентябрь
2018г.
Разработка перспективного плана
на учебный год детей
подготовительной к школе группы.
воспитатели,
в
течение
года
создание театрально-игровой среды
(фрагменты и предметы-носители
природных качеств, различные
виды театра: настольный,
пальчиковый, театр на
фланелеграфе, реквизит для
разыгрывания сценок и спектаклей:
ширмы, костюмы, маски), в каждой
групповой комнате свои
театральные уголки с масками,
настольными театрами)
воспитатели,
музыкальный
руководитель
2
октябрь
2018г.
Беседа с родителями «Знакомство с
проектом»
воспитатели
Оформление информационного
стенда для родителей, размещение
рекомендаций родителям по работе
с детьми по теме проекта:
«Культура и техника речи»;
«Ритмопластика»;
«Основы театральной
культуры»;
«Виды театрализованных игр
и их значение в развитии
детей дошкольного возраста».
воспитатели
3
октябрь
2018г.
Сказка: «Чиполлино»
воспитатели,
4
ноябрь
2018г.
Викторина по сказкам: «Что за
чудо-эти сказки»
Практикум с элементами тренинга
«Сказкотерапия»
воспитатели
2-й этап – основной
1
декабрь
2018г.
Новогодний праздник: «Снежная
королева»
КВН «Сказочная карусель»
Воспитатели
Муз
руководитель
хореограф
2
февраль
2019г.
Конкурс чтецов : «Тобой Кузбасс
любуюсь»
воспитатели,
родители
3
март
2019г.
Праздник 8 марта: «Золушка»
воспитатели
ДОУ,
3-й этап – заключительный
1
май
2019г.
Подведение итогов реализации
проекта:
показ сказки «Репка»
презентация проекта
педагогам ДОУ в рамках
педагогического совета.
музыкальный
руководитель,
воспитатели
Приложение:
1.
План-программа работы в подготовительной к школе группе по
развитию речи через театрально-игровую деятельность;
2.
Сценарии сказок; «Чиполлино», «Снежная королева»,
«Золушка».
1. План-программа работы в подготовительной к школе группе
по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
1.
Речевое развитие:
расширять, уточнять и активизировать словарь на основе
систематизации и обобщения знаний об окружающем;
обогащать речь сложными словами, неизменяемыми
словами, словами – антонимами и словами синонимами;
расширять представления о переносном значении и
многозначности слов, учить использовать эти слова;
закрепить понятие слово и умение оперировать им.
2.
Совершенствование грамматического строя речи:
совершенствовать навык образовывать и использовать в
экспрессивной речи относительные и притяжательные
прилагательные;
совершенствование умения образовывать и использовать
имена существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами;
формирование умения образовывать и использовать
существительные с увеличительными суффиксами;
сформировать умение образовывать и использовать в
активной речи сравнительную степень прилагательных;
совершенствовать навыки составления
сложносочиненных предложений с противопоставлением
и сложноподчиненых предложений с придаточными
времени, следствия, причины;
закрепить навыки анализа простых двусоставных
распространенных предложений без предлогов.
Сформировать навыки анализа предложений с простыми
предлогами и навыки составления графических схем.
3.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и
навыков языкового анализа и синтеза:
продолжать работу по развитию речевого дыхания,
формированию правильной голосоподачи и плавности
речи;
учить соблюдать голосовой режим, не допускать
форсирования голоса, крика;
учить произвольно менять силу голоса;
развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать
умение изменять высоту тона;
продолжать работу над четкостью дикции, интонационной
выразительностью речи;
активизировать и совершенствовать движения речевого
аппарата;
уточнить произношение согласных звуков в слогах,
словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и
свободной речевой деятельности;
завершить автоматизацию правильного произношения
звуков всех групп в свободной речевой деятельности;
закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
упражнять в различении гласных и согласных звуков, в
подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
4.
Обучение грамоте:
познакомить с буквами;
совершенствовать навык осознанного чтения слогов;
научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
5.
Развитие связной речи и речевого общения:
стимулировать развитие и формирование не только
познавательного интереса, но и познавательного общения;
совершенствовать навык ведения диалога;
сформировать навык пересказа небольших рассказов с
изменением времени действия или лица рассказчика.
6.
Развитие мелкой моторики:
через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
через сопряженную пальчиковую гимнастику.
7.
Музыкальное развитие:
совершенствовать ранние певческие навыки ( навыки
звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты
вокального интонирования);
учить самостоятельно придумывать и находить
интересные танцевальные движения на предложенную
музыку, импровизировать под музыку различного
характера, передавать в движении образы животного.
8.
Игровая и театрализованная деятельность:
совершенствовать умение творчески выполнять роли,
импровизировать в играх – драматизациях и
театрализованных представлениях по русским народным
сказкам.
9.
Физическое здоровье и развитие:
совершенствовать умение выполнять упражнения под
музыку;
содействовать развитию пластичности, выразительности,
плавности, ритмичности движений;
продолжать разучивать и совершенствовать упражнения,
развивающие мелкие и крупные мышцы.
Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это
весело и занимательно. В результате возникающего интереса к
таким видам деятельности, поставленные звуки быстро
закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой,
повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется через
театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели –
ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и
создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.
Список литература:
1.
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,
2005. - №4.
2.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.
- М., 2003.
3.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.,
1990.
4.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- М., 1991.
5.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и
драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М.
1992.
6.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в
театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. -
2001. - №2.
7.
Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание
детей в игре. - М., 1994. Игра-драматизация // Воспитание детей
в игре. - М., 1994.
8.
Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /
Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
9.
Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих
способностей детей // Художественное слово в воспитании
дошкольников. - М., 1972.
10.
Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
11.
Маханева М. Театрализованная деятельность
дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
12.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду -
ТЦ Сфера, 2009 год.
13.
Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М.,
2000.
14.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
«Театрализованные игры» // Методические пособия.
15.
Чурилова Э.Г. «Методика и организация
театрализованной деятельности дошкольников».
16.
Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду
Мозаика - Синтез, 2008 год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ №173»
Проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в
театрально-игровой деятельности"
Тема: «В театр играем - речь развиваем»
Подготовительная группа
Воспитатели: Лазуткина Е.Б.
Пафнучева Л.В.