Автор: Антипова Ольга Владимировна
Должность: учитель естествознания
Учебное заведение: МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»
Населённый пункт: Московская область, г. о. Одинцово, п.Старый городок
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Листопад и его значение."
Раздел: среднее образование
Тема урока: Листопад и его значение.
Класс: 7.
Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: формирование представлений о процессе листопада.
- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по
восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о процессе листопад и его
значении для растений;
- коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений
анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать
познавательный интерес;
-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
Умение работать самостоятельно.
Умение работать с учебником и находить нужную информацию.
Умение анализировать и делать выводы.
Формируемые понятия:
Листопад.
Оборудование: гербарий, презентация, рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Актуализация знаний.
У: Ребята, рассмотрите иллюстрации.
Какое время года изображено на них.
Д: Осень.
У: Верно. Какие приметы осени, вы можете назвать?
Д: Предположительные ответы: перелётные птицы улетают, листья желтеют и
опадают, дни становятся корче и т.д.
У: Верно. Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение и ответьте
на вопрос: «О каком явлении осени говорится в нём?»
Еще недавно на вершине клена
С другими листьями он дружно шелестел,
Но час пришел, и бывший лист зеленый,
Опору потеряв, с вершины вниз слетел.
Вот он лежит, опору потерявший
Сухой кленовый лист,
В ненастный день опавший,
А лес еще живет — шуршит его листва,
Хоть осень с каждым днем
Берет свои права
И наступает время листопада.
Не сокрушайся, друг! (слайд)
Смириться с этим надо.
При всем желании судьбу не обвести.
Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь,
При всем старании — природу не обманешь.
Но ты пока живешь!
Живи! И шелести!
С. Михалков.
У: Итак, о каком явлении осени говорится в стихотворении?
Д: О листопаде.
У: Как вы думаете, почему в природе есть такое явление?
Д: Варианты ответов.
У: А, вы хотите узнать, почему с лиственных деревьев опадают листья?
III.Сообщение темы и задач урока.
Тема урока: «Листопад и его значение».
У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений
У: На уроке мы:
1.
Продолжим формировать знания о строении растения.
2.
Изучим процесс листопад.
Выясним его значение для растений.
IV. Изучение нового материала.
У. Ребята рассмотрите иллюстрации, сравните их. Скажите, что на них
изображено?
Д: Предположительный ответ: времена года лето и осень.
У: Верно, назовите растения, которые изображены на иллюстрациях.
Д: Предположительные ответы: деревья, кустарники, травы.
У: Какие отличия в жизни растений летом и осенью вы можете назвать.
Д: Предположительные ответы: летом растения цветут, листья на деревьях
зелёные; осенью листья меняют цвет.
У: Верно, осенью многие живые организмы начинают готовиться к зиме. У
многих животных, особенно холоднокровных - у ящериц, лягушек, змей
замедляются процессы, происходящие в организме и они впадают в спячку.
Впадают в спячку и теплокровные животные – ежи, медведи. А как же
растения? Они к зиме готовятся?
Д: Предположительные ответы: да.
У: Однолетние травянистые растения осенью прекращают рост и отмирают, а
многолетние растения осенью готовятся к зиме.
У: Ребята рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: Как лес меняет
окраску в течение года?
Д: Предположительные ответы: весной листва деревьев имеет светло-
зелёную окраску, летом она темно-зелёная, ранней осенью появляются
желтые листья, затем в окраске листьев преобладают красные цвета.
У: Верно, а что происходит поздней осенью?
Д: Листья опадают.
У: Давайте рассмотрим этот процесс подробнее.
Как вы уже знаете листья, пересекают жилки, это сосуды, по которым в них
поступает вода. К концу лета над листом начинает образовываться новая
почечка, которая, на следующий год распустится новым листом. К осени
процессы жизнедеятельности у растений также замедляются, деревья меньше
потребляют влаги из почвы, а в листьях замедляется процесс испарения, так
как температура окружающего воздуха понижается. Процесс фотосинтеза
прекращается, листья начинают изменяться в окраске и отделяться от ветвей
и опадают. Этот процесс называется листопадом.
Словарная работа – листопад.
Листопад - «Лист» и «Падает». Какую соединительную гласную надо писать?
V. Физкультминутка.
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт.
Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло из-за тучки.
Погуляли мы, ребята.
А теперь пора за парты.
VI. Значение процесса листопада. Работа с учебником.
У: Прочитайте в учебнике на стр. 65 «Значение Листопада» и ответьте на
вопрос: Какое значение для растений имеет осеннее опадание листьев?
Проверка выполненного задания
1.
Уменьшение испарения.
2.
Выведение продуктов обмена.
3.
Предотвращение поломки ветвей под тяжестью снега.
У: Ребята, подумайте, все растения на зиму сбрасывают листву?
Д: Нет. На зиму не сбрасывают листву хвойные деревья.
У: Верно. Посмотрите на иллюстрацию, ветка какого растения изображена?
Д: Ветка сосны.
У: Какие вы ещё можете назвать хвойные деревья?
Д: Ель, пихта, кедр.
У: Кроме хвойных деревьев на зиму не сбрасывают листву и комнатные
растения.
Они радуют нас своей красотой круглый год.
У: Какие, вы можете назвать комнатные растения?
Д: Варианты ответов.
VII. Закрепление полученных знаний.
У: Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.
Давайте вспомним, что нового мы изучили:
1.
Как называется процесс сбрасывания листвы у деревьев?
2.
Назовите деревья, которые не сбрасывают на зиму листву.
3.
Почему для лиственных деревьев листопад имеет большое значение?
Почему комнатные растения тоже относятся к вечнозелёным растениям?
VIII. Закрепление и обобщение полученных знаний по теме «Лист».
У: Ребята, на этом уроке мы заканчиваем изучать орган растения лист. Сейчас
вам предстоит выполнить самостоятельную работу в тетради на стр. 30 №67.
Вспомните, какие важные процессы происходят в листьях растений и из
предложенных вариантов ответов, выберите верные.
Проверка выполнения работы.
IX. Подведение итога урока
У: Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цветик-
многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее
подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий
цветок. (приложение № 2)
X. Домашнее задание
У: Домашнее задание прочитать. Значение листьев в жизни растений.
Прочитать на стр. 70 дополнительную информацию «Это интересно».
Приложение № 1.
Вспомни о значении листьев для жизни растения и заполни схему.
Выбери для этого нужные слова и словосочетания: прорастание, дыхание,
питание, всасывание минеральных солей из почвы, изменение окраски,
листопад, испарение воды, запасание питательных веществ, цветение.
Приложение № 2
Что происходит в
листьях и с
листьями
Выбери для себя лепесток,
цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.