Напоминание

«Сборник дидактических материалов по биологии для обучающихся 9 класса по адаптированным программам»


Автор: Баскакова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель, реализующий адаптированные программы
Учебное заведение: МКОУ "Островская СОШ"
Населённый пункт: п. Островское Костромская область
Наименование материала: «Дидактические материалы для обучающихся»
Тема: «Сборник дидактических материалов по биологии для обучающихся 9 класса по адаптированным программам»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Островского района Костромской области

«Островская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный этап областного методического конкурса

педагогов образовательных организаций Костромской области

номинация: «Дидактические материалы для обучающихся»

тема: «Сборник дидактических материалов по биологии

для обучающихся 9 класса по адаптированным программам»

Автор: учитель коррекционных классов

Баскакова Ирина Геннадьевна

Данная разработка представлена для педагогов общеобразовательных учреждений

работающих с детьми по адаптированным программам

Островское 2019

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………….

3

Пояснительная записка……………………………………………………...

4

Теоретическая часть…………………………………………………………

5

Практическая часть………………………………………………………….

7

I часть Дидактические карточки……………………………………………

9

II часть Дидактические упражнения……………………………………….

36

Список литературы, интернет ресурсы…………………………………….

59

2

Аннотация

Дидактический

демонстрационный

и

раздаточный

материал,

а

также

дидактические упражнения для изучения и повторения учебного материала по разделам

«Общий обзор организма человека» и «Опорно – двигательная система» составлены в

соответствии

с

рабочей

программой

специальных

(коррекц.)

образовательных

учреждений: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманитар. изд. центр

ВЛАДОС,

2014.

учебного

предмета

«Биология

9

класс»

и

учебника

«Биология.

Человек» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под

редакцией авторов Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, М., «Просвещение». 2016 год.

Сборник

состоит

из

материалов

по

проведению

уроков

по

биологии

в

коррекционном

9

классе

и

включает

вопросы

теоретического

и

практического

материала

обучающихся

к

занятию.

Он

предназначен

для

обучающихся

с

интеллектуальными нарушениями, которые обучаются в общеобразовательных школах.

Сборник

может

использоваться

на

уроках

биологии

в

предметной

области

«Естествознание» и для внеклассных мероприятий. Он удобен и прост в использовании

для учителя. Демонстрационный дидактический материал можно использовать для

наглядности

при

изучении

тем

по

предмету

биология.

Дидактиче ские

демонстрационные

и

раздаточные

материалы

представлены

в

виде

дидактических

карточек. Дидактические карточки содержат различные задания, которые доступны для

обучающихся.

По каждой теме урока определены цели работы, даны теоретические основы по

использованию демонстрационного и раздаточного материала, так же дидактические

упражнения для работы с обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках

биологии.

Дидактические

карточки

и

дидактические

упражнения

направлены

на

обобщение, систематизацию, закреплению знаний; формирование умений применять

полученные

знания

на

практике.

Развитие

общих

компетенций:

организовывать

собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и

итоговый

контроль,

оценку

и

коррекцию

собственной

деятельности,

осуществлять

поиск необходимой информации, работать в команде, эффективно общаться.

Все

это

способствует

пониманию

обучающимися

сущности

и

социальной

значимости в жизненных ситуациях, устойчивому интересу к предмету Биология и,

следовательно, повышает готовность обучающихся к решению разнообразных учебных

задач,

таких

профессиональных

качеств,

как

самостоятельность,

ответственность,

творческая инициатива.

Цель

сборника

дидактических

материалов

организация

самостоятельной

работы

обучающихся

по

формированию

знанию

и

умений

на

уроках

биологии

и

применении в жизни.

Основное назначение – преобразование знаний в умения и навыки, овладение

способами

деятельности

и

на

этой

основе

подготовка

обучающихся

к

будущим

профессиям.

Основными дидактическими целями являются формирование у обучающихся

умений работать с книгой, текстами, рисунками, выполнять учебные задания данные

учителем.

Для подготовки обучающихся к социальным условиям важно развить у них

аналитические, конструктивные умения, чтобы обучающиеся были поставлены перед

необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, намечать конкретные

пути решения задач.

При

подготовке

сборника

использовались

различные

интернет

ресурсы,

учебные пособия по дисциплине: «Биология».

3

4

Пояснительная записка

В

общеобразовательной

школе

обучаются

дети

с

нарушениями

интеллекта.

Многим

детям

особенно

трудно

удается

усвоение

программного

материала

по

биологии. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и

значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к

предмету

биология,

повышения

познавательной

активности

и

познавательных

возможностей обучающихся, мною разработан сборник дидактических материалов по

биологии.

Он

предназначен

для

обучающихся

9

класса,

которые

обучаются

по

адаптированным общеобразовательным программам. Сборник может использоваться на

уроках биологии и внеклассных мероприятиях.

Важным условием для успешной интеграции обучающихся в социум является

умение применять полученные знания в жизни. Появление у обучающихся интереса к

обучению в значимой степени повышает прочность их знаний, умения, и навыков,

содействует коррекции внимания, мышления, и других психических процессов.

Практическая значимость сборника дидактических материалов по биологии для

обучающихся с интеллектуальными нарушениями состоит в том, что учитель сможет

использовать

данный

материал

наряду

с

учебником

по

биологии

на

уроках

и

внеклассных

мероприятиях.

В

данном

сборнике

представлены

дидактические

наглядные демонстрационные и раздаточные карточки, упражнения.

К наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе

предъявляются определенные требования:

1) наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;

2) ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;

3) эстетическое оформление наглядного средства;

4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

5) мера в использовании на одном уроке (занятии);

6) при применении нескольких наглядных средств на одном занятии они должны

представляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до нужного

момента;

7)

наглядный

объект

не

должен

содержать

ничего

лишнего,

чтобы

не

создавать

побочных ассоциаций у обучающихся;

8) учет возраста и уровня развития и обученности обучающихся.

Применение

на

уроках

биологии

коррекционно-развивающих

заданий

направлено, на:

1) повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости

внимания;

2) повышение уровня развития логического мышления;

3) развитие наглядно-образного и логического мышления;

4) развитие речи;

5) развитие приемов учебной деятельности;

6) развитие личностно-мотивационной сферы;

7) развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

В

процессе

применения

на

уроках

коррекционно-развивающих

заданий

совершенствуются

психические

процессы

ученика,

происходит

развитие

познавательного

процесса,

в

результате

чего

закладывается

фундамент

успешной

учебной

деятельности.

Познавательный

интерес

является

важным

компонентом

эмоционально-ценностного отношения обучающихся к процессу изучения биологии и

обязательным условием эффективности этого процесса.

5

Теоретическая часть

Сборник дидактических материалов по биологии для обучающихся 9 класса

состоит

и

двух

разделов:

в

первом

разделе

представлены

дидактические

демонстрационные

и

раздаточные

карточки

и

карточки,

содержащие

различные

задания,

во

втором

разделе

представлены

по

каждой

теме

урока

дидактические

упражнения.

Дидактические

упражнения

как

одно

из

условий

развития

творческого

потенциала обучаючихся на уроках биологии. Гуманизация отношений как одна из

педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной

неповторимости

и

психологизация

всей

системы

учебно-воспитательного

процесса

послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной

частью которых являются дидактические упражнения. Опыт показывает, что как бы ни

был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно

ученики предпочитают его объяснению грамотные дидактические упражнения, где они

будут

сами

познавать

мир,

будут

взаимообучаться.

В

процессе

выполнения

дидактических упражнений срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и

другие виды памяти. Они является комплексным носителем информации.

Сборник дидактических материалов по биологии для обучающихся 9 класса

составлен в соответствии адаптированных программам, где рассматривается разделы

«Общий обзор организма человека», «Опорно – двигательная система человека». В

раздел «Общий обзор организма человека» входят: общее знакомство с организмом

человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. В раздел «Опорно –

двигательная

система

человека»

входят:

органы

и

системы

органов

(опорно-

двигательная).

Значение

опорно-двигательной

системы.

Состав

и

строение

костей.

Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при

ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы

мышц

человеческого

тела.

Работа

мышц.

Значение

физических

упражнений

для

правильного

формирования

скелета

и

мышц.

Предупреждение

искривления

позвоночника и развития плоскостопия. Значение опорно-двигательной системы. Роль

физических упражнений в ее формировании.

Цель: изучить материал и закрепить знания по разделам «Общий обзор организма

человека»,

«Опорно

двигательная

система». Дать

обучающимся

элементарные

сведения о строении жизнедеятельности основных органов и в целом всего организм

человека.

Познакомить с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или

вредят нормальной его жизнедеятельности.

Задачи:

Сформировать знания о скелете человека, работе суставов (обратить внимание на

правильную осанку); знания о разнообразии мышц, механизме их работы; продолжить

развитие навыков работы с учебным текстом, с условными рисунками и схемами;

воспитывать интерес к изучению своего организма, его совершенствованию, прививать

гигиенические

навыки

по

уходу

за

своим

организмом.

Привитие

навыков,

способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Сообщение сведений о

том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от

заразных болезней, какой вред здоровью приносят курение, употребление спиртных

напитков и наркотиков, а также токсикомания.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1. названия, строение и расположение основных органов организма человека;

2. элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

3. влияние физических нагрузок на организм;

6

4. вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

5. основные санитарно-гигиенические правила.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого

организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего

здоровья;

2. соблюдать санитарно - гигиенические правила.

Основные дидактические и методические условия развития

познавательного процесса у обучающихся на уроках биологии:

1. Вовлечение обучающихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых

знаний».

2. Обеспечение разнообразия учебной деятельности обучающихся.

3. Предложение обучающимся посильного учебного материала.

4. Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми

овладевают обучающиеся.

Для повышения эффективности обучения и достижения целей используются

разные методы обучения – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый, насколько позволяют способности учащихся. Контроль знаний

является обязательным элементом образовательного процесса и проходит в форме

зачётов, тестов, контрольных работ и контрольных срезов.

Направление коррекционной деятельности:

1. Развивать корригировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

2. Воспитывать самостоятельность.

3. Развивать и корригировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

4. Воспитывать наблюдательность.

5. Расширять представления об окружающем мире.

6. Формировать умение находить текст в учебнике к рисункам, карточкам заданиям.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

8. Корректировать и развивать память, внимание, речь.

9. Развивать наглядно-образное мышление, элементы словесно-логического мышления.

10.Развивать стремление доводить начатое дело до конца.

11.Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению, внимательность, наблюдательность

.

7

Практическая часть

Сборник дидактических материалов по биологии для обучающихся 9 класса по

адаптированным программам состоит из двух разделов: дидактические карточки и

дидактические

упражнения.

Он

составлен

в

соответствии

с

программой

(коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся по адаптированной

программе

В.В.

Воронковой.

В

нем представлены

задания,

которые

могут

быть

использованы на уроках и во внеклассной работе по предмету биология. Различные

задания такого характера помогают разнообразить урок, стимулируют обучающихся,

прививают интерес к предмету.

Первая

часть

сборника

дидактических

материалов

по

биологии

для

обучающихся с легкой умственной отсталостью составлен по темам, где не требуется

выполнение сложных письменных и устных заданий.

Их можно использовать на

уроках биологии для изучения нового материала, закрепления пройденного материала,

для самоконтроля знания, так и в качестве дополнительных заданий для отдельных

обучающихся. Он позволяет наглядно изучить и обобщить знания обучающихся по

изучаемым темам:

I Общий обзор организма человека

Тема №1 Строение клеток и тканей организма

Тема №2 Органы и системы органов человека

II Опорно – двигательная система

Тема №1 Скелет человека. Его значение. Основные части скелета

Тема №2 Состав и строение костей

Тема №3 Соединение костей

Тема №4 Череп

Тема №5 Скелет туловища

Тема №6 Скелет верхних конечностей

Тема №7 Скелет нижних конечностей

Тема №8 Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов

Тема №9 Значение и строение мышц

Тема №10 Основные группы мышц человека

Тема №11 Работа мышц. Физическое утомление

Тема №12 Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие

Тема №13 Значение опорно- двигательной системы. Роль физических упражнений в ее

формировании

По каждой теме представлены дидактические демонстрационные и раздаточные

карточки

для

показа

и

рассказа

обучающимся

нового

материала.

Дидактические

карточки с заданиями для повторения или закрепления материала по изучаемой теме.

Обучающийся может работать с дидактическим материалом двумя способами:

под руководством учителя

самостоятельно

При этом деятельность под руководством учителя может быть организована как на

уроке биологии, так и во внеурочной деятельности.

Цель применения коррекционно – развивающих заданий:

Снятие эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в

себе.

Коррекция аффективных форм поведения

Использование на уроках коррекционно - развивающих заданий

1) Акцентирование внимания обучающихся на теоретической важности и практической

значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии.

8

2) Обсуждение на уроках биологии интересных фактов.

3) Доброжелательное отношение учителя к обучающимся, доверительное общение с

ними, склоняющее к диалогу.

Во

второй

части

сборника

дидактических

материалов

по

биологии

для

обучающихся

с

легкой

умственной

отсталостью

представлены

дидактические

упражнения. Дидактические упражнения способствуют более быстрому и доступному

усвоению

знаний

и

умений.

Это

необходимо,

поскольку

современные

условия

характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности

ребенка. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к

организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует

научить каждого ребенка самостоятельно учиться. Чем больше самостоятельности мы

предоставляем обучающимся в выполнении учебных задач, тем эффективнее будет

учебный

процесс.

Это

является

серьезным

основанием

для

более

широкого

использования дидактических упражнений в организации процесса обучения. При этом

не

менее

важным

требованием

современности

является

снижение

психических

и

физических перегрузок школьников. Дидактические упражнения -

одно из средств,

которое

содержит

в

себе

реальные

возможности

осуществления

этих

направлений

школы,

особенно

актуально

это

для

наших

детей

с

ОВЗ,

обучающихся

очно

и

дистанционно.

Данные

упражнения

на

уроках

биологии

способствуют

изменению

эмоциональной

атмосферы,

которая

становится

более

оживленной,

снимает

напряжение,

усталость

и

позволяет

настроить

обучающихся

на

усвоение

новой

информации. На своих уроках при изучении опорно – двигательной системы я часто

использую Дидактические упражнения из букв составить слова, вставить пропущенные

буквы,

слога

и

слова.

Записать

не

достающую

информацию

это

позволяет

обучающимся использовать ученик для работы с текстом. Ученику демонстрируются

иллюстрации, где создаю проблемную ситуацию для изучения новой темы. Например,

если

на

карточках

изображены

люди

с

различной

осанкой,

то

ученик

сам

может

сформулировать тему урока. На обобщающих уроках я использую такие дидактические

упражнения, как выбери верное утверждение по теме «Скелет человека». Работу с

рисунками

-

плакатами,

где

обучающие

вспоминают

типы

костей.

К

примеру,

на

рисунке типы костей ученики должны правильно подчеркнуть губчатые, трубчатые,

плоские кости. Обучающимся нравится работать с логической цепочкой, где указывают

лишний термин. Работают с деформированным текстом по одному, в паре, так и в

группе.

Такие

упражнения способствуют

формированию

умений

работать

с

информацией

представленной

в

виде

текста

с

биологическими

ошибками,

анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний. При

затруднении работы обучающихся с дидактическими упражнениями я создала карточки

помогай – ки, при помощи таких карточек ученики могут проверить правильность

решений упражнений, вспомнить изучаемый материал.

Грамотное

проведение

дидактических

упражнений

обеспечивается

четкой

организацией,

знанием

методики

проведения.

На

моих

уроках,

такие

упражнения,

действительно

необходимы,

так

как

детям

с

ОВЗ

требуется

коррекция

внимания,

памяти, мышления, сенсорных систем.

9

I ЧАСТЬ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ I раздел

Общий обзор организма человека

Тема урока №1: Строение клеток и тканей организма.

Ц е л ь : Формирование

знаний

об

общим

строении

человека.

расширить

знания

обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и

функций.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,3,4 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек дети узнают о строении клеток и тканей организма, о формах клеток. Это

развивает устойчивость внимания. Для закрепления данной темы я создаю похожие

варианты

карточек.

Пример,

карточек

2,5

они

развивают

наглядно-образное

и

логическое мышление.

10

Задание: укажи из чего состоит клетка

2

1

3

Задание: подпиши названия тканей

Тема урока №2: Органы и системы органов человека.

Цель: дать

понятие

об

уровнях

организации

человеческого

организма,

плане

его

строения,

топографии

внутренних

органов

и

полостях

тела,

системах

органом.

Провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей

тела.

Формировать

у

обучающихся

навыки

умения

работать

с

анатомическими

таблицами.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,3 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек дети узнают, что входит в полость тела человека. Это развивает учебную

деятельность обучающихся. Для закрепления данной темы я создаю похожие варианты

карточек. Пример, дидактической карточки № 2 развивается речь, ориентировка в

пространстве, мышление.

11

4

5

Задание: укажи правильно полости тела

1

2

3

II раздел

Опорно – двигательная система

Тема урока №1: Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

Цель: Формирование знаний о скелете человека, его основных частях, формирование

представлений о значении скелета человека.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки

1,2,4,5,7,9,10

как

демонстрационный

вариант,

так

и

раздаточный.

С

помощью этих карточек дети узнают о скелете человека, об основных его частях. Это

развивает учебную деятельность обучающихся. Для закрепления данной темы я создаю

похожие

варианты

карточек.

Пример,

дидактических

карточек

3,6,8

развивают

внимание, мыслительную деятельность, зрительное восприятие, связную устную речь

обучающихся

12

1

3

2

13

Скелет головы (череп)

Задание: продолжи - скелет

туловища состоит

4

5

6

Задание: подпиши скелет грудной

клетки

7

8

14

Скелет нижних конечностей (ноги)

Скелет верхних конечностей (руки)

9

10

Тема урока №2: Состав и строение костей.

Цель: формирование у обучающихся понятия о составе, строении и свойствах кости,

изучить функции опорно-двигательной системы, строение и свойства костей.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,3,4 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

дидактических карточек дети узнают о строении костей, знакомятся с типами костей,

что входит в их состав. Это развивает наглядно-образное и логическое мышление у

обучающихся.

Воспитывает чувство ответственности за сохранение своего здоровья.

Для закрепления данной темы я создаю похожие варианты дидактической карточки.

Пример,

карточки

5

она

развивают

письменную

речь,

внимание,

мышление,

запоминание.

15

Строение кости

1

2

Губчатая кость

4

Задание: подпиши типы костей

3

5

Тема урока №3: Соединение костей.

Цель: закрепить знания о строении и функциях частей скелета, установить взаимосвязи

между особенностями соединений костей и их функциями в организме, изучить типы

соединения

костей.

Убедиться

в

необходимости

занятий

спортом

для

укрепления

здоровья

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,3 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек

дети

узнают

о

различных

соединениях

костей,

строении

сустава.

Это

развивает наглядно-образное мышление, развивает речь у обучающихся.

Воспитывает

умение работать в паре, группе. Воспитывает товарищеские взаимоотношения между

обучающимися

класса. Для закрепления данной темы я создаю похожие варианты

дидактических карточек. Пример, карточки № 2,4 развивают внимание, устную речь,

мышление.

16

Задание: укажи типы костей

2

1

Задание: вспомни и подпиши

4

3

Тема урока №4: Череп.

Цель:

познакомить

обучающихся

со

значением

и

строением

черепа,

раскрыть

особенности

строения

черепа,

связанные

с

развитием

мозга,

учить

называть

и

показывать

кости

черепа,

развивать

умение

обобщать,

классифицировать,

систематизировать

факты,

работать

с

учебником,

таблицами,

моделями

черепа.

Воспитывать санитарно-гигиенические навыки.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,3,4 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек дети узнают о строении черепа, строении мозгового и лицевого отделов. Это

развивает

учебную

деятельность,

устную

речь.

Для

закрепления

данной

темы

я

использую

дидактические

карточки

2,3.

Для развития

внимания,

мыслительно

деятельности, зрительного восприятия.

17

Строение мозгового отдела (черепной коробки)

1

Задание: по цвету определи мозговой и

лицевой отделы

Задание: определи и подпиши

мозговой отдел

3

2

4

Тема урока №5: Скелет туловища.

Цель:

формирование

информационной

компетенции

в

сфере

самостоятельной

познавательной деятельности, самореализация обучающихся в работе с текстовыми

источниками информации, схемами, таблицами, рисунками.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,3,4,5 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью

этих карточек дети узнают строение позвоночника, его отделы. Расположение грудной

клетки, что ее образует. Это мотивирует обучающихся к учебной деятельности. Для

закрепления данной темы я создала дидактические карточки. Пример, карточек 2,6 при

работе

с

ними

развивается

устная

речь,

внимание,

образное

мышление,

умения

анализировать, сравнивать, делать выводы.

18

Позвоночник (вид сзади и сбоку)

Позвоночник (вид сзади и сбоку)

позвонки

2

1

Отделы позвоночника

Расположение грудной клетки

Грудная

клетка

3

4

19

Соединение ребер с позвонком и

грудной клеткой

Хрящ

Ребро

Ребро

Позвонок

Грудина

5

6

Задание: повтори и

подпиши соединения

Тема урока №6: Скелет верхних конечностей.

Цель:

Познакомить

обучающихся

со строением

верхних

и

нижних

конечностей

человека. Развивать способность сравнивать и анализировать, и использовать ранее

полученные знания и умения для усвоения новых и их обобщения. Прививать любовь и

заботу о собственном здоровье.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,3 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек дети узнают о расположении костей конечностей человека, о плечевом поясе,

лопатке, ключице, предплечье. Узнают, что верхние конечности очень подвижны. Это

развивает учебную деятельность обучающихся. Для закрепления данной темы я создаю

похожие варианты дидактических карточек. Пример, карточек № 2,4,5 они помогают

развивать

речь,

ориентировку

в

пространстве, умения

анализировать,

сравнивать,

делать выводы.

20

Расположение костей конечностей

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

1

Задание: укажи, чем

образован скелет верхних

конечностей

Скелет верхней конечности

Ключица

плечо

Предплечье

Кисть

3

2

21

Кости предплечья

Задание: правильно расположи кости предплечья

Локтевая кость

Лучевая кость

5

4

Скелет кисти

Кости запястья

Кости,

образующи

е ладонь

Задание: подумай и дополни

Кости,

образующие

пальцы

6

Большой палец

Указательный палец

7

Тема урока №7: Скелет нижних конечностей.

Цель: сформировать знание о строении скелета нижних конечностей.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,4,6 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек дети узнают о скелете нижних конечностей, чем он образованы; скелете стопы

и строении тазового пояса. Это развивает устойчивость внимания, мышления. Для

закрепления

данной

темы

я

создаю

похожие

варианты

дидактических

карточек.

Пример, карточек № 3,5,7 они развивают наглядно-образное и логическое мышление,

корригируют

и

развивают

личностные

качества

обучающихся;

способствуют

сохранению здоровья.

22

1

Задание: определи, чем

образован скелет нижних

конечностей

Скелет нижней конечности

Тазовый пояс

Тазобедренный сустав

Бедренная кость

Кости голени

Коленный сустав

3

2

23

Скелет стопы

Задание: продолжи скелет стопы состоит из

Кости, образующие свод

стопы

Кости пальцев стопы

Пяточная кость

5

Задание: описать строение тазового пояса

4

7

Строение тазового пояса

Тазовые кости

Крестец

6

Копчик

Тема урока №8: Первая помощь при растяжении связок,

переломах костей, вывихах суставов.

Цель: познакомить обучающихся с основными видами травм, связанных с опорно-

двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,3 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек

дети

узнают

о

видах

переломов

костей.

Какую

нужно

оказать

первую

медицинскую

помощь

при

переломах.

Это

мотивирует

обучающихся

к

учебной

деятельности, способствует

сохранению

здоровья

обучающихся.

Для

закрепления

данной темы я использую эти же дидактические карточки, где развивается устная речь,

внимание, умение

работать

в

паре,

группе. Для

формирования

информационной

компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

24

1

2

3

Открытый перелом верхней и

нижней конечностей

Тема урока №9: Значение и строение мышц.

Цель: изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету;

выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить

значение физических упражнений.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,3,4,7 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью

этих карточек дети узнают, что образует опорно – двигательную систему человека,

какая

ткань

образует

мышцы.

Это

активизирует

наглядно

образное

мышление

обучающихся. Внимание, память, мышление. Для закрепления данной темы я создаю

похожие

варианты

дидактических

карточек

заданий.

Пример,

карточек

5,6

они

развивают речь, ориентировку в пространстве, мышление, память.

25

Виды

мышцы

Мышцы

Широкие

мышцы

Длинные

мышцы

Короткая

мышца

2

1

сосуды

Мочевой

пузырь

желудок

гортань

3

26

Какие

основные

группы

мышц

выделяют?

Какие

основные

группы

мышц

выделяют?

Задание: подумай и подпиши,

расскажи, как крепятся мышцы к

костям

Прикрепление мышц к костям

7

Мышечные волокна

5

4

Задание: покажи и перечисли виды мышц

6

Скелетная мышца

Предплечье

Мышцы

Сухожилия

Лопатка

Тема урока № 10: Основные группы мышц человека.

Цель:

познакомить

обучающихся

с

особенностями

строения

мышц

и

функциями,

которые

они

выполняют; изучить основные группы скелетных мышц, их функции;

развивать знание терминологии; воспитывать бережное отношение к здоровью.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,3,5,6,7 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью

этих карточек дети узнают об основных группах мышц, работе мимических мышц,

мышц шеи, туловища, конечностей. Это развивает учебную деятельность обучающихся.

Для закрепления данной темы я создаю похожие варианты дидактических карточек

заданий. Пример, карточек № 2,4,8 развивают речь, ориентировку в пространстве.

Способствуют

корригировать

и

развивать

личностные

качества

обучающихся.

Прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

27

Группы мышц

Задание: перечислите группы мышц

2

1

Работа мимических мышц

Задание: посмотри и назови

настроение каждого ребенка

3

4

28

Работа мышц туловища

Работа мышц шеи

6

Работа мышц конечностей

7

8

Задание: выполните упражнения на улице

5

Тема урока №11: Работа мышц. Физическое утомление.

Цель: познакомить

с

условиями

функционирования

мышц,

дать

представление

о

системе,

которая

управляет

сокращением

мышц,

об

условиях,

повышающих

работоспособность

мышц.

Закрепить

представления

о

взаимосвязи

строения

и

функциях

мышц. Расширять

представления

обучающихся

о

теле

человека,

его

особенностях и возможностях.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,3,4 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих

карточек дети узнают об основном свойстве мышц, о строении мышцы, видах мышц.

Выяснят, когда наступает утомление мышц. Рассмотрят вопрос: как можно работать,

чтобы

долго

не

уставать.

Это

развивает

учебную

деятельность

обучающихся.

Прививает любовь и заботу о собственном здоровье. Для закрепления данной темы я

создаю похожие варианты дидактических карточек. Пример, карточек № 1,2,3 при

работе с ними развивается речь, ориентировка в пространстве, логическое мышление.

29

Строение мышцы

Задание: выпиши цифры и

укажи правильный ответ

Сухожилие

Сухожилие

Мышца

Мышечные волокна

2

Трехглавая мышца

Мышцы сгибатели и

Мышцы -разгибатели

4

3

1

Тема урока № 12: Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

Цель:

познакомить

с

методами

самоконтроля

и

коррекции

осанки;

разъяснить

отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия; формировать навыки

ЗОЖ;

развивать

самостоятельность,

логическое

мышление,

память,

связную

речь,

обогащать словарный запас.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические карточки №

2,4,5,6 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью этих карточек

дети

узнают,

что

такое

осанка,

плоскостопие.

Что

нужно

делать,

чтобы

избежать

искривления

позвоночника.

Могут

ответить

на

вопросы:

от

чего

может

развиться

плоскостопие, влияет ли неправильная осанка на внешность человека. Это мотивирует

обучающихся к учебной деятельности. Прививать любовь и заботу о собственном

здоровье.

Для

закрепления

данной

темы

я

создала

дидактические

карточки

задания.

Пример, карточек №1,3,5 где развивается устная речь, внимание, образное мышление.

Школьники обратят внимание на правильную посадку за партой, в целях формирования

правильной осанки.

30

Осанка человека стоя

на месте

Задание: ответь на вопрос: влияет ли

неправильная осанка на внешность

человека?

2

1

Задание: сесть правильно.

Осанка человека при переносе

тяжестей на спине

4

3

31

5

6

Задание: Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались его

лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стеной и

поясницей должна проходить ладонь.

Если проходит кулак – осанка нарушена.

Стопа человека

Правильная стопа

Плоскостопие

Тема урока №13: Значение опорно-двигательной системы.

Роль физических упражнений в ее формировании.

Цель:

создать

условия

для

уяснения

роли

опорно-двигательной

системы

в

формировании внешнего облика человека, необходимости физических упражнений и

физического труда для формирования аппарата опоры и движения.

Для введения нового материала по данной теме я использую дидактические

карточки № 1,2,3,5,7 как демонстрационный вариант, так и раздаточный. С помощью

этих карточек дети смогут ответить на следующие вопросы: для чего человеку нужны

мышцы? Каково значение скелета для человека? Почему кости и мышцы называют

опорно-двигательной системой? Почему полезно заниматься спортом? Это мотивирует

обучающихся работать с текстом учебника, находит нужную информацию. Развивается

внимание, мыслительная деятельность, зрительное восприятие, связная устная речь

обучающихся. Развивается

логическое

мышление,

монологическая

речь,

внимание,

наблюдательность, исследовательские навыки, умение применять свой жизненный опыт

на

уроке,

умение

обобщать

и

делать

выводы,

коммуникативные

навыки.

Для

закрепления данной темы я создала дидактические карточки задания. Пример, карточек

№ 4,6 где развивается устная речь. Корригируются личностные качества, которые

способствуют сохранению здоровья обучающихся.

50,00%

10,00%

20,00%

20,00%

образ жизни

состояние медицины

экологические факторы

генетические факторы

32

Здоровье человека зависит от:

33

1

34

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию

внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.

Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести

к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом

случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются,

деформируются и смещаются, защемляя нерв.

2

Чтобы избежать развитие сколиоза, необходимо следить за

правильностью осанки, не носить тяжести в одной руке,

пользоваться ранцем, питаться богатой витаминами пищей,

спать на ровной жесткой постели, выполнять физические

упражнения.

35

Задание: Выполните правильно упражнения

Важным условием сохранения хорошей осанки и нормального развития костно-

мышечной системы детей и подростков является правильная посадка во время

учебных занятий в школе и дома- за партой, письменным столом, компьютером.

4

3

Упражнения для коррекции осанки

1.Поднять руки вверх, отводя ногу назад, вернуться в исходное положение.

2.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах назад.

3.Ноги на ширине плеч, кисти к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой

спиной.

4. Ноги на ширине плеч, руки в стороны, вращение рук назад.

5.Поднимание прямых рук через стороны вверх, возвращение в исходное

положение.

36

Плоскосто́

пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её

продольного и поперечного сводов.

Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.

Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей

в подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах.

5

Задание: Выполните правильно упражнения

Упражнения для лечения плоскостопия

Упражнения выполняются сидя:

1.сгибание и разгибание стоп

2.сжимание и разжимание пальцев

3. круговые движения стопами по максимальной окружности в обе

стороны

4. поворот стопами подошвами внутрь

5.захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли) подошвами

6. сжимание резинового мячика подошвами

7. катание подошвами округлого предмета

8. попеременные удары носками и пятками в пол

9. захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со

скрещёнными ногами

10. собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

6

37

Влияние физических нагрузок на опорно - двигательную систему

усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их

деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т.

е. увеличивается масса мускулатуры

кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

способствуют устранению нарушений осанки.

оказывают влияние на течение обменных процессов и на

осуществление функций внутренних органов.

7

ЧАСТЬ II

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Строение клеток и тканей организма.

Цель: дидактические упражнения способствуют формированию умений: анализировать

предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя

систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию.

Упражнение №1

Методика: Из предложенных букв составь слова.

ДИЕЗТНЕЯРИ

АКСАРДАИ

ЫМШАЦ

АТРРЕЯИ

Карточка помогай - ка

Упражнение №2

Методика: Составь слова из слогов.

ПОД, ЖЕ, ЧЕК, ЛУ, ДО

СЕР, ПРЕД, ДИЕ

КА, ЛЯ, ПИ,РЫ

Карточка помогай - ка

Упражнение №3

Методика: Вставь пропущенные буквы.

Сер_це, ж_луд_к, ле_кие, г_ртань, ск_лет, тр_хея, подж_лудочная ж_леза.

Карточка помогай - ка

38

Дизентерия, аскарида, мышца, артерия

Поджелудочек, предсердие, капиляры

СерДце, жЕлудОк, леГкие, гОртань, скЕлет,

трАхея, поджЕлудочная жЕлеза,

Упражнение №4

Методика: Соедини буквы так, чтобы получилось название части клетки,

расположенной между ядром и мембраной.

Карточка помогай - ка

Упражнение №5

Методика: Соедини название ткани с её значением.

Название ткани

Значение ткани

Покровная

1) Образует покровы тела и защищает

расположенные под ними внутренние

органы.

Соединительная

2) Обеспечивает движение тела человека

и работу его внутренних органов.

Мышечная

3) Образуют нервы. Обеспечивают связь

мозга с любым участком организма

человека.

Нервная

5) Из этой ткани состоит хрящи и кости.

Они образуют скелет.

Карточка помогай - ка

39

Цитоплазма

Покровная 1, Соединительная 5,

Мышечная 2, Нервная 3

Упражнение №6

Методика: Вставь недостающие слова.

Клетка - строительная _________________ живого организма, в том числе человека.

Ткани- группа _______________, имеющих общее ________________ и выполняющих

одинаковые ____________________.

Карточка помогай – ка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Органы и системы органов человека.

Цель: дидактические упражнения способствуют формированию умений работать с

информацией

представленной

в

виде

текста

с

биологическими

ошибками,

анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

Упражнение №1

Методика: Заполнить таблицу: Строение и функции систем органов

Название системы

Органы, из которых она состоит

Какую выполняют работу

Карточка помогай-ка

40

Единица, клеток, строение,

функции.

Упражнение №2

Методика: Восстановить пропущенные элементы в суждениях

1. Клетки, схожие по ( …..) и выполняющим (…….) образуют (…..).

2. Ткани, схожие по ( …..) и выполняющим (…….) образуют (…..).

3. Органы, объединенные общей функцией образуют (…. ).

Карточка помогай – ка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

Цель: дидактические упражнения способствуют формированию умений работать с

информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять,

выделять главное.

Упражнение №1

Методика: Записать недостающую информацию.

Скелет:

служит _______________________________________________________________;

придает нашему телу ___________________________________________________;

защищает _____________________________________________________________.

Карточка помогай –ка

Упражнение №2

Методика: Выберите верное утверждение

определение понятия

«скелет».

а) важный орган человека

б) наружный покров тела

человека

в) опора тела человека

Какие функции выполняет

скелет?

а) защищает от перегрева

б) защищает органы от

повреждений в)

41

1. Клетки, схожие по строению и выполняющим функциям образуют

ткани.

2. Ткани, схожие по строению и выполняющим функциям образуют

органы.

3. Органы, объединенные общей функцией, образуют систему органов.

Скелет:

служит опорой тела человека

придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение

защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка - сердце и

легкие; кости черепа - головной мозг.

поддерживает мягкие

части тела

Из чего состоит скелет

человека?

а) скелет состоит из мышц

б) скелет состоит из

сосудов

в) скелет состоит из

костей.

Карточка помогай –ка

определение понятия

«скелет».

в) опора тела человека

Какие функции выполняет

скелет?

б) защищает органы от

повреждений

Из чего состоит скелет

человека?

в) скелет состоит из

костей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Состав и строение костей.

Цель: дидактические упражнения способствуют формированию умений: анализировать

предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя

систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

Упражнение №1

Методика: Реши примеры и назови виды костей скелета человека.

ТРУБА-БА+Б+ЧАР-Р+ТЫ+Е=

ГУБЫ-Ы+ЧАТ+ТАМ-АМ+ЫЕ=

ПЛУ-У+ОСМК-МК+КИЕ=

Карточка помогай – ка

42

Трубчатые, губчатые, плоские

Упражнение №2

Методика: На рисунке подчеркните одной чертой трубчатые кости, двумя – широкие

кости, тремя – плоские кости.

43

Карточка помогай – ка

плоские

трубчатые

смешанная

губчатые

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Соединение костей.

Цель: способствуют формированию умений анализировать и сравнивать (определять

аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку

зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

Упражнение №1

Методика: Подумай и ответь на вопросы:

1 Сколько костей в организме человека?

2 Назовите плоские кости скелета

3 Сколько свободных ребер у человека

4 Сколько пар ребер прикрепляются к грудине

5 Сколько позвонков входит в состав шейного отдела позвоночника

6 Какие кости входят в состав плечевого пояса

7 Какие кости входят в пояс нижних конечностей?

8 Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника?

9 Чем обеспечивается гибкость позвоночника

Карточка помогай – ка

Упражнение №2

Логическая цепочка.

Методика: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным

образом взаимосвязаны.

а) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

б) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

в) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

Карточка помогай – ка

44

а) фаланги пальцев (скелет туловища);

б) тазовая (кости конечностей);

в) плечевая (плоские кости).

1 (220)

2 (ребра, лучевая, лопатка, височные, тазовые)

3 (4)

4 (10)

5 (7)

6 (ключицы и лопатки)

7 (тазовые кости)

8 (12)

9 (полуподвижным соединением позвонков)

Упражнение №3

Найти соответствие.

1 Голень

2 Предплечье

3 Таз

а) лучевая кость

б) малая берцовая кость

в) большая берцовая кость

г) лобковая кость

д) локтевая кость

е) подвздошная кость

Карточка помогай – ка

Упражнение №4

Методика: Работа с деформированным текстом.

Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они

обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие

физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и

ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного

костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при

помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча,

предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Карточка помогай – ка

Упражнение №5

Методика: Работа с деформированным текстом

Грудная клетка

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой

грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой

кости. 3. Передние и задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками

и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность

грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень, желудок и тонкий

кишечник.

45

1 – б, в; 2 – а, д; 3 – г, е.

предложения 2,3,6.

2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки

и две ключицы.

3 – лопатки плоские кости, состоящие из

губчатого вещества.

6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а

предплечье – двумя: локтевой и лучевой

Карточка помогай – ка

Упражнение №6: Самые – самые.

Методика: Кто первый поднимает руку.

1. Назовите самую длинную кость в теле человека.

2. Где у человека находится самый маленький сустав?

3. Назовите самый прочный сустав.

4. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела.

5.Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода?

6. Почему первый шейный позвонок получил название «атлант»?

7. В названии какой части скелета присутствует географический термин?

8. Сколько процентов воды содержит кость?

Карточка помогай – ка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Череп.

Цель: дидактические упражнения развивают умения анализировать, сравнивать, делать

выводы; развивают логическое мышление.

Упражнение №1 «Словесная анатомия»

Методика: отгадайте слова

Череп - - -(медлительное пресмыкающееся)-черепаха

Череп - - -(кровельный материал)-черепица

Череп - -(обломок керамического изделия)-черепок

46

Предложения 1,3,6.

1. – грудина – плоская кость

3 – передние концы 10 пар верхних ребер

соединены с грудиной при помощи гибких

хрящей

6 – тонкий кишечник не защищен грудной

клеткой.

1. (Бедренная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать

в длину пятидесяти сантиметров)

2. (в ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и

«наковальня»)

3. (Тазобедренный)

4. (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)

5.(лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка, тазовые)

6. (он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар)

7. (хребет)

8. (До 22)

Карточка помогай – ка

Упражнение №2

Методика: Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного

перечня.

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и

__________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости

черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Карточка помогай- ка

Упражнение №3

Методика: Найти биологические ошибки в тексте.

Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку.

Текст 1. Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел

черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены

неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к

мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу.5.

Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих

костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Карточка помогай- ка

47

(медлительное пресмыкающееся)-черепаха

(кровельный материал)-черепица

(обломок керамического изделия)-черепок

Перечень терминов: скуловые, неподвижно

(сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные,

неподвижно (швы).

предложения 2,3,4.

2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью

швов.

4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа

Упражнение №4

Методика: Назови правильно

1. К какому типу костей относят плечевую кость?

1) губчатым длинным 2) плоским

3) трубчатым длинным 4) трубчатым коротким

2.Подвижно соединены между собой кости:

1) большая и малая берцовые 2) бедренная и тазовые

3) локтевая и лучевая 4) теменные и височные

3.Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?

1) клиновидная 2) лобная 3) носовая 4) теменная

4. Какие кости не участвуют в формировании грудной клетки:

1) грудина 2) грудные позвонки 3) ключицы 4) ребра

5. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?

1)лобная 2) небная 3) скуловая 4) слезная

6. С грудиной непосредственно сочленяются:

1) 12 пар ребер 2) 10 пар ребер 3) 7 пар ребер 4) 5 пар ребер

7. К костям пояса верхних конечностей относится

1) плечевая кость 2) локтевая кость 3) лучевая кость 4) ключица

8. Какие кости соединены в скелете человека неподвижно:

1) позвонки грудного отдела позвоночника 2) кости черепа

3) кости бедра и голени 4) позвонки копчикового отдела позвоночника

Карточка помогай- ка

Упражнение №5

Методика: Найди ошибки в тексте. Исправь их.

Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть массы

всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнуться, и поэтому

человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки.

Карточка помогай- ка

48

1 трубчатая, 2 бедренная и тазовые, 3 носовая,

4 ключицы, 5 лобная, 6 десять пар ребер, 7

все, 8 кости черепа

Скелет человека очень крепкий и лёгкий масса его

составляет половину. Масса половины тела скелет

состоит из костей и мышц, кости твёрдые они соединены

подвижно и поэтому человек может нагибаться

поворачивать голову поднимать руки пальцы на руке

длинные и подвижные.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Скелет туловища.

Цель: дидактические

упражнения развивают внимание, мыслительную деятельность,

зрительное

восприятие;

связную

устную

речь

обучающихся. Задания способствуют

формированию

умений:

анализировать

предложенные

объекты

и

устанавливать

их

пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать

информацию.

Упражнение №1 Убери лишнее

Методика: Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-

двигательной системы (задание с избытком информации)

Опорно-двигательная система Хрящи Движение Опора Защита

Борьба с инфекционными заболеваниями Скелет Мышцы Железы

Спинной мозг Кости Головной мозг Связки Транспорт веществ

Регулирование

процессов

жизнедеятельности

Выведение из организма вредных

веществ

Накопление веществ Кроветворная функция Хрящи воздухоносных путей

Карточка помогай- ка

Упражнение 2

Методика: Соедини буквы так, чтобы получилось название главной опоры всего тела.

Карточка помогай- ка

Упражнение 3

Методика: Ответь на вопросы.

1. Небольшие кости в позвоночнике.

2. Он находится в позвоночном стволе

3. Сколько имеет отделов позвоночник?

4. Самый подвижный отдел?

5. Это узкая изогнутая плоская кость.

Карточка помогай- ка

49

Скелет

Мышцы

Кости

Связки

Хрящи

Опора

Защита

Движение

Транспорт

О Ч Н К О П В О З И Н

Позвоночник

Позвонки, спинной мозг, пять, шейный, ребро.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Скелет верхних конечностей.

Цель: дидактические упражнения развивают внимание, мыслительную деятельность,

зрительное восприятие, связную устную речь обучающихся; корригируют и развивают

личностные качества обучающихся. Воспитывают умение работать в паре, группе;

воспитывают товарищеские взаимоотношения между обучающимися класса.

Упражнение №1

Методика: Заполните таблицу

Карточка помогай- ка

Упражнение №2

Карточка помогай- ка

50

Скелет

верхней

конечности:

ключица,

лопатка,

плечо,

предплечье,

кисть.

Скелет

кисти:

кости

запястья,

кости,

образующие ладонь, кости, образующие пальцы.

Методика:

Предплечье, плечо, ключица, лопатка, кисть

Верхние конечности

Скелет верхней

конечности

Скелет кисти

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Скелет нижних конечностей.

Цель: дидактические упражнения развивают умения анализировать, сравнивать, делать

выводы;

развивают

логическое

мышление. Воспитывают

умение

работать

в

паре,

группе; воспитывают товарищеские взаимоотношения между обучающимися класса.

Упражнение №1 «Правильно - неправильно»

Методика:

Раскладываются

10

карточек,

на

которых

записано

11

названий

костей

черепа (мозговой отдел черепа, лицевой отдел черепа, лобная кость, затылочная кость,

теменные

кости,

височные

кости,

скуловые

кости,

носовые

кости,

непарная

верхнечелюстная кость, нижнечелюстная кость). Вызываются два ученика, одному из

них

предлагается

роль

«ученика»,

другому

роль

«учителя».

Задание

«ученику»:

вытащить карточку, прочитать вслух название кости черепа и показать ее на модели

скелета.

Задание

«учителю»:

оценить

правильность

ответа.

Первая

пара

учеников

вытаскивает 5 карточек, за каждый правильный ответ +1 балл, неправильный ответ -1

балл. Учитель оценивает правильность ответа «ученика» и «учителя».

Упражнение №2

Методика: Назови части скелета нижних конечностей человека.

УБЕ-У+ДРС-С+О=

Г+ОНЛ-НЛ+ЛЕНЬ

СТ+ОЛК-ЛК+ПА=

Карточка помогай - ка

51

Бедро, голень, стопа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Первая помощь при растяжении связок,

переломах костей, вывихах суставов.

Цель:

дидактические

упражнения

развивают

связную

устную

речь

обучающихся;

корригируют и развивают личностные качества; способствуют сохранению здоровья

обучающихся.

Упражнение №1

Методика: А) Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних

конечностей.

Методика: Б) Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних

конечностей.

Методика: В) Выберите номера под которыми последовательно расположены кости

кисти.

1. кости стопы

2. бедренная кость

3. лопатки

4. тазовые кости

5. запястье

6. кости запястья

7. кости, образующие ладонь

8. ключица

9. тазобедренный сустав

10. кости, образующие пальцы

11. плечо

Карточка помогай – ка

Упражнение №2 Первая помощь при повреждениях скелета.

Методика: Установи соответствие.

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение

связок

Резкая боль;

Изменение положения формы,

иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и

кровоподтека.

Обеспечить неподвижность месту

повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Вывих

суставов

Отечность, резкая боль,

нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы

костей

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном

положении;

Движения в суставе затруднены

или невозможны.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

52

А) 3, 8, 11. В) 1, 2, 4, 9. В) 6, 7, 10

Карточка помогай – ка

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение связок

Отечность, резкая боль,

нарушение функций

сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в

неестественном

положении;

Движения в суставе

затруднены или

невозможны.

Обеспечить неподвижность месту

повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения

формы, иногда длины

конечности;

Нарушение функций

конечности;

Появление отечности и

кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Упражнение №3

Методика: выбери правильный ответ

ПЕРЕЛОМ - это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении,

драке, воздействии большей силы.

РАСТЯЖЕНИЕ – это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной

сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений.

ВЫВИХ - это повреждение связок, соединяющих кость.

растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов,

УШИБ - это повреждение костей.

Карточка помогай – ка

53

ПЕРЕЛОМ - это повреждение костей.

РАСТЯЖЕНИЕ - это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы -

боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва

кровеносных сосудов.

ВЫВИХ - это смещение костей, когда суставная головка выходит из

суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль,

невозможность движений.

УШИБ - это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при

падении, драке, воздействии большей силы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Значение и строение мышц

Цель: способствуют формированию умений работать с информацией представленной в

виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на

основании полученных раннее знаний. Пользоваться ключом и отгадывать слова.

Упражнение №1 «Вечный двигатель»

Методика: Учитель просит всех встать и взяться за руки. Под музыку учащиеся

выполняют глагольные команды педагога, не расцепляя рук.

Поднять руки вверх, присесть, встать, отпустить руки вниз, ходьба по кругу вправо,

ходьба по кругу влево, остановись.

Упражнение №2

Методика: отгадай виды мышц

ДЛИ – ИНН – ЫЫЕ

КИЕ – РО – ШИ

КОО –РОТК - КИЕ

Карточка помогай – ка

Упражнение №3

Методика: Установи соответствие

Длинные мышцы на туловище (животе и спине).

Широкие мышцы – располагаются на руках, ногах.

Короткие мышцы расположены между позвонками.

Карточка помогай – ка

Упражнение №4 Шифровка.

Методика: замени цифры на буквы с помощью ключа и назови, в каких органах есть

гладкие мышцы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

в

с

о

у

д

ы

е

ж

л

к

м

ч

й

г

16

17

18

19

20

2

1

р

н

т

ь

п

з

3 4 3 5 6 7

9 8 1

0

5 6 4 1

1

1

4

1

8

2

4

1

2

5

2

7

1

1

54

Длинные, широкие, короткие

Длинные мышцы располагаются на руках, ногах.

Широкие мышцы – на туловище (животе и спине).

Короткие мышцы расположены между позвонками.

2

3

4

0

1

6

9

1

5

4 1

6

1

8

1 1

7

1

9

Карточка помогай – ка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Основные группы мышц человека

Цель: способствуют формированию умений: анализировать предложенные объекты и

устанавливать

их

пространственные

отношения, составляя

систему

понятий,

разворачивать

и

сворачивать

информацию,

работать

с

таблицей.

Развивать

умения

анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление.

Упражнение №1 Шифровка

Методика: замени цифры буквами с помощью ключа назови органы дыхания, которые

поражаются при курении

Упражнение №2

Методика: Заполни таблицу с помощью уебника.

Группы мышц

Особенности строения

Функции

Мышцы головы

Мышцы туловища

Мышцы верхних

конечностей

Мышцы нижних

конечностей

55

Сосуды, желудок, мочевой пузырь, гортань.

Карточка Помогай - ка

Группы мышц Особенности строения

Функции

Мышцы

головы

Представлены мимическими и

жевательными мышцами. Мимические

мышцы прикрепляются к коже лица и

во время сокращения перемещают

некоторые участки кожи

Обеспечивают процесс

жевания и мимику

Мышцы

туловища

Состоят из мышц грудной клетки,

живота и спины. К ним также

принадлежит диафрагма

Обеспечивают процесс

дыхания, движение туловища

и конечностей. Удерживают

внутренние органы,

предохраняя от опущения и

выпадения.

Мышцы

верхних

конечностей

К ним принадлежат дельтовидная

мышца, двуглавая(бицепс),

трёхглавая(трицепс) мышцы, а так же

мышцы предплечья и кисти.

Обеспечивают движение

верхней конечности

Мышцы

нижних

конечностей

К ним принадлежат портняжная

мышца, четырёхглавая мышца,

двуглавая мышца, мышца стопы.

Обеспечивают движение

нижней конечности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Работа мышц. Физическое утомление.

Цель: развивают внимание, мыслительную деятельность, зрительное восприятие,

связную устную речь обучающихся; развиваются умения анализировать, сравнивать,

делать

выводы;

развивать

логическое

мышление.

Прививать

любовь

и

заботу

о

собственном здоровье.

Упражнение №1

Методика: Угадай, что это...

1. Это ткань, которая может сокращаться и расслабляться

2. Как называются мышцы, которые участвуют в выполнении этого движения?

3. Что происходит, если эта работа длится долго?

4. Это навык, т.е. определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающих

сохранение привычного положения тела в пространстве.

5. Длительное, не сопровождающееся утомлением возбуждение нервных центров и

мышц.

Карточка помогай – ка

56

1. Мышцы 2 Сгибатели, разгибатели

3 Утомление 4 Осанка 5 Тонус

Упражнение №2 Собери слово

Таблички с частью слов на доске. Бег ход же ри со дер ать вать ить жать вать

Методика: соберите слова из предложенных частей.

Карточка помогай - ка

Упражнение №3 Подбери слова

Методика: надо распределить на группы слова-действия в соответствии с группами

мышц.

На правой стороне доски таблички: мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища

мышцы конечностей (отдельно есть таблички – мышцы рук, мышцы ног).

На левой - карточки со словами.

на доске слова размещены в разброс

улыбаться, хмуриться, жевать, писать, рисовать, шить, бегать, ходить, прыгать,

сгибаться, поворачиваться, тянуться, поднимать, запрокидывать, наклонять.

Карточка помогай - ка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие.

Цель:

развивают

внимание,

мыслительную

деятельность,

зрительное

восприятие.

Воспитывать

умение

работать

в

паре,

группе;

воспитывать

товарищеские

взаимоотношения

между

обучающимися

класса.

Дидактические

упражнения

необходимы для самореализации обучающихся в работе с текстовыми источниками

информации, схемами, таблицами, рисунками. Способствовать сохранению здоровья

обучающихся.

57

бегать, ходить, жевать, рисовать, прыгать

мышцы ног

мышцы

туловища

мышцы шеи

мышцы головы

мышцы рук

Мышцы рук: писать, рисовать, шить. Мышцы головы: улыбаться,

хмуриться, жевать. Мышцы шеи: запрокидывать, наклонять,

поворачиваться. Мышцы туловища: сгибаться, тянуться,

поднимать. Мышцы ног: бегать, ходить, прыгать.

Упражнение №1

Методика: Необходимо подчеркнуть признаки правильной осанки.

Карточка Помогай – ка

Упражнение №2 Разложи карточки

Медика: Разложить карточки в две разные группы правильная и неправильная осанка

человека, объяснить.

(рисунки солдата, Бабы Яги, горбатого человека, старого человека, рыцаря, балерины).

58

При правильной осанке:

Голова и туловище держатся прямо. Голова слегка приподнята.

Плечи несколько отведены назад. Грудная клетка развернута.

Плечи находятся на одном уровне.

Живот подобран. В поясничной области имеется небольшой изгиб

вперед.

Карточка помогай – ка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по теме: Значение опорно-двигательной системы.

Роль физических упражнений в ее формировании.

Цель: способствуют формированию умений работать с информацией представленной в

виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на

основании

полученных

раннее

знаний. Развивать

внимание,

мыслительную

деятельность,

зрительное

восприятие,

связную

устную

речь

обучающихся.

Способствовать сохранению здоровья обучающихся.

Упражнение №1

Методика: Выберите правильный ответ:

1. Что входит в состав опорно-двигательного аппарата:

а) мышечная система

б) костной и мышечной системой

в) мышцы, скелет, связки, сухожилия.

2. Шов – это:

а) неподвижное соединение костей

б) малоподвижное соединение костей

в) подвижное соединение костей

59

Правильная осанка:

рисунки солдата, рыцаря, балерины

Неправильная осанка: рисунки Бабы Яги, горбатого человека,

старого человека.

3.Какие кости образуют скелет туловища:

а) ключица, лопатка, грудина

б) ребра, грудина, грудной отдел позвоночника

в) шейный отдел позвоночника, ребра

4. Скелетные мышцы являются:

а) пассивной частью опорно-двигательного аппарата;

б) опорной частью опорно-двигательного аппарата

в) активной частью опорно-двигательного аппарата;

5. Динамическая работа совершается:

а) при поднятии тяжести, ходьбе;

б) при удерживании груза, стоянии;

в) при лежании на диване.

6. Работа мышц осуществляется по принципу:

а) блока;

б) рычага;

в) шестерёнки.

7. Какие мышцы головы крепятся к коже:

а) жевательные;

б) мимические;

в) портняжные

Карточка помогай – ка

Упражнение №2 Шифровка.

Методика: замени цифры на буквы с помощью ключа и назови, важные занятия,

которые нужны для формирования и развития опорно – двигательной системы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

в

с

о

у

д

ы

е

ж

л

к

м

ч

й

г

16

17

18

19

20

2

1

2

2

р

и

т

ь

п

з

ф

22

17

21

11

5

10

19

18

5

16

1

3

20

4

16

18

22

17

21

17

13

8

3

11

17

14

18

16

5

6

Карточка помогай – ка

60

1-в,2-а,3-б,4-в,5-а,6-б,7-б.

Физкультура, спорт,

физический труд.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 кл.:

В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Учебник

«Биология»

для

9

класса

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений

под

редакцией авторов

Е.Н.

Соломина,

Т.В.

Шевырёва, М., «Просвещение». 2016 год

61



В раздел образования