Напоминание

Методические рекомендации по организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии


Автор: Родионова Ольга Валерьевга
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 56
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

по организации работы по развитию

речи у детей старшего дошкольного

возраста с отклонениями в развитии

Родионовой Ольги Валерьевны

в о с п и т а т е л я

м у н и ц и п а л ь н о г о

учреждения

детского сада компенсирующего вида

№56

Методические рекомендации по организации работы по развитию речи

у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дефекты

речи

у

детей

с

ЗПР

проявляются

на

фоне

недостаточной

сформированности

познавательной

деятельности

и

обусловлены

особенностями их психофизического развития. Поэтому работа по коррекции

речи у дошкольников с ЗПР определяется не только характером речевого

дефекта, но и учитывает свойственные им психологические особенности.

Она тесно связана с развитием их познавательных процессов (восприятия,

представлений,

мышления),

коррекцией

недостатков

психофизического

развития.

Для эффективности работы по коррекции речи у дошкольников с ЗПР

необходимо соблюдение следующих условий:

1. взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных

процессов

(восприятия,

памяти,

мышления).

Недостаточность

процессов

восприятия

проявляется

прежде

всего

в

зрительных,

слуховых,

кинестетических дифференцировках.

2. Работа по коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР проводится

в тесной взаимосвязи дефектолога, логопеда, воспитателя и музыкального

руководителя

на

занятиях,

реализующих

программу

по

подготовке

к

обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,

ритмике, музыке.

3. Системный подход к формированию речи: коррекция на любом этапе

проводится

над

речевой

системой

в

целом

(фонетико-фонематической,

лексической и грамматической).

4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и

речевой

активности,

стимуляции

мыслительных

операций,

повышения

интереса к занятиям.

5. Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного

возраста является игра, в каждое занятие включаются игровые упражнения,

что значительно повышает эмоциональную и умственную активность детей.

6. Максимальное использование при коррекции речи у дошкольников с

ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, рече-двигательного,

кинестетического),

учет

особенностей

межанализаторных

связей,

свойственных этим детям, учет особенностей психомоторики детей с ЗПР

(артикуляционной, ручной и общей моторики).

В задачи по коррекции речи у дошкольников с ЗПР входит:

-

развитие и совершенствование общей моторики;

-

развитие и совершенствование ручной моторики;

-

развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

-

развитие слухового восприятия и внимания;

-

развитие зрительного восприятия и внимания;

-

развитие ритма;

-

формирование

произносительных

навыков,

коррекция

нарушений

звуко-слоговой структуры;

-

совершенствование лексических и грамматических средств языка;

-

развитие навыков связной речи.

Осуществление

коррекционной

работы

условно

разделено

на

два

периода. Каждый из них, отличаясь содержанием и объемом усваиваемого

материала,

взаимосвязан

с

другим.

Целью

подготовительного

периода

является

восполнение

пробелов

в

формировании

психофизиологических

предпосылок

развития

речи

на

сенсомоторном

уровне,

создания

базы,

необходимой для коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР.

В этот период проводится развитие общей, ручной, речевой моторики,

развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, развитие

ритма, формирование произносительных умений и навыков.

Необходимость развития моторики рук дошкольников с ЗПР обусловлена

тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. По данным

М.М.

Кольцовой,

речевые

области

мозга

формируются

под

влиянием

импульсов,

поступающих

от

пальцев

рук

в

процессе

их

движения,

морфологическое

и

функциональное

формирование

речевых

зон

совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих

от

рук.

Совершенствование

ручной

моторики

способствует

активизации

моторных

речевых

зон

головного

мозга,

и

вследствие

этого

развитию

моторной функции речи.

В

подготовительный

период

коррекционного

обучения

включаются

различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации,

синхронности движений пальцев рук. В начале используются упражнения без

речевого

сопровождения,

затем

упражнения,

сопровождающиеся

стихотворениями, используются известные народные «пальчиковые» игры.

Для

развития

ручной

моторики

проводятся

игры

с

мозаикой,

конструирование,

зашнуровывание,

застегивание

пуговиц,

обведение

контуров, штриховка.

Развитие ручной моторики увязывается с программой по формированию

пространственных

представлений,

обобщенных

представлений

о

форме,

величине, цвете, занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию

речи. Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически

в течение 4-5 минут в процессе каждого занятия подготовительного периода.

Развитие ручной моторики у детей имеет большое значение не только

для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению

письмом.

Развитие

ритма

подготавливает

детей

к

работе

над

звуко-слоговой

структурой слова, над ударением и интонационной выразительностью.

В подготовительный период коррекционного обучения большое место

отводится развитию мимических движений и движений языка, губ, т.к. у

дошкольников с ЗПР мимика лица невыразительна.

Важное

внимание

уделяется

развитию

общей

моторики

на

занятиях

ритмикой, физкультурой, музыкальных занятиях.

Коррекционная работа по развитию слухового и зрительного восприятия

и внимания подготавливает детей к различению и воспроизведению речевых

единиц: слов, слогов, звуков. Она проводится в виде игровых упражнений,

например: «Будь внимателен, смотри, и за мною повтори», «Кто летит?»,

«Что звучит?», «Угадай, на чем играю?», «Тихо – громко» и др.

В

основной

период

обучения

происходит

совершенствование

лексических

и

грамматических

средств

языка,

развитие

навыков

связной

речи,

обогащение

коммуникативного

опыта

(удивление,

радость,

восторг,

огорчение, рассуждение и др.).

Работа

по

расширению,

уточнению

и

систематизации

словаря

и

развитию связной речи дошкольников с ЗПР происходит на занятиях по

формированию

и

расширению

представлений

о

предметах

и

явлениях

окружающей

действительности,

т.е.

в

ходе

специализированного

интегрированного курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи»,

которые проводятся 2 раза в неделю.

Программа курса включает следующие разделы:

1. Ознакомление с природой.

2. Ознакомление с жизнью и трудом.

3. Сенсорное развитие.

4. Умственное развитие.

5. Расширение и систематизация словаря.

6. Обучение построению высказывания.

7. Развитие устной связной речи.

8. Дидактическая игра.

9. Сюжетно-ролевая игра.

Основными

задачами

занятий

по

ознакомлению

с

окружающим

и

развитию

речи

дошкольников

с

ЗПР

являются

восполнение

пробелов

предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний

о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышения уровня

сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация

словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Решение

этих задач происходит в процессе непосредственных наблюдений детьми

природных предметов и явлений, а также жизни общества.

В соответствии с тематическим планом занятий, который составляется

дефектологом

и

воспитателем

совместно,

в

процессе

ознакомления

с

предметами

и

явлениями

окружающего

мира

дети

научаются

вести

наблюдения, осуществлять планомерный анализ конкретного объекта или

явления,

проводить

сравнение

двух

предметов

по

определенному

плану,

выделяя общие и отличительные признаки, классифицировать предметы и их

изображения на группы на основании родового признака, называть группы

однородных

предметов

и

их

изображений

обобщающими

словами,

производить классификацию конкретных предметов и их изображений без

практического деления их на группы, устанавливать с помощью взрослого

простейшие

причинно-следственные

связи

наблюдаемых

природных

явлений.

Таким

образом

происходит

активизация

мыслительной

деятельности и речи старших дошкольников с ЗПР, т.к. эти два процесса

находятся в тесном единстве и взаимосвязаны между собой.

Становление полноценного восприятия окружающей действительности

происходит в процессе повседневной предметно-практической деятельности.

Специальное ознакомление детей со свойствами и признаками предметов и

явлений организуется на занятиях в детском саду в ходе разнообразных

дидактических

игр

и

упражнений,

разработанных

в

соответствии

с

исследованиями А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера,

Н.Н. Подъякова, В.С. Мухиной и др.

Психические особенности дошкольников с задержкой развития требуют

организации

специальной

коррекционной

работы,

направленной

на

обогащение их чувственного опыта. Эта задача решается при изучении темы

«Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве».

Изучение данной темы предполагает развитие у детей умения различать

форму, величину, цвет; ознакомление со свойствами материалов и вариантами

расположения

предметов

и

их

частей

в

пространстве;

расширение

и

активизацию словаря на основе ознакомления с изученными свойствами.

У детей вырабатывается умение различать и правильно называть все

основные цвета и оттенки, в активный словарь вводятся предметно-образные

названия цветов (морковный, лимонный).

Обучение

детей

пониманию

пространственных

отношений

между

реальными предметами и их частями предполагает формирование умения

воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а

затем уже словесно. Дети овладевают приемами сопоставления предметов:

накладывают их один на другой при ознакомлении с формой, прикладывают

их друг к другу при знакомстве с величиной и распознании цвета.

В процессе занятий дети усваивают родовые понятия, что предполагает,

с

одной

стороны,

накопление

видовых

понятий

(названий

конкретных

предметов), с другой – владение общими наименованиями соответствующих

групп

предметов

(растения:

деревья,

цветы,

овощи,

фрукты;

животные:

домашние и дикие, жарких стран и севера и т.п.).

Усвоение

родовых

понятий

первоначально

происходит

в

форме

практической

деятельности

по

распределению

на

группы

реальных

предметов и их изображений, что подготавливает переход к выполнению

аналогичных действий в уме, т.е. во внутреннем плане.

В

практической

деятельности

выделенный

ребенком

существенный

признак, на основании которого он создает ту или иную группу однородных

предметов,

как

бы

подкрепляется

зрительно,

наглядно,

а

в

словесной

классификации он существует лишь в умственном плане.

Для

того,

чтобы

дети

получили

достаточный

опыт

в

словесной

классификации,

широко

используются

логические

упражнения

(«Что

лишнее?»)

На первых этапах обучения речь дошкольника бедна и однообразна. Они

употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой и

жестами, обращают внимание на несущественные детали. Имея знания для

ответа, они часто не могу сформулировать свою мысль, найти подходящие

слова

для

ответа.

Данные

трудности

диктуют

необходимость

ставить

специальную коррекционную задачу – обучение построению высказывания.

Составление рассказов по сюжетным картинам, по серии последовательных

картин, рассказов-описаний способствует развитию связной монологической

речи.

Успешное

преодоление

недостатков

речи

у

дошкольников

с

ЗПР

возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего

педагогического коллектива ДОУ. Тесная взаимосвязь логопеда, дефектолога,

воспитателей,

музыкального

руководителя

возможна

при

условии

совместного

планирования

работы:

выбора

темы,

разработки

занятий,

определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги

ДОУ одновременно каждый на своем занятии решали задачи коррекционно-

развивающего

обучения.

Только

в

этом

случае

коррекция

недостатков

речевого развития у дошкольников с ЗПР может осуществляться в системе.

Cписок литературы

1.

Бородич А.Н. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981.

2.

Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной

помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология

№1, 1994 г.

3.

Ёлкина

Н.В.

Формирование

связной

речи

у

детей

дошкольного

возраста. Учебное пособие. Ярославль, 2003

4.

Ёлкина

Н.В.

Теория

и

методика

развития

речи

дошкольников.

Методические указания к лабораторному практикуму. Ярославль,

5.

Носкова

Л.П.

Коррекционное

обучение

как

основа

личностного

развития аномальных дошкольников. М., Педагогика, 1989



В раздел образования