Напоминание

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы


Автор: Жанаева Лариса Соёловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ ППК
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Тема: Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы.

(Коммуникативная технология)

Аннотация к статье.

В данной статье рассмотрены виды и типы коммуникативной технологии,

которые ставят перед собой цель активизацию работы учащихся на уроке,

воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и

группах. Она активно используется сегодня как ведущая во многих

современных УМК по русскому языку ( например, под ред. М.М.Разумовской

и П.А.Леканта и др.) и литературе (например, под ред. Г.С.Меркина,

С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г.Маранцмана и др.)

Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии –

общение, обучение в диалоге и полилоге. Участники коллективной

деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий

в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное

присвоение форм коллективной деятельности».

Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле

меняет позицию преподавателя: он равноправный собеседник, консультант и

помощник учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за

пределы чисто преподавательского мастерства.

Развивать коммуникативные способности и коммуникативные

компетентности – значит развивать «умения активного слушания и

говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения

вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и

обобщать информацию.

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать

определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации,

оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть

готовым к изменению собственного речевого поведения.

Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности,

предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и

письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы

коммуникации. Коммуникативная компетентность формирует такую важную

черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается

как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать

контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые

контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и

входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с

активной коммуникативной деятельностью.

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание

речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и

речевых поступков. Главная цель применения коммуникативных технологий

– развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные

коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой,

культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики

и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих

целей на уроках заключаются в том, чтобы:

- сформировать у студентов умения и навыки свободно выражать свои и

понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

- сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

- развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические

конструкции;

- обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических,

грамматических) русского языка;

- развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может

быть учебная, игровая, трудовая, театральная.

Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с

использованием коммуникативной технологии является коммуникативная

ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации:

- устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;

- мотивируется общение;

- презентуется (преподносится) речевой материал;

- приобретаются речевые навыки;

- развивается активность учащихся и самостоятельность общения;

- закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

Другой эффективной единицей обучения с использованием

коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты

создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с

текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый студент

становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы

творческой работы с текстом помогает учащимся конструировать свои

индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.

На уроках русского языка я использую этот прием при изучении темы

«Текст.Типы речи», «Стили речи», например, создать текст-описание, текст-

повествование, текст-рассуждение, очерки различного типа, тексты,

относящиеся к различным стилям речи.

Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная

защита знаний, зачет, мастерская, студенческая конференция;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное

сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут ( с последующей устной или

письменной рефлексией);

- уроки-игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам,

предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создание

собственных текстов.

Некоторые формы и приемы работы на уроках русского языка:

- многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным

словарям, видам разбора;

- инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты

«с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты;

- анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову;

- составление тематических словарей;

- создание текстов по аналогии «Вечер»- «Утро», «В театре»- «На выставке»

и т.д.

- расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками,

афоризмами;

- создание предложений по заданному началу, концу;

- все виды аспектного и комплексного анализа текста;

- метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого

слова ( слово –словосочетание – простое предложение – простое,

осложненное различными синтаксическими единицами, предложение –

микротекст – текст).

Некоторые формы и приемы работы на уроках литературы:

- пересказ( аналитический, сжатый, комментированный);

- многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы

произведения;

- сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

- сочинения разных видов и их качественный анализ ( сочинения по

наблюдениям, по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму

и т.д.);

-стихосложение;

- ролевые игры и речевые импровизации ( пересказ эпизода произведения от

лица героя, устная или письменная презентация книги, рецензия и т.д.);

- подготовка и защита проектов на литературную тему;

- подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

- создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и

т.д.

Коммуникативная технология активно используется и при организации

внеклассной деятельности: кружковой работы, экскурсий по литературным

местам города и края; посещение театров с последующим обсуждением

спектаклей, читательских конференций, диспутов литературных встреч и т.д.

На опыте своей работы могу сказать, что применение и использование

активных методов работы на уроках русского языка и литературы позволяет

оживить учебный процесс, дает возможность проявить студентам творческую

индивидуальность, развивает навыки работы в группах, навыки

самостоятельной работы, исследовательской деятельности, которые будут им

необходимы в дальнейшей учебной деятельности, связанной с получением

профессиональных знаний.



В раздел образования