Напоминание

Развитие связной монологической речи детей с речевой патологией


Автор: Елена Ивановна Маркова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ№27
Населённый пункт: г.Тверь
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие связной монологической речи детей с речевой патологией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е.И.Маркова.

«Развитие связной монологической речи детей

с речевой патологией»

В наш динамичный век значительно увеличился поток

разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон.

Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия

этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно

должен был стать более наглядным и динамичным. Одними из самых

эффективных способов обучения являются методы моделирования

(реального, наглядного математического, символьного, мысленного).

Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта

или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной

деятельности, развивая мышление и творческие способности человека

любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает

пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную

информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей,

способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно

важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных

занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный

климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и

организатором как коллективной деятельности,

так и взаимодействия детей.

В настоящее время требования к уровню развития связной речи

воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что

требует от педагогов поиска новых методически правильных технологий

обучения. У детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

отмечается несформированность связной речи: нарушения композиции и

синтаксической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, а в

речи либо отсутствие, либо ошибки в построении сложносочиненных и

сложноподчиненных предложений, что создает серьезные проблемы на пути

их развития и обучения.

При пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок,

рассказе-описании и творческом рассказе отмечаются следующие недостатки:

повторные наводящие вопросы;

пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, даже

если ребенок передает содержание хорошо знакомого текста;

неоднократные нарушения связности изложения;

связные высказывания слишком коротки.

Данные диагностики позволяют понять пропедевтическую значимость

своевременной коррекции нарушений развития связной речи.

Разработка различных методов обучения построению наглядной модели

связного высказывания позволяет эффективно осуществлять логопедическую

коррекцию связной речи детей. Одним из способов планирования

связного высказывания

является метод наглядного моделирования.

Коррекция связной монологической речи детей старшего

дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования

будет эффективной, если в процесс обучения будут введены:

система подготовительных упражнений, направленных на осознанное

усвоение правил организации композиции высказывания;

специальные приемы обучения детей действиям замещения;

различные модели, схемы, передающие предметно-смысловую и

логическую организацию текста;

упражнения по нахождению различных вариативных средств связи

предложений, что позволяет решить задачи с усвоением правил смысловой и

лексико-синтаксической организации текстовых сообщений.

В процессе использования метода наглядного моделирования в коррекции

связной речи детей предлагается вводить понятие о графическом способе

изображения действия различных рассказов.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать

символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения,

силуэты, контуры, пиктограммы);

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие

другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы

используются геометрические фигуры, своей формой и цветом

напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник

– морковка, коричневый овал – собака и т.п.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних

признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные

характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и прочее).

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих

рассказов используются:

предметные изображения, картинки;

силуэтные изображения;

геометрические фигуры.

Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов,

становится планом связного высказывания ребенка и обеспечивает

последовательность его рассказа.

Пересказ – наиболее легкий вид монологической речи, придерживается

авторской композиции произведения, в нем используется готовые авторский

сюжет, речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить

основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в

соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа

выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования

предполагает формирование следующих умений:

усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа

различными предметами или схематическими изображениями;

развитие умения передавать сюжет повествования с помощью

предметов-заместителей.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с

коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк»

Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три

котенка» В. Cутеева.

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для

изображения части рассказа или сказки педагог использует различные

предметы-заместители.

Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно

выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке

событий.

На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование

элементами модели происходило параллельно чтению

конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо

показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей

сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные

изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого

манипулирования элементами модели переходят к

составлению распространенной сказки с использованием плана для

пересказа.

Кроме этого, пересказ можно осуществлять с помощью графических схем.

Я читаю детям какой-либо рассказ и прошу его пересказать. Как правило,

дети ограничиваются лишь называнием персонажей. Тогда предлагается

составить рассказ по графической схеме –

имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче

составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не

подсказкой, а средством обучения.

Например, обучение пересказу рассказа «Белка»:

«Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами.

Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг

что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила

белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим

пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила

грибы»

Составление рассказа по сюжетной картине

Данный вид развития связной речи очень труден для детей по сравнению с

пересказом и требует определенного подхода к его реализации. Дети при

рассказе по сюжетной картине должны выделять изображенные на картине

предметы, основных действующих лиц, выделить основную событийную

основу рассказа, взаимодействие различных героев картины, отметить

особенности развития действия, составить экспозицию (начало) рассказа и

окончание рассказа – развязку, итог повествования.

Коррекционно-логопедическое обучение с целью формирования навыка

рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

1.

Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

2.

Определение взаимосвязи между ними;

3.

Объединение фрагментов в единый сюжет.

Для этого можно использовать пособия «Оживи картинку».

Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по

сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных

объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и

мелкие изображения живых предметов - "оживлялок”, которые могли бы

оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а

красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний

и действий живых предметов.

Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: «На

болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды.

Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик».

А вот рассказ с введением живых персонажей:

«На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая

пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в

зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши

качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на

кочку и радуется теплому летнему дождику».

Аналогично проходит работа по другим картинкам.

"Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные

пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные

живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества

наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной

пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления

рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного

рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных

фрагментах картины, а затем объединяют их в единое высказывание.

Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части,

которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок,

постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом

фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов

проходит аналогично работе по составлению описания целой картины.

Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета

прямоугольника, который они открывают первым.

Описательные рассказы (Описание предметов)

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь

оказывает предварительное составление модели описания. В процессе

обучения связной описательной речи моделирование может служить

средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и

отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления,

накапливаемые в процессе исследования объекта описания, выделение его

главных признаков и свойств. Элементами модели описательного рассказа

становятся

символы - заместители качественных характеристик объекта:

принадлежность к родовидовому понятию;

величина;

цвет;

форма;

составляющие детали;

качество поверхности;

материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

как он используется (какую пользу приносит)?

за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета,

принадлежащего к определенной группе. Для каждой группы своя модель.

Творческий рассказ

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка

перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый

замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и

событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить

элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное

высказывание.

Последовательность работы по формированию навыка составления

связного творческого высказывания следующая:

1.

ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы

произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель

рассказа

(сказки)

задается педагогом;

2.

педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а

пространственное оформление модели ребенок придумывает

самостоятельно;

3.

конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что

позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом

оформлении героев рассказа;

4.

ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели,

элементами которой являются неопределенные заместители

персонажей рассказа - геометрические фигуры, педагогом задается

тема рассказа: например, "Весенняя сказка”;

5.

ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

(Картина о весне или называем символы: солнце, сугроб, проталина, ветка

с почками, птичка, капель…и т.д.)

«Поднялась как-то у Солнышка температура.

Отправилось оно к врачу, а по дороге своими горячими лучами все

задевало.

Коснулось Солнышко снеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое

облачко.

Задело Солнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко

зазвенели капели.

Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка.

Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первые

листики.

А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню.

Оглянулось Солнышко вокруг, a вместо зимы наступила на земле весна».

Творческая сказка или рассказ по силуэтным изображениям

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является

обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве

элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений,

людей (можно использовать трафареты).

Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на

силуэтные изображения.

«В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре

полянки растет цветок….(затем дети выбирают силуэты других героев и

заканчивают сказку).

Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в

отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ,

не раскрывая его смыслового содержания.

Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя -

прерогатива самого ребенка.

Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми

качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки

по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим

замыслом.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо

развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые

моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

Итак, модель-заместитель служит также планом при составлении

творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные,

производимым при пересказе:

пересказ: - слушание текста - составление модели - пересказ текста по

модели;

творческий рассказ: - составление модели рассказа - рассказ по

модели.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность

работы над речью дошкольников, как средство повышения интереса к

данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка

связной монологической речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью

моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Литература:

1.

Бардышева Т.Ю. «Прочитай и расскажи»

М. «Мир книг», 2008г.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических

заданий»(ст., под. гр.)

М. «Скрипторий 2003», 2011г.

3. Бардышева Т.Ю.»Большая книга заданий и упражнений на

развитие связной речи малыша»

М. «Эксмо», 2008г.

4. Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию связной речи

детей»

С-Пб., «КАРО», 2007г.

5. Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи у детей с

системным недоразвитием речи»

М. «АСТ Астрель», 2005г.

6. народные сказки-закладки «Теремок», «Репка»

М. «Лабиринт Пресс».2011г.

7. «Обучение связной речи детей 4-7 лет»

Картинно-графические планы рассказов

М. «Скрипторий 2003», 2013г.

8. Радлов Н. «рассказы в картинках»

9. Сутеев В. »Забавные истории»

М. «Малыш», 1983г.

10. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у

дошкольников 4-6 лет»

М. «Ювента», 2007г.



В раздел образования