Автор: Сычёва Алла Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 56 имени академика В.А. Легасова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Умные пальчики"
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 56 имени академика В.А. Легасова»
«Дошкольное отделение»
Кутузовский просп., д.22, корп.1, Москва, 121151
Телефон: (499) 243-6310, (499) 243-5101 Факс: (499) 243-9696 E-mail:
56@edu.
mos.
ru
Программа дополнительного образования
детей
«Умные пальчики»
2018-2019 учебный год
Возраст детей 3-4 года
Срок реализации программы 1 год.
Автор-составитель воспитатель:
Cычёва А.С.
г.Москва 2018г.
Программа дополнительного образования детей
«Умные пальчики»
Возраст детей 3-4 года
Срок реализации программы 1 год.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем
возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок
на
определенном
отрезке
жизни
увлеченно
рисует.
В
изобразительной
деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует
свои
способности.
Она
доставляет
ему
удовольствие,
но
прежде
всего,
обогащает его представления о мире.
Существует
множество
техник
нетрадиционного
рисования,
их
необычность
состоит
в
том,
что
они
позволяют
детям
быстро
достичь
желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают
развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую
моторику
пальцев
рук,
самостоятельность.
Обучать
нетрадиционным
техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно
усложняя
их.
Рисование
с
использованием
нетрадиционных
техник
изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься
таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления
об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные
ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле,
палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают,
что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и
качествам
материалами,
предметами.
Становясь
постарше,
дошкольники
приобретают
вначале
простейшие
умения
и
навыки
рисования
традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно
изыскивают
новые
приемы
отражения
окружающей
действительности
в
собственном
художественном
творчестве.
В
тот
момент
педагог
может
сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими
место
в
изобразительном
искусстве
нетрадиционными
техниками.
Такое
нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает
отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие
способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить
детей
рисовать
при
помощи
одного
пальчика,
затем
несколькими;
познакомить
с
цветом,
формой,
ритмом
и
положением
в
пространстве,
показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на
практике.
Проведение
такой
деятельности
способствует
снятию
детских
страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и
окружающим
миром,
подарят
детям
новую
широкую
гамму
ощущений,
которые станут богаче, полнее и ярче.
Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной
деятельности
(рисование,
лепки,
аппликации);
в
процессе
создания
интересного
образа,
возможно
сочетание
изобразительных
техник
и
материалов
–
дополнение
изображения
детской
ладошки
аппликацией,
заполнение пустот на рисунке пальчиковой живописью.
Грамотно
подобранное
сопровождение
каждой
темы
рисования
пальчиковой гимнастикой – игрой, не только делает занятие привлекательнее
и интереснее для ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук,
тонуса
пальчиков,
межполушарного
взаимодействия,
следовательно,
и
развития интеллекта.
Актуальность
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического
воспитания,
это
способы
создания
нового,
оригинального
произведения
искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А
самое главное самовыражаться.
Изобразительное
искусство
занимает
особое
место
в
развитии
творческих
способностей
личности
дошкольника,
так
как
лежащая
в
её
основе
предмето-практическая
деятельность
обладает
значительным
развивающим
потенциалом.
Актуализация
и
развитие
творческого
потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс,
что приводит к появлению психических новообразований (многозначности
мышления,
произвольности
психических
процессов
рефлексии,
самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень
развития.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей
дошкольного
возраста
через
использование
нетрадиционных
техник
рисования.
Задачи:
формировать художественное мышление и нравственные черты
личности через нетрадиционные способы рисования.
способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт
его
деятельности
-
рисунок,
интересен
другим
(воспитателю,
детям,
родителям).
развивать
эстетическое
восприятие
и
создавать
условия
для
освоения основных цветов.
помогать
детям
в
создании
выразительных
образов,
сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия.
воспитывать
наблюдательность,
аккуратность,
эмоциональную
отзывчивость, усидчивость.
-
Познакомить
с
различными
способами
и
приемами
нетрадиционных
техник
рисования
с
использованием
различных
изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как
средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Подходы и методы их реализации:
Систематичность занятий.
Игры и игровые приемы проведения занятий.
Постепенное усложнение, переход от простого к сложному.
Организация и оформление выставок детских работ.
Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей
с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Особенность
данной
программы
в
том,
что
она
полностью
соответствует
календарно-тематическому
плану
работы
в
детском
саду,
дополняет
основную
образовательную
деятельность
по
изобразительной
деятельности, не дублируя основных задач, к тому же специфика проведения
занятия
способствует,
помимо
специальных
компетентностей,
развитию
личностных межпредметных компетентностей.
Используемые методические приемы:
Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание
о последовательности работы, совет);
Наглядные (показ, демонстрация, уточнение);
Практические
(выполнение
рисунка
«под
диктовку»,
«рука
в
руке», повтор);
Игровые (речевые игры, пальчиковые упражнения, рисунок-игра).
Используемые
методы позволяют
развивать
специальные
умения
и
навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают
возможность
почувствовать
многоцветное
изображение
предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования;
– способствуют
более
эффективному
развитию
воображения,
восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Организация занятий кружка:
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и
ребенка в форме кружковой работы.
Программа
предполагает
проведение
двух
занятия
в
неделю,
во
вторую
половину
дня
в
рамках
работы
кружка
изодеятельности.
Общее
количество
занятий
в
год
70.
Педагогический
анализ
знаний,
умений
и
навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в неделю (вводный -
в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей в
подгруппе до 8 человек, время занятий 2 часа.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание
образов
детьми,
используя
различные
изобразительные
материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в
соответствии с возрастом.
3.Развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук,
воображения,
самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в
себе.
Нетрадиционные художественные техники
Нетрадиционные техники рисования подобраны с учетом возраста
детей и поставленных задач.
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску
пальчик
и
наносит
точки,
пятнышки
на
бумагу.
На
каждый
пальчик
набирается
краска
разного
цвета.
После
работы
пальчики
вытираются
салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование
ладошкой:
ребенок
опускает
в
пальчиковую
краску
ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с помощью педагога) и
делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска
смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть
и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается.
Таким
образом,
заполняется
весь
лист,
контур
или
шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения
другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание
бумаги: ребенок
мнет
в
руках
бумагу,
пока
она
не
станет
мягкой.
Затем
скатывает
из
неё
шарик.
Размеры
его
могут
быть
различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика).
После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Перспективный план работы кружка
№
Тема
недели,
занятия
Т е х н и к а
рисования
Программное содержание
Оборудование
Сентябрь
Тема недели №1: «Осенняя пора»
1.
«Лесная
чаща»
Рисование
ладошкой,
аппликация
Р а з в и в ат ь
ф а н т а з и ю
пространственное
восприятие при создании
композиции.
Отрабатывать
навыки
создания аппликации.
Б е л ы й
л и с т
бумаги,
гуашь
зеленого
цвета,
з а г о т о в к и
и з
цветной
бумаги
(ели,
бугорок,
солнце),
клей,
салфетки.
2.
«Солнышк
о»
Рисование
ладошками.
Листы
голубой
бумаги с кругом
жёлтого цвета.
Тема недели №2: «Растительное царство»
3- 4.
«Осенний
букет»
(2 занятия)
Печатанье
листьями
Познакомить
с
техникой
п еч ат а н и я
л и с т ь я м и .
Учить
окунать
лист
в
краску
и
оставлять
след
н а
бу м а г е ,
с о з д а в а я
Л и с т
б у м а г и
ф о р м а т а
А 4 ,
с у х и е
л и с т ь я
различной
ф о р м ы
и
композицию.
Воспитывать
аккуратность.
размера,
гуашь
желтая,
красная,
оранжевая.
Тема недели №1: «Осень золотая»
5.
«Дождик»
Рисование
пальчиками
П о з н а к о м и т ь
с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования
пальчиками.
П о к а з а т ь
п р и ё м ы
п о л у ч е н и я
т о ч е к
и
коротких
линий.
Учить
рисовать дождик из тучек,
передавая
его
характер
(мелкий
к а п е л ь к а м и ,
с и л ь н ы й
л и в е н ь ) ,
используя точку и линию
к а к
с р е д с т в о
выразительности.
Д в а
л и с т а
светло-серого
цвета
нарисованными
тучками
разной
величины, синяя
гуашь, салфетки.
6.
«Желтые
листья
летят»
Рисование
ладошками
Познакомить
с
техникой
печатанья
ладошками.
Учить
наносить
быстро
краску и делать отпечатки
–
листочки.
Развивать
цветовое восприятие.
Бумага размером
1\2
альбомного
л и с т а ,
г у а ш ь
жёлтая.
Тема недели №4: «Город, в котором я живу»
7.
«Домик»
Рисование
пальчиками
Закреплять технику
печатанья пальцами.
Закреплять умение
составлять узор, опираясь
на образец. Развивать
зрительно-двигательную
координацию.
Продемонстрировать
получение оранжевого
цвета из красного и
желтого.
Лист бумаги А4
с
к о н т у р н ы м
изображением
домика,
гуашь
желтого,
красного,
з е л е н о г о
и
синего
цветов,
салфетки.
8.
«Крепость
»
Рисование
ладошками
З а к р е п и т ь
т е х н и к у
п е ч а т а н ь я
п о л н о й
ладонью, учить дополнять
изображение
деталями.
Развивать
фантазию
и
цветовосприятие.
Л и с т
б у м а г и
белого цвета А4,
гуашь розового и
сиреневого
цвета, салфетки.
Октябрь
Тема недели №1: «Овощи»
9-10.
«Морковь
и свекла»
(2 занятия)
Рисование
тычком
Формировать умение
детей закрашивать
округлые формы с
помощью твердой кисти ;
Развивать речь и
мышление; развивать
мелкую моторику рук и
координацию движения
пальцев рук;
Воспитывать
аккуратность, терпение.
Картинки с
изображением о
вощей, корзинка
и натуральные
картофель,
морковь и
свекла.
Альбомный
лист, гуашь,
твердая кисть,
стакан с
водой, нарисова
нные моркови и
свёклы.
Тема недели №2: «Фрукты»
11.
«Виноград
»
Рисование
ладошками и
пальчиками
Вызывать
эстетические
чувства
к
природе
и
её
изображениям
нетрадиционными
художественными
техниками;
р а з в и ват ь
ц в е т о в о с п р и я т и е
и
зрительно-двигательную
координацию
Листы
бе л о го
ц в е т а
с
нарисованными
контурами
листьев
винограда,
гуашь
синего
и
зелёного цвета.
12.
«Яблочны
й компот»
Оттиск
пробкой
(картофелем)
Продолжать знакомство с
т е х н и ко й
п е ч а т а н и я
пробкой,
картофельной
матрицей, показать приём
получения
о т п еч ат к а
( п ол о в и н к и
я б л о к а ) .
Рисование ягод на силуэте
банки.
Картон размером
А4 с
силуэтом
банки,
желтая
г уа ш ь ,
г у а ш ь
коричневая,
слфетки.
Тема недели №3: «Ягоды»
13-
14.
«Ягоды
на
тарелочке»
(2 занятия)
Рисование
пальчиками
Вызывать
эстетические
чувства
к
природе
и
её
изображениям
нетрадиционными
художественными
техниками;
р а з в и ват ь
ц в е т о в о с п р и я т и е
и
зрительно-двигательную
координацию.
Листы
круглой
формы
(тарелочка),
гуашь
красного
цвета.
Тема недели №4: «Грибы»
15-
16.
«Весёлые
мухоморы
»
(2 занятие)
Рисование
пальчиками
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования
пальчиками.
Учить наносить ритмично
точки на всю поверхность
бумаги.
Учить
рисовать
травку пальчиками. Учить
украшать
работу
сухими
листья ми,
п р и в и в а т ь
н а в ы к и
н а к л е и в а н и я
(создание
элементарного
коллажа)
Вырезанные
из
белой
бу м а г и
мухоморы
различной
формы;
гуашь
белая, салфетки,
иллюстрации
мухоморов.
Р а б о т ы
с
предыдущего
занятия + сухие
листья,
салфетки, клей.
Ноябрь
Тема недели №1: «Домашние животные»
17.
«На
лугу
коровы»
Рисование
ладошками и
пальчиками
Учить делать синхронные
отпечатки ладонями обеих
р у к ,
д о п о л н я т ь
изображение
деталями,
и с п ол ь зуя
о т п е ч а т к и
п а л ь ц е в
и
м а з к и
пальчиками.
Развивать
воображение.
Бумага размером
А 4 ,
г у а ш ь
о р а н ж е в а я
и
зеленая,
салфетки.
18.
«Кошки-
мышки»
Рисование
ладошками
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
создавать изображение из
отпечатков полной ладони
и
ее
части,
развивать
фантазию.
Бумага размером
А 4 ,
г у а ш ь
ко р и ч н е ва я
и
серая, слфетки.
Тема недели №2: «Дикие животные»
19.
«Вот ёжик
-
н и
головы, ни
ножек…»
(семейка
ежей)
Оттиск
смятой
бумагой,
Рисование
пальчиками
Познакомить
с
новым
спо собом
р и с о в а н и я .
Учить рисовать животных
способом
оттиск
смятой
бумагой.
Дорисовывать
детали
образа
ё ж и ка
пальчиком
Бумага размером
1\2
альбомного
листа,
г а з е т а ,
г у а ш ь
с е р а я ,
коричневая.
20.
«В гостях
у жирафа»
Рисование
пальчиками
У ч и т ь
р а в н о м е р н о ,
распределять
пятна
на
предмете
к р а с к о й ,
развивать
аккуратность,
четкость
Картон размером
А4,
изображение
жирафа,
гуашь
желтая, черная и
зеленая
Тема недели №3: «Профессии»
21.
«Клоун»
Рисование
пальчиками
Учить
технике
работы
с
графическими
м а т е р и а л а м и
« п о д
диктовку»,
развивать
чувство ритма
Контур
предмета,
гуашь
разных
цветов,
белая бумага
22.
«Мишка
и
его
профессия
»
Рисование
тычком
развивать память и
воображение;
продолжать воспитывать
аккуратность при работе с
изобразительным
материалом и
инструментом.
Формировать умение
детей закрашивать
округлые формы с
помощью твердой кисти ;
Развивать речь и
мышление; развивать
мелкую моторику рук и
координацию движения
пальцев рук;
Воспитывать
аккуратность, терпение.
раздаточный
(салфетки,
клеенка, клей,
трафарет
Медведя)
демонстрационн
ый (шаблон
Медвежонка,
атрибуты разных
профессий)
Тема недели №4: «Моя семья»
23-
24.
«Празднич
ный букет
для наших
мам»
(2 занятия)
Рисование
ладошками,
пальчиками
Закрепить технику
печатания полной
ладонью и её частью.
Развивать интерес к
выполнению
коллективной работы.
Гуашь, лист
ватмана с
силуэтным
изображением
вазы, салфетки.
Декабрь
Тема недели №1: «Транспорт»
25.
«Поезд»
Рисование
ладошкой
З а к р е п и т ь
т е х н и к у
п е ч а т а н и я
п о л н о й
ладонью
и
её
частью.
Развиват ь
инт ере с
к
железнодорожной
тематике.
Л и с т
б е л о й
б у м а г и
А 4 ,
гуашь
разного
цвета, салфетки.
26.
«Кораблик
»
Рисование
пальчиками
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
с о з д а в а т ь
у з о р
н а
ограниченном
пространстве,
используя
Лист
бумаги
с
контурным
изображением
кораблика,
т е х н и к у
р и с о в а н и я
п а л ь ч и к а м и
и
аппликацию.
гуашь
р а з н ы х
цветов,
детали
изображения,
клей.
Тема недели №2: «Народные игрушки»
27.
«Дымковс
кий козлик
(лошадка)
»
Рисование
пальчиками
Продолжать
знакомить
с
т е х н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками,
народными
промыслами;
развивать
инициативу,
закрепить
з н а н и е
ц в е т о в ;
учить составлять
элементарный узор.
Листы бумаги ½
альбомного
л и с т а
с
контурным
изображением
козлика
(коня);
гуашь
красная,
желтая, зеленая.
28.
«Нарядные
матрешки»
Оттиск
печатками
З а к р е п и т ь
у м е н и е
украшать
простые
по
форме
предметы,
нанося
рисунок
по
возможности
р а в н о м е р н о
н а
в с ю
по ве р х но с т ь
бу м а г и .
Упражнять
в
технике
печатания.
Р а з в и в ат ь
ч у в с т в о
р и т м а ,
композиции.
Матрешки,
вырезанные
из
бумаги,
разные
печатки,
пальчиковая
краска, салфетки
Тема недели № 3: «Зимующие птицы»
29-
30.
«Веточка
рябины»
(2 занятие)
Рисование
пальчиками и
аппликация
Учить
рисовать
на
ветке
ягодки
(пальчиками)
и
листики (примакиванием).
Закрепить данные приемы
рисования.
Р а з в и ват ь
цветовосприятие, чувство
к о м п о з и ц и и .
У ч и т ь
аккуратно, наклеивать на
изображение
второстепенные
детали
( в е т о ч к и ,
о с е н н и е
листочки).
Р а з в и в ат ь
чувство композиции.
Лист
ц в е т н о й
б у м а г и
с
нарисованной
веточкой,
зеленая
гуашь,
о р а н ж е в а я
и
красная гуашь в
мисочках,
салфетки,
иллюстрация
с
вет Изображение
с
предыдущего
занятия,
з а г о т о в к и
и з
цветной
бумаги
осенние
листья,
веточки,
клей,
салфетки,
д о с точ к и
д л я
клея.кой рябины.
Тема недели №4: «Новый год у ворот»
31.
«Маленько
й
ё л о ч к е
холодно
зимой».
Рисование
пальчиками
З а к р е п и т ь
у м е н и е
рисовать
па льч иками.
Учить наносить отпечатки
по
всей
п о ве р х н о с ти
л и с т а
( с н е ж и н к и ,
снежные комочки). Учить
рисовать ёлочку.
Тонированный
л и с т
б у м а г и
(синий,
фиолетовый),
зелёная
гуашь,
к и с т ь ,
б е л а я
гуашь в мисочке,
салфетки,
образцы ёлочек.
32.
«Еловая
веточка
нарядная»
Тычок
жесткой
сухой
кистью,
аппликация
Учить
рисовать
еловые
иголки,
нанося
рисунок
р а в н о м е р н о
в
определённых
ме ст ах,
используя технику тычок
жесткой
сухой
кистью,
дополнять
изображение
аппликацией
на
с во е
усмотрение.
Бумага размером
1\2
альбомного
л и с т а
с
заготовкой
«веточка»,
зеленая
гуашь,
кисть,
заготовки
для
аппликации
– шарики, клей,
салфетки.
Январь
Тема недели №1: «Рождественские вечера»
33.
«Весёлый
снеговик»
Рисование
тычком
жёсткой
кистью
Упражнять в изображении
п р е д м е т о в
о к р у гл о й
формы
и
а к ку р ат н ом
закрашивании их тычком
жёсткой
кистью.
Учить
повторять
изображение,
з а п о л н я я
в с ё
пространство листа.
Бумага размером
1\2
альбомного
листа
голубого
ц ве т а ,
к и с т и ,
белая гуашь.
34.
«Озорной
дед мороз»
Рисование
ладошками,
аппликация
Продолжать использовать
л а д о н ь ,
к а к
изобразительное средство,
д о р и с о в ы в а т ь
и
д о к л е и в а т ь
д е т а л и ,
создавая образ.
Л и с т ы
с и н е й
бумаги
½
А4,
гуашь
бе л о го ,
к р а с н о г о
и
черного
цвета,
клей колпачки из
цветной
бумаги,
салфетки.
Тема недели №2: «Одежда»
35.
«Свитер
для
друзей»
Рисование
ладошкой
и
пальчиками
Продолжать
знакомить
с
т е х н и ко й
р и с о в а н и я
пальчиками
и
ладошкой;
развивать
инициативу,
Д в е
к у к л ы
–
мальчик
девочка,
гуашь,
силуэты
закрепить знание цветов;
учить составлять
элементарный узор.
свитеров разного
цвета,
э с к и з ы
с в и т е р о в
с
различными
узорами.
36.
«Мои
рукавички
»
Рисование
пальчиками
Упражнять в рисовании
пальчиками. Учить
рисовать элементарный
узор, нанося рисунок
равномерно в
определённых местах.
Бумага размером
1\2 альбомного
листа с
силуэтом
рукавички,
гуашь разного
цвета
Тема недели №3: «Откуда хлеб пришел»
37.
«Осеннее
дерево
и
рожь»
(1 занятие)
Рисование
пальчиками
Учить длинными мазками
п а л ь ц е в
и з о б р а ж а т ь
склоненное
под
ветром
дерево. Учить ритмично и
синхронно
о с т а в л я т ь
отпечатки
указательными
пальцами одновременно и
правой и левой руки.
З а г о т о в к а
с
изображением
остьев
ржи
на
альбомном
л и с т е ,
г у а ш ь
ко р и ч н е ва я
и
желтая,
салфетки.
38.
«Осеннее
дерево
и
рожь»
(2 занятие)
Печать
картофелем
Познакомить
детей
с
образованием оранжевого
цвета.
Учить
создавать
композицию
( л и с т ь я ) ,
используя
картофель
в
качестве штампа.
Р и с у н о к
с
предыдущего
занятия,
гуашь
ж е л т а я
и
красная,
мелкие
клубни
картофеля,
разрезанные
пополам.
Тема недели №4: «Человек и мир природы»
39.
Веселая
птичка
Рисование
пальчиками
Учить рисовать оперение
птицы пальчиками.
Развивать
цветовосприятие.
Воспитывать
аккуратность.
Лист с
контурным
изображением
птицы,
пальчиковая
краска,
салфетки,
40.
«Пт и ц ы
клюют
ягоды»
Рисование
пальчиками,
оттиск
пробкой
Учить
рисовать
веточки,
украшать
в
т ех н и ка х
рисования
пальчиками
и
п е ч а т а н и я
п р о б к о й
(выполнение ягод разной
в е л и ч и н ы
и
ц в е т а ) ;
Бумага размером
1\2
альбомного
л и с т а
р а з н ы х
цветов,
коричневая
гуашь,
к и с т ь ,
з а к р е п и т ь
н а в ы к и
рисования.
Воспитывать
аккуратность.
Развивать
чувство композиции.
гуашь
красного,
оранжевого
и
бордового
ц в е т о в
в
мисочках,
пробки, рисунки
п т и ц ,
к л е й ,
салфетки
Февраль
Тема недели №1: «Путешествие вокруг света»
41-
42.
«Закат»
(2 занятия)
Рисование
пальчиками
П о к а з а т ь
п р и е м
п о л у ч е н и я
ко р о т к и х
линий. Закрепить данный
п р и е м
р и с о в а н и я .
Развивать
цветовосприятие.
Листы
бумаги
с
контурным
изображением,
пальчиковая
краска, салфетки
Тема недели № 2: «Москва – столица России»
43.
«Знако
мство с
Государ
ственн
ым
флагом
России
»
Рисование
губкой
Познакомить детей с
Государственным флагом
Российской Федерации;
закрепить знание о
прямоугольнике;
закрепить знание о
красном, синем и белом
цвете;познакомить с
нетрадиционной техникой
рисования губкой;
учить аккуратно
пользоваться красками;
Развивать чувство формы
и цвета;развивать мелкую
моторику пальцев.
фл а г
Р о с с и и ,
к у к л а
К а т я ,
рисунок
Российского
флага, палитры с
красками,
губки
для
рисования,
клеенки,
салфетки
влажные.
44.
«Берёзовая
роща»
Рисование
пальчиками
Вызывать
эстетические
чувства к родной природе
и
е ё
и з о б р а ж е н и я м
нетрадиционными
художественными
техниками;
р а з в и ват ь
ц в е т о в о с п р и я т и е
и
зрительно-двигательную
координацию.
Листы белой или
светло-зеленой
б у м а г и
с
контурным
изображением
березы,
зеленая
и черная гуашь,
салфетки.
Тема недели №3: «День Защитника Отечества»
45.
«Танк»
Рисование
У ч и т ь
и с п о л ь з о в а т ь
Л и с т
б у м а г и
ладошкой
различные
части
ладони
ка к
и з о б р а з и т е л ь н о е
с р е д с т в о ,
р а з в и в а т ь
пространственное
в о с п р и я т и е ,
у ч и т ь
дополнять
изображение
деталями.
формата
½
А4,
гуашь
зеленого,
красного,
черного
цвета,
кисть, салфетка.
46.
«Кораблик
»
Рисование
ладошкой
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
использовать
ладонь как
изобразительное средство,
развивать
пространственное
в о с п р и я т и е ,
у ч и т ь
дополнять
изображение
деталями.
Л и с т
б у м а г и
формата
½
А4,
гуашь
зеленого,
красного,
фиолетового,
голубого
цвета,
кисть, салфетка.
Тема недели №4: «Волшебница - вода»
47-
48.
«Рыбка»
(2 занятия)
Рисование
пальчиками
Умение
правильно
и
аккуратно
тонировать
лист
бумаги.
Закреплять
т е х н и к у
п е ч а т а н ь я
п а л ь ц а м и .
У ч и т ь
составлять узор, опираясь
на
образец
–
ч е ш уя .
Развивать
з р и т е л ь н о -
двигательную
координацию.
Продемонстрировать
получение
оранжевого
цвет а
из
красного
и
желтого.
Лист бумаги А4
с
к о н т у р н ы м
изображением
рыбки,
г уа ш ь
желтого,
к р а с н о г о
и
зеленого цветов,
салфетки.
Март
Тема недели №1: «Пришла весна»
49.
«Травка»
Рисование
ладошкой
Упражнять
в
технике
печат анья
л а д о ш ко й .
З а к р е п и т ь
у м е н и е
заполнить
отпечатками
всю
поверхность
листа.
Развивать
цветовосприятие.
Л и с т ы
б е л о й
бумаги,
гуашь
зелёного
цвета,
салфетки
50.
«Одуванчи
ки»
Рисование
пальчиками
Вызывать
эстетические
чувства
к
природе
и
её
изображениям
нетрадиционными
художественными
Л и с т ы
б е л о й
бумаги,
гуашь
ж ё л т о г о
и
зелёного
цвета,
салфетки.
техниками;
р а з в и ват ь
ц в е т о в о с п р и я т и е
и
зрительно-двигательную
координацию.
Тема недели №2: «Мамин день»
51.
«Цветы
для мамы»
Рисование
ладошками,
пальчиками,
печатками
З а к р е п и т ь
т е х н и к у
печатания
ладошками.
Развиват ь
инт ере с
к
выполнению работы.
Гуашь,
плотные
цветные
листы,
салфетки.
52.
«Цветы
для мамы»
(продолже
ние)
Рисование
ладошками,
пальчиками,
печатками
З а к р е п и т ь
т е х н и к у
печатания
ладошками.
Развиват ь
инт ере с
к
выполнению
р а б о т ы ,
воспитывать
аккуратность.
Желтая
гуашь,
плотный
лист
с
изображением
круга, салфетки.
Тема недели №3: «Посуда»
53.
«Украшен
ие чайного
сервиза»
Оттиск
печатками
З а к р е п и т ь
у м е н и е
украшать
простые
по
форме
предметы,
нанося
рисунок
по
возможности
р а в н о м е р н о
н а
в с ю
по ве р х но с т ь
бу м а г и .
Упражнять
в
технике
печатания.
Вырезанные
из
бумаги
чашки
разной формы и
размера,
разноцветная
пальчиковая
к р а с к а
в
мисочках,
различные
печатки,
салфетки,
выставка посуды
54.
«Красивая
салфеточк
а»
Рисование
пальчиками
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
рисовать
па льч иками.
Развивать
композиционные
умения,
цветовое
во с п р и я т и е ,
эстетические чувства.
Б е л а я
б у м а г а
размером
50*50.Гуашь
разных цветов.
Тема недели №4: «В гостях у сказки»
55.
«Жили
у
бабуси два
веселых
гуся»
рисование
ладошкой
Продолжать использовать
л а д о н ь ,
к а к
изобразительное средство,
дорисовывать детали
Нарисованное
заранее
озеро,
гуашь
белая
и
серая,
маркеры
для
рисования
деталей
56.
Коллектив
ное
панно
« Г у с и
-
Рисование
ладошками,
тычок
Воспитывать
любовь
к
родной
природе.
Учить
создавать
коллективный
Лист
ватмана
с
заготовкой
для
рисования
лебеди»
полужесткой
сухой кистью
р и су н о к .
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
с о з д а в а т ь
объемное
структурное
изображение
используя
прием
«Тычок
су хо й
кистью», создание образа
из отпечатка ладони.
(облака,
стволы
деревьев), гуашь
разных оттенков
зеленого, белая и
красная.
Кисти,
салфетки.
Апрель
Тема недели №1: «Насекомые»
57-
58.
«Божьи
коровки на
лужайке»
(2 занятия)
Рисование
пальчиками
Упражнять
в
технике
рисования
пальчиками.
З а к р е п и т ь
у м е н и е
равномерно
н а н о с и т ь
точки на всю поверхность
предмета, рисовать травку
р а з л и ч н ы х
о т т е н к о в
(индивидуальная
деятельность).
Вырезанные
и
раскрашенные
божьи
коровки
б е з
т о ч е к
н а
спинках, ватман,
салфетки, бумага
светло- и тёмно-
зелёного цветов,
чёрная
гуашь
в
мисочках.
Тема недели №2: «Подводное царство»
59.
«Морской
конек»
Рисование
ладошкой
Упражнять в рисовании с
п о м о щ ь ю
л а д о ш е к .
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
дорисовывать.
Развивать
творческое воображение и
чувство композиции.
Л и с т ы
б е л о й
бумаги
р а з м е р о м
½
альбомного
лист а,
гуашь
разных цветов.
60.
«Озорные
осьминожк
и»
Рисование
ладошками
Отрабатывать
умение
с о з д а в а т ь
о б р а з
и з
о т п е ч а т к а
л а д о н и ,
дополнять
его
деталями.
С о з д а т ь
р а д о с т н о е
ощущение
сопричастности
творчеству.
Листы
с в е тл о
голубой
бумаги
А 4 ,
г у а ш ь
разного
цвета,
кисти, салфетки.
Тема недели №3: «Космос»
61.
« Н о ч ь
и
звезды»
Рисование
манкой,
скатывание
салфеток
П о з н а к о м и т ь
с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования
м а н н о й
крупой.
В о с п и т ы ват ь
эстетическое отношение к
п р и р о д е
ч е р е з
изображение образа неба.
Л и с т
с
контурным
изображением
ночного
н е б а ,
к л е й ,
м а н н а я
крупа, салфетки
62.
«Космонав
Рисование
Закреплять умение
Бумага размером
т»
ладошкой,
аппликация
создавать изображение из
отпечатков полной ладони
и ее части, учить
дополнять изображение
отдельными деталями,
наклеивая их на рисунок.
1\2 альбомного
листа темного
цвета, желтая,
голубая или
серая гуашь,
нарисованная и
вырезанная
голова
космонавта.
Тема недели №4: «Мебель»
63.
«Пушисты
е
к о т я т а
играют
на
ковре»
(коллектив
ная
работа)
Рисование
техникой
тычкования
Продолжать знакомство с
техникой
т ы ч ко ва н и я
п о л у с у х о й
ж ё с т к о й
кистью (имитация шерсти
животного).
Наклеивание
ф и г у р о к
к о т я т
н а
т о н и р о в а н н ы й
л и с т
ватмана (ковёр).
Тонированный
лист
ват м а н а ,
вырезанные
из
бумаги
котята,
к и с т и ,
г у а ш ь
серая
64.
«Украсим
чайную
чашку
»
Рисование
ватными
палочками
Закрепить
навыки рисования,
используя
нетрадиционную технику
изо. деятельности.
продолжать развивать
умение рисовать печаткам
и картофеля и ватными
палочками; продолжать
знакомить детей с
предметами ближайшего
окружения-чайной
посудой, её названием и
назначением;закреплять
знания детей о цвете;
картинки с
изображением
посуды с
узорами
(
чайная
чашка белого
цвета
) ; гуашь
трёх цветов -
красного,
жёлтого, синего
цвета; ватные
палочки,
влажные
салфетки
(бумажные и
влажные
матерчатые,
мольберт, листы
бумаги в
виде
чашки по
количеству детей.
Образцы
воспитателя украшен
ных чайных чашек.
Май
Тема недели №1: «День победы»
65.
Коллектив
ная работа
Рисование
ладошками и
З а к р е п и т ь
у м е н и е
рисовать
па льч иками.
Плотный
синий
ватман,
гуашь
«Празднич
ный
салют»
пальчиками
Учить наносить отпечатки
по
верхней
поверхности
листа (искры салюта).
разных
цветов,
салфетки.
66.
«Празднич
ный
салют»
(продолже
ние)
Аппликация
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
аккуратно
наклеивать
д е т а л и
н а
р и с у н о к ,
дополнять
изображение,
развивать
пространственную
ориентацию,
ч у в с т в о
композиции.
Р и с у н о к
с
прошлого
занятия,
детали
д о м о в
и з
цветной
бумаги,
клей, салфетки.
Тема недели №2: «Комнатные растения»
67.
«Герань в
красивом
горшочке»
Рисование
пальчиками
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
рисовать
ладошкой
и
п а л ьч и ко м
н а
л и с т е
бумаги, закрепить знание
красного и зелёного цвета,
развивать
т в о рч е с ко е
воображение.
Л и с т ы
б е л о й
б у м а г и
с
контурным
изображением
цветочного
горшка,
гуашь
з е л ё н о г о
и
красного
цвета,
салфетки
68.
«Герань
в
красивом
горшочке»
(продолже
ние)
Рисование
пальчиками
аппликация
З а к р е п л я т ь
у м е н и е
с о з д а в а т ь
у з о р
н а
ограниченном
пространстве,
используя
т е х н и к у
р и с о в а н и я
п а л ь ч и к а м и
и
аппликацию.
Р и с у н о к
с
прошлого
занятия,
гуашь
разного
цвета,
д е т а л и
и з
цветной
бумаги,
клей, салфетки.
Тема недели №3: «Безопастность на дорогах»
69.
«На
перекрёстк
е»
«Светофор
»
(1 занятие)
Оттиск
печаткой
из
картофеля
Продолжать
знакомить
с
п р и е м о м
п е ч а т а н и я
к р у г о в
о д и н а к о в о й
величины.
Закреплять
знания
о
светофоре,
о
последовательности цвета
в
и з о б р а ж е н и и .
Поддерживать
интерес
к
рисованию.
Продолжать
у ч и т ь
п о л ь з о в а т ь с я
с а л ф е т к а м и
п о с л е
рисования.
Лист бумаги А4
с
к о н т у р н ы м
изображением
светофора,
картофель,
гуашь
черного,
красного,
ж е л т о г о
и
зеленого цветов,
салфетки.
70.
«На
перекрёстк
е»
Рисование
ладошкой,
аппликация
У ч и т ь
с о з д а в а т ь
композицию на заданную
тему
используя
оттиски
Р и с у н о к
с
прошлого
занятия,
гуашь
(2 занятие)
л а д о н е й ,
д о п о л н я т ь
изображение деталями.
разного
цвета,
салфетки, детали
и з
ц в е т н о й
бумаги, клей.
Список использованных источников
1.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста
под
редакцией
Р.Г.
Казаковой, Москва 2005
2.Ознакомление с окружающим миром/ Г.В. Морозова, Москва 2010
3. Рисуем без кисточки/ А. А. Фатеева, Академия развития 2006
4. Яркие ладошки/ Н.В. Дубровская, «Детство-пресс» 2004
5. Рисунки, спрятанные в пальчиках/
Н.В. Дубровская, «Детство-
пресс» 2003
6. Школа семи гномов. Рисуем пальчиками/ пособия для работы с
детьми
7. Интернет ресурсы