Напоминание

Агрессивное поведение подростков


Автор: Филипченкова Ирина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: мбоу сош №22
Населённый пункт: город Находка,Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Агрессивное поведение подростков
Раздел: среднее образование





Назад




Агрессивное поведение подростков

1.

Не

социализированные

формы агрессивного

поведения,

которые

не

носят

враждебного

характера

и

не

имеют

сво ей

целью

причинение

ущерба

другому

ч е л о в е к у.

2. Социализированные формы агрессивного поведения, характеризующиеся враждебностью и

имеющие своей целью причинение ущерба или боли другому человеку.

Мотивы

собственного

поведения

могут

осознаваться

подростком,

но

чаще

совершение

агрессивных

поступков

побуждается

и

поддерживается

бессознательными

тенденциями.

Психологической целью агрессии может быть как причинение страдания и вреда жертве, так и

достижение иных результатов.

Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:

причинение боли жертве;

месть за перенесенное страдание;

причинение ущерба;

доминирование, власть над другим человеком;

получение материальных благ;

аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;

самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;

защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;

отстаивание личностной автономии и свободы;

завоевание авторитета в группе сверстников;

удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

привлечение внимания.

Специфической

особенностью

агрессивного

поведения

в

подростковом

возрасте

является

зависимость подростка от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В этом

возрасте умение быть агрессивным друзьями часто воспринимается как наличие силы. Любая

подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко

распространены

ритуалы

посвящения

в

члены

группы

или

испытания

новичков.

Ритуалы

усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы

становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Последние широко используются группой для

оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым

мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность

группе.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-

аутсайдеры,

дезадаптированные

в

силу

различных

причин

и

предпринимающие

попытки

самоутвердиться

с

помощью

агрессии.

Проявление

агрессивности

определяется

статусом

подростка в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и «отверженных».

Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой

посредством агрессии показывают неудовлетворенность своим положением.

Уровень

вовлеченности

в

противоправную деятельность

зависит

от

многих

личностных

особенностей подростка и от семейных установок и микроклимата, в котором он воспитывается,

от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность

несовершеннолетних за правонарушения.

По

детерминации

поведения

можно

выделить

несколько

групп

агрессивно-девиантных

подростков:

1.

Ситуативный

нарушитель.

Противоправные

действия

преимущественно

спровоцированы

ситуацией.

2.

Субкультурный

нарушитель.

Идентифицирует

себя

с

групповыми

антисоциальными

ценностями.

3. Невротический нарушитель. Асоциальные действия выступают следствием внутриличностного

к о н ф л и к т а

и

т р е в о г и .

4.

«Органический»

нарушитель.

Совершает

противоправные

действия

вследствие

мозговых

повреждений

с

преобладанием

импульсивности,

интеллектуальной

недостаточности

и

эффективности.

5.

Психотический

нарушитель.

Девиантные

действия

возникают

по

причине

тяжелого

п с и х и ч е с к о г о

р а с с т р о й с т в а ,

п с и х о з а ,

п о м р а ч е н и я

с о з н а н и я .

6. Антисоциальная личность. Антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием

личностных черт - враждебностью, недоразвитостью высших чувств, неспособностью к близким

доверительным отношениям.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет

различные

внутренние

и

внешние

причины

и

зависит

от

возрастных

особенностей,

индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.

Исследования,

проводимые

во

многих

регионах

России,

показывают,

что

ярко

выраженные

девиации

в

поведении

наблюдаются

у

несовершеннолетних,

находящихся на

воспитании

в

интернатных

учебных

учреждениях

и

детских

домах.

В

почти

90

процентах

случаев

несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в

семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители

уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращались с ними, употребляли

алкоголь и наркотики, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе и

познали тяготы взрослой жизни.

Наблюдения и исследования показывают, насколько тяжелы аномалии развития личности детей,

оставшихся

без

родительской

любви

и

ласки

в

раннем

детстве.

По

данным

российских

исследователей, эти дети регулярно «пополняют» преступный мир: 40 процентов воспитанников

учреждений интернатного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 процентов - уже

совершили их, 10 процентов склонны к суициду и только 10 процентов имеют позитивную

мотивацию на будущую жизнь.

К особой группе можно отнести подростков с риском суицида. Саморазрушительное поведение

рассматривается

как

акт

отчаяния,

неспособность

дальше

руководить

своей

жизнью.

Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но вместе с тем имеет свою

специфику,

обусловленную

возрастными

особенностями.

Подростковый

суицид

часто

подражателен, имеет черты героического или романтического поведения с элементами игры и

демонстрации.

Психологический

смысл

подросткового

суицида

-

крик

о

помощи,

стремление

привлечь

внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет;

представление

о

смерти

крайне

расплывчато

и

инфантильно.

Смерть

представляется

в

виде

желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.

Суициду

предшествуют

кратковременные конфликты

в

разных

сферах

отношений:

бытовых,

учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывал внутренний

кризис и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение регулируется скорее

аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.

У

подростков

часты

не

столько

завершенные

суициды,

сколько

замыслы

и

попытки.

Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть,

сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не

хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от которых

зависит исправление этих условий.

Сложные

жизненные

обстоятельства,

неправильное

семейное

воспитание,

низкий

образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако далеко не все

поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное

поведение

подростков

формируется

в

совокупности

внешних

и

внутренних

факторов,

немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию

своего

отклоняющегося

поведения,

что,

в

первую

очередь,

зависит

от

психологических

особенностей несовершеннолетнего.



В раздел образования