Напоминание

Рабочая программа по географическому краеведению 8 класс


Автор: Шинова Елена Петровна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ Игнатовская СОШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Майнский район, р. п. Игнатовка
Наименование материала: Рабочая программа по географическому краеведению 8 класс
Тема: Рабочая программа по географическому краеведению 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение Игнатовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № 1 от 28.08.2017 года

Руководитель ШМО

_________ / Карсункина О.С. /

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

29.08.2017 года

__________ /Кобина И.В./

«Утверждено»

Директор школы

__________ /И.А. Абросимова/

Приказ № __ от 30.08.2017 года.

Рабочая программа по

географическому краеведению

Класс: 8

Уровень образования: основное общее

Составитель: Шинова Елена Петровна, учитель географии и биологии

2017-2018 учебный год

Введение.

Рабочая программа по географическому краеведению для 8 класса составлена на основе:

-требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном

образовательном стандарте общего образования второго поколения и с применением учебного пособия для 6-9 классов

«Географическое краеведение» под общей редакцией А.А. Баранова, Н.В. Лобиной;

-авторской программы по географическому краеведению Е.В. Храмовой, М.Ю. Аксёновой, г. Ульяновск, УИПКПРО, 2012

год.

УМК:

- «Географическое краеведение» учебное пособие для 6-9 классов ОУ, под редакцией Н.В. Лобиной, издательство

«Корпорация технологий продвижения» г. Ульяновск, 2012 год.

-Качкина Т.Б. «Ульяновская область в 21 веке» учебное пособие, издательство «Корпорация технологий продвижения» г.

Ульяновск, 2015 год.

-«Родная земля-край Симбирский» Волкова П.И, методическое пособие.

-С.Г. Зелеева «Живая азбука природы Ульяновской области», Ульяновск, 2014 год.

Место учебного предмета.

В программе по географии для средней общеобразовательной школы большое место уделяется изучению родного края.

Этот материал даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма, стремления сохранить и приумножить

богатства окружающей природы. Программа и методика преподавания географии в школе требует систематически

использовать краеведческий материал на уроках, активно изучать местную природу, мероприятия по её

преобразованию и рациональному хозяйственному использованию, знакомить школьников с развитием важнейших

отраслей хозяйства на территории родного края и сельскохозяйственным предприятиям.

Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям,

воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и

применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности помогут обучающимся понять

диалектическую связь между природной средой и хозяйством, являющейся важным фактором нравственного

воспитания.

В 2017-2018 учебном году, согласно базисного учебного плана, на изучение данного курса отводится 35 часов (1 час в

неделю) вместо 34 часов по авторской программе по географическому краеведению.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностным результатом обучения краеведения в средней школе является формирование всесторонне образованной,

инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных

ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные

результаты обучения краеведению;

осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель

конкретного региона)

осознание целостности природы, населения и хозяйства своей области и района

представление о Ульяновской области как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в

современном мире;

осознание единства географического пространства Ульяновской области как единой среды обитания всех населяющих ее

народов, определяющей общность их исторических судеб;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране,

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Метапредметные результаты освоения программы по краеведению заключаются в формировании и развитии

посредством краеведческого знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в

повседневной жизни и производственной деятельности;

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей

познавательной деятельностью;

готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с

собственными

интересами и возможностями.

Предметными результатами освоения программы по краеведению являются:

понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач

человечества; владение основами краеведческих знаний;

умение работать с разными источниками краеведческой информации;

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

картографическая грамотность;

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения

количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате

природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и

процессов,

умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Личностные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

,

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность,

определять её цели и задачи,

выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и

презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

умение вступать в речевое общение,

участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры,

подбирать аргументы, формулировать выводы.

использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы

данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные

средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать: основные географические понятия, закономерности природы своего края: почвы, растительный и

животный мир, закономерности размещения почв и природных комплексов, особенности природы и размещения

населения области, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей

среды и жизни населения, самобытность народов Поволжья, культурное наследие населения, классификация состава

населения.

Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы и жизни

человека, наблюдать за географическими объектами и явлениями, населенными пунктами, выявлять источники

загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона,

ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний и развития

самобытной культуры народов Поволжья, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта

– схемы территорий.

Применять статистические материалы для определения количественных и качественных характеристик компонентов

природы и жизни человека; представлять результаты измерений в различной форме, анализировать тематические

карты, составлять диаграммы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- проводить полевые исследования, фиксировать результаты исследования и делать их анализ;

- выполнять картографические измерения; представлять результаты измерений в виде картосхем;

- делать выводы;

- обсуждать результаты исследования;

- работать с дополнительной литературой, делать ее анализ.

В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:

- устные сообщения учащихся;

- составление диаграмм, картосхем, проектов;

- подготовка презентаций;

- проведение наблюдения за географическими явлениями и их изменениями в результате антропогенных воздействий;

- поиск географической информации на местности из разных источников.

Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям,

воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и

применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности, являющееся важным фактором

нравственного воспитания, поможет школьникам понять диалектическую связь между природной средой и хозяйством.

2.

Содержание учебного предмета.

Раздел 1.Общий обзор.

Введение. Структура курса, его содержание, формы и виды самостоятельных и творческих работ.

Физико- и экономико-географическое положение Ульяновской области и изучаемого района.

Географы-исследователи. Симбиряне-путешественники. Языков П.М., братья Беляевы, Завалишин Д.И., Пушкарев И.,

Гончаров И.А., Богданов М.Н., Воейков А.И., Бутурлин С.А., Тулаков Н.М., Кавральский В.В., Чебоксаров Н.Н., Орлов

Ю.А., Путилов А.Н., Бадигин К.С., Громов Л.В., Трешников А.Ф.

Практическая работа:

«Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану».

Раздел 2. Природа Ульяновской области: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

Геологическое строение. Основные тектонические структуры. Основные черты рельефа, их связь со строением

литосферы. Хозяйственная деятельность человека: промышленные ландшафты: карьерно-отвальный тип ландшафта, тип

ландшафта торфяно-болотных пустошей. Рекультивация карьерно-отвальных комплексов. Формы рельефа. Размещение

месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Ульяновской области и проблемы их рационального

использования.

Практические работы:

«Описание геологического обнажения. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальных комплексов и

месторождений полезных ископаемых».

«Характеристика рельефа по карте и типовым планам».

«Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми».

Практикум:

«Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей музей».

Практикум-творческая работа:

«Составление коллекции полезных ископаемых. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального комплекса».

Раздел3. Климат.

Климатообразующие факторы. Количество солнечного тепла. Движение (циркуляция) воздушных масс в тропосфере.

Характер подстилающей поверхности. Температурный режим. Осадки. Характеристика сезонов года.

Агроклиматические ресурсы.

Практические работы:

«Характеристика климата по сезонам года».

«Характеристика климата по типовым картам. Составление климатических диаграмм».

«Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности».

Экскурсия-практикум:

«Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

Раздел4. Внутренние воды.

Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование. Озера

Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилище. Родники, целебные источники. Охрана внутренних

вод.

Практические работы:

«Обозначение на контурной карте водных объектов».

«Характеристика реки по типовому плану и картам».

Экскурсия-практикум:

«Экскурсия на речку Гущу, измерение снежного покрова».

Раздел 5. Почвы.

Основные типы почв, свойства. Закономерности распределения почв. Изменение почв в процессе их хозяйственного

использования, борьба с эрозией. Охрана почв в Ульяновской области.

Экскурсия-практикум:

«Характеристика основных типов почв».

Творческая работа:

«Составление и защита проекта по повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности».

Раздел 6. Природные комплексы.

Природные комплексы Ульяновской области. Растительный мир области. Типичные представители. Леса. Степи.

Луга. Болотная растительность. Синантропная растительность. Лесные антропогенные ландшафты.

Сельскохозяйственные ландшафты. Полевой тип. Садовый тип. Лугово-пастбищный тип. Животный мир Ульяновской

области. Типичные представители. Млекопитающие. Птицы. Пресмыкающиеся и земноводные. Обитатели водоемов и

прибрежных участков. Промысловые рыбы. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

Экскурсии-практикумы:

«Характеристика природных комплексов».

«Обозначение на контурной карте типов лесных антропогенных ландшафтов. Составление описания лесного

антропогенного ландшафта».

«Обозначение на контурной карте типов сельскохозяйственных ландшафтов. Составление описания полевого и садового

сельскохозяйственных ландшафтов».

«Составление описания лугово-пастбищного типа сельскохозяйственного ландшафта».

«Составление паспорта-описания памятника природы».

Раздел 7. Обобщающее повторение. Край, в котором я живу.

3.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Кол-во

лекций

Кол-во

практиче

ских

работ

Кол-во

семина-

ров

1.

Общий обзор.

4

2

1

1

2.

Природа Ульяновской области: геологическое строение, рельеф,

полезные ископаемые.

7

2

5

-

3.

Климат.

5

1

4

-

4.

Внутренние воды.

6

-

3

3

5.

Почвы.

2

-

2

-

6.

Природные комплексы.

10

3

5

2

7.

Обобщение знаний по всему курсу.

1

-

-

1

Итого:

35

8

20

7

Приложение №1

Календарно-тематическое

планирование уроков

географического краеведения

8 класс

урок

а

урока в

разделе

Тема урока

Дата

по

плану

Фактическая

дата

проведённого

урока

Раздел 1. Общий обзор.4 часа.

1.

1.

Введение.

2.

2.

Географическое положение.

3.

3.

Практическая работа №1. Оценка физико-географического и

экономического положения по картам и типовому плану.

4.

4.

Географы-исследователи. Симбиряне-путешественники.

Раздел 2.

Природа Ульяновской области: геологическое строение,

рельеф, полезные ископаемые. 7 часов.

5.

1.

Экскурсия-практикум: экскурсия в краеведческий музей.

6.

2.

Геологическое строение.

7.

3.

Рельеф и хозяйственная деятельность человека.

8.

4.

Рельеф и промышленные ландшафты.

Практическая работа №2. 1. Описание геологического обнажения. 2.

Обозначение на контурной карте карьерно-отвальных комплексов и

месторождений полезных ископаемых.

9.

5.

Рельеф.

Практическая работа

№ 3. Характеристика рельефа по карте и типовым планам.

10.

6.

Рельеф и полезные ископаемые.

Практикум-творческая работа: 1. Составление коллекции полезных

ископаемых. 2. Составление проекта рекультивации карьерно-отвального

комплекса

11.

7.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа № 4. Установление связей между геологическим

строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Раздел 3. Климат. 5 часов.

12.

1.

Климатообразующие факторы.

13.

2.

Климат.

Практическая работа №5. Характеристика климата по сезонам года.

14.

3.

Климат.

Практическая работа № 6.

1. Характеристика климата по типовым картам. 2. Составление

климатических диаграмм.

15.

4.

Агроклиматические ресурсы.

Практическая работа №7. Хозяйственная и рекреационная оценка

климата местности. Промежуточная диагностика.

16.

5.

Экскурсия –практикум: экскурсия в музей «Метеорологическая станция

Симбирска», или пришкольная метеоплощадка.

Раздел 4. Внутренние воды. 6 часов.

17.

1.

Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим.

Хозяйственное использование.

Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте водных

объектов.

18.

2.

Практическая работа № 9. Характеристика реки по типовому плану и

картам.

19.

3.

Озера Ульяновской области и их происхождение. Пруды и водохранилище.

20.

4.

Родники, целебные источники.

21.

5.

Экскурсия-практикум: экскурсия на местную речку, измерение глубины

снежного покрова.

22.

6.

Охрана внутренних вод.

Раздел 5. Почвы. 2 часа.

23.

1.

Почвенный покров. Экскурсия-практикум: характеристика основных типов

почв во время экскурсии.

24

2.

Охрана почв области. Творческая работа: Составление и защита проекта по

повышению плодородия и улучшению использования почв своей местности.

Раздел 6. Природные комплексы. 10 часов.

25.

1.

Природные комплексы Ульяновской области. Экскурсия-практикум:

характеристика природных комплексов.

26.

2.

Растительный мир Ульяновской области. Типичные представители.

27.

3.

Антропогенные лесные ландшафты.

Экскурсия-практикум: 1. Обозначение на контурной карте типов лесных

антропогенных ландшафтов. 2. Составление описания лесного

антропогенного ландшафта.

28.

4.

Сельскохозяйственные ландшафты.

29.

5.

Полевой и садовый типы сельскохозяйственных ландшафтов.

Экскурсия-практикум: 1. Обозначение на контурной карте типов

сельскохозяйственного ландшафта. 2. Составление описания полевого и

садового сельскохозяйственных ландшафтов.

30.

6.

Лугово-пастбищный тип сельскохозяйственного ландшафта.

Экскурсия-практикум: составление описания лугово-пастбищного типа

сельскохозяйственного ландшафта.

31.

7.

Животный мир Ульяновской области. Типичные представители.

32.

8.

Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.

33.

9.

Памятники природы.

Экскурсия-практикум: составление паспорта-описания памятника

природы.

34.

10.

Обобщающее повторение. Итоговая контрольная работа.

Раздел 7.

Обобщение знаний по всему курсу.

35.

1.

Обобщение знаний по всему курсу. Конференция: «Край, в котором я живу».

Приложение №2.

КОНТРОЛЬНО-

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ



В раздел образования