Автор: Сычева Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)
Раздел: среднее образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ (из опыта работы)
1.
Введение
За последние десятилетия многое изменилось в системе образования.
В
современном
обществе
происходит
внедрение
образовательного
стандарта
нового поколения, который предполагает процесс перехода образовательного
процесса с репродуктивного на продуктивно – творческое направление, при
котором и педагог, и обучающиеся занимают ведущую позицию.
Вышесказанное
заставило
меня
задуматься
над
тем,
как
на
своих
уроках
русского
языка
и
литературы
не
просто
обеспечить
овладение
учащимися
определенных знаний, умений и навыков, а сделать обучающегося активным
участником
образовательного
процесса,
заинтересовать,
научить
мыслить,
анализировать, обобщать, делать выводы, расширить его кругозор, научить
самостоятельно принимать решения. Задуматься над тем, как сделать урок
интересным, творческим, по-настоящему современным, тем самым повысить
результативность, качество обучения.
В поисках ответа на данные вопросы я решила акцентировать свое внимание
на построении новой системы совместной деятельности с обучающимися, то
есть обратиться к нестандартным формам урока, к современным технологиям,
которые обеспечат активное участие в уроке каждого ученика, активизируют
познавательный интерес и раскроют
творческий потенциал обучающегося.
Практикуя проведение нестандартных уроков, я пришла к выводу, что такие
уроки
повышают
эффективность
обучения,
развивают
активность,
самостоятельность
и
творческие
способности
учеников.
Инновационные
технологии
позволяют
индивидуализировать
и
дифференцировать
процесс
обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и
познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс.
2.
Технология опыта.
2.1.
Активизации
познавательного
интереса
на
своих
уроках
я
добиваюсь
посредством
создания проблемных
ситуаций.
Таким
образом
реализуется
технология проблемного обучения, которая предполагает формулирование
учащимися проблемы, выдвижение своей точки зрения и ее доказательство.
Например, я предлагаю детям стать ненадолго пытливыми исследователями
какой-либо
лингвистической
проблемы.
Задания
этого
типа
предполагают
формирование
у
учащихся
исследовательских
умений
(па
доступном
для
определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и
справочниками;
умения
анализировать
языковые
единицы;
формулировать
выводы;
составлять
текст
(сообщения,
реферата,
доклада).
Нестандартный
подход
проявляем
в
необычной
формулировке
темы,
в
занимательном
характере исследования.
Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание.
Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников,
но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
Пример.
Проблемно-лингвистическая
задача
( ф о р м ул и р у е т с я
н а
о с н о в е
противоречий,
возникающих
при
сопоставлении
разных
точек
зрения,
на
основе уже имеющихся знаний):
Герои всем известной сказки « Приключения Незнайки и его друзей» Знайка и
Цветик просят нас разрешить их спор друг с другом. Знайка утверждает, что у
консервов и консерватории одно и то же значение. Прав ли Знайка? Разрешите
их спор: определите , одинаковы ли эти слова по значению.
Образовательными объектами в данном задании являются слова - имена
существительные,
имеющие
сходное
звучание,
а
также
этимологический
словарь,
в
котором
ребятам
предстоит
искать
информацию
о
значении
и
происхождении слов.
Виды деятельности, по которым проводится урок: работа со словарем, письмо.
Форма образовательного продукта:
ребята дают определения понятиям, то
есть определяют значение слов, их происхождение, сопоставляют слова друг с
другом, определяют их родство.
В данном случае можно спросить у детей, как они будут решать эту задачу.
Что им в решении задачи должно помочь. А можно дать точное указание: для
решения этой задачи воспользуйтесь этимологическим словарем.
2.2.
Исследовательский
метод
помогает
выработать
навыки
самостоятельной
творческой
работы,
формирует
умения
анализировать,
делать
выводы,
обобщать.
Это
может
быть
развернутый
ответ
на
вопрос
проблемного
характера, сочинение на лингвистическую тему, а также исследование вопроса
в форме деловой или ролевой игры. Например:
Задание 1.
Подготовьте развернутый ответ - исследование на один из
вопросов.
Не
забудьте
проиллюстрировать
научные
положения
и
выводы
конкретными примерами.
1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?
2. Что общего между капором, капюшоном и капустой
3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать,
искушение, искусство, искусный?
4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл,
основа, остов, остров, острый?
5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть
разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей,
три?
Задание 2.
Напишите сочинение на одну из тем:
1.
Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
2.
Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части речи в другую.)
3.
Пропала буква (детективное расследование).
Для изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 «а» классе
я
избрала
путь
соподчинения
частных
проблемных
ситуаций
общему
проблемному
вопросу.
Уроки, посвященные последовательному рассмотрению частей романа,
организованы как отдельные проблемные ситуации, каждая из которых создана
«своим»
проблемным вопросом:
Урок 1. «Странный человек» (по повести «Бэла»).
Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?
Урок 2. «Об чем было нам говорить?»
Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?
Урок 3. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» (глава
«Тамань»).
Почему
Печорин
так
страстно
хотел
и
не
смог
войти
в
круг
контрабандистов?
Урок 4. «За что все они меня ненавидят?» («Княжна Мери»).
Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
Урок 5. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери»).
За что любят Печорина, если он приносит страдания?
Урок 6. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»).
К кому относится название последней части?
Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса:
«Действительно ли Печорин – герой своего времени?»
Приведу пример работы над повестью «Бэла».
Цель урока заключалась в том, чтобы вывести смысл повести за рамки
любовного сюжета, обнаружить в нем причины трагедии Печорина. Показать
Печорина в его отношениях с горцами и Максим Максимычем.
1 . Вначале
предлагаю
ученикам
рассказать
о
своем
отношении
к
героям
повести.
Затем предлагаю нарисовать устный словесный портрет героев. Задание было
по группам: первая группа – портрет Максим Максимыча, вторая – Бэлы,
третья –
Казбича, четвертая – Печорина, пятая – Азамата.
2. Предлагаю для просмотра иллюстрации к произведению Лермонтова
художников:
Серова,
Репина,
Врубеля.
Все
иллюстрации
представлены
на
экране через
мультимедиа, что позволяет увидеть всем картину в деталях и сопоставить
словесный портрет с тем, что на картине.
Обаяние горцев, смелость, сила чувств позволяют ответить на нижеследующие
вопросы.
- Почему Печорин хочет приблизиться к этим людям?
- Искренни ли чувства Печорина к Бэле?
- Почему попытка Печорина вернуться в мир искренних чувств «детей
природы» не удалась?
- Почему Печорин похищает Бэлу и добивается ее любви?
- Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Бэлой
трагическую развязку?
- Какую роль играют пейзажи в предвосхищении событий?
- Кто виноват в гибели Бэлы?
Таким образом, разрешение этих вопросов привело к центральному
проблемному вопросу – «Кто же Печорин – виновник или жертва?»
3. Перечитываем исповедь Печорина перед Максим Максимычем.
- Как герой объясняет причины своего поведения? Снимает ли это вину с
Печорина?
- Как он отнесся к смерти Бэлы?
- Согласны ли вы с Максим Максимычем, который винит Печорина в
равнодушии:
«…его
лицо
ничего
не
выражало
особенного,
и
мне
стало
досадно: я бы
на его месте умер с горя»?
- Какую роль во всей этой истории играет Максим Максимыч, кто он –
сочувствующий свидетель или непосредственный участник происходящего?
Предлагаю
работу
в
группах:
осмыслить
вопрос
и,
используя
текст,
представить
свою версию ответов на поставленный вопрос.
После доказательств своих вариантов ответов приходим к выводу: доброта,
непосредственность,
честность
Максим
Максимыча
оказываются
недостаточными,
чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающегося. При
этом,
любя Печорина, он не в силах ему помочь, понять его трагедию.
4. Знакомство с точкой зрения Белинского на Максим Максимыча.
5. Домашнее задание.
1. Ответить на вопрос: «Серьезно или иронично заключение повести
«Сознайтесь,
однако
же,
что
Максим
Максимыч
человек
достойный
уважения?..
Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть,
слишком длинный рассказ».
2. Докажите, что для автора романа смысл повести не сводится к истории
Бэлы.
3. Перечитать вторую часть романа и ответить на вопрос: «”Злой нрав” или
“глубокая, постоянная грусть” определяют характер Печорина?».
4. Задания группам:
1. Изображение природы Кавказа и быта горцев.
2. Печорин и горцы.
3. Казбич и Азамат.
4. Бэла.
Подобрать факты в романе, подтверждающие характеристики героев, которые
даны в статьях учебника.
Такое построение уроков помогло увидеть в работе всех ребят: и сильных и
слабых, составить представление об их умении отстаивать свою точку зрения,
спорить,
уважая мнение других, способность работать в группах
2.3.
Большое
внимание
на
своих
уроках
я
уделяю
развитию
речи
учащихся.
Технология
развития
критического
мышления
через
чтение
и
письмо
способствует формированию коммуникативной компетенции, развивает умение
графически оформлять текстовый материал, творчески его интерпретировать.
Например,
при
изучении
вида
глаголов
я
предлагаю
ребятам
выполнить
следующее задание: исправьте речевые ошибки. С чем они связаны?
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго
собрались (собирались) и наконец отправлялись (отправились). Пошли (шли)
они, пошли (шли), как вдруг замечали (заметили), что заблудились. Сначала
они
пугались
(испугались),
но
потом
успокаивались
(успокоились).
«Надо
садиться (сесть), съедать (съесть) бутерброды, а там видно будет», - сказывает
(сказал)
Пёс.
И
правда,
после
еды
звери
повеселели
и
быстро
находили
(нашлии) дорогу домой.
Или при изучении имен числительных:
Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных.
1 Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих дочерей. 2 Обоих
сестер не дождались к обеду. 3 У четверых претенденток на медаль шансы
примерно равны. 4 Насыпь сооружали с помощью двоих бульдозеров. 5 Пятеро
студентов мы отправили домой. 6 Серому волку не удалось съесть семь козлят.
7 На обеих берегах реки раскинулись леса. 8 Деревня находилась в полтора
километра
от
станции.
9
До
отпуска
остается
около
полтора
месяцев.
10
Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать
два яслей.
Подобного рода задания продуктивны и очень интересны детям.
2.4.
Особый
интерес
вызывают
у
ребят
уроки
с
элементами игры,
либо
организованные в форме игры, такие как урок – путешествие, викторина,
КВН, Звездный час, Турнир знатоков, Клуб любителей русского языка и др.
Приведу несколько примеров применения игровых технологий:
1.
Игра «Помогите Пете Ошибкину»
Например:
1)
В
слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор
орфограммы:
после
приставки
в-
перед
гласной
ю , с
которой
начинается
корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2)
В
слове соленый
Петя
написал
гласную а.
«Проверочное
слово
– сало»,-
объяснил он. Правильно ли это?
3)
Не
был Петя
Ошибкин
написал слитно. «Это слово,- сказал он,- можно
заменить синонимом без не- отсутствовал». Почему он не прав?
4)
Ненавидел
в
тетради
Пети
написано
раздельно.
«Не
с
глаголами
пишется
раздельно»,- заявил Ошибкин.
5)
Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется
о»,- объясняет Петя. Прав ли Петя?
6)
Расчистил
Петя
написал
с
буквой
з.
Он
рассуждал
так:
«Приставки,
оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7)
Цыган Петя написал
с и. «В конце слова после ц
пишется и, я это точно
помню»,- сказал Петя. Почему он не прав?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго
склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,
когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит
проверочное слово -рослый. А как надо?
2.
Диктант - шутка.
Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные
для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная
после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения.
Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям
запомнить их.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись
чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора - обжора, жокей, жонглёр и
шорник. Каждый
был
занят
своим
делом.
Жора
ел шоколад и
запивал
крюшоном, жонглёр жонглировал
крыжовником, пытаясь нанизать его на
шомпол. Жокей
с
шорником
договаривалась
о
новых шорах для лошади.
Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал
чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на
весёлое шоу.
Вдруг раздался шорох.
Это у обжоры лопнул шов на шортах.
Все, конечно,
были шокированы происшедшим.
3.
«Угадай героя». Ребята получают карточки с описанием персонажа. По описанию надо
узнать, кто описываемый герой и персонажем какого произведения он является.
4.
«Дуэль».
Команды
поочередно
задают
друг
другу
несколько
вопросов
по
произведению. Выигрывает та команда, которая придумает больше интересных
вопросов и даст больше правильных ответов.
2.5.
Эффективность
процесса
обучения
достигается
на
уроках
с
применением
информационных технологий.
Уроки
–
презентации
реализуют
принцип
наглядности, доступности учебного материала. Презентации создаются также самими
учащимися. Они учатся отбирать материал, оформлять его, таким образом развивают
умения в рамках проектной деятельности.
В 9 – ом
классе я использую компьютерную программу «1С: Репетитор.
Русский язык». Она содержит разнообразные формы наглядности, которые
предполагают различные способы предъявления теоретического материала в
виде таблиц, схем, опорных конспектов и демонстрируют не только статичную
информацию, но и различные явления с применением цвета, графики, звука.
Программа содержит тесты, подобные тем, что предлагаются в КИМах. Это
помогает ученикам овладеть навыками решения тестовых заданий.
3.
Заключение.
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
и литературы – одна из самых актуальных проблем методики. Необходимо
научить
школьников
учиться.
Важно
привить
им
умение
самостоятельно
пополнять
свои
знания,
чему
помогают
инновационные
технологии.
Их
использование позволяет повысить мотивацию обучающихся и, следовательно,
добиваться в их обучении желанных результатов.
Подводя итог сказанному, отмечу, что внедрение современных педагогических
технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Главное же то, что
она
дает
положительные
результаты.
Ученики
мыслят
самостоятельно,
стремятся к творчеству, работают не по шаблону. Им выходить в большую
жизнь, которая потребует от выпускников школы умения принимать решения
самостоятельно. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек,
умеющий найти альтернативу.
4.
Литература.
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н.
Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. -
2005. - № 6. - с. 83.
3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного
общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
4. Кваша В.П. управление инновационными процессами в образовании. Дис.
канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
5.
Клименко
Т.К.
Инновационное
образование
как
фактор
становления
будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность
М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.