Автор: Стрелков Константин Евгеньевич
Должность: Педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ «СШ № 15»
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Воспитание безопасности разума человека
Тема: Презентация "Воспитание безопасности разума человека"
Раздел: полное образование
Воспитание
Воспитание
БЕЗОПАСНОСТИ РАЗУМА
БЕЗОПАСНОСТИ РАЗУМА
человека
человека
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ-
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ-
СПАСЕНИЕ -
СПАСЕНИЕ -
ПОМОЩЬ»
ПОМОЩЬ»
ВОТ ОСНОВНОЙ ДЕВИЗ СПАСАТЕЛЬНОЙ
ВОТ ОСНОВНОЙ ДЕВИЗ СПАСАТЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ, КОТОРАЯ ВСЕГДА
СЛУЖБЫ РОССИИ, КОТОРАЯ ВСЕГДА
ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ,
ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ,
ПОПАВШИМ В БЕДУ.
ПОПАВШИМ В БЕДУ.
ЧТОБЫ СПАСТИСЬ И ВЫЖИТЬ -
НУЖНЫ ЗНАНИЯ!
Министр Российской Федерации
Министр Российской Федерации
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Сергей ШОЙГУ
Сергей ШОЙГУ
Воспитание детей это воспитание себя!
Воспитание детей это воспитание себя!
Наших детей воспитывают не родительские нотации,
Наших детей воспитывают не родительские нотации,
не детский сад, школа институт.
не детский сад, школа институт.
Наших детей воспитывает образ жизни: наш образ жизни,
Наших детей воспитывает образ жизни: наш образ жизни,
образ жизни общества в целом.
образ жизни общества в целом.
И чтобы не говорилось родителями, учителями в школе
И чтобы не говорилось родителями, учителями в школе
или ином просветительном учреждении, какие мудрые
или ином просветительном учреждении, какие мудрые
системы воспитания не применялись, дети будут следовать
системы воспитания не применялись, дети будут следовать
сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей.
сложившемуся вокруг них образу жизни большинства людей.
Следовательно,
Следовательно,
воспитание детей всецело зависит
воспитание детей всецело зависит
от собственного миропонимания,
от собственного миропонимания,
от того, как живешь ты сам,
от того, как живешь ты сам,
твои родители и общество.
твои родители и общество.
Интеграция обучения
Интеграция обучения
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 14 п. 2
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 14 п. 2
- «содержание образования должно обеспечивать… формирование
- «содержание образования должно обеспечивать… формирование
у обучающегося адекватной современному уровню знаний… картины мира;
у обучающегося адекватной современному уровню знаний… картины мира;
формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование
формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование
современного общества».
современного общества».
Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна
Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна
учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание
учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание
через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии
через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии
в единый смысловой блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти
в единый смысловой блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти
знания и как ими пользоваться, т.е. ребенок должен иметь систему
знания и как ими пользоваться, т.е. ребенок должен иметь систему
знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными
знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными
знаниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования
знаниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования
ноосферного мировоззрения и ликвидации неграмотности в области
ноосферного мировоззрения и ликвидации неграмотности в области
обеспечения безопасности.
обеспечения безопасности.
Не ОБЖ, как часть химии, физики и т.д.
Не ОБЖ, как часть химии, физики и т.д.
а физика, химия и т.д., как часть ОБЖ.
а физика, химия и т.д., как часть ОБЖ.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Принципы:
Принципы:
междисциплинарность,
междисциплинарность,
действенность
действенность
Подходы:
Подходы:
холистичность,
холистичность,
гуманизация обучения,
гуманизация обучения,
групповая + индивидуальная
групповая + индивидуальная
работа
работа
Беседы, диалог, дискуссия
Беседы, диалог, дискуссия
Тренинги, практические занятия,
Тренинги, практические занятия,
Игры, групповые дискуссии,
Игры, групповые дискуссии,
упражнения
упражнения
МОДУЛЬ 1
МОДУЛЬ 1
МОДУЛЬ 2
МОДУЛЬ 2
Естественно-
Естественно-
научные знания
научные знания
Гуманитарные
Гуманитарные
знания
знания
Знания
Знания
по ОБЖ
по ОБЖ
Решение проблем
Решение проблем
Организационные навыки
Организационные навыки
Научить мыслить
Научить мыслить
Знания учащихся должны быть:
Знания учащихся должны быть:
-
полными;
полными;
-
правильными;
правильными;
-
глубокими;
глубокими;
-
абстрактными;
абстрактными;
-
конкретными;
конкретными;
-
обобщенными;
обобщенными;
-
дифференцированными;
дифференцированными;
-
системными;
системными;
-
гибкими.
гибкими.
Понимая принцип выполнения правил и
действий (почему именно так, а не иначе),
человек сможет найти выход из любой
ситуации, если сделает анализ имеющихся
исходных и необходимые выводы.
Значит главная задача преподавателя
Значит главная задача преподавателя
научить учеников мыслить.
научить учеников мыслить.
Научить быть самостоятельным
Научить быть самостоятельным
Выживание – активная, целеустремленная деятельность направленная на
Выживание – активная, целеустремленная деятельность направленная на
сохранение жизни, здоровья и работоспособности не только в условиях
сохранение жизни, здоровья и работоспособности не только в условиях
чрезвычайных ситуаций, но и в повседневной жизни.
чрезвычайных ситуаций, но и в повседневной жизни.
Чрезвычайная ситуация по-своему уникальна
Чрезвычайная ситуация по-своему уникальна
и решение о возможном варианте действий,
и решение о возможном варианте действий,
придется принимать самостоятельно.
придется принимать самостоятельно.
Самостоятельность
Самостоятельность
следует поощрять,
следует поощрять,
как и прочие успехи.
как и прочие успехи.
Создавать позитивный настрой
Создавать позитивный настрой
Ключевое слово здесь - "хороший".
Ключевое слово здесь - "хороший".
Установка сознания на "можно" создает
Установка сознания на "можно" создает
позитивный настрой у человека, ученика,
позитивный настрой у человека, ученика,
не связывают ему руки, и разрешают
не связывают ему руки, и разрешают
действовать и творить.
действовать и творить.
Задача учителя - дать нужное
Задача учителя - дать нужное
направление ученику, и пусть он
направление ученику, и пусть он
самостоятельно идет по жизни.
самостоятельно идет по жизни.
Воплощение теории в практику
Воплощение теории в практику
Практическая направленность курса
Практическая направленность курса
ОБЖ
ОБЖ
есть
есть
АЛЬФА и ОМЕГА жизни.
АЛЬФА и ОМЕГА жизни.
Альфа, так как идет впереди по праву «жизненной важности»,
Альфа, так как идет впереди по праву «жизненной важности»,
и
и
ОМЕГА
ОМЕГА
, потому что объединяет знания всех других предметов.
, потому что объединяет знания всех других предметов.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз
выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется».
выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется».
Никакой другой предмет не пропитан так
Никакой другой предмет не пропитан так
сильно «практическим духом», как ОБЖ.
сильно «практическим духом», как ОБЖ.
Ученик должен владеть практическими знаниями:
- оказания первой медицинской помощи;
-
пользования компасом и картой и уметь ориентироваться без них;
-
пользоваться индивидуальными средствами защиты и огнетушителями;
-
грамотно действовать в любых ЧС природного и техногенного характера.
Первыми помощниками, в овладении практическими
Первыми помощниками, в овладении практическими
знаниями, должны стать родители учащихся, так как
знаниями, должны стать родители учащихся, так как
отношение к безопасности формируется не только
отношение к безопасности формируется не только
в школе, но и в семье.
в школе, но и в семье.
Применение компьютерных технологий
Применение компьютерных технологий
на уроках ОБЖ
на уроках ОБЖ
позволяет сделать каждый урок
позволяет сделать каждый урок
нетрадиционным, ярким, насыщенным,
нетрадиционным, ярким, насыщенным,
приводит к использованию различных
приводит к использованию различных
способов подачи учебного материала,
способов подачи учебного материала,
предусматривает разнообразные приемы и
предусматривает разнообразные приемы и
методы в обучении.
методы в обучении.
Применение современных технологий
Применение современных технологий
Вам предлагается
Вам предлагается
фрагмент
фрагмент
урока – повторения
урока – повторения
в 8 классе
в 8 классе
«Пожары и взрывы».
«Пожары и взрывы».
Пожары и взрывы
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве.
Общие сведения о пожаре.
Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.
Основные поражающие факторы пожара и взрыва.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Пожары и паника.
Тема урока:
Учебные вопросы:
Оцените обстановку,
убедитесь в наличии
опасности
Сообщите в
пожарную
охрану
Идите в сторону
Противоположную
пожару
Двигайтесь в сторону
незадымленной
лестничной клетки
или к выходу
Если вы решили спасаться через задымленный коридор
Если вы решили спасаться через задымленный коридор
Накройтесь мокрой
тканью
Закройте голову
Тканью, одеждой
Двигайся пригнувшись
или ползком
Если на вас надвигается огненный вал
Если на вас надвигается огненный вал
Не мешкая падайте
Не дышите
Закройте голову
Тканью, одеждой
В случае возникновения
В случае возникновения
пожара в помещении
пожара в помещении
В любых обстоятельствах сохраняйте выдержку и хладнокровие.
В любых обстоятельствах сохраняйте выдержку и хладнокровие.
Своим поведением успокойте окружающих, особенно женщин.
Своим поведением успокойте окружающих, особенно женщин.
Оцените
обстановку,
убедитесь в
наличии
опасности
Сообщите в
пожарную
охрану
по телефону
или используйте
пожарную
сигнализацию
Помогайте тем
кто от страха не
может двигаться,
ведите за руку
Двигайтесь к
ближайшему
выходу,
пропуская
вперед
детей, женщин
Попытайтесь
задержать
обезумевших
людей,
паникеров
Выбравшись из
толпы, окажите
помощь
пострадавшим
от паники
Если отсутствует видимость (задымление, погасло освещение):
Если отсутствует видимость (задымление, погасло освещение):
Дышите через
носовой платок,
рукав одежды
При движении
держитесь за
двери, поручни
Ведите детей
впереди себя,
держите их за
плечи
Паника (безотчетный страх) – это психологи-
ческое состояние, вызванное угрожающим
жизни воздействием внешних условий и
выраженное в чувстве острого страха, охва-
тывающего человека или множество людей,
которые неудержимо и неконтролируемо
стремятся избежать опасной ситуции.
Воспитание культуры безопасности
Воспитание культуры безопасности
Безопасность
Безопасность
П р о ц е с с в о с п и т а н и я
П р о ц е с с в о с п и т а н и я
Безопасность
Безопасность
умственного
умственного
воспитания
воспитания
Безопасность
Безопасность
физического
физического
воспитания
воспитания
Безопасность
Безопасность
трудового
трудового
воспитания
воспитания
Безопасность
Безопасность
нравственного
нравственного
воспитания
воспитания
Безопасность
Безопасность
экологического
экологического
воспитания
воспитания
Безопасность
Безопасность
эстетического
эстетического
воспитания
воспитания
Воспитание культуры безопасности достигается через:
Воспитание культуры безопасности достигается через:
– Методы убеждающей речи
– Наглядные методы,
– Методы приобретения опыта путем целенаправленных заданий
– Методы анализа возможных прогностических идей и решений.
Жизнь диктует
Жизнь диктует
необходимость
необходимость
подготовки и воспитания
подготовки и воспитания
безопасности разума
безопасности разума
посредством дисциплины
посредством дисциплины
"Основы безопасности
"Основы безопасности
жизнедеятельности".
жизнедеятельности".
Подготовлено преподавателем-организатором ОБЖ высшей
квалификации МБОУ «СШ № 15», г. Новый Уренгой, ЯНАО
Стрелковым Константином Евгеньевичем.