Автор: Жанаева Лариса Соёловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ ППК
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Тема: Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное
Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы.
(Коммуникативная технология)
Аннотация к статье.
В данной статье рассмотрены виды и типы коммуникативной технологии,
которые ставят перед собой цель активизацию работы учащихся на уроке,
воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и
группах. Она активно используется сегодня как ведущая во многих
современных УМК по русскому языку ( например, под ред. М.М.Разумовской
и П.А.Леканта и др.) и литературе (например, под ред. Г.С.Меркина,
С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г.Маранцмана и др.)
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии –
общение, обучение в диалоге и полилоге. Участники коллективной
деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий
в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное
присвоение форм коллективной деятельности».
Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле
меняет позицию преподавателя: он равноправный собеседник, консультант и
помощник учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за
пределы чисто преподавательского мастерства.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные
компетентности – значит развивать «умения активного слушания и
говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения
вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и
обобщать информацию.
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать
определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть
готовым к изменению собственного речевого поведения.
Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности,
предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и
письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы
коммуникации. Коммуникативная компетентность формирует такую важную
черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается
как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать
контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые
контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и
входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с
активной коммуникативной деятельностью.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание
речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и
речевых поступков. Главная цель применения коммуникативных технологий
– развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные
коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой,
культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики
и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих
целей на уроках заключаются в том, чтобы:
- сформировать у студентов умения и навыки свободно выражать свои и
понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
- сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
- развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические
конструкции;
- обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических,
грамматических) русского языка;
- развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может
быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с
использованием коммуникативной технологии является коммуникативная
ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации:
- устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
- мотивируется общение;
- презентуется (преподносится) речевой материал;
- приобретаются речевые навыки;
- развивается активность учащихся и самостоятельность общения;
- закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
Другой эффективной единицей обучения с использованием
коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты
создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с
текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый студент
становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы
творческой работы с текстом помогает учащимся конструировать свои
индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.
На уроках русского языка я использую этот прием при изучении темы
«Текст.Типы речи», «Стили речи», например, создать текст-описание, текст-
повествование, текст-рассуждение, очерки различного типа, тексты,
относящиеся к различным стилям речи.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная
защита знаний, зачет, мастерская, студенческая конференция;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное
сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут ( с последующей устной или
письменной рефлексией);
- уроки-игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам,
предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создание
собственных текстов.
Некоторые формы и приемы работы на уроках русского языка:
- многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным
словарям, видам разбора;
- инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты
«с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты;
- анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову;
- составление тематических словарей;
- создание текстов по аналогии «Вечер»- «Утро», «В театре»- «На выставке»
и т.д.
- расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками,
афоризмами;
- создание предложений по заданному началу, концу;
- все виды аспектного и комплексного анализа текста;
- метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого
слова ( слово –словосочетание – простое предложение – простое,
осложненное различными синтаксическими единицами, предложение –
микротекст – текст).
Некоторые формы и приемы работы на уроках литературы:
- пересказ( аналитический, сжатый, комментированный);
- многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы
произведения;
- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
- сочинения разных видов и их качественный анализ ( сочинения по
наблюдениям, по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму
и т.д.);
-стихосложение;
- ролевые игры и речевые импровизации ( пересказ эпизода произведения от
лица героя, устная или письменная презентация книги, рецензия и т.д.);
- подготовка и защита проектов на литературную тему;
- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и
т.д.
Коммуникативная технология активно используется и при организации
внеклассной деятельности: кружковой работы, экскурсий по литературным
местам города и края; посещение театров с последующим обсуждением
спектаклей, читательских конференций, диспутов литературных встреч и т.д.
На опыте своей работы могу сказать, что применение и использование
активных методов работы на уроках русского языка и литературы позволяет
оживить учебный процесс, дает возможность проявить студентам творческую
индивидуальность, развивает навыки работы в группах, навыки
самостоятельной работы, исследовательской деятельности, которые будут им
необходимы в дальнейшей учебной деятельности, связанной с получением
профессиональных знаний.