Напоминание

Воспитание безопасности разума человека


Автор: Стрелков Константин Евгеньевич
Должность: Педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ «СШ № 15»
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: ОБЖ, как система воспитания "Личность безопасного типа"
Тема: Воспитание безопасности разума человека
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание безопасности разума человека.

Ежегодно, в

различных катастрофах в

мире гибнут миллионы людей. Очень ча-

сто, причиной смерти

или тяжких телесных последствий служит незнание челове-

ка о

действиях при

тех

или иных чрезвычайных ситуациях.

Сложившееся на сей день положение вещей обязывает каждого заботиться о своей

безопасности и о безопасности своих близких. Люди, не сталкивавшиеся с чрезвычай-

ными ситуациями (ЧС), зачастую не знают, как действовать при пожаре, наводнении,

шторме,

тайфуне,

урагане,

цунами,

извержении

вулкана, землетрясении,

ополз-

не, селе, иных

стихийных

бедствиях,

автомобильной

аварии,

ядерном

взрыве,

радиа-

ционном, химическом или бактериологическом поражении. Незнание унесло тысячи жиз-

ней в Хиросиме, Нагасаки и Чернобыле (Припяти). Всего этого можно было избежать.

Многие надеются на помощь государства, но, к примеру, при внезапной ядерной бом-

бардировке, паралич государственных структур может наступить моментально, и тогда

уже некому будет позаботиться о Вас или Вашей семье, каждый будет спасать свою «шку-

ру». В обществе наступит хаос и паника. В настоящее время существованию человечества

угрожают многие факторы: глобальное потепление и изменение климата в результате пар-

никового эффекта.

Большое количество действующих атомных электростанций, не позволяет забыть

уроки катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда авария привела к выбросу радиации и за-

ражению огромной территории, не только Украины, но и России, Белоруссии, Европы.

Угроза попадания ядерного оружия в руки террористов вполне реальна, и может при-

вести к ядерной войне.

Паника - от недостатка подготовки. Если человек знает, что делать в той или иной

ситуации, шансов выжить у него значительно больше, чем у того, кто позволит себе под-

даться панике. Вовремя сориентироваться, и приступить к активным действиям по спасе-

нию, можно лишь подготовленному человеку. Уровень подготовки человека в нашей стра-

не к экстремальным ситуациям оставляет желать лучшего. В школе на изучение ОБЖ

(основы безопасности жизнедеятельности) выделяется мало часов, преподают это предмет

не самые квалифицированные преподаватели, хотя, что может быть важнее знаний о спа-

сении жизни человека, об опасных ситуациях и экстремальной психологии.

Основной целью является распространение информации о правильных действиях

в чрезвычайных ситуациях, выживании в экстремальных условиях, поражающих факторах

различных катастроф.

Главная

задача – создать базу знаний по обеспечению безопасности человека в раз-

личных экстремальных ситуациях. Мы надеемся, что вам никогда не придется на практике

применять полученные здесь знания, но быть готовым – необходимо.

Необходимо отметить, что в общей педагогике отчетливо обозначилась педагогика

безопасности. Она ориентирована прежде всего на человека и должна обеспечивать разви-

тие в каждом человеке механизма самовоспитания, самообразования, самообучения и

способствовать постоянному повышению уровня общей культуры каждого человека в об-

ласти безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человече-

ского фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Изучение разделов образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельно-

сти» направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и

социального характера; о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности

личности, общества и государства; о государственной системе защиты населения от чрез-

вычайных ситуаций в мирное и военное время; об организации подготовки населения к

действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о социально-демографических

процессах в России и значении соблюдения норм здорового образа жизни в обеспече нии

безопасности личности, общества и государства; о правах и обязанностях граждан Россий-

ской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; о правилах оказания первой

медицинской помощи при неотложных состояниях;

овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций

по характерным их признакам; при возможности избегать опасные ситуации; не совершать

действий, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситу-

ации; принимать обоснованные решения и действовать в конкретной опасной или чрезвы-

чайной ситуации с учетом своих возможностей;

развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях; потребности в соблюдении норм здорово-

го образа жизни; способностей для выполнения требований, предъявляемых к гражданину

Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности и защитнику Отече -

ства;

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному

здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к обеспечению безопасно -

сти жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Событиями, происходящие в нашей стране, увеличение частоты проявления разру-

шительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций со-

циального характера, возросшее проявление терроризма, захвата людей в заложники, от-

сутствие навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и

чрезвычайных ситуациях, а в последнее время тенденция к ухудшению состояния здоро-

вья населения России, все это наталкивает на извечный русский вопрос «Что делать?».

Часто молодые люди, да и не только они, задают вопрос: «А зачем нам нужно учить

эти ОБЖ, НВП, ГО, когда все у нас все хорошо: дома стоят, свет и газ есть, настроение ве -

селое, а если где-то что-то происходит, то нас это не затрагивает...».

Последние события со всей яркостью и очевидностью продемонстрировали сниже-

ние уровня обеспечения безопасности населения в нашей стране.

Очень часто, причиной смерти или тяжких телесных последствий, служит незнание

человека о действиях при тех или иных чрезвычайных ситуациях.

Сложившееся на сей день положение вещей обязывает каждого заботиться о своей

безопасности и о безопасности своих близких.

Люди, не сталкивавшиеся с чрезвычайными ситуациями (ЧС), зачастую не знают,

как действовать при пожаре, наводнении, шторме, тайфуне, урагане, цунами, извержении

вулкана, землетрясении, оползне, селе, иных стихийных бедствиях, автомобильной ава-

рии, ядерном взрыве, радиационном, химическом или бактериологическом поражении.

Много можно приводить различных примеров из нашей повседневной жизни, когда от

каждого из нас зависит чья-то жизнь, судьба, будущее.

Воспитание детей, это воспитание себя! Наших детей воспитывают не родитель-

ские нотации, не детский сад, школа институт. Наших детей воспитывает образ жизни:

наш образ жизни, образ жизни общества в целом. И чтобы не говорилось родителями, учи-

телями в школе или ином просветительном учреждении, какие мудрые системы воспита-

ния

не

применялись,

дети

будут

следовать

сложившемуся

вокруг

них

образу

жизни

большинства людей.

Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 14 п. 2

- «содержание образования должно обеспечивать… формирование у обучающегося

адекватной современному уровню знаний… картины мира;

- формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование совре-

менного общества».

Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная

дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение фи-

зики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок, объяс-

няющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться, т.е. ребенок должен

иметь систему знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными зна -

ниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования ноосферного мировоз-

зрения и ликвидации неграмотности в области обеспечения безопасности.

Не ОБЖ, как часть химии, физики и т.д., а физика, химия и т.д., как часть

ОБЖ.

Основная задача ОБЖ и состоит в том, чтобы воспитать Личность безопасного

типа, воспитывать безопасность разума.

Научить:

1. Своевременно выявлять признаки потенциальных опасностей и, по возможности,

устранить их даже в тех случаях, когда окружающие не замечают никаких угроз.

2. Боле четко и полно представлять характер грозящих опасностей, предвидеть воз-

можные варианты развития событий.

3. Принимать правильные меры по самоспасению и оказанию помощи другим лю-

дям.

4. Действовать боле уверено и решительно в любых сложных ситуациях, не повторяя

чужих ошибок, не чувствуя себя заложником чрезвычайных ситуаций.

Все это вместе взятое способствует морально-психологической закалке учащихся,

уменьшение всех видов потерь в условиях ЧС, воспитанию мужественных, решительных,

умелых, грамотных граждан России, готовых к действиям в любой экстре мальной обста-

новке.

И моя основная задача как человека, просветителя, донести до сознания моих воспи -

танников, ответственного отношения к своей жизни, жизни окру жающих, природной сре-

де, как среде обитания. По новому взглянуть на проблемы этики и эстетики, здорового об-

раза жизни, умения действовать в любых ЧС, не поддаваться панике и уметь выходить по-

бедителем в самых трудных жизненных ситуациях. Быть терпимым и внимательным во

взаимоотношениях друг к другу, воспитать в них человека новой формации – ЧЕЛОВЕКА,

ГРАЖДАНИНА безопасного типа.

Анализ становления курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеоб-

разовательных учреждениях свидетельствует о том, что «все предметы имеют право на су-

ществование, кроме ОБЖ». И вот поэтому, к сожалению, не везде преподавания ОБЖ, ве -

дется с 1-го по 11 класс. Даже мои воспитанники, часто говорят, это не профильный пред-

мет. Вот и приходиться им объяснять, что один неверный шаг может прервать будущее!!!

По моему мнению, необходимо на государственном уровне, пересмотреть отношение

к формированию безопасности. Создать условия для полноценного обучения и вывести

ОБЖ в отдельную предметную линию.



В раздел образования