Напоминание

Природные зоны. Органический мир Австралии


Автор: Жихарева Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СШ № 25
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: конспект урока - технологическая карта
Тема: Природные зоны. Органический мир Австралии
Раздел: среднее образование





Назад




Жихарева Екатерина Геннадьевна учитель географии МОУ СШ № 25 г. Волгограда Предмет: география Класс: 7 Тема урока : Природные зоны. Органический мир Австралии Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы. Тип учебного занятия: урок изучения нового материала Триединая дидактическая цель: Образовательная: сформировать представление о природных зонах, об особенностях природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии. Развивающая: продолжать формирование умений навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ведения записей, умение анализировать и делать выводы, речевой деятельности. Воспитательная: 1. Воспитывать у учащихся умения работать в малых (группах) парах 2. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, умение выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. 3. Способствовать развитию самостоятельности, активности, ответственности. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная Технология: «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация) Средства обучения: физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки с новыми словами, листки «Походный дневник», карточки с названиями природных зон на парты, карточки с заданиями для закрепления изученного материала.
На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский) Подготовительная работа: ученики заранее получают задание подготовить сообщение о деревьях Австралии: эвкалипты, бутылочное дерево, и животных: кенгуру, утконос, коала.
Технологическая карта урока
Планируемые образовательные результаты
Предметные  Использование географической карты, умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений Метапредметные  Умение самостоятельно поставить цель, найти пути их достижения, осуществить самоконтроль и самооценку, смысловое чтение Личностные  Осознание цело стно сти природ ы материка Авст ра лия. О с о з н а н и е глобальных экологических проблем. Основные понятия, изучаемые на уроке Природные зоны Австралии Вид используемой на уроке средств ИКТ Презентация природные зоны и органический мир Австралии Образовательные ресурсы Атлас, учебник, приложение 1,2
Организационная структура урока

1.

Этап 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя
: проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу
Цель
: активизация мыслительной деятельности, участия обучающихся в планировании работы на уроке, темы урока, что способствует повышению мотивации Деятельность учителя Создаёт эмоциональный настрой, используя музыку, зачитывает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Слайд 1
«…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!», - так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы с вами продолжим изучение этого удивительного материка. Подводит учащихся к теме урока, используя стихотворение Прослушайте отрывок из стихотворения Ирины Яворовской и определите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке.
Слайд 2
Цель обучающихся: - определить о каком материке пойдет речь? Деятельность учащихся: - вспоминают, изученный ранее материал, отвечают на поставленные вопросы Слушают учителя, рассматривают наглядность
2.

Этап целеполагания
– постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Деятельность учителя
Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает её сформулировать.
Деятельность учащихся
Слушают учителя, формулируют тему урока и ставят конечную цель совместной учебной деятельности.
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и цели.
Слайд 3, 4 - Природные зоны и органический мир Австралии.

3.

Этап планирования

Деятельность учителя
Приглашает учащихся в путешествие и объясняет, что необходимо взять с собой. Я приглашаю вас совершить путешествие на удивительный материк Австралию. «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного», - писал К.П. Паустовский. В путешествии вам пригодятся дневники. Их вы найдёте на своих партах. В дневниках вы будете делать записи по ходу путешествия. Вам также необходимо будет обратить внимание на слова и их правописание и правильно, без ошибок записать их в походных дневниках. Ещё мы возьмём с собой учебник, атласы.
Деятельность учащихся
Слушают учителя.
4.

Этап «Открытие» нового знания

Деятельность учителя
Создаёт группы из учащихся класса. Предлагает отправиться в экспедицию в разные части Австралии, собрать материал и составить отчёты. Каждой группе вручает «походные дневники».(приложение 1). Запишите дату и тему сегодняшней нашей экспедиции в дневниках. Чтобы запомнить и понять лучше основные моменты путешествия в дневнике вы должны будете заполнять таблицу-конспект. Природная зона Географическое положение Тип климата Растения Животные Мы отправляемся в заочное путешествие по Австралии. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. В атласе найдите карту природных зон. Какие природные зоны встречаются в Австралии? Покажите их на карте. Запишите в дневники. Каждая
Деятельность учащихся
Создают группы, получают «походные дневники». Слушают задание, отправляются в путешествие.
экспедиция отправляется в одну природную зону, исследует её и делает короткий отчёт о своём путешествии. А также рассказать об одном животном и растении, которые встретите в пути. Наблюдает за работой учащихся, в случае затруднения оказывает помощь. После выступления каждой группы корректирует ответыи показывает слайды презентации.
Слайд 5 –11.
Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии. Среди травы растут бутылочные деревья, встречаются эвкалипты, акации, и другие деревья. Среди животных здесь можно увидеть ехидну, вомбата, а также кенгуру, динго, термитов и другие. Не забывайте вести записи в дневниках.
Слайд 12- 22.
Южнее саванн и редколесий распространены пустыни. В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов. Обитают животные: кенгуру, динго, ящерицы, змеи, страус эму. Растения: спинифекс, низкорослые колючие акации, иногда эвкалипты и бутылочные деревья.
Слайд 23 – 31.
Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья, лианы; в более засушливых районах – акации. Животные: коала, древесный кенгуру, крокодилы на севере, птицы (лирохвост, попугаи, райские птички) Что такое эндемики? Правильно. Много эндемиков встречается только в Австралии и на близлежащих островах. Самостоятельно работают в группах с учебником, атласом. По окончании работы предоставляют отчёт. Записывают определение
скрэба
Ответ учащихся. Ответ учащихся.
Уникален растительный и животный мир материка. - В чем же заключается уникальность животных и растений Австралии? Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена. В Австралии встречаются сумчатые, яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Но не встречаются обезьяны и копытные. - А почему эти животные и растения встречаются только на этом материке? - Австралия – это самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками.
Слайд 32-34
Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе и флаге Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов изображены ехидна, лирохвост, утконос Ответ учащихся.
5.

Этап применение нового знания

Деятельность учителя
Проводит работу с тестом и по карточкам, позволяющую проверить уровень усвоения материала
Задание №1. Рассказ - провокация.

Найти в рассказе ошибки и подчеркните их:
Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху. Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.
Задание 2. Географический тест «Природные зоны и
Работают с тестом и по карточкам в парах, используя раздаточный материал.

органический мир Австралии».
Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-». По количеству правильных ответов выдаются жетоны. Тест: 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные. 2. Коала питается только листьями эвкалиптов. 3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев. 4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром. 5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие. 6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса. 7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству. 8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии. 9. В Австралии много эндемиков. 10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно. 1-3 жетона – «3» 4-6 жетона – «4» 7-10 жетонов – «5»
6.

Этап рефлексия (итог урока)
Основные задачи учителя: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижение к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся. Предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке. Оценки за урок.
Слайд35-36

Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Определяют степень своего продвижения к цели. Анализируют свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке. Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы. Выставляют оценки.
7.

Этап домашнее задание
Подготовить рекламный проспект для желающих посетить Записывают домашнее задание, осмысливают его.
Австралию Приложение №1
Найти в рассказе ошибки и подчеркните их:
Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху. Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.
Задание 2. Географический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».

Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-». По количеству правильных ответов выдаются жетоны.

Тест:
- 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные. +2. Коала питается только листьями эвкалиптов. -3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев. +4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром. +5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие. -6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса. -7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству. +8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии. +9. В Австралии много эндемиков. +10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно. 1-3 жетона – «3»
4-6 жетона – «4» 7-10 жетонов – «5» Приложение 2 Природная зона Географическое положение Тип климата Растения Животные


В раздел образования