Автор: Закирова Светлана Анисовна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Янаул, Республика Башкортостан
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: " Колебательное движение. Свободные колебания."
Раздел: полное образование
Предмет: физика
Учебник: Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2018
Автор программы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин
Класс: 9
Тема урока: «Колебательное движение. Свободные колебания»
Тип урока: постановка учебной задачи, поиск ее решения.
Цели:
Образовательные: сформировать представления обучающихся о колебательном движении, основных характеристиках механических
колебаний, умение определять колебательное движение по его признакам.
Развивающие: формировать умения анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать выводы. Развивать умение аргументировано
вести диалог с одноклассниками и общаться друг с другом.
Воспитательные: вызвать желание связать знания и умения, получаемые на уроках физики, вырабатывать наблюдательность, навыки и
культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; способствовать умению
работать в группе.
Задачи:
Личностного развития:
способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности,
способствовать к саморазвитию и самообразованию.
Метапредметного развития:
содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты
своего труда);
содействовать развитию умения понимать и использовать физические средства наглядности, проводить анализ информации,
выделять и осозновать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
слышать, слушать и понимать партнера.
Предметного развития:
научиться приводить примеры колебаний,
описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятника.
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; самостоятельная работа; работа в парах.
Оборудование: учебник, математический маятник, пружинный маятник, метроном, камертон, часы с маятником.
Технологическая карта урока
№Этап
урока
Время
Содержание деятельности учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1 Организац
ионный
момент
Цель:
Мотивиров
ать
учащихся к
учебной
деятельнос
ти
посредств
ом
создания
эмоционал
ьной
обстановк
и
Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята.
Подарим друг другу улыбки и начнём работать.
Позитивный настрой.
Проверка готовности класса
к уроку.
Взаимное приветствие,
настраиваются на работу.
Формировать навыки
самоорганизации,
выражать
положительное
отношение к
процессу познания,
желание узнать
новое, проявлять
внимание
2 Актуализа
ция
опорных
знаний.
Постанов
ка учебной
задачи.
Цель:
актуализи
ровать
учебные
знания и
1.
Какие из повторяющихся движений мы с вами уже
знаем?
2.
В каком направлении происходит движение?
3.
А что вы скажете о периодическом движении,
которое совершается поочередно в двух
противоположных направлениях? Что вы знаете о
колебательном движении?
Формулируем учебную задачу.
1.
Равномерное движение по
окружности.
2.
Только в одно направлении.
3.
Осознают важность
решения поставленной
задачи.
- исследовать колебательное
движение.
Записывают тему урока.
Участвуют в постановке целей и
задач.
Познавательные:
развивает операции
мышления, ставит
задачу (ответить
на вопрос) на основе
соотнесения того,
что известно
Коммуникативные
умение выражать
свои мысли,
строить
высказывания
умения,
мыслитель
ные
операции,
необходим
ые для
восприяти
я нового
материала
Сообщает тему урока. Организует совместное с
обучающимися формулирование целей и задач урока.
Называют тему урока,
формулируют цели урока
3 Изучение
нового
материал
а
Цель:
обеспечит
ь
восприяти
я,
осмыслени
е я
первичного
запоминан
ия знаний
и способов
действий,
связей и
отношени
й в
Организует обсуждение проблемного вопроса.
- где в окружающей нас жизни мы можем увидеть
колебательное движение?
- какая общая черта рассматриваемого движения?
- промежуток времени в течение которого движение
повторяется называется периодом колебаний.
Вводит понятие колебательного движения.
Вводит понятие свободных колебаний.
- Свободные (затухающие) – колебания, происходящие под
действием
запаса
энергии,
полученного
от
тела,
которое
Обсуждают в группах.
- качели
- струны музыкальных
инструментов
- деревья на ветру
- маятник часов
- через определенный промежуток
времени движение повторяется.
Делают записи в тетрадях,
задают вопросы учителю.
Проводят исследования. Изучают
пружинный и математический
маятники.
Познавательные
умение строить
логическую цепь
размышлений,
умение
устанавливать
причинно-
следственные связи,
вести поиск, умение
выделять
необходимую
информацию
Коммуникативные:
осуществлять
продуктивное
взаимодействие с
детьми и взрослыми,
слушать, слышать,
отслеживать
объекте
изучения
возбудило колебания.
-Системы
тел,
которые
способны
совершать
свободные
колебания, называются колебательными системами.
-
Маятником называется твердое тело, совершающее под
действием приложенных сил колебания около неподвижной
точки или вокруг оси.
действия партнёра,
сотрудничать с
партнёрами
Регулятивные:
умение решать
учебные проблемы,
возникающие в ходе
групповой работы,
умение владеть
навыками
процессуального и
прогностического
самоконтроля,
умение определять
последовательность
действий, способен к
волевому усилию
Личностные:
осознаёт личную
ответственность
за будущий
результат,
понимание своих
сильных и слабых
сторон
3 Закреплен
ие
изученного
материал
а.
Цель:
фиксация
полученных
знаний при
решении
эксперимен
тальных
задач
Организует беседу по вопросам.
- как вы понимаете утверждение, что колебательное
движение периодично?
- какие колебания называют свободными?
- какие системы называются колебательными?
Отвечают на вопросы учителя.
Познавательные:
умение строить
логическую цепь
размышления,
умение формировать
анализ и синтез.
Личностные:
умение внести
необходимые
дополнения и
коррективы
Коммуникативные:
умение
интегрироваться в
группах, умение
вступать в диалог,
умение создавать
устные
высказывания
5 Рефлексия
учебной
деятельно
сти.
Итог
урока.
Цель:
зафиксиров
ать новое
содержани
е урока,
оценить
Подводим итоги урока. Продолжите предложения
•
Я узнал …
•
Я научился …
•
Сейчас я умею …
•
Мне было трудно …
Отвечают на вопросы,
формируют конечный результат,
рассказывают что узнали, чему
научились, какие трудности
испытали,
Личностные:
умение оценивать
свои достижения,
степень
самостоятельности
, причины неудачи ,
умение выражать
доброжелательную
и эмоционально-
нравственную
отзывчивость
Регулятивные:
результат
ы учебной
деятельнос
ти
умение
осуществлять
итоговый контроль
Познавательные:
умение познавать
цель и результат
Коммуникативные:
умение проявлять
активность в
деятельности
6 Домашнее
задание
Цель:
согласоват
ь
домашнее
задание.
А домашнее задание будет следующим:
1) §23
2)помогает учащимся выбрать задания из учебника.
записывают домашнее задание,
получают консультацию