Автор: Проскурня Елена Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ№2 детский сад
Населённый пункт: Красноярский край ЗАТО посёлок Солнечный
Наименование материала: Методическое пособие по развитию речи "Чудо дерево"
Тема: "Чудо-дерево"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №2 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ЗАТО ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ
Методическое пособие
«Чудо-дерево»
Воспитатель: Е.П. Проскурня
Введение.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к
явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира,
систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и
национальностей, представление о трудовой деятельности. С помощью
дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать
полученные знания в различных условиях в соответствии с постановленной
задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально
использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить
характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнять,
группировать, классифицировать предметы по определенным признакам,
делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления
является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению
твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Методическое пособие «Чудо-дерево» многофункциональное, которое
можно использовать в разных видах деятельности.
В пособии представлены занимательные варианты игр ( по математике,
окружающему миру, развитию речи, сенсорному воспитанию и др. ) для
работы с детьми в дошкольном учреждении, которое можно использовать на
групповых и индивидуальных занятиях, и в свободное время деятельности.
Дидактическое пособие «Чудо-дерево» представляет собой панно 50на70 см.
связанное дерево со съёмными яблоками, съёмные облака, насекомые, цветы.
Домик для сюрпризного момента.
Так же к каждой дидактической игре приложен конверт с картинками и
вариантами их проведения с детьми.
Дидактические задачи.
Развивать мелкую моторику рук ( липучки, ленточки).
Углублять и обобщать знания детей о явлениях природы и, объектах
живой не живой природы, о характерных признаках изменения времен
года и состояния погоды.
Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания
животных.
Развития мыслительных процессов.
Учить группировать предметы по различным свойствам, признакам.
Определять материал из чего сделан предмет;
Совершенствовать связную речь детей, закрепить умение отвечать на
вопросы полным предложением.
Варианты игр:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность.
1.
«Из чего сделано?»
2.
«Угадай кто где живет?»
3.
«Назови одним словом»
4.
«Времена года»
5.
«Вершки и корешки»
Познавательно-исследовательская деятельность. РЭМП.
6.
«Соотнеси цифру с количеством предметов»
7. «Найди соседей»
Познавательная, коммуникативная деятельность.
8.«Угадай слово»
9.«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) »
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи.
Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность.
«Из чего сделано?»
Задачи:
Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они
сделаны ( металл, дерево, ткань, мех );
Активизировать словарь детей;
Воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко правильно
выполнять правила игры;
Материал для игры: карточки с изображением материалов, и с предметами
из которых они сделаны.
Ход игры: воспитатель предлагает детям назвать из чего сделан предмет, на
стволе дерева прикрепляется материал из которого сделаны предметы, а на
яблоках прикрепляются картинки с изображением предметов сделанных из
этого материала .
«Угадай где кто живет?»
Задачи:
Развивать воображение по узнаванию животного;
Уметь на основе обобщения соотносить изображение животного с
изображением его места обитания ( домашние животные – живет на
ферме, дикое животное – живет в лесу );
Материал для игры: карточки с изображением диких и домашних
животных.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть и сказать, что они
видят на панно. После высказываний детей воспитатель поясняет. Ребята у
всех животных есть свой дом. То место, где ему лучше всего. Дети выбирают
карточки с изображением животных и вставляют в то место где они обитают,
вдомик-домашних, на дерево-диких.
«Назови одним словом»
Задачи:
Учить классифицировать предметы относить их к той или иной
категории.
Материалы для игры: карточки с изображением групп предметов,
карточки с изображением предметов которые относиться к той или
иной группе.
Ход игры: воспитатель объясняет: «На стволе дерева прикреплены
предметы мебели, посуды, обуви, овощей, фруктов. Подберите карточки с
изображением предметов которые относиться к той или иной группе и
прикрепи к яблокам на дереве».
«Времена года»
Задачи:
Развитие у детей умений выделять характерные признаки времен года;
Закрепление у детей умений называть время своего рождения ( лето,
зима, весна, осень ) и свой возраст;
Материалы для игры: картинки по временам года, карточки с
изображением признаков времен года, фотографии детей.
Ход игры: дети подбирают карточки с изображением признаков времен года
и прикрепляют к яблокам, на стволе дерева картинка с изображением
времени года, к которому относятся эти признаки.
«Вершки и корешки»
Задачи:
Закреплять знания о том, что в овощах есть свободные корни – корешки
и плоды – вершки, у не которых овощей съедобны и вершки и корешки.
Материалы для игры: картинки с изображением корней – корешков и
плодов – вершков.
Ход игры: воспитатель уточняет знания детей о том, что у одних растений
бывают съедобные корни – корешки, у других плоды – вершки, а у не
которых растений съедобны и вершки и корешки. Детям предлагается
разложить карточки которые относятся к корешкам, и которые относятся к
вершкам.
Познавательно-исследовательская деятельность. РЭМП.
«Соотнеси цифру с количеством предметов»
Задачи:
Учить относить цифры количество предметов в пределах 10-ти;
Определять количество путем пересчета и без него;
Материалы для игры: числовые карточки, карточки с изображением
разного количества предметов.
Ход игры: ребенок находит карточку с определенным количеством
предметов и прикрепляет к яблоку, на котором изображена соответствующая
числовая карточка.
«Найди соседей»
Задачи:
закрепить навыки количественного и порядкового счета.
Материал: комплекты на каждого ребёнка: 10 числовых карточек (от одного
до десяти), кубик.
Словарная работа: предыдущее (число), следующее, последовательность.
Ход игры:
У каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти),
расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три...
десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней
стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий
предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В
этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание
«соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре,
сосредоточивает их внимание.
Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках,
т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу
.
Познавательная, коммуникативная деятельность.
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Материалы для игры: картинки название которых дети делят на слоги.
Ход игры:
Педагог
предлагает
детям
отгадать
слова,
название
картинок
которые
прикреплены к яблокам. Дети подбирают слова с заданным количеством
слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении
гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Материалы для игры: картинки в названии которых второй звук гласный
или согласный. Звуки гласные и согласные.
Ход игры:
Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный
или согласный. Детям предлагается рассмотреть какой звук прикреплён на
стволе дерева, затем найти картинку на дереве которая подходит к этому
звуку, он второй в этом слове.
НОД по развитию речи.
«Звук (Р)».
Цель: закрепить согласный звук «Р» и его обозначение, учить определять
место звука «Р» в словах .
Задачи:
1.Совершенствовать связную речь детей, закрепить умение отвечать на
вопросы полным предложением;
2.Автомотизировать звук «Р».
3.Способствовать развитию памяти, мышления, фонематического слуха.
4.Способствовать умению работать в коллективе и индивидуально.
Дети входят в группу встают в круг с воспитателем.
Интеграция областей : коммуникация, здоровье.
Воспитатель:
Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее!
Мы погладим лобик,
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разогреем ладошки,
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова,
Будьте все здоровы!
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Воспитатель читает стихотворение «Гора».
Воспитатель.
– Ребята, какой звук больше всего слышится в этом стихотворении?
– Звук «Р».
Воспитатель.
– Правильно, ребята, звук «Р». И сегодня мы с вами поговорим о звуке «Р».
Расскажите мне, ребята, о звуке «Р» какой он?
Дети.
– Согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель.
– Ребята, посмотрите у нас в группе выросло «Чудо-дерево». Давайте
подойдём к нему и рассмотрим.
Дети подходят к дереву и рассматривают его.
Воспитатель.
– Посмотрите, ребята, с дерева упали все яблоки. Нам с вами нужно собрать
яблоки со звуком «Р» и повесить на дерево.
Дети собирают яблоки и вешают на дерево.
Воспитатель.
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Мы по полянке пойдём,
все яблочки со звуком «Р» найдем,
и на яблоньку пристегнем.
Ты яблочки собирай, да про слова не забывай,
четко их называй, звук «Р» выделяй.
Воспитатель.
- Молодцы, ребята, помогли дереву.
Но дерево не простое, оно волшебное. Посмотрите около дерева домик
стоит, «Чудо-дерево» заколдовало жителей этого домика и они не могут
выйти из него. Для того чтобы их освободить нам нужно выполнить
несколько заданий. Ну что, мы поможем жителям домика?
Дети.
– Поможем!
Воспитатель.
– Проходите, ребята, к флонелеграфу.
Дети походят, выполняют задание. К карточкам со схемами подбирают
картинки со звуком «Р» в начале слова, в середине и в конце.
Воспитатель.
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
Для следующего задания проходим на стулья.
Дети проходят.
Воспитатель.
– Ребята, а вы знаете скороговорки со звуком «Р»?
Дети.
– Знаем.
Дети проговаривают скороговорки со звуком «Р».
Воспитатель.
– Молодцы, ребята, мы выполнили ещё одно задание. А теперь проходим за
столы.
Дети проходят за столы. На столах лежат карточки со схемами слов
поделённых на слоги и картинками название которых нужно соединить с той
схемой, к которой оно подходит. И поделить эти слова на слоги.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель.
– Ребята, мы выполнили все задания. Давайте подойдём к дереву и
посмотрим кто же живёт в домике.
Дети подходят, открывают двери домика.
Воспитатель.
– Ребята, кто же живет в домике?
Дети.
– Звери.
Воспитатель.
– Звери потерялись и хотят найти себе новых хозяев, вы хотите ими быть?
Дети.
– Хотим.
Воспитатель.
– Тогда возьмите себе по одному зверю и назовите у кого какой зверь.
Дети берут и называют своего зверя.
Воспитатель.
– Ребята, послушайте, в названии каждого зверя слышется звук «Р».
Дети соглашаются с воспитателем.
Воспитатель.
- А теперь давайте поблагодарим наше «Чудо-дерево» за подаренных нам
питомцев и пройдём в группу.
Дети благодарят «Чудо-дерево» и проходят в группу.