Автор: Родионова Ольга Валерьевга
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 56
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
по организации работы по развитию
речи у детей старшего дошкольного
возраста с отклонениями в развитии
Родионовой Ольги Валерьевны
в о с п и т а т е л я
м у н и ц и п а л ь н о г о
учреждения
детского сада компенсирующего вида
№56
Методические рекомендации по организации работы по развитию речи
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дефекты
речи
у
детей
с
ЗПР
проявляются
на
фоне
недостаточной
сформированности
познавательной
деятельности
и
обусловлены
особенностями их психофизического развития. Поэтому работа по коррекции
речи у дошкольников с ЗПР определяется не только характером речевого
дефекта, но и учитывает свойственные им психологические особенности.
Она тесно связана с развитием их познавательных процессов (восприятия,
представлений,
мышления),
коррекцией
недостатков
психофизического
развития.
Для эффективности работы по коррекции речи у дошкольников с ЗПР
необходимо соблюдение следующих условий:
1. взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных
процессов
(восприятия,
памяти,
мышления).
Недостаточность
процессов
восприятия
проявляется
прежде
всего
в
зрительных,
слуховых,
кинестетических дифференцировках.
2. Работа по коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР проводится
в тесной взаимосвязи дефектолога, логопеда, воспитателя и музыкального
руководителя
на
занятиях,
реализующих
программу
по
подготовке
к
обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,
ритмике, музыке.
3. Системный подход к формированию речи: коррекция на любом этапе
проводится
над
речевой
системой
в
целом
(фонетико-фонематической,
лексической и грамматической).
4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и
речевой
активности,
стимуляции
мыслительных
операций,
повышения
интереса к занятиям.
5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного
возраста является игра, в каждое занятие включаются игровые упражнения,
что значительно повышает эмоциональную и умственную активность детей.
6. Максимальное использование при коррекции речи у дошкольников с
ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, рече-двигательного,
кинестетического),
учет
особенностей
межанализаторных
связей,
свойственных этим детям, учет особенностей психомоторики детей с ЗПР
(артикуляционной, ручной и общей моторики).
В задачи по коррекции речи у дошкольников с ЗПР входит:
-
развитие и совершенствование общей моторики;
-
развитие и совершенствование ручной моторики;
-
развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
-
развитие слухового восприятия и внимания;
-
развитие зрительного восприятия и внимания;
-
развитие ритма;
-
формирование
произносительных
навыков,
коррекция
нарушений
звуко-слоговой структуры;
-
совершенствование лексических и грамматических средств языка;
-
развитие навыков связной речи.
Осуществление
коррекционной
работы
условно
разделено
на
два
периода. Каждый из них, отличаясь содержанием и объемом усваиваемого
материала,
взаимосвязан
с
другим.
Целью
подготовительного
периода
является
восполнение
пробелов
в
формировании
психофизиологических
предпосылок
развития
речи
на
сенсомоторном
уровне,
создания
базы,
необходимой для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР.
В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой моторики,
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие
ритма, формирование произносительных умений и навыков.
Необходимость развития моторики рук дошкольников с ЗПР обусловлена
тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. По данным
М.М.
Кольцовой,
речевые
области
мозга
формируются
под
влиянием
импульсов,
поступающих
от
пальцев
рук
в
процессе
их
движения,
морфологическое
и
функциональное
формирование
речевых
зон
совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих
от
рук.
Совершенствование
ручной
моторики
способствует
активизации
моторных
речевых
зон
головного
мозга,
и
вследствие
этого
–
развитию
моторной функции речи.
В
подготовительный
период
коррекционного
обучения
включаются
различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации,
синхронности движений пальцев рук. В начале используются упражнения без
речевого
сопровождения,
затем
упражнения,
сопровождающиеся
стихотворениями, используются известные народные «пальчиковые» игры.
Для
развития
ручной
моторики
проводятся
игры
с
мозаикой,
конструирование,
зашнуровывание,
застегивание
пуговиц,
обведение
контуров, штриховка.
Развитие ручной моторики увязывается с программой по формированию
пространственных
представлений,
обобщенных
представлений
о
форме,
величине, цвете, занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию
речи. Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически
в течение 4-5 минут в процессе каждого занятия подготовительного периода.
Развитие ручной моторики у детей имеет большое значение не только
для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению
письмом.
Развитие
ритма
подготавливает
детей
к
работе
над
звуко-слоговой
структурой слова, над ударением и интонационной выразительностью.
В подготовительный период коррекционного обучения большое место
отводится развитию мимических движений и движений языка, губ, т.к. у
дошкольников с ЗПР мимика лица невыразительна.
Важное
внимание
уделяется
развитию
общей
моторики
на
занятиях
ритмикой, физкультурой, музыкальных занятиях.
Коррекционная работа по развитию слухового и зрительного восприятия
и внимания подготавливает детей к различению и воспроизведению речевых
единиц: слов, слогов, звуков. Она проводится в виде игровых упражнений,
например: «Будь внимателен, смотри, и за мною повтори», «Кто летит?»,
«Что звучит?», «Угадай, на чем играю?», «Тихо – громко» и др.
В
основной
период
обучения
происходит
совершенствование
лексических
и
грамматических
средств
языка,
развитие
навыков
связной
речи,
обогащение
коммуникативного
опыта
(удивление,
радость,
восторг,
огорчение, рассуждение и др.).
Работа
по
расширению,
уточнению
и
систематизации
словаря
и
развитию связной речи дошкольников с ЗПР происходит на занятиях по
формированию
и
расширению
представлений
о
предметах
и
явлениях
окружающей
действительности,
т.е.
в
ходе
специализированного
интегрированного курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи»,
которые проводятся 2 раза в неделю.
Программа курса включает следующие разделы:
1. Ознакомление с природой.
2. Ознакомление с жизнью и трудом.
3. Сенсорное развитие.
4. Умственное развитие.
5. Расширение и систематизация словаря.
6. Обучение построению высказывания.
7. Развитие устной связной речи.
8. Дидактическая игра.
9. Сюжетно-ролевая игра.
Основными
задачами
занятий
по
ознакомлению
с
окружающим
и
развитию
речи
дошкольников
с
ЗПР
являются
восполнение
пробелов
предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний
о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышения уровня
сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация
словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Решение
этих задач происходит в процессе непосредственных наблюдений детьми
природных предметов и явлений, а также жизни общества.
В соответствии с тематическим планом занятий, который составляется
дефектологом
и
воспитателем
совместно,
в
процессе
ознакомления
с
предметами
и
явлениями
окружающего
мира
дети
научаются
вести
наблюдения, осуществлять планомерный анализ конкретного объекта или
явления,
проводить
сравнение
двух
предметов
по
определенному
плану,
выделяя общие и отличительные признаки, классифицировать предметы и их
изображения на группы на основании родового признака, называть группы
однородных
предметов
и
их
изображений
обобщающими
словами,
производить классификацию конкретных предметов и их изображений без
практического деления их на группы, устанавливать с помощью взрослого
простейшие
причинно-следственные
связи
наблюдаемых
природных
явлений.
Таким
образом
происходит
активизация
мыслительной
деятельности и речи старших дошкольников с ЗПР, т.к. эти два процесса
находятся в тесном единстве и взаимосвязаны между собой.
Становление полноценного восприятия окружающей действительности
происходит в процессе повседневной предметно-практической деятельности.
Специальное ознакомление детей со свойствами и признаками предметов и
явлений организуется на занятиях в детском саду в ходе разнообразных
дидактических
игр
и
упражнений,
разработанных
в
соответствии
с
исследованиями А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера,
Н.Н. Подъякова, В.С. Мухиной и др.
Психические особенности дошкольников с задержкой развития требуют
организации
специальной
коррекционной
работы,
направленной
на
обогащение их чувственного опыта. Эта задача решается при изучении темы
«Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве».
Изучение данной темы предполагает развитие у детей умения различать
форму, величину, цвет; ознакомление со свойствами материалов и вариантами
расположения
предметов
и
их
частей
в
пространстве;
расширение
и
активизацию словаря на основе ознакомления с изученными свойствами.
У детей вырабатывается умение различать и правильно называть все
основные цвета и оттенки, в активный словарь вводятся предметно-образные
названия цветов (морковный, лимонный).
Обучение
детей
пониманию
пространственных
отношений
между
реальными предметами и их частями предполагает формирование умения
воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а
затем уже словесно. Дети овладевают приемами сопоставления предметов:
накладывают их один на другой при ознакомлении с формой, прикладывают
их друг к другу при знакомстве с величиной и распознании цвета.
В процессе занятий дети усваивают родовые понятия, что предполагает,
с
одной
стороны,
накопление
видовых
понятий
(названий
конкретных
предметов), с другой – владение общими наименованиями соответствующих
групп
предметов
(растения:
деревья,
цветы,
овощи,
фрукты;
животные:
домашние и дикие, жарких стран и севера и т.п.).
Усвоение
родовых
понятий
первоначально
происходит
в
форме
практической
деятельности
по
распределению
на
группы
реальных
предметов и их изображений, что подготавливает переход к выполнению
аналогичных действий в уме, т.е. во внутреннем плане.
В
практической
деятельности
выделенный
ребенком
существенный
признак, на основании которого он создает ту или иную группу однородных
предметов,
как
бы
подкрепляется
зрительно,
наглядно,
а
в
словесной
классификации он существует лишь в умственном плане.
Для
того,
чтобы
дети
получили
достаточный
опыт
в
словесной
классификации,
широко
используются
логические
упражнения
(«Что
лишнее?»)
На первых этапах обучения речь дошкольника бедна и однообразна. Они
употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой и
жестами, обращают внимание на несущественные детали. Имея знания для
ответа, они часто не могу сформулировать свою мысль, найти подходящие
слова
для
ответа.
Данные
трудности
диктуют
необходимость
ставить
специальную коррекционную задачу – обучение построению высказывания.
Составление рассказов по сюжетным картинам, по серии последовательных
картин, рассказов-описаний способствует развитию связной монологической
речи.
Успешное
преодоление
недостатков
речи
у
дошкольников
с
ЗПР
возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего
педагогического коллектива ДОУ. Тесная взаимосвязь логопеда, дефектолога,
воспитателей,
музыкального
руководителя
возможна
при
условии
совместного
планирования
работы:
выбора
темы,
разработки
занятий,
определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги
ДОУ одновременно каждый на своем занятии решали задачи коррекционно-
развивающего
обучения.
Только
в
этом
случае
коррекция
недостатков
речевого развития у дошкольников с ЗПР может осуществляться в системе.
Cписок литературы
1.
Бородич А.Н. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981.
2.
Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной
помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология
№1, 1994 г.
3.
Ёлкина
Н.В.
Формирование
связной
речи
у
детей
дошкольного
возраста. Учебное пособие. Ярославль, 2003
4.
Ёлкина
Н.В.
Теория
и
методика
развития
речи
дошкольников.
Методические указания к лабораторному практикуму. Ярославль,
5.
Носкова
Л.П.
Коррекционное
обучение
как
основа
личностного
развития аномальных дошкольников. М., Педагогика, 1989