Автор: Кузьменко Андрей Федорович
Должность: преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Сценарий конкурса эрудитов
Тема: "Моя история"
Раздел: среднее профессиональное
Конкурс эрудитов
Цель мероприятия:
проверить
знания
учащихся
по
истории
Отечества,
активизировать
мыслительную
деятельность
учащихся,
повысить
интерес
к
истории
своего
государства,
продолжить
воспитание
гражданственности
и
чувства
патриотизма.
Форма проведения:
конкурс команд.
Реквизиты:
конверты с заданиями, черный ящик, цветные репродукции
картин.
Подготовка к мероприятию:
подготовка
реквизита,
определение
состава
команд,
оформление места проведения конкурса.
Ведущий
Здравствуйте, ребята! У нас в школе продолжается «Неделя
истории». Сегодня мы собрали в этом зале наших эрудитов-
ребят, которые хорошо знают историю нашей страны и готовы
вступить
в
соревнования
между
собой
за
обладание
призом
«Команда-эрудит 2003 г.» Представляю команды, участвующие в
конкурсе.
Представление команд.
Первый
конкурс
-
«Разминка».
Каждой
команде
будут
предложены вопросы, на обдумывание которых отводится всего
5 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Команды получают конверты с вопросами.
Вопросы для 1 конкурса (по 10 для каждой команды)
1.
Первое каменное орудие труда первобытного человека (рубило).
2.
Рисунки первобытного человека (наскальная живопись).
3.
При каком князе произошло крещение Руси? (Владимир).
4.
Описание событий по годам в Древней Руси (летопись).
5.
Совет бояр при великом князе (Боярская Дума).
6.
Большая группа людей, права и обязанности которых передаются
по наследству (сословие).
7.
Год отмены крепостного права (1861 г.)
8.
Власть, основанная на насилии (диктатура).
9.
Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге 9 января
1905
года
вошел
в
историю
под
названием…
(«Кровавое
воскресенье»)
10.
Первый человек, полетевший в космос (Ю. Гагарин).
11.Вооруженное
вмешательство
в
дела
другого
государства
(интервенция).
12.
Где были изобретены компас и бумага? (В Китае).
13.
Тело
умершего,
специально
обработанное,
высушенное
и
обмотанное бинтами (мумия).
14.
Защитная рубашка из металлических колец (кольчуга).
15.
Название рабов на Руси (холопы).
16.
Безвозмездное
присвоение
результатов
чужого
труда
(эксплуатация).
17.
Русский ученый, изобретатель радио (А. Попов).
18.
Первый
письменный
сборник
законов
на
Руси
(«Русская
правда»).
19.
Прометей передал людям… (огонь).
20.
Первое животное, которое приручил человек (собака).
21.
Состав бронзы (медь и олово).
22.
Основной закон государства (конституция).
23.
При каком русском царе была продана Аляска? (Александр II).
24.
Родиной Олимпийских игр является… (Греция).
25.
Гробница фараона (пирамида).
26.
Год открытия нашей школы (1985)
27.
Растение, использовавшееся для производства бумаги в Древнем
Египте (папирус).
28.
Первая печатная книга на Руси называлась… («Апостол»).
29.
Сын
крестьянина,
выдающийся
русский
ученый,
основатель
Московского университета (М.В. Ломоносов).
30.
Первым русским царем был… (Иван IV Грозный).
Ведущий
Изучать историю помогает другая наука – археология. По нашей
просьбе археологический музей предоставил нам копию старого
манускрипта, в котором зашифрованы древние заклинания. С
помощью знатоков мы узнаем содержание манускрипта через
несколько минут. Не забывайте, что в древности в манускриптах
не ставили знаков препинания, и слова не отделялись друг от
друга
(объяснение
выполнения
задания).
Победит
тот,
кто
быстрее расшифрует текст манускрипта.
33
Т
6
Т
32
И
2
Л
34
Ь
8
Б
35
Е
13
П
26
Б
12
Л
22
Й
31
В
16
Х
27
Ы
28
О
15
И
1
С
24
Т
3
А
36
Г
9
Е
4
В
30
И
25
О
7
Е
38
П
11
И
39
Е
29
Ж
14
Р
5
А
17
О
19
Я
37
И
18
Д
20
Щ
23
Ч
10
Н
21
И
40
Т
«Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!»
Ведущий
Следующий наш конкурс потребует от вас знаний того, что
говорили
великие
исторические
деятели.
Вам
необходимо
назвать
имя
исторического
деятеля,
которому
принадлежат
следующие слова:
Вопросы к третьему конкурсу:
1.
«Тяжело в учении – легко в бою» (А. Суворов).
2.
«Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…» (А Пушкин).
3.
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (А. Невский).
4.
«С
потерей
Москвы
–
не
потеряна
еще
Россия,
но
когда
уничтожится
армия,
погибнет
и
Мо сква,
и
Ро с с и я »
(М.И. Кутузов).
5.
«Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если я овладею
Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в
сердце» (Наполеон).
6.
«Коммунизм – есть Советская власть плюс электрификация всей
страны» (В.И. Ленин).
7.
«Всякий властелин, который едино войско сухопутное имеет, одну
руку имеет, а который флот имеет – обе руки имеет» (Петр I).
8.
«Крепостное
право
–
есть
пороховая
бочка,
заложенная
под
государством» (А.Х. Бенкендорф).
9.
«Звери
алчные!
Пиявицы
ненасытные!
Что
крестьянину
мы
оставляем! То, чего отнять не можем - воздух» (А.Н. Радищев).
10.
«У меня тот вельможа, на кого я гляну, и до тех пор вельможа,
пока я на него смотрю» (Павел I).
Ведущий
Сейчас я приглашаю на сцену капитанов команд, которые будут
участвовать в конкурсе «Угадай картину». Картины подобраны
на
историческую
тему,
и
мы
предлагаем
каждому
капитану
определить название этих картин и их авторов.
Репродукции картин для 4 конкурса:
● В.И.
Суриков
«Утро
стрелецкой
казни»,
«Боярыня
Морозова»,
«Покорение Сибири Ермаком»;
● И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
● В.М. Васнецов «Богатыри в дозоре», «Крещение киевлян».
Ведущий
А
сейчас
загадочный
«черный
ящик»,
в
котором
находятся
известные вам предметы. Ваша задача заключается в том, чтобы
после небольшого описания их угадать.
Каждой команде предлагается угадать по одному
предмету, находящемуся в «черном ящике» после их словесного
описания.
Описание предметов, находящихся в «черном ящике»:
1.
Этот предмет первоначально являлся символом добывания огня.
Затем он стал неотъемлемым атрибутом христианской религии.
Верующие предписывают ему надежную защиту от темных злых
сил (крест).
2.
Этим
предметом
широко
пользовались
в
Древнем
Египте.
Его
изготавливали из тонких полос папируса. Этим предметом мы
широко пользуемся до сих пор (бумага).
3.
На Руси мореходы ласково называли этот предмет «маткой». Они
не
могли
обойтись
без
него
ни
в
одном
дальнем
плавании
(компас).
Ведущий
Итак, наш конкурс завершен. Сейчас жюри подведет итоги и
объявит нам имя команды-победителя (объявление победителя и
призеров конкурса и их награждение).