Автор: Стрелков Константин Евгеньевич
Должность: Педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ «СШ № 15»
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: ОБЖ, как система воспитания "Личность безопасного типа"
Тема: Воспитание безопасности разума человека
Раздел: полное образование
Воспитание безопасности разума человека.
Ежегодно, в
различных катастрофах в
мире гибнут миллионы людей. Очень ча-
сто, причиной смерти
или тяжких телесных последствий служит незнание челове-
ка о
действиях при
тех
или иных чрезвычайных ситуациях.
Сложившееся на сей день положение вещей обязывает каждого заботиться о своей
безопасности и о безопасности своих близких. Люди, не сталкивавшиеся с чрезвычай-
ными ситуациями (ЧС), зачастую не знают, как действовать при пожаре, наводнении,
шторме,
тайфуне,
урагане,
цунами,
извержении
вулкана, землетрясении,
ополз-
не, селе, иных
стихийных
бедствиях,
автомобильной
аварии,
ядерном
взрыве,
радиа-
ционном, химическом или бактериологическом поражении. Незнание унесло тысячи жиз-
ней в Хиросиме, Нагасаки и Чернобыле (Припяти). Всего этого можно было избежать.
Многие надеются на помощь государства, но, к примеру, при внезапной ядерной бом-
бардировке, паралич государственных структур может наступить моментально, и тогда
уже некому будет позаботиться о Вас или Вашей семье, каждый будет спасать свою «шку-
ру». В обществе наступит хаос и паника. В настоящее время существованию человечества
угрожают многие факторы: глобальное потепление и изменение климата в результате пар-
никового эффекта.
Большое количество действующих атомных электростанций, не позволяет забыть
уроки катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда авария привела к выбросу радиации и за-
ражению огромной территории, не только Украины, но и России, Белоруссии, Европы.
Угроза попадания ядерного оружия в руки террористов вполне реальна, и может при-
вести к ядерной войне.
Паника - от недостатка подготовки. Если человек знает, что делать в той или иной
ситуации, шансов выжить у него значительно больше, чем у того, кто позволит себе под-
даться панике. Вовремя сориентироваться, и приступить к активным действиям по спасе-
нию, можно лишь подготовленному человеку. Уровень подготовки человека в нашей стра-
не к экстремальным ситуациям оставляет желать лучшего. В школе на изучение ОБЖ
(основы безопасности жизнедеятельности) выделяется мало часов, преподают это предмет
не самые квалифицированные преподаватели, хотя, что может быть важнее знаний о спа-
сении жизни человека, об опасных ситуациях и экстремальной психологии.
Основной целью является распространение информации о правильных действиях
в чрезвычайных ситуациях, выживании в экстремальных условиях, поражающих факторах
различных катастроф.
Главная
задача – создать базу знаний по обеспечению безопасности человека в раз-
личных экстремальных ситуациях. Мы надеемся, что вам никогда не придется на практике
применять полученные здесь знания, но быть готовым – необходимо.
Необходимо отметить, что в общей педагогике отчетливо обозначилась педагогика
безопасности. Она ориентирована прежде всего на человека и должна обеспечивать разви-
тие в каждом человеке механизма самовоспитания, самообразования, самообучения и
способствовать постоянному повышению уровня общей культуры каждого человека в об-
ласти безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человече-
ского фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Изучение разделов образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельно-
сти» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера; о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности
личности, общества и государства; о государственной системе защиты населения от чрез-
вычайных ситуаций в мирное и военное время; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о социально-демографических
процессах в России и значении соблюдения норм здорового образа жизни в обеспече нии
безопасности личности, общества и государства; о правах и обязанностях граждан Россий-
ской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; о правилах оказания первой
медицинской помощи при неотложных состояниях;
овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным их признакам; при возможности избегать опасные ситуации; не совершать
действий, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситу-
ации; принимать обоснованные решения и действовать в конкретной опасной или чрезвы-
чайной ситуации с учетом своих возможностей;
развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях; потребности в соблюдении норм здорово-
го образа жизни; способностей для выполнения требований, предъявляемых к гражданину
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности и защитнику Отече -
ства;
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному
здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к обеспечению безопасно -
сти жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Событиями, происходящие в нашей стране, увеличение частоты проявления разру-
шительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций со-
циального характера, возросшее проявление терроризма, захвата людей в заложники, от-
сутствие навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, а в последнее время тенденция к ухудшению состояния здоро-
вья населения России, все это наталкивает на извечный русский вопрос «Что делать?».
Часто молодые люди, да и не только они, задают вопрос: «А зачем нам нужно учить
эти ОБЖ, НВП, ГО, когда все у нас все хорошо: дома стоят, свет и газ есть, настроение ве -
селое, а если где-то что-то происходит, то нас это не затрагивает...».
Последние события со всей яркостью и очевидностью продемонстрировали сниже-
ние уровня обеспечения безопасности населения в нашей стране.
Очень часто, причиной смерти или тяжких телесных последствий, служит незнание
человека о действиях при тех или иных чрезвычайных ситуациях.
Сложившееся на сей день положение вещей обязывает каждого заботиться о своей
безопасности и о безопасности своих близких.
Люди, не сталкивавшиеся с чрезвычайными ситуациями (ЧС), зачастую не знают,
как действовать при пожаре, наводнении, шторме, тайфуне, урагане, цунами, извержении
вулкана, землетрясении, оползне, селе, иных стихийных бедствиях, автомобильной ава-
рии, ядерном взрыве, радиационном, химическом или бактериологическом поражении.
Много можно приводить различных примеров из нашей повседневной жизни, когда от
каждого из нас зависит чья-то жизнь, судьба, будущее.
Воспитание детей, это воспитание себя! Наших детей воспитывают не родитель-
ские нотации, не детский сад, школа институт. Наших детей воспитывает образ жизни:
наш образ жизни, образ жизни общества в целом. И чтобы не говорилось родителями, учи-
телями в школе или ином просветительном учреждении, какие мудрые системы воспита-
ния
не
применялись,
дети
будут
следовать
сложившемуся
вокруг
них
образу
жизни
большинства людей.
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 14 п. 2
- «содержание образования должно обеспечивать… формирование у обучающегося
адекватной современному уровню знаний… картины мира;
- формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование совре-
менного общества».
Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная
дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение фи-
зики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок, объяс-
няющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться, т.е. ребенок должен
иметь систему знаний, интегрированных с естественно-научными и гуманитарными зна -
ниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования ноосферного мировоз-
зрения и ликвидации неграмотности в области обеспечения безопасности.
Не ОБЖ, как часть химии, физики и т.д., а физика, химия и т.д., как часть
ОБЖ.
Основная задача ОБЖ и состоит в том, чтобы воспитать Личность безопасного
типа, воспитывать безопасность разума.
Научить:
1. Своевременно выявлять признаки потенциальных опасностей и, по возможности,
устранить их даже в тех случаях, когда окружающие не замечают никаких угроз.
2. Боле четко и полно представлять характер грозящих опасностей, предвидеть воз-
можные варианты развития событий.
3. Принимать правильные меры по самоспасению и оказанию помощи другим лю-
дям.
4. Действовать боле уверено и решительно в любых сложных ситуациях, не повторяя
чужих ошибок, не чувствуя себя заложником чрезвычайных ситуаций.
Все это вместе взятое способствует морально-психологической закалке учащихся,
уменьшение всех видов потерь в условиях ЧС, воспитанию мужественных, решительных,
умелых, грамотных граждан России, готовых к действиям в любой экстре мальной обста-
новке.
И моя основная задача как человека, просветителя, донести до сознания моих воспи -
танников, ответственного отношения к своей жизни, жизни окру жающих, природной сре-
де, как среде обитания. По новому взглянуть на проблемы этики и эстетики, здорового об-
раза жизни, умения действовать в любых ЧС, не поддаваться панике и уметь выходить по-
бедителем в самых трудных жизненных ситуациях. Быть терпимым и внимательным во
взаимоотношениях друг к другу, воспитать в них человека новой формации – ЧЕЛОВЕКА,
ГРАЖДАНИНА безопасного типа.
Анализ становления курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеоб-
разовательных учреждениях свидетельствует о том, что «все предметы имеют право на су-
ществование, кроме ОБЖ». И вот поэтому, к сожалению, не везде преподавания ОБЖ, ве -
дется с 1-го по 11 класс. Даже мои воспитанники, часто говорят, это не профильный пред-
мет. Вот и приходиться им объяснять, что один неверный шаг может прервать будущее!!!
По моему мнению, необходимо на государственном уровне, пересмотреть отношение
к формированию безопасности. Создать условия для полноценного обучения и вывести
ОБЖ в отдельную предметную линию.