Автор: Шибанова Лариса Валерьевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: Троицкий технологический техникум
Населённый пункт: город Троицк Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: " Проектная деятельность на уроках физики"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки
Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждения
«Троицкий технологический техникум»
ДОКЛАД
«Проектная деятельность на уроках
физики»
«Где учеба не клеится – а это
бывает со всеми предметами, - там
главная вина падает на учителя.
Успехи учащихся – лучшее мерило
для достоинств учителя…»
А.Эйнштейн
Все новое – хорошо забытое старое. Очередное подтверждение тому –
интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии.
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую
популярность.
Это
обусловливается,
прежде
всего,
наличием
кризисных
явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования,
нашей
неспособностью
целенаправленно
и
оперативно
решать
острые
социальные
вопросы.
Разрушение
прежней
системы
образования,
централизованной,
ориентированной
на
выполнение
исключительно
го суд а р с т в е н н о го
с о ц и а л ь н о го
з а ка з а ,
п р и в е л о
в
у с л о в и я х
разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих
и
многих
педагогов,
образовательных
учреждений,
органов
управления
образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или
же
потребительского
отношения,
надо
многое
учиться
делать
самим:
понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить
профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и
многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не
учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию
практически
на
всех
уровнях
образования:
федеральном,
региональном,
муниципальном, школьном.
Анализ
мирового
опыта
позволяет
констатировать
широкое
распространение метода проектов в системах образования разных стран.
Причина
в
том,
что
в
условиях
информационного
общества,
в
котором
стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать
ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти
знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для
решения новых познавательных и практических задач.
Каждые
5~6
лет
возникают
и
становятся
востребованными
новые
области
профессиональной
деятельности,
отходят
на
задний план
и
постепенно
отмирают
устаревшие.
Это
требует
от
людей
высокой
мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь»
перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом
«Образование через всю жизнь».
В
основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
студентов,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных
методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод -
это
дидактическая
категория.
Это
совокупность
приемов,
операций
овладения
определенной
областью
практического
или
теоретического
знания,
той
или
иной
деятельности.
Это
путь
познания,
способ
организации
процесса
познания.
Поэтому
если
мы
говорим
о
методе
проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели
через
детальную
разработку
проблемы
(технологию),
которая
должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным тем или иным образом.
В
основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия
«проект», его прагматическая направленность на результат, который можно
получить при решении той или иной практически или теоретически значимой
проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной
практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо
научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать
проблемы,
привлекая
д л я
этой цели знания из разных областей, умения
прогнозировать
результаты
и
возможные
последствия
разных
вариантов
решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
студентов
-
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
студенты
выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично
сочетается с групповыми методами.
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение
какой-то
проблемы.
Решение
проблемы
предусматривает,
с
одной
стороны,
использование
совокупности,
разнообразных
методов,
средств
о6учения,
а
с
другой,
предполагает
необходимость
интегрирования
знаний,
умений
применять
знания
из
различных
областей
науки,
техники,
технологии,
творческих
областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
«осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное се
решение,
если
практическая
-
конкретный
результат,
готовый
к
использованию (на уроке, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то
эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод
проектов
позволяет
наименее
ресурсозатратным
способом
создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для
формирования
компетентностей
студентов.
Появляется
возможность
освоения
способов
деятельности,
составляющих коммуникативную
и
информационную компетентности.
По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности,
отличающийся
от
познавательной
деятельности.
Этот
вил
деятельности
существует
в
культуре
как
принципиальный
способ
планирования
и
осуществления изменения реальности.
Проектная деятельность включает следующие этапы:
- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы,
целеполагание, планирование);
-
реализация
проектного
замысла
(выполнение
запланированных
действий);
-
оценка
результатов
проекта
(нового
измененного
состояния
реальности).
Метод проектов - это набор техник и приемов,
позволяющих
создавать
образовательные
ситуации,
в
которых
учащийся
ставит
и
решает
собственные
проблемы,
и
технология
сопровождения
самостоятельной
деятельности учащегося.
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая
разумный баланс между теорией и практикой;
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет
достигать
поставленных
любой
программой,
стандартом
образования
целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения
отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
-
этот
метод
гуманистический,
обеспечивает
не
только
успешное
усвоение
учебного
материала,
но
и
интеллектуальное
и
нравственное
развитие
студентов,
их
самостоятельность,
доброжелательность
по
отношению к преподавателю и друг к другу;
-
проекты
сплачивают
студентов
,
развивают
коммуникабельность,
желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за
совместную работу;
-
позволяет
сместить
акцент
с
процесса
пассивного
накопления
студентом
суммы
знаний
на
овладение
им
различными
способами
деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих студентов,
потому что оно:
- личностно ориентировано;
- использует множество дидактических подходов;
-
самомотивируемо,
что
означает
возрастание
интереса
и
вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
-
позволяет
учиться
на
собственном
опыте
и
опыте
других
в
конкретном деле;
- приносит удовлетворение студентам, использующим продукт своего
труда.
В
настоящее
время
существует
проблема
в
изучения
физики.
Это
связано,
прежде
всего,
с
тем,
что
не
хватает
демонстрационного
и
лабораторного оборудования по физике, которое устарело или вышло из
строя; применяются старые методики преподавания.
Цель
использования
данной
методики
–
научить
студентов
использовать
средства
компьютерных
коммуникаций
и
программного
обеспечения в изучении физики, повысить мотивацию в изучении одного из
сложнейших
предметов
и
показать
преподавателям
преимущества
использования компьютерной техники на уроке.
«Умеет учить тот, кто учит интересно» - эти слова выдающегося
физика А.Эйнштейна должен помнить каждый преподаватель.
Проекты
органично
вписываются
в
учебный
процесс.
При
использовании
метода
проектов
на
уроках
физики
создается
такая
проблемная
ситуация,
в
результате
которой
студент
самостоятельно
формулируют исследовательские проблемы.
1.
Исследовательские
проекты.
О н и
т р е бу ют
хо р о ш о
продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета
исследования,
социальной
значимости,
продуманных
методов,
в
том
числе
и
экспериментальных.
Такие
проекты
имеют
структуру,
приближенную к научным исследованиям. В качестве примера можно
привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе:
«Наблюдение Вселенной», «Ядерная энергетика и экология». Сначала
рефераты пишутся для внутриклассного употребления, затем студенты ,
которых
заинтересовывает
исследование,
выходят
на
более
широкую
аудиторию.
2.
Творческие
проекты
не
имеют
детально
проработанной
структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы.
В
каждом
конкретном
случае
можно
договарится
о
планируемых
результатах
и
форме
их
представления
(газета,
альбом,
видеофильм,
статья, презентация и т.д.). Очень актуальны проекты по астрономии:
«Солнце и его влияние на жизнь людей».
«Есть ли жизнь на Марсе».
«Происхождение Вселенной. Теория большого взрыва».
«Происхождение солнечной системы».
3. Игровые проекты – их структура только намечается и остается
открытой
до
конца
проекта.
Участники
принимают
на
себя
роли,
обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества
очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая,
игровая. Примером могут служить уроки, проведенные в виде пресс-
конференции
по
некоторым
учебным
темам,
например:
«Развитие
средств связи», «Способы получения электроэнергии», «Исследование
космоса»,
где
есть
«представители»
средств
массовой
информации
и
«руководители» предприятий, ведомств, министерств; «суд» над ядерной
физикой, КВН, зачет по вертикали.
4.
Информационные
проекты.
Этот
тип
направлен
на
сбор
информации
о
каком-то
явлении,
на
ознакомление
с
информацией,
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории –группы.
Примером могут служить актуальные темы, не вошедшие в программу
физики средней школы, например: «Жидкие кристаллы», «Магнитная
жидкость». Проекты, посвященные изучению истории науки, техники,
биографии ученых позволяют раскрыть студентам духовные богатства
настоящей
личности,
нравственную
чистоту
лучших
представителей
интеллигенции,
имеют
большое
воспитательное
и
познавательное
значение.
«Моральные
качества
выдающейся
личности,
-
говорил
величайший физик А.Эйнштейн, - имеют, возможно, большее значение
для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные
достижения».
5.
Практико-ориентированные
про екты
отличает
ч е т ко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников,
который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой
проект
требует
хорошо
продуманной
структуры
деятельности
всех
участников.
Здесь
важны
и
работа,
и
обсуждение,
и
корректировка
совместных усилий, организация презентации полученных результатов и
способов
внедрения
в
практику.
Конструкторская
деятельность
проявляется в изготовлении студентами физических приборов.
Большая активная умственная деятельность, в которую приходится
погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с
дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить
творчески. Задания, которые обычно носят практический характер, имеют
важное прикладное значение и, что весьма важно, интересны и значимы
для самих открывателей и конструкторов и при проектировании, и при
изготовлении, и при испытании. И если четко, разумно организовать
такую активную умственную деятельность студентов, то она может дать
им
многое:
расширит
кругозор,
разовьет
способности,
поможет
сформировать практические умения, свяжет теорию и практику, соединит,
казалось
бы,
разрозненные
учебные
предметы,
пробудит
интерес
к
творчеству, позволит вкусить радость от успешно законченного дела.
На
практике
приходится
иметь
дело
и
со
смешанными
типами
проектов.
По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята
демонстрируют
свои
творческие
наработки
в
классе,
рассказывают
о
принципе
действия
прибора,
его
назначении,
использовании,
делятся
идеями о дальнейшей работе. Разработка и конструирование приборов
происходит во внеурочное время, но является органичным продолжением
использования на уроках метода проектов.
.
Отличие
урока
с
использованием
метода
проектов
от
традиционного в том и заключается, что меняется роль преподавателя.
Теперь уже у него не доминирующая роль, а помогающая, направляющая.
Студентсам
отбирает
нужную
ему
информацию,
определяет
ее
необходимость,
исходя
из
замысла
проекта.
Если
в
традиционном
обучении
студент
получает
готовые,
систематизированные
знания,
подлежащие
усвоению,
то
при
использовании
метода
проектов
систематизация, приведение знаний в порядок – дело и забота самого
студента. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам, из
множества
впечатлений,
знаний
и
понятий
строит
свой
проект,
свое
представление о мире.
Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий
наиболее востребованы и интересны с методической точки зрения. В основу
образовательного
проекта
положена
самостоятельная
целенаправленная
исследовательская деятельность студентов. Несмотря на то, что исследование
носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в
науке
методы
познания.
К
общенаучным
методам
относятся
аналогия,
наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование,
конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного
исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного
урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного
плана.
Урок,
реализованный
методом
проектов,
может
быть
как
уроком
освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков
решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет
использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания
урока.
Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если
каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того
же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При
дифференциации
задач
можно
формировать
группы,
в
которые
войдут
студенты одного образовательного уровня.
В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы,
характерные для реализации любого исследовательского проекта:
1.
В
процессе
беседы
или
дискуссии
формулируется
проблемный
вопрос,
актуализируются
необходимые
для
дальнейшего
исследования
знания, ставятся цели и задачи работы.
2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
3.
Выбирается
метод
исследования.
Этот
выбор
может
быть
осуществлен
в
ходе
фронтальной
беседы,
самостоятельного
обсуждения
проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован преподавателем. Далее
же
проблему
выбора
метода
студенты
должны
научиться
решать
самостоятельно.
4.Студенты,
работая
в
группе,
ведут
поиск
решения
выдвинутой
проблемы,
применяя
выбранный
на
третьем
этапе
урока
метод.
Затем
анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа
оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т.д.
6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного
сообщения.
7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой
группы.
На
всю
работу
может
быть
отведено
от
15
минут
урока
до
двух
академических
часов
(пары
уроков)
в
зависимости
от
объема
рассматриваемого вопроса.
В
отличие
от
проектов,
требующих
больших
временных
рамок,
проектный
урок
может
иметь
место
при
изучении
свойств
объектов,
определении
взаимосвязей
между
объектами,
установлении
причинно
-
следственных связей между событиями и явлениями, доказательстве теорем и
выводе
формул,
отработке
навыков
решения
различных
задач
и
т.д.
Существенным в проектном уроке является применение для исследования
методов научного познания. Таким образом, в основу метода проектов была
положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на
результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить
на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным
достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
не
предполагает
жесткой
алгоритмизации
действий,
но
требует
следования
логике
и
принципам проектной деятельности.
Работу
над
проектом
можно
разбить
на 5
этапов.
Принципы
построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так
же, как и проекты, создаваемые студентами.
Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам
продуктивной
познавательной
деятельности:
проблемная
ситуация
–
проблема, заключенная в ней и осознанная учащимся – поиск способов
разрешения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
Этапы работы над проектом
1. ПОИСКОВЫЙ
- моделирование идеальной - анализ имеющейся
информации;
(желаемой) ситуации; - определение потребности
- анализ имеющейся информации; в информации;
- определение и анализ проблемы; - сбор и изучение информации
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- постановка цели проекта; - анализ ресурсов;
- определение задач проекта; - планирование проекта;
- определение способов разрешения
- анализ имеющейся
информации;
проблемы;
- анализ рисков; - определение потребности в
информации;
- составление плана реализации - сбор и изучение информации
проекта; пошаговое планирование
работ;
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
- выполнение плана работ; - текущий контроль.
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- предварительная оценка продукта; - презентация продукта
- планирование презентации и
подготовка презентационных материалов;
5. КОНТРОЛЬНЫЙ
- анализ результатов выполнения - оценка продукта;
проекта; - оценка продвижения
Метод
проектов
относится
к
технологии
развивающего
обучения,
т.к.
направлен на развитие творческих качеств личности.
Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную
личность,
развивает
творческие
начала
и
умственные
способности
–
необходимые качества развитого интеллекта. Если студент приобретает эти
качества,
он
оказывается
более
приспособленным
к
жизни,
умеющим
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям,
ориентироваться
в
разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Научить студента думать – это значит сделать для него значительно больше,
чем только снабдить определенным объемом знаний.
Литература
1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов
обучения. – М., Просвещение, 1990.
2.
Колеченко
А.К.
Энциклопедия
педагогических
технологий:
Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
3.
Гузеев
В.В.
Образовательная
технология:
от
приема
до
философии. – М., Сентябрь, - 1996
4. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.,1998.
5.
Пахомова
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении. Аркти. – М., 2003.
6. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его
развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002.
7.
Яблочкова
Р.И.
К
вопросу
о
проектировании
на
уроках
астрономии.
Сб.
статей
«Теория
и
практика
проектирования
в
образовательном процессе». Нижний Тагил,- 1997.
8. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на
уроках
физики.
Международная
научно-практическая
конференция
«Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-
летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.
9. Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в
школе. – Волгоград: Учитель, 2009.