Автор: Реброва Альбина Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКДОУ ЦРР-детский сад № 5 Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Зимующие птицы" Раздел: дошкольное образование
Конспект логопедической подгрупповой НОД.
Тема «Зимующие птицы»
Обучающие задачи:
Расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах
(познавательное развитие).
Развивающие задачи:
Развивать память, мышление, речевое дыхание, координацию движения и
речи, мелкую моторику (речевое. физическое и социально-коммуникативное
развитие).
Коррекционные задачи:
Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять правильный
артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ, умение обозначать звуки символами и
буквой Л,
совершенствовать грамматический строй речи, учить использовать при
ответах различных типы предложений (речевое развитие).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к художественному чтению, любовь к птицам,
желание помогать им в зимнее время. (художественно-эстетическое
развитие).
Оборудование и материалы:
Картинки с изображениями птиц: снегиря, воробьев, синицы, вороны, клеста
и поползня; ковролин; подушечки; ноутбук ; диск; аудиозапись голосов птиц;
тетради; карандаши синего, зеленого цветов,простые карандаши на каждого
ребенка; кубик с изображениями для артикуляционной гимнастики; картинка
с изображением теплохода; мнемотаблица; «Чудесный мешочек» с кормом
для птиц, кусочком сала, конфетой, каштаном, яблоком, семечками; корм для
птиц в виде разных фигурок.
Л.:Дети,сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Здесь живет
много птиц.
А где еще можно встретить птиц?
Дети: в лесу,во дворе, на улице.
Л.:Вы чувствуете, какой зимой свежий морозный воздух? А поглубже
вдохнуть его мы сможем, если вместе с нашими любимыми героями сделаем
дыхательную гимнастику.
(Диск с упражнениями дыхательной гимнастики компании «Биосвязь»).Дети
с логопедом выполняют упражнения.
Л.:Скажите ,а птицы подают голос? Как, например, подает голос сорока?
Д.: Она стрекочет.
Л.:А синица?
Д.:Тенькает.
Л.:Как подает голос воробей?
.Д.:Чирикает.
Л.:А ворона?
Д.:Каркает.
Звучит запись голосов зимующих птиц.
Л.:Послушайте, как кричат зимующие птицы.
Дети слушают и стараются узнать голоса галок, воробьев и ворон.
Л.:Голоса слышны, а птиц не видно. Давайте поищем их . Я посмотрю, какие
вы внимательные.
Дети находят карточки с изображениями зимующих птиц, и по очереди
рассказывают о снегире, синице, воробье и вороне. Прикрепляют картинки на
ковролин.
Логопед показывает детям карточки с изображениями птиц—поползень и
клест.Рассказывает об их внешнем виде, происхождении их названий
,повадках , местах обитания.
Л.:Давайте подведем небольшой итог—если птиц, о которых мы говорили,
можно видеть зимой в городе ,за городом, то как их можно назвать?
Д.: Зимующие птицы.
Дети с логопедом проходят на ковер, садятся на подушечки.
Л.:Дети, мы отдохнем немного и поиграем в игру «Назови ласково»:
Птица-птичка,
Птенец-птенчик,
Крыло-крылышко,
Синица-синичка,
Перо-перышко,
Воробей-воробышек,
Клюв-клювик.
Проходят за столы.
Л.:Дети,у меня для вас есть вот такая игра--кубик, но непростой. По очереди
его бросая, мы будем выбирать и выполнять упражнения гимнастики для
язычка.
Выполняют упражнения, согласовывающие движения рук и
языка(биоэнергопластика):
«крокодил», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Слон», «Лягушка».
Л.:Дети, а вот еще одна картинка, которой нет на кубике. Это(дети—
теплоход!)
Давайте вспомним историю о маленьком теплоходике, который не умел
гудеть, как большие теплоходы и пароходы. У него получался звук, похожий
то на «в», то на «у».
Тогда он закусил зубами язычок, и погудел—Ы-Ы-Ы-Ы. Получился звук,
похожий на [л].
А кто скажет, как правильно произнести этот звук?
Дети отвечают: Нужно улыбнуться, поставить широкий язык за верхние зубы
и произнести –
ЛЛЛЛЛ.
Логопед добивается четкого произношения звука [л].
Л.: Какой это звук? Согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук, потому что его нельзя петь голосом, и воздух во
рту встречает преграду—зубы и язык.
Л.: Это звонкий или глухой звук?
Дети проверяют—звонкий.
Л.: Этот звук твердый или мягкий?
Д.: Твердый.
Л.: А у звука [л] есть мягкий братец?
Д.: Да, это звук [ль].
Л.: Давайте обозначим твердый звук Л кружком синего цвета(дети рисуют в
тетради)
а кружком зеленого цвета—мягкий звук Л.
Какой буквой обозначим звуки Л и ЛЬ?
Д.: Буквой Л. (Дети печатают в тетради).
Л.: Устали наши пальчики .Давайте с ними поиграем. На нашу кормушку
прилетели птицы.
Пальчиковая гимнастика.
Две синицы,воробей,
Пять клестов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках—
Всем хватило зернышек.
Л.: Посмотрите, а вот эта птица может оказаться зимой на нашей кормушке?
(фото утки).
Д.: Нет ,потому что это не зимующая, а перелетная птица. Утка улетает в
теплые края с наступлением холодов, а зимующие птицы остаются всю зиму
в наших краях.)
Л.: Прилетели птицы, захотели подкрепиться. Чем же мы их угостим?
Дети достают из чудесного мешочка по очереди корм для птиц и другие
предметы(семечки,зерна,кусочек сала,каштан,конфета и яблоко).
Выбирают то, чем можно покормить птиц.
Л.:Молодцы,дети!! Мы с вами совершили прогулку по зимнему парку,и в
заключение расскажем стихотворение,которое мы выучили. Логопед
показывает мнемотаблицу.
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю ее переклевали.
А за ними—снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори-
Вот их сколько—посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей!
С вами зимы веселей!
Л.:Вот и закончилась наша прогулка. Вам понравилась она?
Рефлексия.
О ком говорили? Что видели? Что слушали?
Логопед дарит детям корм для птиц в виде различных форм.
Обучающие задачи:
Расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах
(познавательное развитие).
Развивающие задачи:
Развивать память, мышление, речевое дыхание, координацию движения и
речи, мелкую моторику (речевое. физическое и социально-коммуникативное
развитие).
Коррекционные задачи:
Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять правильный
артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ, умение обозначать звуки символами и
буквой Л,
совершенствовать грамматический строй речи, учить использовать при
ответах различных типы предложений (речевое развитие).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к художественному чтению, любовь к птицам,
желание помогать им в зимнее время. (художественно-эстетическое
развитие).
Оборудование и материалы:
Картинки с изображениями птиц: снегиря, воробьев, синицы, вороны, клеста
и поползня; ковролин; подушечки; ноутбук ; диск; аудиозапись голосов птиц;
тетради; карандаши синего, зеленого цветов,простые карандаши на каждого
ребенка; кубик с изображениями для артикуляционной гимнастики; картинка
с изображением теплохода; мнемотаблица; «Чудесный мешочек» с кормом
для птиц, кусочком сала, конфетой, каштаном, яблоком, семечками; корм для
птиц в виде разных фигурок.