Автор: Поликанова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 37
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду для детей с нарушением зрением"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду для детей с
нарушением зрением.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон
Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора,
когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. Особое значение для
развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи
природы
и
человека.
Овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный
рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи
с
явлениями
природы.
В
дошкольном
возрасте
такие
пробующие
действия
существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность должна осуществляться в
процессе
организации
различных
видов
детской
деятельности
(игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной, восприятие художественной литературы, двигательной).
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью
ребенка-дошкольника. Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие детям
реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с
возрастными
особенностями
детей
данной
группы
и
их
индивидуальными
предпочтениями.
Так
возможность
реализации
разновидностей познавательно-
исследовательской
деятельности
обеспечивается
через:
непосредственно
образовательную
деятельность,
экскурсии,
экспериментирование,
моделирование,
исследование, проектирование (со старших групп). Познавательно – исследовательская
деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в
ходе
практической
деятельности
с
ним.
Эксперименты
и
опыты
развивают
наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить
задачу
и
получить
результат,
здесь
проявляются
творческие
способности,
интеллектуальная инициативность. Главное достоинство метода экспериментирования
заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
со
средой
обитания.
Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно
тесно связано со всеми видами деятельности: наблюдением и трудовой деятельностью,
развитием речи, изобразительной деятельностью, с ФЭМП, чтением художественной
литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. Экспериментальная работа
вызывает
у
ребенка
интерес
к
исследованию,
развивает
мыслительные
операции
( а н а л и з ,
с и н т е з ,
к л а с с и ф и к а ц и ю ,
о б о б щ е н и е
и
д р . ) ,
стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует
восприятие учебного материала.
Организация работы по познавательно-исследовательской деятельность в ДОУ
ведётся по трем взаимосвязанным направлениям:
•
живая
природа
(характерные
особенности
сезонов
в
разных
природно-
климатических
зонах,
многообразие
животных
организмов,
их
приспособление
к
окружающей среде и др.);
• неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и
др.);
•
человек
(функционирование
организма,
рукотворный
мир,
преобразование
предметов и др.).
Исследовательская деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна
для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с
з а к о н а м и
ж и з н и
п р и р о д ы
и
н е о б х о д и м о с т ь ю
и х
у ч е т а
в
собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в
специально
организованных
видах деятельности под
руководством
педагога,
затем
необходимые
материалы
и
оборудование
для
проведения
опыта
вносятся
в
пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения
ребенком. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах
ДОУ, педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания,
особенности поэтапного развития деятельности детей. Предметно-развивающая среда
отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком
темы,
сюжета,
специализированного
оборудования
или
иных
игрушек,
места
и
времени
игры.
При
этом
нельзя
не
учитывать
возрастные
особенности
детей
дошкольного
возраста
и
то
обстоятельство,
что
они
находятся
в
дошкольном
образовательном
учреждении,
работающем
по
определенной
образовательной
программе.
Это
означает,
что,
создавая
условий
для
осуществления
детьми
исследовательской
деятельности,
необходимо
предложить
им
не
только
наиболее
удобное в распорядке дня время, но и выделить подходящее место, оборудовав его
универсальной
предметно-экспериментальной
средой,
пригодной
для
организации
различных видов опытов.
При
создании
предметно-развивающей
среды
педагогический
коллектив
руководствуется Федеральными государственными образовательными стандартами к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
ДОУ
и
к
условиям
ее
реализации.
Работа
по
созданию
предметно-пространственной
среды
для
познавательно-исследовательской
деятельности
осуществлялась
в
нескольких
направлениях: разработке оригинальной модульной мебели, подборе материалов и
оборудования
в
соответствии
с
возрастом
и
оформлению
универсальных
интерактивных пособий.
Модульная мебель может состоять из нескольких модулей. Все элементы должны
хорошо
комбинироваться
друг
с
другом,
перемещаться,
раздвигаться. Наличие
подкатных
полк
и
тумб,
снабжённых
колесами,
помогают
занимать
различное
положение
в
группах
и
игровом
пространстве.
Модульная
мебель
должна
быть
полифункциональной
и
мобильной,
легко
трансформироваться
и
складываться. В
зависимости от возраста детей вид самой лаборатории (модуля) и ее наполнение
меняется.
В младшей
группе
используется
модули-лаборатории
с
закрытыми
полками,
которые трансформируются в несколько положений, имеют емкости для песка и воды,
место для хранения материала и оборудования. Изменяет их положение, передвигает в
нужное место группы, готовит к использованию только воспитатель в соответствии с
запланированной деятельностью.
В
средней
группе
модули-лаборатории
трансформируются
в
несколько
положений, имеют подкатные элементы, открытые и закрытые полки для хранения
материалов, могут разворачиваться с увеличением рабочей поверхности и компактно
складываться, если необходимо освободить пространство группы. В средней группе
разворачивает,
передвигает
и
оборудует
лабораторию
воспитатель,
но
дети
могут
помочь переставить подкатные тумбочки. Взрослый привлекает детей к подготовке
материала и оборудования.
В старшей
и
подготовительной
к
школе
группе
модули
становятся
более
сложными:
появляется
большее
количество
откидывающихся
и
выдвигающихся
рабочих поверхностей. Дети самостоятельно могут перемещать модули по своему
замыслу и в соответствии со своими интересами.
Главной особенностью использования модульной мебели является возможность
обеспечения
условий
для
самореализации
и
само
предъявления
ребенка
в
познавательно-исследовательской и других видах деятельности через самостоятельное
и совместное со взрослым моделирование окружающего пространства.
Материалы
для
исследовательских
действий
детей
можно
разделить
на
две
группы: для предметной деятельности и для детского экспериментирования. С этой
целью
«уголок
науки»
оборудован
всем
необходимым
для
формирования
познавательного интереса детей к окружающему миру.
1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,
компас, магниты, микроскопы).
2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)
разного объема и формы.
3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки,
спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
4.
Утилизированный
материал:
проволока,
кусочки
кожи,
меха,
ткани,
пластмассы, дерева, пробки и т.д.
5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,
детали конструктора и т.д.
6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
8.
Медицинские
материалы:
пипетки,
колбы,
деревянные
палочки,
мерные
ложки, резиновые груши и др.
9.
Прочие
материалы:
зеркала,
воздушные
шары,
масло,
мука,
соль,
сахар,
цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал
стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников,
у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые
можно опереться.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность
удовлетворить
потребность
детей
в
новых
знаниях,
впечатлениях,
способствует
воспитанию
любознательного,
самостоятельного,
успешного
ребенка.
При
этом
ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в
дошкольном
возрасте
опыт
поисковой,
экспериментальной деятельности помогает
дошкольникам
в
дальнейшем
успешно
развивать
творческие
способности.
Таким
образом,
познавательно-исследовательская
деятельность
помогает
развить
у
дошкольников
познавательный
интерес,
активизирует
мышление,
способствует
формированию
научного
мировоззрения,
а
создание
развивающей
предметно-
пространственной
среды
обеспечивает
активное
познание
воспитанниками
окружающего
мира
путём
активно-преобразующих
поисковых
действий
с
его
объектами.