Напоминание

Написание -тся, -ться в глаголах


Автор: Артемьева Инна Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Фершампенуазская СШ"
Населённый пункт: с.Фершампенуаз Нагайбакский муниципальный район Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Написание -тся, -ться в глаголах
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи:

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по

предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной

орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать,

развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни,

уважение друг к другу через работу над пословицами.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять

учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и

полноту ответов одноклассников

.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,

формулировать собственное мнение;

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к

родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

знать об условиях выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца]

на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ; правильно

ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать -ТСЯ и -ТЬСЯ в

глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи

глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ.

Ход урока.

1.

Мотивация (фронтальная работа).

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

Выделяем орфограммы

Минутка орфоэпии

II. Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

-Продолжи предложения с соседом по парте.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

-Посмотрите на доску

Что вы видите? (словосочетания)

Запишите их в тетрадь.

Друзья встречают..ся, колесо вращает..ся, радостно встречат..ся, спектакль

начинает..ся, начинает вращат..ся, надо представлят..ся

Возьмите в руки два цветных карандаша и обведите словосочетания на две группы,

обведя их

У кого получилось?

Скажите, по какому принципу вы разделили слова на группы?(тся и ться)

Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).

- Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться;

находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно

произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

III. Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

Как вы их написали? Почему?

Что нужно знать, чтобы правильно написать глаголы?(правило)

Кто сможет сформулировать его?

Проверим, правы ли мы!

Стр 39 в учебнике.

Читаем хором Заполним таблицу-подсказку для справочной тетради

Правописание глаголов

тся

ться

4. Работа над темой урока.

Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам

выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе

2.

Коллективная работа. Заменить словосочетания одним словом.

Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

(Коммуникативные УУД, планирование, постановка вопросов)

(Познавательные УУД, логические, выдвижение гипотез и их обоснование)

Проявлять стремление стремиться - стремится

Испытывать волнение волноваться - волнуется

Допускать ошибки ошибаться - ошибается

Принять решение решиться - решится

Чувствовать радость радоваться – радуется

Ребята, вы не заметили еще признаки, по которым можно определить написание

глаголов?

В 3-л не пишется ь, а в н.ф -пишется

Он учится Нужно учиться

Она трудится Нужно трудиться

Допишем в карточки-подсказки!

3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы;

там, где нужно, поставьте Ь.

Несчастья боят..ся, так и счастья не видать.

Не стыдно не знать, стыдно не учит..ся.

Друзья познают..ся в беде.

Трус своей тени боит..ся.

Дело мастера боит..ся.

За всё брат..ся– ничего не сделать.

Работа с учебником Упр 99 выпишите глаголы на тся и ться по вариантам (2

мин)

Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что

делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся-

буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что

сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь»

ПИШЕТСЯ)

Физкультминутка.

Вариант физкультминутки.

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться.

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

Найдите ошибки в написанном на доске

А затем Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол,

существительное.

Болит переносится, собрание переносица; чистая водится, не стоит с ним водица;

белая курится, вулкан курица; острая спится, ему не спица.

Но!!! Не путай!

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться;

белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

6. Работа с текстом.

-Докажите, что перед вами текст.

- Озаглавьте текст.

-Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать

удивительные свойства растений?

-Выпишите из текста глаголы в составе словосочетаний и решите орфографические

задачи, комментируя свои действия.

-

Обозначьте ранее изученные орфограммы в тексте.

Малина.

Именно из малины варит(?)ся варенье, рекомендуемое при простуде. Свежие

плоды улучшают аппетит, обладают жаропонижающим эффектом. Сухие плоды

используют(?)ся при простуде, кашле, бронхите. Отвар из листьев

употребляет(?)ся при воспалениях на коже. Надо уметь лечит(?)ся!

Тест.

1.В какой глагольной форме следует писать

-ться?

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

a) Инфинитив;

б) форма 3 лица;

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным глаголом:

a) Нужно учится;

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

2 уровень.

Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

1.

Проявлять стремление - …

2.

Они испытывают волнение- …

3.

Допускать ошибки - …

4.

Он испытывает радость - …

Самоотметка.

Рефлексия.

- Подведём итоги.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся)

«Незаконченное предложение».

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве

отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

с Ь

без Ь

1.Проявлять стремление

2.Испытывать волнение

3.Допускать ошибки

4.Принять решение

5.Чувствовать радость

с Ь

без Ь

1.Проявлять стремление

2.Испытывать волнение

3.Допускать ошибки

4.Принять решение

5.Чувствовать радость

с Ь

без Ь

1.Проявлять стремление

2.Испытывать волнение

3.Допускать ошибки

4.Принять решение

5.Чувствовать радость

с Ь

без Ь

1.Проявлять стремление

2.Испытывать волнение

3.Допускать ошибки

4.Принять решение

5.Чувствовать радость

с Ь

без Ь

1.Проявлять стремление

2.Испытывать волнение

3.Допускать ошибки

4.Принять решение

5.Чувствовать радость

Несчастья

боят..ся, так

и счастья не

видать.

Не стыдно не

знать,

стыдно не

учит..ся.

Друзья

познают..ся в

беде.

Трус своей

тени

боит..ся.

Дело мастера

боит..ся.

За всё

брат..ся–

ничего не

сделать.

Ф.И_______________________________-

Тест.

1.В какой глагольной форме следует писать

-ться?

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в

котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

a) Инфинитив;

б) форма 3 лица;

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным

глаголом:

a) Нужно учится;

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в

написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими

шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

Ф.И_______________________________-

Тест.

1.В какой глагольной форме следует писать

-ться?

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в

котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

a) Инфинитив;

б) форма 3 лица;

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным

глаголом:

a) Нужно учится;

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в

написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими

шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

Ф.И_______________________________-

Тест.

1.В какой глагольной форме следует писать

-ться?

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в

котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

a) Инфинитив;

б) форма 3 лица;

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным

глаголом:

a) Нужно учится;

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

Ф.И_______________________________-

Тест.

1.В какой глагольной форме следует писать

-ться?

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в

котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

a) Инфинитив;

б) форма 3 лица;

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным

глаголом:

a) Нужно учится;

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в

написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими

шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в

написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими

шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь

Глаголы с -ТСЯ и –ТЬСЯ

Ь

без Ь



В раздел образования