Автор: Исаева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/c № 11
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Значение словесных игр в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Значение словесных игр в детском саду»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это
эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении
духа, активен и доброжелателен.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не
требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими
дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе
и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают
мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать
имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным
признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его
пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается
ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и
пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению
практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в
пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые
формируются в игре.
Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону
дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и
апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных
зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были
на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.
Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении
выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным
содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения
дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных
игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх
естественных природных объектов, их изображений создает положительный
эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми
своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в
игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части
природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам,
содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов,
манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный
чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и
в качестве самостоятельных тренингов.