Автор: Шинова Елена Петровна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ Игнатовская СОШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Майнский район, р. п. Игнатовка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии 5 класс по предметной линии учебников "Полярная звезда" (авторы: В.Н. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина)
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2019 г.
Руководитель ШМО
_________ / Карсункина О. С./
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________2019 г.
__________ /Кобина И. В./
«Утверждено»
Директор школы
__________ /Л.Н. Гаранина/
Приказ № __ от ________2019 г.
Рабочая программа
по географии
Класс: 5
Уровень образования: основное общее
Составитель: Шинова Елена Петровна, учитель географии и биологии
2019-2020 учебный год
Введение.
Данная рабочая программа составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897.
- Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы/ В.В.Николина, А.И.Алексеев,
Е.К.Липкина. - М. : Просвещение, 2014
УМК:
1. «География.5-6 класс» : учебник для общеобразовательных организаций А.И Алексеев, В.В.Николина,
Е.К.Липкина и др.«Полярная звезда» Москва. Просвещение,2019.
2.
Николина В.В. География. 5-6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Полярная звезда).
На изучение предмета в 5 классе отводится 35 часов-1 час в неделю.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе
информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной
работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
-Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и мира;
-Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации
соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ
социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
-Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения,
выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять
познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям,
классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-
следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения,
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно
оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или
ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности;
- Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
-Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических
средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические
средства информационных технологий;
-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования,
объяснения, решения проблем, прогнозирования;
-Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в
том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
-Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и
обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Предметные:
-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для
решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и
закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты,
процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
-выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них
противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников
географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач.
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и
явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и
географических различий;
-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и
направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
-оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
-работать с различными источниками географической информации и приборами;
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и
СМИ;
-создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией;
-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными
географическими объектами и населением Земли.
2. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Введение.
Зачем нам география и как мы будем её изучать.
Раздел 2.
На какой Земле мы живем
Как люди открывали Землю. География сегодня.
Раздел 3.
Планета Земля.
Мы во Вселенной. Движение Земли. Солнечный свет на Земле.
Раздел 4. План и карта.
Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Географическая карта. Градусная сетка.
Географические координаты.
Раздел 5. Человек на Земле.
Как люди заселяли Землю. Расы и народы.
Раздел 6. Литосфера – твердая оболочка Земли.
Земная кора-верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движение земной коры. Рельеф
Земли. Равнины. Горы. Литосфера и человек.
Тематическое планирование
Приложение №1
Раздел, тема
кол-во часов/ кол-во
практических работ
Введение
1
На какой Земле мы живем
4/2
Планета Земля
4/3
План и карта
11/2
Человек на Земле
4/3
Литосфера – твердая оболочка Земли
10/5
Обобщение пройденного
1
итого
35/15
Календарно-тематическое
планирование уроков географии
5 класс
№
урока
№
урока
в
разделе
Тема урока
Дата по
плану
Дата
фактически
проведённого
урока
Раздел №1: Введение 1 час.
1
1
Зачем нам география и как мы будем её изучать.
Раздел №2:
На какой Земле мы живем 4 часа.
2
1
Как люди открывали Землю.
3
2
Как люди открывали Землю. 2
4
3
География сегодня.
Практикум № 1. Анализ источников географической информации. Практикум
№ 2. Составление схемы «Источники географической информации».
5
4
Обобщение темы «Развитие географических знаний о Земле».
Раздел №3: Планета Земля 4 часа.
6
1
Мы во Вселенной.
Практикум № 3. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».
Практикум № 4. Обозначение на к/к материков и океанов.
7
2
Движение Земли.
8
3
Солнечный свет на Земле.
Практикум № 5. Составление схемы «Пояса
освещённости»
9
4
Обобщение темы «Земля – планета Солнечной системы».
Раздел №4: План и карта. 11 часов.
10
1
Ориентирование на местности.
Практикум № 6. Ориентирование на местности при помощи компаса.
Определение азимута.
11
2
Земная поверхность на плане и карте.
Практикум № 7. Определение направлений, расстояний на плане.
12
3
Земная поверхность на плане и карте 2.
13
4
Учимся с «Полярной звездой». Составление плана местности.
14
5
Географическая карта.
15
6
Градусная сетка.
16
7
Географическая широта.
17
8
Географическая долгота. Промежуточная диагностика.
18
9
Практикум № 8. Определение расстояний, направлений и географических
координат.
19
10
Учимся с «Полярной звездой». Работаем с картой.
20
11
Обобщение темы «План и карта».
Раздел №5:
Человек на земле. 4 часа.
21
1
Как люди заселяли Землю.
22
2
Расы и народы.
Практикум № 9. Определение по карте ареалов распространения основных
рас, народов, языков.
23
3
Учимся с «Полярной звездой». Сравниваем страны мира.
Практикум № 10. Нахождение на политической карте крупнейших стран
мира, их столиц.
24
4
Обобщение темы «Человек на Земле»
Раздел №6:
Литосфера – твердая оболочка Земли. 10 часов.
25
1
Земная кора - верхняя часть литосферы.
26
2
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые.
Практикум. № 11. Изучение свойств горных пород и минералов.
27
3
Движения земной коры. Землетрясения.
Практикум № 12. Нанесение на к/к районов землетрясений и извержений
вулканов.
28
4
Движения земной коры. Вулканы. Горячие источники.
Практикум № 12. Нанесение на к/к районов землетрясений и извержений
вулканов.
Практикум № 13. Разработка правил безопасного поведения во время
стихийных явлений.
29
5
Рельеф Земли. Равнины.
Практикум № 14. Нанесение на к/к крупнейших равнин и гор Земли.
30
6
Практикум № 15.Описание равнин по карте.
31
7
Рельеф Земли. Горы.
Практикум № 14. Нанесение на к/к крупнейших равнин и гор Земли.
32
8
Учимся с «Полярной звездой»
33
9
Литосфера и человек.
34
10
Обобщение темы «Литосфера – твёрдая оболочка Земли»
Раздел №7: Обобщение пройденного материала. 1 час.
35
1
Обобщение пройденного материала.
Приложение №2.
КОНТРОЛЬНО-
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входящая диагностическая работа по географии 5 класс.
1.
Какая наука изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность?
1.география; 2.биология; 3.экология; 4.история.
2. На какой планете Солнечной системы есть жизнь? 1. Марс; 2. Венера; 3. Земля; 4. Юпитер.
3. Что является моделью Земли? 1. глобус; 2.компас; 3. барометр.
4. Какие 4 сезона года есть в нашей местности? ______________________________________________
5. Какие материки вы знаете? _____________________________________________________________
6. Какие океаны вы знаете? _______________________________________________________________
7. Какие местные признаки вы будете использовать для ориентирования на местности в лесу днём?
______________________________________________________________________________________
8. Какие животные обитают в пустыне? ____________________________________________________
9. Какие осадки выпадают на Землю? ______________________________________________________
10. Какие полезные ископаемые вам известны? ______________________________________________
Ключ к входящей диагностической работе по географии 5 класс.
За правильные ответы в заданиях 1-3 ставится по 1 баллу: 1-1, 2-3, 3-1.
Задания 4-10 оцениваются по 0,5 балла за правильный ответ: 4-максимум 2 балла, 5-максимум 3 балла, 6-максимум 2
балла, 7-максимум 2 балла, 8- максимум 2 балла, 9- максимум 2 балла, 10-максимум 2 балла.
Итоговая сумма должна составить 18 баллов.
17-18 баллов-«5»
10-16 баллов-«4»
6-9 баллов-«3»
1-5 баллов-«2».
Промежуточная проверочная работа по географии 5 класс.
Итоговая контрольная работа по географии 5 класс.
Выбери один правильный ответ.
1.
География-это наука о:
А) Природе земной поверхности; Б) Живых организмах; В) Планетах Солнечной системы; Г) Горных породах и минералах.
2. «Отцом географии» называют:
А) Аристотеля; Б) Эратосфена; В) Птолемея; Г) Демокрита.
3. Какой способ познания географических объектов был основным ещё в древнее время?
А) Эксперимент; Б) Измерение; В) Наблюдение; Г) Опыт.
4. Когда возникла наша планета?
А) 2 млрд. лет назад; Б) 10 млрд. лет назад; В) 4,6 млрд. лет назад; Г) 7 млрд. лет назад.
5. Точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения называют:
А) Полюсами; Б) Центрами; В) Впадинами.
6. Наука о закономерностях сезонного развития природы-это
А) Ботаника; Б) Фенология; В) Климатология; Г) Ритмика.
7. Земную кору и верхнюю часть мантии называют:
А) Гидросферой; Б) Литосферой; В) Атмосферой Г) Биосферой.
8. Как называется действующий вулкан, расположенный на полуострове Камчатка:
А) Льюльяйльяко; Б) Ключевская Сопка; В) Кроноцкая Сопка; Г) Фудзияма.
9. Магматические горные породы образуются из:
А) Расплавленной магмы; Б) Остатков растений и животных; В) Обломков горных пород; Г) Растворённых в воде минеральных веществ.
10. Материковая земная кора состоит из:
А) Двух слоёв; Б) Трёх слоёв; В) Одного слоя; Г) Четырёх слоёв.
11. Наука о прохождении сейсмических волн в недрах Земли-это
А) Сейсмология; Б) Гравитация; В) Вулканология; Г) Минералогия.
12. Совокупность неровностей земной поверхности –это:
А) Рельеф; Б) Впадины; В) Горы; Г) Овраги.
13. Воздушная оболочка Земли-это
А) Гидросфера; Б) Атмосфера; В) Биосфера; Г) Литосфера.
14. Какой слой атмосферы называют «кухней погоды»? А) Стратосферу; Б) Тропосферу; В) Мезосферу; Г) Термосферу.
15. Состояние атмосферы в данном месте и в данное время-это А) Климат; Б) Погода; В) Циклон; Г) Антициклон.
16. Какой прибор используется для измерения температуры воздуха? А) Барометр; Б) Термометр; В) Флюгер; Г) Анемометр.
17. Процесс перемещения воды из Океана на сушу и обратно в Океан называется:
А) Испарение; Б) Мировой круговорот воды в природе; В) Увлажнение; Г) Осадки.
18. Сравнительно небольшой участок суши со всех сторон, окружённый водой-это
А) Полуостров; Б) Материк; В) Остров; Г) Архипелаг.
19. Водный поток, текущий в выработанном им углублении-это А) Ручей; Б) Река; В) Родник; Г) Исток.
20. Отколовшаяся от покровного ледника огромная глыба льда-это А) Айсберг;
Б) Льдина; В) Покровный ледник; Г) Ледяной остров.
21. Кто является основоположником учения о биосфере? А) Вернадский; Б) Павлов; В) Докучаев; Г) Мечников.
22. Слоны, зебры, страусы, бегемоты, птица-секретарь обитают в природной зоне- А) Саванн; Б) Влажных экваториальных лесов; В) Пустынь; Г)
Тундр.
23. Как называется особо охраняемая природная территория, полностью исключённая из хозяйственного пользования:
А) Заповедник; Б) Заказник; В) Национальный парк.
Инструкция по проверке и оценке работ обучающихся
(итоговая контрольная работа по географии 5 класс)
Данная работа состоит из 23 тестовых заданий. Нужно выбрать один правильный ответ на заданный вопрос. За каждый
правильный ответ даётся 1 балл. Максимальная сумма баллов-23. 21-23-«5», 15-20-«4», 8-14-«3», 1-7-«2».
1-А, 2-Б, 3-В, 4-В. 5-А, 6-Б, 7-Б, 8-Б, 9-А, 10-Б, 11-А, 12-А, 13-Б, 14-Б, 15-Б, 16-Б, 17-Б, 18-В, 19-Б, 20-А, 21-А, 22-А,
23-А.