Напоминание

"Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду для детей с нарушением зрением"


Автор: Поликанова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 37
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду для детей с нарушением зрением"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду для детей с

нарушением зрением.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора,

когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. Особое значение для

развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи

природы

и

человека.

Овладение

способами

практического

взаимодействия

с

окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный

рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их

процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи

с

явлениями

природы.

В

дошкольном

возрасте

такие

пробующие

действия

существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность должна осуществляться в

процессе

организации

различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной, восприятие художественной литературы, двигательной).

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью

ребенка-дошкольника. Поэтому в каждой группе созданы условия, позволяющие детям

реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с

возрастными

особенностями

детей

данной

группы

и

их

индивидуальными

предпочтениями.

Так

возможность

реализации

разновидностей познавательно-

исследовательской

деятельности

обеспечивается

через:

непосредственно

образовательную

деятельность,

экскурсии,

экспериментирование,

моделирование,

исследование, проектирование (со старших групп). Познавательно – исследовательская

деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в

ходе

практической

деятельности

с

ним.

Эксперименты

и

опыты

развивают

наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить

задачу

и

получить

результат,

здесь

проявляются

творческие

способности,

интеллектуальная инициативность. Главное достоинство метода экспериментирования

заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях

с

другими

объектами

и

со

средой

обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно

тесно связано со всеми видами деятельности: наблюдением и трудовой деятельностью,

развитием речи, изобразительной деятельностью, с ФЭМП, чтением художественной

литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. Экспериментальная работа

вызывает

у

ребенка

интерес

к

исследованию,

развивает

мыслительные

операции

( а н а л и з ,

с и н т е з ,

к л а с с и ф и к а ц и ю ,

о б о б щ е н и е

и

д р . ) ,

стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует

восприятие учебного материала.

Организация работы по познавательно-исследовательской деятельность в ДОУ

ведётся по трем взаимосвязанным направлениям:

живая

природа

(характерные

особенности

сезонов

в

разных

природно-

климатических

зонах,

многообразие

животных

организмов,

их

приспособление

к

окружающей среде и др.);

• неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и

др.);

человек

(функционирование

организма,

рукотворный

мир,

преобразование

предметов и др.).

Исследовательская деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна

для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с

з а к о н а м и

ж и з н и

п р и р о д ы

и

н е о б х о д и м о с т ь ю

и х

у ч е т а

в

собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в

специально

организованных

видах деятельности под

руководством

педагога,

затем

необходимые

материалы

и

оборудование

для

проведения

опыта

вносятся

в

пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения

ребенком. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах

ДОУ, педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания,

особенности поэтапного развития деятельности детей. Предметно-развивающая среда

отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком

темы,

сюжета,

специализированного

оборудования

или

иных

игрушек,

места

и

времени

игры.

При

этом

нельзя

не

учитывать

возрастные

особенности

детей

дошкольного

возраста

и

то

обстоятельство,

что

они

находятся

в

дошкольном

образовательном

учреждении,

работающем

по

определенной

образовательной

программе.

Это

означает,

что,

создавая

условий

для

осуществления

детьми

исследовательской

деятельности,

необходимо

предложить

им

не

только

наиболее

удобное в распорядке дня время, но и выделить подходящее место, оборудовав его

универсальной

предметно-экспериментальной

средой,

пригодной

для

организации

различных видов опытов.

При

создании

предметно-развивающей

среды

педагогический

коллектив

руководствуется Федеральными государственными образовательными стандартами к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

ДОУ

и

к

условиям

ее

реализации.

Работа

по

созданию

предметно-пространственной

среды

для

познавательно-исследовательской

деятельности

осуществлялась

в

нескольких

направлениях: разработке оригинальной модульной мебели, подборе материалов и

оборудования

в

соответствии

с

возрастом

и

оформлению

универсальных

интерактивных пособий.

Модульная мебель может состоять из нескольких модулей. Все элементы должны

хорошо

комбинироваться

друг

с

другом,

перемещаться,

раздвигаться. Наличие

подкатных

полк

и

тумб,

снабжённых

колесами,

помогают

занимать

различное

положение

в

группах

и

игровом

пространстве.

Модульная

мебель

должна

быть

полифункциональной

и

мобильной,

легко

трансформироваться

и

складываться. В

зависимости от возраста детей вид самой лаборатории (модуля) и ее наполнение

меняется.

В младшей

группе

используется

модули-лаборатории

с

закрытыми

полками,

которые трансформируются в несколько положений, имеют емкости для песка и воды,

место для хранения материала и оборудования. Изменяет их положение, передвигает в

нужное место группы, готовит к использованию только воспитатель в соответствии с

запланированной деятельностью.

В

средней

группе

модули-лаборатории

трансформируются

в

несколько

положений, имеют подкатные элементы, открытые и закрытые полки для хранения

материалов, могут разворачиваться с увеличением рабочей поверхности и компактно

складываться, если необходимо освободить пространство группы. В средней группе

разворачивает,

передвигает

и

оборудует

лабораторию

воспитатель,

но

дети

могут

помочь переставить подкатные тумбочки. Взрослый привлекает детей к подготовке

материала и оборудования.

В старшей

и

подготовительной

к

школе

группе

модули

становятся

более

сложными:

появляется

большее

количество

откидывающихся

и

выдвигающихся

рабочих поверхностей. Дети самостоятельно могут перемещать модули по своему

замыслу и в соответствии со своими интересами.

Главной особенностью использования модульной мебели является возможность

обеспечения

условий

для

самореализации

и

само

предъявления

ребенка

в

познавательно-исследовательской и других видах деятельности через самостоятельное

и совместное со взрослым моделирование окружающего пространства.

Материалы

для

исследовательских

действий

детей

можно

разделить

на

две

группы: для предметной деятельности и для детского экспериментирования. С этой

целью

«уголок

науки»

оборудован

всем

необходимым

для

формирования

познавательного интереса детей к окружающему миру.

1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы,

компас, магниты, микроскопы).

2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)

разного объема и формы.

3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки,

спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

4.

Утилизированный

материал:

проволока,

кусочки

кожи,

меха,

ткани,

пластмассы, дерева, пробки и т.д.

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,

детали конструктора и т.д.

6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

8.

Медицинские

материалы:

пипетки,

колбы,

деревянные

палочки,

мерные

ложки, резиновые груши и др.

9.

Прочие

материалы:

зеркала,

воздушные

шары,

масло,

мука,

соль,

сахар,

цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал

стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников,

у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые

можно опереться.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность

удовлетворить

потребность

детей

в

новых

знаниях,

впечатлениях,

способствует

воспитанию

любознательного,

самостоятельного,

успешного

ребенка.

При

этом

ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в

дошкольном

возрасте

опыт

поисковой,

экспериментальной деятельности помогает

дошкольникам

в

дальнейшем

успешно

развивать

творческие

способности.

Таким

образом,

познавательно-исследовательская

деятельность

помогает

развить

у

дошкольников

познавательный

интерес,

активизирует

мышление,

способствует

формированию

научного

мировоззрения,

а

создание

развивающей

предметно-

пространственной

среды

обеспечивает

активное

познание

воспитанниками

окружающего

мира

путём

активно-преобразующих

поисковых

действий

с

его

объектами.



В раздел образования