Автор: Щапкова Ольга Николаевна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: ГБОУ школа №375 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основные компоненты компьютера и их функции, 7 класс
Раздел: среднее образование
Урок информатики в 7 классе
«Основные компоненты компьютера и их функции»
Цель
урока: закрепить
знания
учащихся
о
структуре
персонального
компьютера,
взаимосвязи между устройствами.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знание основных устройств компьютера и их функций
Метапредметные:
Повышение ИКТ - компетентности учащихся
Личностные:
Представление
о
роли
компьютеров
в
жизни
современного
человека;
способность
и
готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ
Решаемые учебные задачи:
1)
Расширение представлений школьников о сферах применения компьютеров;
2)
Актуализация
и
систематизация
представлений
об
основных
устройствах
компьютера и их функциях;
3)
Формирование представления об информатике как науке, занимающейся изучением
всевозможных
способов
передачи,
хранения
и
обработки
информации
с
помощью
компьютеров.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
персональный компьютер
системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память;
жёсткий диск
внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки
компьютерная сеть
сервер, клиент
Тип урока урок закрепления знаний
Формы работы учащихся: фронтальные формы работы, самостоятельная работа.
Необходимое
техническое
оборудование: ПК
учителя;
мультимедийный
проектор;
мультимедийная презентация; бланки с заданиями
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание
учащихся, проверяет отсутствующих.
II. Актуализация знаний и постановка целей урока (7 мин)
Учитель: Ребята, у меня будет к Вам несколько вопросов по материалу прошлого урока.
Прошу
Вас,
используя
карточки
«Да»,
«Нет»,
которые
лежат
у
Вас
на
партах,
подтверждать или отрицать высказывания, которые будут на экране и быть готовыми
обосновать свой ответ:
1.
Компьютер – это устройство обработки только числовой информации.
2.
Современные
компьютеры
могут
обрабатывать
различные
виды
информации.
3.
Компьютер может работать даже без программного обеспечения.
4.
Компьютер – это универсальное устройство обработки информации.
1
Учитель: Хорошо! А теперь попробуем с Вами вспомнить, какие основные составляющие
входят в состав ПК?
Основные устройства компьютера: С помощью устройств интерактивной доски нам
необходимо вычеркнуть ненужные устройства.
Учитель вызывает учащихся к доске.
Другие ученики выполняют задание на бланках заданий.
В конце каждого задания организуется взаимопроверка заданий.
Молодцы!
Ребята, какое назначение у каждого из основных устройств компьютера?
Ответы детей:
Системный блок – обработка информации.
Клавиатура и мышь – устройства ввода.
Монитор – устройство вывода.
III. Формулировка темы урока (2 минуты)
Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Ответы детей.
«Основные компоненты компьютера и их функции».
Запишите тему урока в бланки.
Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать задачи, которые перед нами стоят?
Знать основные компоненты компьютера и их назначение.
IV. Обобщение и систематизация знаний (20 минут)
Демонстрируется Flesh-ролик «Структура современных цифровых ЭВМ».
Вы знаете, что компьютер – это электронный образ человека и многие его устройства
можно сравнить с функциями человека.
Давайте проведем данную аналогию
Проведите аналогию между челрвеком и компьютером. Соедините стрелками нужные
понятия.
ПАМЯТЬ
МЫШЛЕНИЕ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ГОЛОС, ЖЕСТЫ
УСТРОЙСТВА ВВОДА
УСТРОЙСТВА ВЫВОДА
ПРОЦЕССОР
УСТРОЙСТВА ПАМЯТИ
Но даже столь очевидное сходство не позволяет нам отождествлять человека с
машиной
хотя
бы
потому,
что
человек
управляет
своими
действиями
сам,
а
работа
компьютера подчинена заложенной в него программе. Люди только пытаются создать
машины с искусственным интеллектом, но пока этого сделать не удалось.
Итак, основным устройством компьютера системный блок, внутри которого находятся
следующие устройства, а вот какие это устройства Вы должны определить сами:
2
Ученики подписывают устройства в бланках заданий и на интерактивной доске, затем
идет обсуждение назначения каждого устройства.
Все устройства, подключаемые к компьютеру можно разделить на 2 группы. Какие?
Устройства ввода-вывода.
Давайте
попробуем
выполнить
задание,
и
разделить все устройства, изображенные на
слайде на эти две группы.
Учениками
выполняется
задание
в
рабочих тетрадях
О б с у ж д а е т с я
н а з н ач е н и е
к а ж д о г о
устройства.
Учитель:
Почему
современный
компьютер
называют
универсальным
электронным
программно
управляемым
устройством?
В
чем
суть
программного
принципа
работы
компьютера?
Рефлексия: Сделали ли Вы для себя какое-то открытие на уроке? Если да, то какое?
Что было для Вас трудным на уроке? Удалось ли Вам преодолеть эти трудности?
Учитель: Собирает задания на листочках, подводит итог урока, выставляет оценки.
IV. Домашнее задание (2 мин)
Учебник: §2.2, письменно в РТ № 79,80,81, 86, 87.
3