Напоминание

Одежда "говорит" о человеке


Автор: Лоптев Владимир Владимирович
Должность: учитель технологии, изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Няшабожская СОШ"
Населённый пункт: Республика Коми, Ижемский р-н, с.Няшабож
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Одежда "говорит" о человеке
Раздел: среднее образование





Назад




Урок № 21. Тема
Одежда «говорит» о человеке.
Педагогическая цель: 1. познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая; 2. показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией; 3. показать отличия в одежде разных сословий Китая; 4. сформировать понятие места и роли декоративного искусства в жизни человека; 5. развивать творческую фантазию учащихся; 6. воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству, толерантность. Тип урока Комбинированный. Планируемые результаты (предметные ПР) Учащиеся должны понимать роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма. Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. Личностные (ЛР) - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; - уметь организовать место занятий. Основное содержание темы, понятия, термины. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Образовательные ресурсы. Учебник. Рабочая тетрадь. Презентация «Одежда говорит о человеке» (2шт.). Иллюстрации с изображениями костюмов разных времён и народов. Акварель, восковые мелки, кисти, цветные карандаши, бумага. Ход урока. Этап урока / учебная ситуация Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе Действия педагога Действия обучающихся 1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Настрой на урок. - Глубокий вдох, выдох. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Настроились на интересный, познавательный урок. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. 2. Актуализация знаний. Умение применять знания в работе в Повторение и систематизация знаний 1.Ведёт диалог с уч-ся при помощи вопросов: Участвуют в диалоге. - Зачем людям украшения.
Работа в паре. паре. (заполнение маршрутных листов по теме «Зачем людям украшения».) полученных на предыдущих уроках. -На какой вопрос мы нашли ответ на прошлом уроке? Какую тему изучали? - Зачем людям украшения? - Какие украшения использует человек? 2.Объясняет работу по маршрутному листу. (вспомнить правила работы в паре) И т.д. Работают в паре: письменно отвечают на вопросы в маршрутном листе. Систематизируют сведения об украшениях. Рассуждают о значении украшений в жизни людей. Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). 3.Мотивация. Осознание необходимости получения новых знаний. Определение границ знания и незнания. Определение проблемной ситуации. (Презентация «Одежда в Средневековой Европе» или иллюстрации с изображением людей разных профессий и сословий). Смотрят презентацию или рассматривают иллюстрации. Участвуют в диалоге. 4.Постановка учебной задачи. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Сформулируйте тему урока? -Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда? - Какие вы знаете отличия в Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
одежде высших и низших сословий общества? -Какого знания нам не хватает для изображения людей разных сословий, времён, национальностей? (С. 118 1-2 абзацы в уч.) - На этом уроке вы познакомитесь с ДПИ народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь. 5.Решение учебной задачи. Новое знание: роль одежды в жизни человека, знать различные стили и направления в одежде, историческое наследие костюма. Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Беседа об одежде человека, её роли в жизни людей. (Презентация. Иллюстрации.) Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 118-132 учебника. Анализируют новые сведения
об одежде. Объясняют смысл понятия «одежда». Рассуждают о роли одежды в жизни людей. Высказываются о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Соотносят образный строй одежды с положением её владельца в обществе. 5. Самостоятельная работа. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. - При помощи акварели, цветных карандашей или восковых мелков оживите интерьер дворца присутствием короля с королевой и многочисленных гостей. (с. 24-25 в РТ) Выполняют задание на с. 24- 25 в РТ. Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. 6. Оценка. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (С комментированием, по критериям) Просмотр и анализ выполненных работ. (самооценивание) 7. Итог. Рефлексия деятельности. Работа с листом достижений. Умение соотносить результаты собственной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Беседа по вопросам: - Можно ли по одежде судить о месте и роли человека в обществе? Приведите примеры. - Что означают понятия «одежда» и «костюм»? Одинаковый ли смысл в них заключён? (С. 132 с 3 абзаца) Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Заполняют лист достижений. 8. Домашнее задание. Использование нового знания в выполнении Формирование и развитие ЦО к Задание №3 на с. 133 учебника: собери вырезки с изображением Запись д/з в дневник.
творческого задания. обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов костюмов разных времён и народов. Объясни, к какому времени они относятся, и кто мог бы носить такую одежду.


В раздел образования