Автор: Бахтина Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Электросталь Московская область
Наименование материала: методическая разработка урока по учебной дисциплине Предпринимательство и малый бизнес
Тема: Роль предпринимателей в жизни общества
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
Методическая разработка открытого урока
по теме:
«Роль предпринимателей в жизни общества
»
Учебная дисциплина: Предпринимательство и малый бизнес
Специальность: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет
Разработал: преподаватель ГБПОУ «Электростальский колледж»
Бахтина Татьяна Юрьевна
Разработка урока с применением технологии проблемного обучения.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:
«
Роль предпринимателей в жизни общества
»
Цели урока:
Обучающая:
- формирование понятий о роли предпринимателей в жизни общества;
- ознакомление студентов с ролью крупнейших русских предпринимателей-
меценатов 19-20века в развитии экономики России;
- обучение студентов правилами проведения и культуры дискуссии о роли и
месте предпринимателей в России.
Развивающая:
- развитие способности грамотно формулировать свои мысли о роли
предпринимательства в жизни общества;
- формирование навыков аргументации собственного мнения по вопросу о
причинах нежелания представителей бизнеса заниматься
благотворительностью;
- развитие способности принятия групповых решений о методах
стимулирования предпринимателей к активной позиции в социуме.
Воспитывающая:
- воспитание информационной культуры, познавательного интереса к
истории развития меценатства;
- воспитание толерантности и уважения к иной точке зрения, при
обсуждении поставленных проблем на уроке.
Задачи урока:
- ввести понятия по теме: «меценат», «благотворительность», «социальная
ответственность предпринимателя»
- осмысление и анализ поставленной проблемы – низкая мотивация
представителей бизнеса к меценатству и благотворительности;
-в ходе дискуссии определить основные причины низкого уровня
благотворительной деятельности представителями бизнеса и разработать
методы стимулирования благотворительной деятельности в России.
Тип урока: Изучение нового материала. Дискуссия.
Методы и приемы обучения - репродуктивный, поисковый, (вопросы,
обсуждение), наглядные (использование электронных материалов в ходе
дискуссии), самостоятельная работа.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения,
групповая ,ИКТ.
Место проведения: учебная аудитория
Время проведения: 90 минут.
Средства обучения:
1. Учебная доска.
2. Ноутбук.
3. Электронная презентация по теме урока(подготовленная студентами)
4. Карточки заданий для рабочих групп
Ход урока.
1.
Организационный этап (5 мин.)
Cодержание этапа:
- взаимное приветствие;
- учет присутствующих;
- постановка цели урока;
- объяснение правил проведения дискуссии, активизация внимания.
2. Изложение материала по теме дискуссии, подготовка к
дискуссии(25мин.)
Содержание этапа:
- изложение нового материала, использование презентации подготовленной
преподавателем;
- постановка проблемных вопросов по теме урока перед студентами;
1.Причины нежелания представителей российского бизнеса заниматься
благотворительностью;
2.Определить методы (на уровне государства) стимулирования
предпринимателей к активной позиции в социуме.
- изложение критериев оценки участия в дискуссии;
- разделение студентов на рабочие группы.
Преподаватель ставит вопросы, которые возникли в связи с изучаемым
материалом. Выстраиваются и обозначаются проблемы.
3. Работа в группах(15 мин.)
- обсуждение личных мнений участников группы по обозначеным проблем;
- выработка группового решения относительно мотивации бизнесменов к
меценатству и благотворительной деятельности.
4.Проведение дискуссии (25 мин.)
Содержание этапа:
- участие студентов в дискуссии, групповой поиск аргументов, новых идей,
решений, подходов, моделей развития ситуации.
- выступление представителей групп.
4.Рефлексия. Анализ и обобщение результатов дискуссии(10 мин.)
Содержание этапа:
- анализ и формулировка основных проблем, мешающих развитию
меценатства в России;
- определение путей преодоления сложившихся проблем;
- показ презентации подготовленной студентами (Примеры
благотворительной деятельности представителей российского бизнеса и
обычных людей);
-обобщение результата дискуссии.
5.Заключительный этап 10 мин.)
- заключительное слово преподавателя;
Преподаватель: Несмотря на обозначенные проблемы и низкую мотивацию
представителей бизнеса к благотворительной деятельности, мы увидели
сегодня и положительные примеры.
В ходе дискуссии вы наметили пути преодоления сложившейся ситуации.
В основном эти меры относятся к государственной политике поддержки и
развития бизнеса и культуры предпринимательства. Но даже будучи
индивидуальным предпринимателем, каждый может внести свой, пусть
небольшой вклад в социальную сферу жизни общества. Неважно, будет ли
это помощь одинокому пенсионеру, инвалиду, или благотворительный взнос
на охрану окружающей среды. Благотворительная деятельность делает
общество добрее и гуманнее.
Закончить урок хочу афоризмом Козьмы Пруткова
Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице,
сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.
Козьма Прутков
И цитатой историка Ключевского:
Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а
в том, чтобы некому было благотворить.
Василий Ключевский
В заключение преподаватель подводит итоги дискуссии, определяет
достоинства и недостатки работы команд, победителя данной дискуссии.
- выставление оценок;
- выдача домашнего задания.
( Составить конпект по теме урока по плану:
1.Дать определение терминам «Меценатство», «Благотворительная
деятельность»;
2.Обозначить основные проблемы развития меценатства и благотворительной
деятельности в России;
3.Определить методы государственного стимулирования представителей
бизнеса к благотворительной деятельности
4.Записать имена известных русских меценатов 19-20 века и современников.)
Литература:
1. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития
регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2012. - 254 c.
2. Бычков, В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства
Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 c.
3. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства:
Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-
М, 2013. - 446 c.
4. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю.
Круглова. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.
5. Макаров, С.И. Основы предпринимательства / С.И. Макаров, М.В.
Мищенко. - М.: КноРус, 2013. - 224
6. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.:
МФПУ Синергия, 2016. - 464 c.
7. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) /
А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.
8. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История
предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы:
Юрайт, 2016. - 420 c.
9. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для
учащихся учреждений нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. - М.: ИЦ
Академия, 2013. - 224 c.