Напоминание

Девиантные дети-дети, которым трудно,они нуждаются в помощи,внимании.


Автор: Казакова Татьяна Иннокентьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГСУВОУ"Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа"
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Девиантные дети-дети, которым трудно,они нуждаются в помощи,внимании.
Раздел: среднее образование





Назад




1

Девиантные дети- это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.

I. Даже в самом развитом обществе не удается добиться того, чтобы все его члены

безукоризненно подчинялись закрепленным нормам и правилам.

Общество всегда стремилось к гармоничному и мирному существованию, постоянно

изучает, устраняет и корректирует любые формы социальной патологии. Именно поэтому

проблемы девиантного поведения во все времена привлекали внимание ученых.

Девиантное поведение наблюдается в любых социальных и возрастных группах,

но особенное место все же занимает девиантное поведение в подростковой среде, так как

общественно-адаптированные дети – залог здорового будущего всей нации, а любые

негативные отклонения в их поведении – угроза для общества, как в настоящем,

так и в будущем.

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-16 лет и занимает особое

положение в цикле онтогенетического развития личности. Основным содержанием этого

возраста является переход от детства к взрослости. В связи с этим в качестве одной из

характерных черт ситуации развития подростка в науке выделяют маргинальность, то есть

промежуточность его положения: когда подросток уже не принадлежит к миру детства, но

еще не относится к взрослым. Пограничность и неопределенность социального положения

подростков обуславливает наличие противоречий в их психике, которые получили название

«подросткового комплекса».

К основным проявлениям подросткового комплекса относятся:

- неуверенность в себе, чувствительность к оценке посторонних своей внешности в

сочетании с крайней самоуверенностью и безапелляционными суждениями в отношении

окружающих;

- болезненную застенчивость – с развязностью;

- желание быть признанным и оцененным окружающими – с показной независимостью;

- желание самоутвердиться – с неумением сделать это цивилизованными способами;

романтическую восторженность – с грубыми выходками.

Подростковый возраст нередко является самым трудным для ребенка и его родителей, т.к.

в этот период наблюдается половое созревание и изменение психических функций, а вместе

с ним и поведения. Под девиантным поведением подростков подразумевается совокупность

поступков и действий, которые нарушают общепринятые социальные нормы и нравственные

ценности. Такие дети наносят ущерб как себе, так и своим близким. Что такое девиантное

поведение? Данное состояние является разновидностью психического расстройства.

Распространенность его среди подростков 13-18 лет составляет около 50%. Чаще всего с

подобной проблемой сталкиваются юноши и девушки из неблагополучных семей, а также

сироты и дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Наиболее распространена

психологическая причина девиантного поведения подростков. При отсутствии должной

помощи со стороны родителей это состояние может привести к асоциальной жизни ребенка

(алкоголизму, курению, воровству, дракам, бродяжничеству).

Симптомами этого отклонения являются: апатия; сдержанность в чувствах; замкнутость;

попрошайничество; пристрастие к алкоголю; агрессивность; повышенная возбудимость и

раздражительность; нежелание учиться в школе; лабильность настроения; увлеченность

гаджет-устройствами; прогуливание уроков; частые конфликты с родителями, другими

детьми и учителями; истерики; упрямство; употребление запрещенных препаратов;

выраженная склонность к абстрактному мышлению; попытки суицида; частые уходы из

дома; бродяжничество с плохой компанией; экстравагантность в одежде; неуважение

2

интересов других людей; пренебрежение к нормам поведения и законам; бурная

эмоциональная реакция на критику.

Подростки — одна из наиболее динамичных групп населения, которая очень быстро

реагирует на все перемены, изменения, происходящие в общественной жизни, при этом она,

меняя свои взгляды, ценности, установки, усваивает как позитивные, так и негативные их

образцы.

В последнее время особое внимание специалистов педагогики и психологии уделяется

проблеме девиантности подростков. Открываются психолого-педагогические центры для

работы с подростками, специальные образовательные учреждения открытого и закрытого

типа с мощной социально-психологической службой. Тем не менее, несмотря на пристальное

внимание ученых и практиков в этой области исследований, поведенческие отклонения

подростков остаются острой проблемой не только психологов и педагогов, но и всего

общества.

Девиантное поведение – это поведение индивида, идущее вразрез с установленными в

обществе правилами и нормами. Это поступки и действия, которые отвергаются обществом,

которые могут нанести как моральный, материальный, так и физический ущерб другим

членам социума.

Проблема девиантного поведения у подростков всегда была, есть и будет актуальной, потому

что каждый человек, в процессе своего развития проходит через «переходный возраст», т.к.

без него невозможен переход от детского организма к взрослому. Организм человека – это

очень сложная система, и как любая другая система в момент нестабильности, перемен и

перехода из одного состояния в другое, она наиболее уязвима и подвержена влиянию

внешних факторов. Пубертатный период является предпосылкой к изменению поведения

человека, но наиболее значимые перемены происходят под влиянием среды, в которой он

развивается.

Убрать этот период из жизни ребенка не смогут ни родители, ни общество, ни педагоги, но

они в состоянии создать оптимальную, благоприятную среду для того, чтобы он прошел как

можно легче как для ребенка, так и для общества в целом.

Факторов риска возникновения отклонений в поведении ребенка много, но особое место

занимает социально-экономическое состояние государства, материальное обеспечение

населения, жилищные условия, состав семьи, ее социальный статус и т.д. Резкий рост

обнищания населения, проблемы трудоустройства, отсутствие возможности реализации,

упадок идеологических институтов, обесценивание нравственных и моральных устоев – все

это приводит к увеличению числа неблагополучных семей. А семья – это первый

социальный институт, который оказывает большое влияние на формирование личности

ребенка и воздействует на него в течении всех основных этапов его развития. Именно

общение с родителями играет большую роль в становлении взглядов ребенка, его отношении

к людям и окружающему миру, в формировании поведения и образа жизни. Личный пример

родителей оказывает решающее влияние на физическое, трудовое, нравственно-этическое и

эстетическое воспитание ребенка, так как детям присуща склонность к подражанию, которая

особенно проявляется в подростковом возрасте. Видимо поэтому с проблемой девиантного

поведения в основном сталкиваются дети из неблагополучных семей, где взрослые сами не в

состоянии разобраться со своими проблемами и обеспечить себе условия для нормальной

жизни, не говоря о ребенке, который, как правило, с детства предоставлен самому себе.

К сожалению, даже дети из благополучных семей могут попасть под негативное влияние.

Как бы мы ни оберегали своих чад, они контактируют с окружающим миром, далеко не

всегда «белым и пушистым».

3

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное

воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» подросток, как правило, живет в

«трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает

невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в

глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с

подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на

ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может

скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания

подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами

формирования личности каждого из них. К семьям, которые создают условия «повышенного

риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:

• неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей

воспитывают прародители (бабушка или дедушка);

• конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между

родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах,

установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную

минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;

• «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ

жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;

• формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное

уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто

родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и

жилищно-бытовые соображения;

• «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением

спиртных напитков;

• семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются

условия для полноценного развития личности подростка.

В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного

воспитания детей:

• безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания,

заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;

• скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при

котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше

декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют

выполнения наставлений и указаний;

• потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического

отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие

помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с

отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов,

участковых, инспекторов ОПДН;

• эмоциональное отвержение - родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он

обуза в жизни родителей;

В современном обществе остро стоит проблема детского алкоголизма и наркомании, растет

детская преступность, психологи говорят о повышении подростковой агрессии. Впрочем,

каждый из нас наверняка сам сталкивался с этими проявлениями.

Зачастую родители слишком заняты карьерой, выяснением отношений, дачей и прочими

важными вещами. А дети растут в сложном мире, в окружении экономически и социально

нестабильного общества, где сложно найти нравственные ориентиры без помощи взрослых.

4

Переходный период тяжел и для родителей, и для подростка. Уже не ребенок, но еще не

взрослый – изменение социальной роли не всегда проходит безболезненно. Для родителей

становится шоком открытие, что мнение какого-нибудь сверстника Васи становится для

ребенка гораздо весомее, чем родительский авторитет.

Особенности подросткового возраста:

В последние время в России возросла численность подростков, для которых цель жизни

сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми

способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить

прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться.

Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы,

порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации.

Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической

ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой

преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления

является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности

граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное

материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как

хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими

руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а

привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не

прослыть трусом и т.п.

Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс

социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и

снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком,

прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируются у них

уже за пределами 18-летия. В современных условиях, когда возрастает роль личности и

анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы

девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной

организации времени.

В подростковом возрасте наиболее распространены такие формы девиантного поведения:

уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь,

агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные

рисунки и надписи непристойного характера),субкультурные девиации (сленг,

шрамирование, татуировки). У детей чаще всего встречаются побеги из дома,

бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство,

вымогательство (попрошайничество).

Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать свое время. Особую остроту

эта проблема приобретает в настоящее время – время кризиса официальных структур,

традиционно организующих досуг молодежи.

Чтобы решить проблему подростков с девиантным поведением, нужно знать поведение

девиантных подростков нашего времени. При построении профилактической работы с

детьми мы должны ориентироваться на личностные черты, особенности подростка.

Как правило, в подростковом возрасте дети имеют проблемы со взрослыми, особенно с

родителями, так как родители продолжают смотреть на своего ребенка, как на маленького, и

он поэтому пытается всем доказать, показать, что он уже большой. Таким образом,

отношения между ребенком и родителями обычно характеризуются повышенной

конфликтностью, повышением критичности по отношению к мнениям взрослых, вследствие

этого становится все более значимым отношения со сверстниками.

5

Внешний вид для подростка играет очень большую роль. Необычное волосы, серьги, два или

три в ушах, рваные джинсы, яркий макияж и другие атрибуты дают подростку возможность

отличаться от других, тем самым утвердиться в группе детей.

Переходный период, как лакмусовая бумажка, показывает все пороки общества.

Подростковый возраст - один из самых трудных периодов в развитии человека. Несмотря на

относительную кратковременность, оно во многом определяет почти всю дальнейшую жизнь

человека. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода

происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости,

который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение,

интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и предпочтения подростка,

что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм

взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция,

положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со

стороны взрослых.

У подростков с девиантным поведением можно найти множество свойств, указывающих на

существенные эмоциональные расстройства. Для девиантных подростков характерны такие

особенности, как повышенная тревожность, дефекты в определении своих целей и смысла

жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, все это

мешает ему, общаться с другими людьми и создает значительные трудности в их

воспитании.

И если в этот неустойчивый период добавится негативное внешнее влияние, которое вовремя

не заметят родители и педагоги, девиантное поведение подростков может приобрести

опасные формы.

Наиболее типичными проявлениями девиантного поведения являются:

Статистика доказывает, что большинство несовершеннолетних пробует алкоголь, сигареты и

наркотики именно в подростковом возрасте. Причин для этого много. Это и любопытство, и

стремление доказать «взрослость», и страх перед насмешками сверстников.

Частой причиной является недостаток информации. Дети не осознают последствия подобных

поступков, и искренне считают, что от 1-2 раз вреда не будет и привыкание им не грозит.

Особую роль играет наличие зависимых родственников. Если в семье алкоголь и сигареты

находятся в свободном доступе, и ребенок постоянно видит пример их употребления, рано

или поздно он скопирует поведение взрослых.

Преступная деятельность

Ложное чувство свободы, которое дает алкоголь, часто является причиной совершения

преступлений подростками. У преступления может быть корыстный мотив, как, например,

кража.

Часто встречаются и совершенно бессмысленные акты вандализма или хулиганства. Их

причиной может быть алкогольное или наркотическое опьянение, а также желание

выместить накопившуюся злобу у подростков с низким уровнем социокультурного развития.

Причины отклонения подростков от поведенческих норм

Факторов, влияющих на развитие девиантного поведения подростков, много. Педагогика

разделяет причины отклоняющегося поведения на 3 группы – социальные, медико-

биологические и психические.

Социальные причины

К ним относят влияние семьи, школы, окружающего общества. Общеизвестно, что дети из

неблагополучных семей гораздо больше склонны к антисоциальным проявлениям. Это

6

плохая учеба, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, правонарушения,

неадекватная реакция на замечания, агрессивность.

В опасности может быть подросток и из внешне благополучной семьи. Формальные

отношения между родителями, постоянное выяснение отношений, равнодушное отношение

к ребенку, чрезмерная строгость в воспитании или, напротив, избалованность – все это

является факторами риска развития девиантного поведения.

К социальным причинам относятся ошибки педагогических работников. Подростковый

возраст – это период обучения в школе или профессиональных учебных заведениях.

Повышенная ранимость подростков делает их особенно уязвимыми к бестактности и

жестокости педагогов. К сожалению, такие ситуации редко, но встречаются.

Кроме того, в подростковом возрасте могут возникнуть болезненные конфликты с

коллективом одноклассников.

Медико-биологические причины

К этой группе относят наследственные причины. У детей пьющих родителей часто

наблюдается задержка развития и другие патологии, включая особенности характера.

Наследственной может быть умственная недостаточность, приводящая к социальной

дезадаптации. Отклонения в развитии могут быть вызваны тяжелыми болезнями или

травмами.

Фактором риска является и возросшие темпы акселерации. Физическое и половое развитие

современных подростков опережает социальную адаптацию. Эта диспропорция также

является дестабилизирующим фактором.

Психические причины

Психика подростка – это тема для отдельного разговора. В этот период происходит

болезненный процесс формирования характера.

Неумение разобраться в себе, наплыв новых ощущений, физическое взросление,

формирование сексуальности могут вызвать девиантные реакции психики:

агрессивное поведение;

отказ от общения, уход из дома;

чувство отчаяния и страха, депрессия;

слепое подражание авторитету;

стремление к самостоятельности, отрицание жизненного опыта старших и переоценка

своего собственного;

повышенное половое влечение.

Профилактика девиантного поведения подростков

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить, и подростковые проблемы – не исключение.

В подростковом возрасте формирование личности еще не завершено. Грамотная и тактичная

помощь способна скорректировать развитие ребенка, не допуская появления отклонений.

В образовательных заведениях проводят специальные тесты для выявления склонности к

девиантному поведению, с детьми работают психологи. Но основная профилактическая

работа должна проводиться в семье.

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы,

можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение

девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком.

Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же

время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

1.Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно

тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные

данные, опыт других людей и т.п.

7

2.Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с

подростком -это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли

через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо

разрядит обстановку

3.Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно

направить его интересы и энергию в положительное русло.

Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется

возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация

поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Коррекция поведенческих отклонений

Коррекция девиантного поведения подростка – сложный и ответственный процесс. И

начинать ее следует как можно раньше, так как ситуация с течением времени будет только

ухудшаться. Ее проведение возможно только с участием детского (или семейного)

психотерапевта, по индивидуальному плану, с учетом особенностей психики ребенка.

Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить

внутрисемейные конфликты.

Помощь родителей

Любящая дружная семья – лучшая профилактика от подростковых проблем. Доверительные

отношения помогут родителям вовремя узнать о проблемах ребенка и помочь ему. В этом

возрасте очень важно знать круг общения дочери или сына, и тактично корректировать его.

Родители должны знать, где и как проводит свой досуг их чадо. Желательно заинтересовать

ребенка совместным времяпрепровождением.

И, конечно же, нельзя забывать о важности личного примера. Пьющий отец вряд ли сумеет

доказать сыну вред алкоголя.

Необходимость информирования

Эффективным средством профилактики является информация. Дети могут просто не

осознавать возможных последствий своих поступков. Необходимо доступно разъяснять

подростку вред, который принесет его здоровью употребление алкоголя, табака, наркотиков.

Причем делать это следует максимально убедительно, чтобы он мог противостоять доводам

типа «от одного раза ничего не будет».

Также заранее следует объяснять ответственность за правонарушения. Знакомство с

уголовным и административным законодательством поможет подростку понять, чем для его

будущего может закончиться хулиганская выходка.

Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с

подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли

через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо

разрядит обстановку.

Организация свободного времени

Любимое хобби – прекрасный способ отвлечь подростка от рискованных развлечений.

Спорт, музыка, рисование, танцы, робототехника – среди множества занятий обязательно

найдется какое-то, которое заинтересует подростка.

Помимо интересного увлечения, занятия в кружке или секции обеспечат ему круг

единомышленников, являющийся надежной профилактикой от «дурной компании».

Современному подростку может помочь увлечение созидательной субкультурой. Паркур,

граффити, «зеленые», сторонники ЗОЖ – подобные неформальные сообщества

привлекательны для молодежи. Но здесь важно найти группу именно позитивной

направленности с сильным лидером.

Основные положения коррекционной работы:

8

Выявление специфики характера.

Корректировка черт характера – приглушение отрицательных, культивирование

положительных.

Корректировка мотивов, формирование самосознания.

Перестройка образа жизни.

Итак, что такое девиантное поведение и как с ним бороться? Часто подросток сам не

понимает, что с ним происходит, и это порождает агрессию. Помогите ему справиться с

бушующими гормонами, любите своего ребенка и будьте к нему внимательны.

Не стоит также забывать о том, что подростки так же, как и взрослые, могут давать бурные

реакции на сложные жизненные ситуации и вполне закономерно, что под влиянием, казалось

бы, одинаковых психических травм у одних возникает бессонница, раздражительность

склонность к угнетенному состоянию, у других – навязчивые страхи, опасения, неотвязные

беспокоящие мысли, у третьих – истерический невроз. Все зависит от личностных свойств

впавшего в реактивное состояние субъекта.

Ребенка учит то, что его окружает.

• Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть.

• Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

• Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.

• Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

• Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

• Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

• Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.

• Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

• Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить в людей.

• Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастает добрым

и уверенным к себе.

II. Спецшкола для трудных подростков была открыта в г.Иркутске в 1964 году.

Функционировала там до 2014 года несколько раз меняя наименование учреждения, но

сохранив специфику работы, оставаясь закрытым учреждением.

С 2014 по 2017 год Государственное специальное учебно-воспитательное

общеобразовательное учреждение Иркутской области для обучающихся с девиантным

(общественно опасным) поведением, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа» находилось по адресу: п.Тельма Усольского района.

С 28.12. 2017г. учреждение функционирует по адресу: г. Ангарск, мкр. Северный

ул. Тимирязева д.1.

В учреждение поступают несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 14 лет,

совершившие общественно - опасные деяния на основании постановления суда (сроком до 3

лет), не имеющие медицинских противопоказаний для нахождения в СУВУ ЗТ.

Основной целью деятельности государственного специального учебно-воспитательного

общеобразовательного учреждения Иркутской области для обучающихся с девиантным

(общественно опасным) поведением «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа» является обеспечение психологической, медицинской, социальной реабилитации

подростков, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание

условий для получения ими общего образования.

Реализацию данной цели обеспечивает коллектив спецшколы.

9

В выше названном учреждении я с 2000года работаю учителем физической культуры. За

эти годы моими учащимися были разные подростки и было их немало. Адаптационный

период проходит у всех по-разному, некоторые воспитанники долго привыкают к

внутреннему распорядку школы, у большинства-запущенность материала по всем

предметам. При слаженной работе всех служб постепенно ребята вливаются в коллектив и

начинается гонка за знаниями.

На уроках физкультуры наблюдаю картину из года в год: как из худенького мальчишки,

который не ходил и ничего не хотел делать в своей школе, превращается в юношу,

желающего заниматься на уроках и во внеурочное время при постоянном к ним внимании,

одобрении со стороны взрослых. Ребята хотят знать правила игры в футбол, волейбол,

баскетбол и другие спортивные и подвижные игры и играют. Проблемы, конечно, есть.

Основная- не могут играть в команде, постоянно над этим работаю.

В течение каждого учебного года проводим соревнования по разным видам спорта и многие

воспитанники радуют своими результатами. Самые любимые спортивные мероприятия –

соревнования и конкурсы, когда вместе с воспитанниками участвуют в командах взрослые-

работники школы разных служб(учителя, воспитатели, работники службы режима,

психологи, соц.педагоги, зам.директора и даже директор школы). Во время таких

мероприятий мальчишки раскрываются: помогают друг другу, взрослым, стараются так, что

сами удивляются, что у них многое получается, о чём они и не знали, что могут так

выполнять задания, им важно хорошо показать себя перед всеми учащимися и перед

работниками школы да и желающих участвовать в мероприятиях всегда много и от того, как

каждый участвовал зависит участие в другой раз.

Воспитанники школы принимают участие в областных соревнованиях среди школ-

интернатов и детских домов области, занимают призовые места в личных( шахматы, видам

лёгкой атлетики, настольный теннис) и командных соревнованиях (мини-футбол, волейбол)

Находясь в закрытом социуме, при регулярных посещениях уроков, занятий, работе всех

служб, учащиеся меняются в лучшую сторону(меньше конфликтуют между собой, учатся

учиться, соблюдают правила поведения учащихся, стараются быть лучше, радуются когда их

хвалят за то если они чему-то научились и сделали хорошо и правильно),но бывают разные

ситуации как и в любом детском коллективе.

Советы учителям и воспитателям:

-трудный подросток постоянно нуждается в помощи, выполнении поручения, в выборе

любимого занятия, в использовании свободного времени, нужно помочь ему в учёбе.

Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать

личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения. Использовать их в

воспитательных целях.

-быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём

его вина не доказана.

-критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за

совершенный поступок, ничего к нему не добавляя.

-осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом

уважение к личности школьника.

-нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в

оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет

процесс общения с ним.

-учитель всегда должен быть оптимистом и открыто выражать надежду на исправление

трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

10

-трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно

чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и

отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не

оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

-быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек

трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не

замечать».

Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальное для ребёнка

или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения

с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или

недоступны. Ребёнку надо помочь!

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли. С. Давидович

Основная задача,

стоящая перед школой

– дать каждому ребенку, с учетом

его

индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и

воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а

также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-

нравственные, мировоззренческие.

Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

определение форм

и

методов воспитательного воздействия в зависимости от

конкретных условий жизни ученика;

необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его

проблемами;

признать

и

уважать

в

каждом

ребенке

личность, способствовать

свободному

развитию и совершенствованию его душевного мира;

владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

быть

развивающейся

и

совершенствующейся

личностью,

ибо

Личность

воспитывается Личностью.

11

Фото со спортивных мероприятий нашей школы:

12

13

Список используемой литературы:

Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая

теория / Я.И. Гилинский // СОЦИС. – 1991. – №4. – с. 34-35.

Зауторова, Э.В. Девиантное поведение подростков: коррекция и профыилактика / Э.В.

Зауторова // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Мат. VII Всеросс.

научн.-практ. конфер. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. –

с. 83-86.

Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие /

Е.В. Змановская. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.

Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А. Осипова. –М.: Сфера, 2002. –

510 с.

14

Cодержание.

I.1. Вступление.

2. Понятие «Девиантное поведение»

3.Важность проблемы.

4.Особенность подросткового возраста.

5.Формы девиантного поведения.

6.Типичные проявления девиантного поведения.

7.Причины.

8.Профилактика девиантного поведения.

9.Коррекция поведенческих отклонений.

10.Основные положения коррекционной работы.

II. Из опыта работы с подростками девиантного поведения.



В раздел образования