Авторы: Диянова Татьяна Анатольевна, Марковская Надежда Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №162
Населённый пункт: город Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра для воспитателей «Этикет и культура питания в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра для воспитателей «Этикет и культура питания в
детском саду»
Ответственные: Диянова Татьяна Анатольевна
Марковская Надежда Александровна
Цель:
Систематизировать знания педагогов по вопросам этики и культуры питания
в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки
педагогов по культуре питания и сервировке столов.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать
благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные
решения;
- творческий подход к решению задач игры.
Ход деловой игры:
Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться опытом
работы по этике и культуре питания в детском саду.
Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на
воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка
полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Ребенок
учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться
столовыми приборами, быть опрятным и вежливым, приобретает
определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом,
не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости,
благодарить за еду.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей
воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания
еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет
этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к
сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при
проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие
этикет.
В своей работе педагоги часто сталкиваются с некоторыми трудностями: не
хватает знаний не только у младших воспитателей, но и у самих педагогов.
Нет желания: младшие воспитатели не хотят помогать педагогу, делают так,
как им уже привычно, а педагоги, не желая конфликтовать с ними, пускают
всё на самотек. Нет возможностей: в детских садах элементарно не хватает
необходимой для правильной сервировки стола посуды, и воспитателям
часто приходится самим приобретать всё необходимое. Чтобы исправить
сложившуюся ситуацию мы проведём с вами деловую игру «Этикет и
культура питания в детском саду»
- Как вы думаете, что обозначает термин ЭТИКЕТ?
Этикет –(от фр. etiquette–ярлык, этикетка) - это совокупность правил
поведения, составная часть культуры общества, своеобразный ритуал,
который выражается в детально разработанных правилах поведения,
организующих жизнь общества. ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ -этоправила, которые
связаны с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.
- Что обозначает термин СЕРВИРОВКА?
Сервировка (от фр. service) термин в кулинарии, который обозначает ряд
связанных процессов при приёме пищи: - процесс накрытия стола, с
размещением на нём столовых приборов сервировка стола; украшение блюд
для придания им внешне интересного вида сервировка блюда; также
сервировка процесс подачи блюд гостям, в данном случае детям.
- Итак, мы начинаем нашу игру.
Приглашаем поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
- А подводить итоги игры будет наше уважаемое жюри
- Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды – «Ложечки» и
«Вилочки». А жребий поможет вам выбрать свою команду.
I
тур – Разминочный
- С какого возраста вводится дежурство по столовой?
- В какой возрастной группе можно учить детей пользоваться ножом и вилкой
-Роль педагога в воспитании культуры поведения дошкольников заключается
…
-Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании
у детей культуры поведения за столом?
II тур – Алгоритм
Нарисуйте алгоритм порядка сервировки стола. (Последовательно
изобразите предметы, которые ставятся на стол при сервировке)
Основные требования СанПиНа следующие: скатерть стелется на чистый
стол, ее края должны быть чуть выше сидений; посуда для напитков ставится
в центре; салфетки обязательно присутствуют только в салфетнице; тарелка с
хлебом устанавливается по центру стола; столовые приборы кладут с правой
от тарелки стороны.
III тур – Вопросы и ответы
Первая команда
Вторая команда
1.Какие фрукты едят руками?
1.Какие фрукты едят с помощью
вилки и ножа?
2.Как едят хлеб?
2.Как едят котлеты?
3.Как приборы кладутся, во время
перерыва в еде?
3.Когда приборы кладут параллельно
друг другу?
4.Куда класть использованную
бумажную салфетку?
4.Что нужно делать, если вилка
упала?
5.С какой стороны нужно убирать
посуду?
5.Как нужно вести ложку с супом?
IV тур -«Найди ошибку»
Играющим на слайдах представлены фото сервировки стола. Игроки должны
найти на слайдах ошибки и объяснить, как надо правильно сделать.
-ребёнок низко наклоняется над тарелкой
-ребёнок неправильно держит ложку
-ребёнок наклоняет тарелку к себе, а не от себя
-мебель не соответствует росту ребёнка
-тарелка со вторым блюдом поставлена одновременно с первым
-чашки поставлены без блюдец
-края скатерти лежат на стуле
-хлеб не накрыт салфеткой.
В заключении игрокам предлагается самим выполнить правильную
сервировку своего стола.
V тур–«Народная мудрость»
1.Закончи пословицу:
1. Ешь пирог с грибами…(а язык держи за зубами).
2. К обедне ходят по звону…(а к обеду по зову).
3. Матушка рожь кормит всех сплошь…(а пшеничка – по выбору).
4. Сухая ложка…(рот дерет).
5. Голод не тетка,…(пирожка не подсунет).
6.Ножик туп – хозяин глуп, скатерть черна -…(хозяйка глупа).
7.Ножик тупой -…(хозяин с ленцой).
8.Не гостям хозяина, а хозяину…(гостей благодарить).
2.Угадай пословицу по картинке
1. Дорога ложка к обеду
2. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
3. Что есть в печи, все на стол мечи.
4. Вашими бы устами мед пить
5. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
6. Хлеб всему голова.
3.Изобрази пословицу:
1. На чужой каравай рот не разевай.
2. Хлеб да вода – богатырская еда.
3. Посади свинью за стол - она и ноги положит на стол.
4. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
Подведение итогов
Пока идёт подведение итогов, командам предлагается задание:
- Как можно красиво сложить салфетку