Автор: Акименко Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №15
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Занятие по разделу «Познаю себя»
Тема: «Мир чувств, мир эмоций»
Раздел: дошкольное образование
В старшей группе компенсирующей направленности, возраст детей 5-6 лет
Тема занятия «Мир чувств, мир эмоций.»
Цель: Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие у детей умения понимать и передавать эмоциональные состояния;
- формировать умение определять свое эмоциональное состояние и состояние
других людей по внешним признакам;
-формировать умение выражать эмоциональное состояние мимикой и жестами;
- коррекция страхов, тревожности через арт-терапевтическое упражнение.
- закрепление знаний об эмоциях
Дети и воспитатель стоят в кругу
Дети, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А
весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко,
от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще
улыбаться друг другу. Давайте сейчас поприветствуем друг друга и подарим
Ласковушку.
Игра «Подари ласковушку» ( сидя в кругу)
Ласковушка - это приятные, добрые прикосновения, которые несут добро и
ласку ( воспитатель показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и
предлагает детям подарить приятные прикосновения, кому захотят).
Дети и воспитатель переходят к интерактивной доске.
Вы уже знаете, что люди испытывают разные эмоции, и мы с вами
знакомились с ними на наших занятиях. Какие эмоции (чувства) вы знаете?
(радость, удивление, страх, грусть, злость, обида).
Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит путешествие в удивительный
«Мир чувств и эмоций».
Слайд 1
Смайлик «Радость»
Покажите мимикой радость. А как мы показываем радость жестами? Опишите
состояние радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (Светящиеся,
веселые, широко открытые). Какие у него губы, рот?
Скажите, когда вы испытываете радость?
Смайлик «Удивление»
Покажите, как люди выражают удивление? Скажите, как меняется их
лицо? Мимика? Жесты?(приоткрыт рот, брови и верхние веки
приподняты. От удивления человек может вскрикнуть, а может просто
замереть).
Чему вы удивляетесь? (сюрпризам, необыкновенным фокусам, неожиданным
подаркам и т.д.).
Смайлик «Страх»
Покажите, как люди выражают страх? Как мы можем понять, что им
страшно? Скажите, как меняется лицо? Мимика? Жесты? От чего бывает
страшно?
(они могли увидеть страшный сон, испугаться Чудища, Привидения,
Колдунью, Бабу-Ягу, Робота, злых животных).
А можем ли мы что-то сделать, чтобы эти страшилки стали добрыми и
чтобы они перестали нас пугать? Например, мы можем их превратить в
кого-то веселого или чем то угостить свою страшилку.
Смайлик «Гнев»
Покажите, как люди выражают свою гнев? Как мы можем понять, что
человек злится? Скажите, как меняется лицо? Мимика? Жесты?Что
можно сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?
Как же можно победить злость, не навредив окружающим людям?
(постараться
успокоиться,
глубоко
вдохнуть
и
выдохнуть,
уйти
в
другое
место, чтобы отвлечься, попить воды, пойти погулять на улицу, попросить
помощи у взрослых, сильно сжать подушку, сделать доброе дело и.т.д.)
Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом, не обижая и не причиняя,
другому человеку боль.
«Ноги топают»
Наш гнев живет и в наших ножках. Давайте встанем и сильно-сильно
потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому
что через них выходит гнев. (Дети выполняют задание).
«Коробочка злости»
Еще один способ избавится от гнева. Мы с вами сильно рассердились,
берем
газету
и
комкаем
ее,
потом
бросаем
в
коробочку
для
злинок
и
закрываем их там.
Упражнение «Возьми себя в руки» Дети должны представить, что очень
разозлились. И чтобы не начать драку, есть простой способ, доказать себе свою
силу: обхватить себя руками и сильно прижать их к груди. А потом «сбросить»
злость, отряхивая руки (расслабление).
Смайлик «Хитрость» Покажите, как люди выражают хитрость? Как мы
это можем понять? Скажите, как меняется их лицо? Мимика? Жесты?
Смайлик «Грусть»
Покажите, как люди выражают свою грусть? Как мы можем понять, что им
грустно? Скажите, как меняется лицо? Мимика? Жесты? (на лице нет улыбки,
уголки губ опущены вниз, текут слезы, плечи и голова опущены вниз).
Ребята, а вам когда-нибудь было грустно? Когда?.
(Ответы детей)
А как вы думаете, как можно избавиться от грусти?.
(Дети по очереди предлагают способы повышения настроения).
Я тоже знаю несколько способов и хочу с вами поделиться. Например, поиграть
с друзьями, вспомнить о чем-нибудь приятное, вспомнить о сладкой конфете,
взять свою любимую игрушку, прижать к себе, поиграй с ней, сделать доброе
дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть
любимый мультфильм, нарисовать рисунок, улыбнуться себе в зеркале. Вот
видите как много способов повышения настроения».
Игра «Смайлики».Дети и воспитатель сидят на ковре
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Смайлики».
Вы берете себе
смайлик из
мешочка,
н е показываете
его
остальным. Каждый
из
вас
при
помощи мимики по очереди покажет всем эмоцию, а мы будем отгадывать,
какая
это
эмоция. Эта
игра
поможет
определить,
насколько
вы
умеете
правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
А теперь
мы отправимся с
вами дальше в мир сказок.
Игра «В гостях у сказки» Слайд 2 (сидя у доски)
На доске появляется сказка и сказочные персонажи.
Ребята называют сказку и подбирают смайлики к сказочным персонажам
Кто из этих сказочных героев испытывает радость (грусть, страх, удивление)?
Чему они радуются...
Игра «Разные, но похожие» (на ковре)
Мы - все люди разные, но в чем-то мы все-таки похожи.
Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики...
Попрыгают на левой ноге те, кто любит совершать добрые поступки. А теперь
те, кто их действительно совершает, попрыгают на правой ноге… У кого есть
сестренка и вы о ней заботитесь, обнимут себя... У кого есть брат и вы с ним
дружно играете, похлопают в ладоши... Те, кто помогают старшим, погладят
себя по голове.
Игра «Веселые и грустные гномики» Дети и воспитатель переходят к
большому коврографу Воскобовича.
На полянке протекает Радужная река. На правом берегу реки все время погода
была дождливая, солнышко пряталось за облаками. И на правом берегу жили
грустные гномики. А на левом берегу реки всегда светило солнышко, было
тепло и поэтому там жили веселые гномики. И решили веселые гномики
развеселить грустных гномов . Стали строить мост через Радужную реки с
помощью самоцветов, называя при этом «волшебные» слова. Каждое
«волшебное»слово — это кружки-самоцветы. Но только выкладывать их нужно
в определенном порядке, меняя два признака(цвет и размер).
Настроение у всех заметно улучшилось и гномики решили сходить в кафе, к
другу
«В кафе у Слоника «Лип-Лип» (маленький коврограф)
Довольные гномики отправились в кафе к слонику Лип-Липу. Когда они вошли
туда, то увидели, что в каждом зале стоят по 2 стола. Разложите тарелочки так,
чтобы на столах было нужное количество (состав числа). Игровое поле
«Коврограф Ларчик», набор карточек «Забавные цифры», «Разноцветные
кружки». Закрепить образ цифры и состав числа.
Физминутка
Дружно в лес с тобой шагаем,
Ноги выше поднимаем.
1.2.3.4.5-
Вместе весело шагать.
Солнце светит высоко,
Дарит нам с тобой тепло.
Руки выше поднимаем,
На носочках мы шагаем.
А теперь остановились
и в лесу мы очутились.
Игра «Фиолетовый лес» Ребята, вы знаете о том, что у каждого настроения
есть свой цвет? А на какое время года, природное явление похоже ваше
настроение или какой у него цвет ( Дети по очереди говорят на что похоже на их
настроение)
Я вам предлагаю вам разделиться на 4 группы (по настроению) и собрать
на коврографе картинки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Упражнение «Чемодан»
Дети по одному "собирают чемодан» ведущему , в который кладут те качества и
чувства, которые они считают важными и необходимыми.
Заключение. Спасибо вам, ребята, за занятие.
Мне очень понравилось с вами
говорить о чувствах, спасибо за вашу искренность и откровенность.