Автор: Кирпичева Лидия Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа естесственнонаучной направленности "Мы - друзья природы"
Тема: "Мы - друзья природы"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №49 «НАСТЕНЬКА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №49 «НАСТЕНЬКА»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий муниципальным
бюджетным дошкольным
образовательным учреждением
«Детский сад № 49
«Настенька»
города Смоленска
____________Дегтяренко А.А.
.
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 49
«Настенька»
Протокол №1 от 30.08.2017г.
Дополнительная образовательная программа
естественнонаучной направленности
«Зеленая тропинка»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Смоленск
Пояснительная записка.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Дополнительная
образовательная
программа
«Зеленая
тропинка»
естественнонаучной направленности имеет экологическую направленность,
которая
определена
особой актуальностью экологического
образования
в
современных
условиях.
С
началом
третьего
тысячелетия
экологические
проблемы,
возникшие
ранее,
не
только
не
исчезли,
а
продолжают
углубляться.
В
ХХI
веке
их
решение
приобретает
характер
фактора
выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы
выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой
области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать
с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе,
научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями,
происходящими
в
природе
и
делать
выводы.
Дополнительная
образовательная
программа
«Зеленая
тропинка»
естественнонаучной
направленности является модифицированной, содержательной основой для
ее создания послужила программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая
предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они
знакомятся
в
дошкольном
детстве.
Новизна
программы
заключается
в
методологическом
подходе
–
развития
сознательного,
позитивного,
ответственного
отношения
к
окружающей
среде,
формирования
эмоционально
–
чувственного,
ценностного
отношения
к
природным
объектам. Для этого возможно использование активных форм получения
экологических
знаний,
таких как: сюжетно-ролевые игры,
дидактические
игры, игры – занятия, проектная, продуктивная деятельность (рисование,
аппликация, поделки из природного материала), что позволяет детям на
основе собственной деятельности делать самостоятельные выводы по тому
или иному положению экологии.
Актуальность
создания
данной
программы
вызвана
современными
проблемами
взаимоотношения
человека
и
природы,
необходимостью
экологического
образования
и
воспитания
подрастающего
поколения,
формирование
эмоционально
–
ценностного
отношения
к
природным
объектам.
Для
успешной
реализации
содержания
практико-
ориентированного
экологического
обучения
необходимо
придерживаться
трѐх
основополагающих
аспектов:
социального,
биологического,
педагогического.
Кроме
этого,
данная
программа
позволяет
осуществить
непрерывность
экологического
воспитания
и
образования
путѐм
преемственности дошкольного и младшего школьного образования.
Практическая значимость программы состоит в формировании у
воспитанников
навыков
экологического
образования;
создание
соответствующей социально-развивающей среды для детей; оптимизация
форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков воспитанников.
Организационно-педагогические
условия
реализации
программы
заключаются в формировании нового отношения человека к природе, в
основе которого
лежит осознание
взаимосвязей человека
и окружающей
среды,
диалектического
единства
природы
и
человеческой
культуры,
осознания жизни как величайшей ценности.
При соблюдении всех этих взаимосвязанных компонентов происходит
приобщение к экологической культуре, которая включает:
наличие системы экологических знаний, ценностных экологических
ориентаций;
практико-ориентированные умения и навыки по изучению природы;
систему эстетических, ценностных норм отношения к природе.
Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас знаний новыми
знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность,
бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем,
предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное;
зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основная цель - формировать у детей элементов
экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир
и природу.
Работа по программе «Зеленая тропинка» призвана решать
следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного
обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и
элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и
взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и
экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному
окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и
закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных
при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и
сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации программы:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я
обратила особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности
человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного
мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках
продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно),
один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей
посещающих кружок - 15 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1.
Знание о мире животных
2.
Знание о растительном мире
3.
Знание о птицах
4.
Знание о насекомых
5.
Знание о неживой природе
6.
Знание о временах года
7.
Отношения к миру природы
№
Дата
Тема
Задачи
Содержание
Сентябрь
1.
«Цветы на
участке
осенью»
Закрепить знания детей об
осенних садовых цветах:
отличие по внешнему виду,
стадии созревания семян.
Уточнить представления
детей о садовых работах
осенью. Активизировать
словарь детей словами,
означающими названия
садовых цветов.
Загадывание загадок, игра
«Угадай по описанию»,
наблюдение.
2.
«Что нам
осень
подарила»
Закрепить знания детей об
овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об
уходе за овощами.
Воспитывать трудолюбие.
Активизировать словарь
детей словами,
обозначающими овощи и
трудовые действия.
Чтение стихов «Здравствуй,
осень!» Е.Благинина,
наблюдение, беседа «Что
растет на грядке?»
3.
«Осень в
белые
туманы»
Уточнить знания детей о
таком природном явлении,
как туман. Развить
познавательную
активность.
Активизировать словарь
детей: туман, сыро, влажно,
густой покров.
Беседа «Что это – туман?»,
чтение стихов, загадывание
загадок, наблюдение.
4.
«То березка,
то рябинка»
Продолжить знакомство
детей с характерными
особенностями деревьев,
сезонными изменениями.
Воспитывать любовь к
природе.
Чтение стихов:
«Березонька», «Рябинка»,
игра «Опиши дерево»,
загадывание загадок,
наблюдение
Октябрь
5.
«Доброе,
хорошее
солнце»
Уточнить знания детей о
солнце осенью.
Формировать умения
определять погоду по
Чтение стихов: «Четыре
клада…» М. Маханева.
Наблюдение, опыт
приметам. Активизировать
словарь детей: вода, тепло,
свет, земля.
«Ладошки»,
6.
«Расскажи
Хрюшке о
комнатных
растениях»
Уточнить представления
детей о растениях в группе,
о необходимых для них
условиях жизни.
Познакомить с новыми
растениями. Научить
узнавать и называть части
растения (корень, стебель,
лист, цветок). Воспитывать
интерес к
исследовательской
деятельности. Поощрять
желание ухаживать за
растениями, относиться к
ним с любовью и
нежностью.
Артикуляционная
гимнастика, Игра «Найди
растение», физкультминутка
«цветы», дид-кая и. «За
каким растением спрятался
Хрюша?», конспект
7.
«Осеннее
дерево»
Формировать умения детей
наблюдать явления
природы, анализировать и
делать выводы о некоторых
взаимосвязях и
закономерностях.
Нетрадиционная техника
рисования: кляксография-
экспериментирование
8.
«Домашние
животные»
Формировать у детей
обобщенные представления
о домашних животных: как
за ними надо ухаживать,
какую пользу приносят,
какие условия нужны для
жизни.
Беседа, использование худ-
ного слова, пальчиковая игра
«Облака», игра «Вспомни и
назови»
Ноябрь
9.
«Сколько
знаю я
дождей»
Развивать способности
детей наблюдать сезонные
явления и их изменения.
Формировать умения
выделять характерные
признаки осеннего и
летнего дождя.
Активизировать словарь
Коммуникативная игра-
танец «Вальс друзей»
Пение «Туча», «Кап, кап…»
муз. И. «Солнечные зайчики
и тучка» пальчиковая и.
«Облака», конспект
детей: моросит, мелкий,
холодный.
10.
«Воробьишка»
Знакомить детей с
зимующими птицами:
воробьи. (Уточнить с
детьми, как изменения в
природе повлияли на жизнь
воробья). Развивать интерес
к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь
детей: зимующие,
перелетные.
Подвижная игра «Кто в
домике живет?». Природные
приметы. Массаж пальцев
«Грачи». Птичьи заклички.
Речевая игра «Кто же это?»
(конспект)
11.
«Синичкин
праздник – 12
ноября»
Формировать у детей
желание по-доброму
относиться к живой
природе. Учить
организовывать
самостоятельно подкормку
птиц регулярно.
Беседа «Угадай, какая
птица», наблюдение,
использование
художественного слова,
подв. игра «Лиса и птицы»
12.
«Дикие звери
зимой»
Продолжать формировать
знания о лесных
обитателях. Развивать у
детей представления о
последовательности
событий в жизни лесных
зверей.
Чтение стих-ний, творческие
задания, подв. игра «Зайцы и
волк», беседа.
Декабрь
13.
«Снежинка»
Развивать способности
наблюдать сезонные
явления и их изменения,
внимания и памяти, видеть
красоту природы.
Активизировать словарь
детей: первый снег.
Наблюдение, беседа, чтение
познавательных рассказов,
проблемная ситуация.
14.
«Защитите ель
и сосну»
Знакомить детей с
понятием, что в шишках
находятся семена хвойных
деревьев. Формировать
умение детей различать
еловую и сосновую
шишку. Активизировать
Наблюдение, беседа, игра
«Найди по описанию»
словарь детей: ель, сосна.
15.
«Плыли по
небу тучки»
Расширять представления
детей о явлениях неживой
природы: рассказать детям,
какие бываю облака.
Развитие
наблюдательности.
Активизировать словарь
детей: перистые, слоистые,
кучевые.
Беседа «Какие бывают
облака», наблюдение,
использование
художественного слова.
16.
«Снежный
хоровод»
Продолжать учить детей
наблюдать явления
природы: снегопад и видеть
красоту окружающего
мира.
Активизировать словарь
детей: холодный, белый,
сверкающий, сказочный и
т.д.
Наблюдение,
рассматривание картины
«Зима», продуктивная,
опытная (снежки)
деятельность.
Январь
17.
«Зимняя
красавица -
ель»
Приобщить к желанию
наслаждаться запахом
хвойного
дерева. способствовать
развитию умения называть
характерные особенности
строения ели, признаки,
отличающие ее от других
деревьев, формированию
умения видеть отличие
игрушечной ели от
настоящей; воспитывать
бережное и заботливое
отношение к живой
природе.
Игровой сюрпризный
момент, составление
рассказа-описания о ели с
опорой на план, игра -
имитация «Собери
шишки, беседа «Должен ли
человек беречь красоту
природы?». Творческая
работа, конспект
18.
«Наблюдение
за снегом и
льдом»
Формировать
реалистическое понимание
неживой природы;
закреплять знания о том,
что вода может быть в
твердом состоянии (снег,
лед).
Проведение
опытов, подвижные игры
«Затейники», «Пожарные на
ученье», использование
художественного слова.
19.
«Жизнь птиц
зимой»
Учить детей рассматривать
птиц, различать их по
размеру, окраске оперения,
издаваемым звукам.
Познакомить с их
названиями.
Беседа, игра «Накорми
птицу», дид. и. «Улетают –
не улетают».
20.
«Мороз –
удивительный
художник»
Вызывать у детей интерес к
зимним явлениям природы.
Развивать зрительную
наблюдательность,
способность замечать
необычное в окружающем
мире и желание отразить
увиденное в своем
творчестве. Развивать
воображение и творчество.
Загадывание загадок,
наблюдения на прогулке,
использование худ-ного
слова, практическая работа
(конспект)
Февраль
21.
«Выращиваем
лук на
окошке»
Вызывать интерес к
выращиванию огорода на
окошке,
желание наблюдать за
изменениями в луковицах.
Учить создавать ситуацию
опыта.
Беседа с элементами труда.
22.
«Дикие
животные в
лесу зимой»
Способствовать:
обогащению и углублению
знаний детей о диких
зверях в зимний период,
развитию умения
устанавливать связи между
зимними условиями и
особенностями поведения
зверей.
Беседа о белке, еже, зайце,
лисе, медведе. Выполнение
творческого задания. игра
«Мы маленькие зайчики»,
игра «Закончи
предложения».
23.
«Лаборатория
добрых дел»
Формировать понятие о
доброте, привычку
совершать добрые
поступки; воспитывать
интерес к
экспериментальной
деятельности; учить
выдвигать гипотезы,
предположения;
Беседы о природных
явлениях, катаклизмах
(землетрясения, вулканы,
смерчи, ураганы,
наводнения), опыты с водой,
воздухом; чтение
познавательной литературы;
беседы о добре и зле.
анализировать явления,
делать выводы; развивать
познавательный интерес,
логическое мышление, речь
детей; вызвать чувство
радости у детей.
24.
«Наблюдение
за сезонными
изменениями»
формировать
представления об
изменениях в природе;
учить различать
характерные приметы
конца зимы (первая
капель); закреплять умение
воспринимать поэтическое
описание зимы.
Использование худ-ного
слова, Подвижные игры:
«Хитрая лиса», «Кто сделает
меньше прыжков?».
Март
25.
«К нам весна
шагает
быстрыми
шагами»
Продолжать учить
запоминать названия
весенних месяцев; дать
представления об
изменениях, происходящих
ранней весной в природе.
Развивать навыки
элементарной
исследовательской
деятельности, логическое
мышление.
Чтение стих-ния ―Март‖,
«Весна идѐт», д.и. «Найди
настроение. Покажи
настроение», наблюдение.
26.
«Наши
четвероногие
друзья –
собака»
Формировать у детей
представления о том, что
собака умное домашнее
животное, предана
человеку, еѐ можно
дрессировать и
использовать на разных
полезных службах.
Наблюдение, Подвижные
игры
«Дружные пары»,
«Разойдись — не упади».
27.
«Забота о
здоровье»
Способствовать
воспитанию у детей
бережного отношения к
своему здоровью;
формировать
представления о том, что в
весеннее время особенно
Игра «Порадуйся
солнышку», «Что полезно
для здоровья, что вредно»,
беседа о витаминной пище.
полезны витаминная пища
(зеленый лук и др.) и
солнце; развивать у детей
умения заботиться о своем
здоровье; воспитывать
чувства заботы о больном
товарище.
28.
«Первые
цветы в
природе»
Побуждать детей
радоваться первым
весенним цветам,
продолжать знакомить их с
названиями, с
особенностями строения.
Сравнительный рассказ о
мать-и-мачехе и одуванчике,
загадки, чтение стихов.
Апрель
29.
«Божья
коровка»
Учить детей внимательно
относиться к окружающему
миру. Воспитывать интерес
к природным явлениям,
уточнить представления о
внешних особенностях
жучка.
Наблюдение за божьей
коровкой. Разучивание
потешки, продуктивная
деятельность, пальчиковая
гимнастика «Божьи
коровки».
30.
«Русская
березка»
Формировать
представления у детей о
русской березе. Расширить
знания об охране природы.
Воспитывать у детей
интерес и бережное
отношение к природе.
Загадывание загадок,
хоровод, продуктивная
деятельность
31.
«Пернатые
гости»
Способствовать
обобщению представлений
о птицах в весенний
период: изменение их
поведения – греются на
солнце, на деревьях,
чирикают, гнездуются,
выводят птенцов и др.;
воспитывать
любознательность, желание
заботиться о птицах.
Беседа, изготовление
скворечников, наблюдение
за птицами на участке
детского сада,
рассматривание
иллюстраций (разные виды
гнезд, появление птенцов и
т. д.).
32.
«Весенний
пейзаж»
Закрепить представления
детей о весне, о
характерных особенностях
данного времени года.
Беседа, художественное
слово, рассматривание и
сравнение картин по теме
«Весна», загадка,
Обратить внимание детей
на первые признаки весны.
Воспитывать у детей
любовь к родному краю.
Развивать у детей интерес к
живой природе,
эмоциональную
отзывчивость.
превращение детей в
художников, прослушивание
мелодий «Времена года».
Май
33.
«Солнышко на
травке»
Уточнить знания детьми
цветка, умение найти его по
листьям, форме соцветия,
формировать у детей
интерес к работе с краской.
Продолжать вызывать у
детей интерес к живым
цветам.
Чтение стихов, пальчиковая
гимнастика, продуктивная
деятельность (конспект)
34.
«Кто живѐт в
пруду?»
Познакомить детей с
прудом – природным
водоемом, его обитателями,
растениями, формировать
знания, что пруд не следует
засорять; обобщить
представления об основных
факторах водной среды:
природный слой почвы,
вода, камни, растения,
которые приспособились
жить в воде.
Рассматривание картины
«Водоем», игра «Создай
свой водоем». беседа, игра
«Подражание», конкурс
«Кто готов сохранить
водоем?»..
35.
«Цветущие
деревья»
Способствовать
ознакомлению детей с
особенностями весеннего
состояния плодовых
деревьев, формировать
умения устанавливать
простейшие связи:
изменение условий в
окружающей среде
воспитывать интерес к
растениям, бережное
отношение и заботу.
беседа о яблони, вишни,
сирени. Игра «От какого
дерева цветок, Игра -
имитация «Собери нектар»
36.
«Что такое
Дать понятие об испарении
Наблюдение,
облака, дождь,
гроза?»
воды, образовании облаков,
электрических разрядах в
доступной форме.
Познакомить детей с
правилами поведения во
время грозы.
рассматривание
иллюстраций, чтение,
конспект.
37.
«Песочные
фантазии»
Расширять кругозор детей:
познакомить с
современным
направлением в
изоискусстве. Закрепить
знания о свойствах песка.
Упражнять детей в работе с
моделями. Развивать
образное и логическое
мышление. Развивать
тактильную
чувствительность и мелкую
моторику рук. Обогащать
эмоциональную сферу
детей
Чтение загадок, игра
«Песочный телеграф»,
музыкально- ритмическое
упражнение «Волна»,
пальчиковая гимнастика «На
морском песке сижу»,
самостоятельная
деятельность детей.