Автор: Плохих Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ детский сад
Населённый пункт: пгт. Долгое Должанского района Орловской области
Наименование материала: статья
Тема: ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ
Раздел: дошкольное образование
«ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ»
«Человек рождается не для того,
чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой….
Человек оставляет себя, прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни
Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, -
воспитай своих детей».
Сухомлинский В. А.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется
здоровье и осуществляется развитие личности. Решение семейных проблем требует от
супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя
дополнительную нагрузку.
Хочется отметить, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно
рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного
воспитания. Искусству общения несомненно стоит учиться с детства – никакая семья, ни
какие няньки никакие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт
родители
и
где
начинается
их
педагогическое
просвещение.
От
совместной
работы
родителей
и
воспитателей
зависит
дальнейшее
развитие
ребенка.
Положительных
результатов
в
воспитании
ребенка
можно
достичь
при
согласованных
действиях
воспитателей и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Для
ребенка
семья
является
естественной
воспитывающей
средой.
Она
накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые
уроки в познании мира и знакомиться с элементарными законами жизни. Получаемые
сведения постепенно расширяются и усложняются, по мере того как малыш растет и
развивается.
Семья во многом определяет отношение ребенка к окружающей действительности,
культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый
ряд других качеств личности.
Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто
характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая
среда,
в
особенности
условия
домашнего
быта,
оказывают
огромное
влияние
на
формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии
человека
является
воспитание.
Следовательно,
и
в
семье
ребенок
должен
получать
правильное воспитание.
Можно привести такой пример, ребенок, отличался недисциплинированностью и
грубостью. Родители в беседах о его поведении высказывали свое удивление: «Неужели?
Он совсем другой». Но оказалось, что они скрывали истинное
поведение ребенка, о котором рассказала его бабушка: ребенок не
признавал никаких запретов, часто засиживался у телевизора, играл в компьютерные игры,
никого не слушался, был предоставлен сам себе в связи с занятостью родителей на работе.
А родители воспринимают это так: как будто я (воспитатель) выискиваю недостатки в его
ребенке.
И
моя
задача
состоит
в
том
чтобы
родители
поняли:
что
устранение
нежелательных проявлений поможет ребенку стать лучше.
Нужно убедить родителей в необходимости установления единых требований к
ребенку в детском саду и в семье.
Единство ДОУ и семьи в осуществлении индивидуального подхода достигается
в том
случае, если цели и задачи хорошо поняты не только воспитателем, но и родителям; когда
семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а
воспитатели используют лучший опыт семейного воспитания.
● Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода
пребывания ребенка в детском саду.
● Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их
интересов и способностей.
● Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной
критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском
саду.
На
мой
взгляд,
основной
целью
взаимодействия
педагогов
с
семьёй
является
установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение
их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом
взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип
индивидуального
подхода
к
участию
родителей.
С
родителями
взаимодействие
необходимо
начинать
со
знакомства.
Воспитатель
постоянно
поддерживает
личный
контакт с родителями, обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям
должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого
ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер,
способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.
Большинство
родителей
традиционно
доверяют
своему
жизненному
опыту,
опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье
задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет
образцов того, как справляться с проблемой. В этом случае непрерывное образование
взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.
Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от
изменяющейся ситуации в социуме.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная
тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.
У нас с родителями общая забота. Опять же вместо разговоров на эту тему делайте
свое дело, не говоря лишних слов. И не сетовать на то, что родители «качают права». Надо
определить характер взаимоотношения с родителями.
Запомните:
чем
реже
родитель
или
педагог
делает
замечания,
тем
он
мудрее
(исключая,
конечно,
случаи
полного
равнодушия).
Помогите
ребенку
почувствовать
разницу между простой неприятностью и трагедией или катастрофой, иначе мокрые
штаны заслонят страдания близкого человека.
В заключении я хочу сказать, основное правило в работе с родителями – никогда не
жалуйся, не говори о ребенке плохо. Мы одна семья, мы вместе и навсегда!