Автор: Филипченкова Ирина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: мбоу сош №22
Населённый пункт: город Находка,Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Агрессивное поведение подростков
Раздел: среднее образование
Агрессивное поведение подростков
1.
Не
социализированные
формы агрессивного
поведения,
которые
не
носят
враждебного
характера
и
не
имеют
сво ей
целью
причинение
ущерба
другому
ч е л о в е к у.
2. Социализированные формы агрессивного поведения, характеризующиеся враждебностью и
имеющие своей целью причинение ущерба или боли другому человеку.
Мотивы
собственного
поведения
могут
осознаваться
подростком,
но
чаще
совершение
агрессивных
поступков
побуждается
и
поддерживается
бессознательными
тенденциями.
Психологической целью агрессии может быть как причинение страдания и вреда жертве, так и
достижение иных результатов.
Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:
причинение боли жертве;
месть за перенесенное страдание;
причинение ущерба;
доминирование, власть над другим человеком;
получение материальных благ;
аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;
самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;
защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;
отстаивание личностной автономии и свободы;
завоевание авторитета в группе сверстников;
удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
привлечение внимания.
Специфической
особенностью
агрессивного
поведения
в
подростковом
возрасте
является
зависимость подростка от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В этом
возрасте умение быть агрессивным друзьями часто воспринимается как наличие силы. Любая
подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко
распространены
ритуалы
посвящения
в
члены
группы
или
испытания
новичков.
Ритуалы
усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы
становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Последние широко используются группой для
оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым
мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность
группе.
В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-
аутсайдеры,
дезадаптированные
в
силу
различных
причин
и
предпринимающие
попытки
самоутвердиться
с
помощью
агрессии.
Проявление
агрессивности
определяется
статусом
подростка в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и «отверженных».
Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой
посредством агрессии показывают неудовлетворенность своим положением.
Уровень
вовлеченности
в
противоправную деятельность
зависит
от
многих
личностных
особенностей подростка и от семейных установок и микроклимата, в котором он воспитывается,
от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность
несовершеннолетних за правонарушения.
По
детерминации
поведения
можно
выделить
несколько
групп
агрессивно-девиантных
подростков:
1.
Ситуативный
нарушитель.
Противоправные
действия
преимущественно
спровоцированы
ситуацией.
2.
Субкультурный
нарушитель.
Идентифицирует
себя
с
групповыми
антисоциальными
ценностями.
3. Невротический нарушитель. Асоциальные действия выступают следствием внутриличностного
к о н ф л и к т а
и
т р е в о г и .
4.
«Органический»
нарушитель.
Совершает
противоправные
действия
вследствие
мозговых
повреждений
с
преобладанием
импульсивности,
интеллектуальной
недостаточности
и
эффективности.
5.
Психотический
нарушитель.
Девиантные
действия
возникают
по
причине
тяжелого
п с и х и ч е с к о г о
р а с с т р о й с т в а ,
п с и х о з а ,
п о м р а ч е н и я
с о з н а н и я .
6. Антисоциальная личность. Антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием
личностных черт - враждебностью, недоразвитостью высших чувств, неспособностью к близким
доверительным отношениям.
Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет
различные
внутренние
и
внешние
причины
и
зависит
от
возрастных
особенностей,
индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.
Исследования,
проводимые
во
многих
регионах
России,
показывают,
что
ярко
выраженные
девиации
в
поведении
наблюдаются
у
несовершеннолетних,
находящихся на
воспитании
в
интернатных
учебных
учреждениях
и
детских
домах.
В
почти
90
процентах
случаев
несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в
семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители
уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращались с ними, употребляли
алкоголь и наркотики, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе и
познали тяготы взрослой жизни.
Наблюдения и исследования показывают, насколько тяжелы аномалии развития личности детей,
оставшихся
без
родительской
любви
и
ласки
в
раннем
детстве.
По
данным
российских
исследователей, эти дети регулярно «пополняют» преступный мир: 40 процентов воспитанников
учреждений интернатного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 процентов - уже
совершили их, 10 процентов склонны к суициду и только 10 процентов имеют позитивную
мотивацию на будущую жизнь.
К особой группе можно отнести подростков с риском суицида. Саморазрушительное поведение
рассматривается
как
акт
отчаяния,
неспособность
дальше
руководить
своей
жизнью.
Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но вместе с тем имеет свою
специфику,
обусловленную
возрастными
особенностями.
Подростковый
суицид
часто
подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и
демонстрации.
Психологический
смысл
подросткового
суицида
-
крик
о
помощи,
стремление
привлечь
внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет;
представление
о
смерти
крайне
расплывчато
и
инфантильно.
Смерть
представляется
в
виде
желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.
Суициду
предшествуют
кратковременные конфликты
в
разных
сферах
отношений:
бытовых,
учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывал внутренний
кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее
аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.
У
подростков
часты
не
столько
завершенные
суициды,
сколько
замыслы
и
попытки.
Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть,
сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не
хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых
зависит исправление этих условий.
Сложные
жизненные
обстоятельства,
неправильное
семейное
воспитание,
низкий
образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все
поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное
поведение
подростков
формируется
в
совокупности
внешних
и
внутренних
факторов,
немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию
своего
отклоняющегося
поведения,
что,
в
первую
очередь,
зависит
от
психологических
особенностей несовершеннолетнего.