Автор: Гамидова Эмина Джамидиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ РД
Населённый пункт: г.Махачкала
Наименование материала: Проектная работа
Тема: Формирование готовности будущего учителя математики к организации дистанционного обучения
Раздел: высшее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»
МО математики
Гамидова Эмина Джамидиновна
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К
ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Махачкала 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………………….…….………..3
ГЛ А ВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКИ
К
ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
1.1. История развития дистанционного образования…..…………….……………10
1.2. Дистанционное обучение, как современная форма обучения………………...23
1.3.Применение
дистанционной
формы
обучения
в
практике
педагогических
высших учебных заведений России…………………..................................................…..45
Выводы по I главе………………………………………………………..………...…57
1
ГЛ А ВА II.
РЕАЛИЗАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ДИСТАНЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»
2.1.
Разработка
теоретической
части
раздела
«Дистанционные
технологии
в
обучении математике»…………………………………………………………………....…58
2.2. Практическая реализация раздела «Дистанционные технологии в обучении
математике»…………………………………………………………………………………..76
Выводы по II главе………………………………………………….………..………89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……….90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....92
Актуальность
исследования. В
современном
мире
невозможно
представить
образовательный процесс без использования информационных
и коммуникационных
технологий,
процесс
образования
и
информационные
технологии
составляют
единое
целое. Особенно активно развивается сейчас дистанционное образование.
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало
глобальным
явлением
образовательной
и
информационной
культуры,
существенно
повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире
происходит
развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного
образования,
характеризующегося
огромным
числом
обучающихся,
количеством
вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры,
масштабами финансирования.
Специфические черты и ряд особенностей, отличающих дистанционное обучение
от
традиционного
обучения,
требуют
особой
подготовленности
будущего
учителя
математики.
Вообще, подготовка будущих педагогов является одной из важнейших проблем, так
как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой
зависимости
от личностных качеств
педагогов,
уровня
их
профе ссионально-
2
педагогической компетентности, а также уровня развития их мотивационно-ценностной
ориентации на свою профессию.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными
целями
профессионального
образования
являются:
подготовка
квалифицированного
работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного,
ответственного,
свободно
владеющего
своей
профессией
и
ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе
по
специальности
на
уровне
мировых
стандартов,
готового
к
постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В
современных
условиях
стратегическим
ориентиром
системы
образования
выступает
подготовка педагога,
способного
к
восприятию
и
реализации
инноваций
в
педагогической деятельности, личностному, профессиональному и социальному развитию
в контексте новой парадигмы образования «обучение в течение всей жизни».
Современный педагог
–
это
творческая
индивидуальность,
обладающая
оригинальным
проблемно-педагогическим
и
критическим мышлением,
создатель
многовариативных
программ,
опирающихся
на
передовой
мировой
опыт
и
новые
технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на
основе диагностического целеполагания и рефлексии.
Выпускник вуза
должен
уметь
не
только
проектировать
собственную
образовательную и профессиональную деятельность в соответствии с национальными и
мировыми тенденциями, но и подготовить к подобному проектированию школьников -
будущих студентов. Выпускник же, желающий связать свою профессиональную жизнь с
дистанционным
обучением
должен
выполнять
управленческую
функцию,
диагностическую функцию, функцию целеполагания, мотивационную функцию, функцию
планирования,
коммуникативную
функцию,
функцию
контроля,
функцию
рефлексии,
методическую функцию.
Роль преподавателя в дистанционном обучении (тьютора) огромна, но качественно
иная,
чем
в
традиционном
учебном
процессе.
Ведь
именно
преподаватель,
учитель
разрабатывает
обучающую
среду,
планирует
наиболее
оптимальные
виды
учебной
деятельности, предлагает проекты и консультирует по ним, направляет все педагогические
усилия
на
создание
обучающегося
сообщества,
организует
дискуссии,
предлагая
релевантные и актуальные вопросы для обсуждения, «ведет» всех обучающихся по курсу,
проверяя
работы,
оценивая
успехи,
указывая
на
пробелы
и
недостатки,
помогая,
поддерживая, подбадривая.
Важно подчеркнуть, что одним из основных отличий организации дистанционного
обучения от традиционного является то, что преподаватель должен уделить внимание
3
каждому
обучающемуся
без
исключения,
учитывая
личностные
интеллектуально-
психологические характеристики, проявляющиеся в процессе обучения.
Проблемам, связанным с процессом дистанционного обучения посвящены работы
Е.С.Полат, А.А.Андреева, Ж.Н. Зайцева, Ю.И.Капустина, А.П.Кручинина, С.Л.Лобачева,
В.И.Солдаткина, Е.М.Малитикова, М.В. Моисеевой, А.Е. Петрова, В.Г.Домрачева и др.
Развитие
дистанционного
обучения
требует
определения
особенностей
осуществления
преподавательской
деятельности
в
информационном
пространстве
Интернет, описания профессиональной среды, исследования способов профессиональной
подготовки
самих
преподавателей
и
разработки
на
этом
основании
соответствующей
учебно-методической
документации.
Иными
словами
обозначилось
определенное
противоречие между сложившимися предпосылками развертывания в России образования
средствами Интернет и несоответствующих кадров, способных эффективно использовать
Интернет-технологии в дистанционном образовании.
Анализ формирования готовности будущих учителей математики к организации
дистанционного
обучения
позволил
выявить противоречие
между
актуальностью
проблемы дистанционного образования и несформированной готовностью выпускников
педагогического ВУЗа к организации дистанционного обучения математике.
На основе выявленного противоречия нами была определена готовности будущих
учителей математики к организации дистанционного обучения.
Установленная
проблема
определила
тему
диссертационного
исследования
—
«Формирование готовности будущих учителей математики к организации дистанционного
обучения».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования
готовности будущих учителей математики к организации дистанционного обучения.
Объект исследования: подготовка будущих учителей математики.
Предмет
исследования:
процесс
формирования
готовности
будущих
учителей
математики к организации дистанционного обучения.
Гипотеза исследования: формирование готовности будущих учителей математики
к
организации
дистанционного
обучения
будет
проходить
более
эффективно,
если
в
учебный процесс включить раздел «Дистанционные технологии в обучении математике»,
который будут ориентирован на формирование профессиональной компетенции будущих
учителей математики.
В
соответствии
с
проблемой,
целью
и
гипотезой
исследования
поставлены
следующие задачи:
1.
На основе
анализа научной литературы выявить теоретические основы
данной проблемы, уточнить основные понятии по исследуемой проблеме;
2.
Раскрыть
возможности
формирования
готовности
будущих
учителей
математики для дистанционного преподавания;
4
3.
Разработать
содержание
раздела,
который
можно
реализовать
в
рамках
дисциплины
«Актуальные
проблемы
школьного
курса
математики»
формирующий
готовность выпускника математического факультета работать дистанционно.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования готовности
будущего учителя математики к организации дистанционного обучения.
Разработано содержание раздела «Дистанционные технологии в обучении
математике» и доказана его эффективность в формировании готовности будущего учителя
математики к организации дистанционного обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
полученные результаты исследования содействуют углублению и обогащению
понимания роли и значимости специальной подготовки будущих учителей математики к
работе дистанционно.
в обосновании возможности формирования готовности будущих учителей
математики
к
организации
дистанционного
обучения
посредством
разработанного
содержания раздела «Дистанционные технологии в обучении математике».
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
разработан
раздел дисциплины «Актуальные проблемы школьного курса математики», включающий в
себя лекции, практические занятия, которые могут быть использованы преподавателями
при проведении занятий со студентами факультета математики, физики и информатики
при изучении данной дисциплины, студентами
для самостоятельной работы с целью
подготовки к организации дистанционного обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Роль сформированности готовности будущего учителя математики к организации
дистанционного обучения.
2.
Содержание
раздела
«Дистанционные
технологии
в
обучении
математике»,
направленного
на
подготовку
будущих
учителей
математики
к
организации
дистанционного обучения.
В
первой
главе
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКИ
К
ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» рассмотрена
история развития дистанционного
обучения, процесс становления системы дистанционного обучения, выделены основные
этапы внедрения данной системы.
Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на
расстоянии,
отражающее
все
присущие
учебному
процессу
компоненты
(цели,
5
содержание,
методы,
организационные
формы,
средства
обучения)
и
реализуемое
специфичными
средствами
Интернет-технологий
или
другими
средствами,
предусматривающими интерактивность.
История развития дистанционного образования наглядно демонстрирует наличие ряда
установившихся
характеристик
данной
формы
обучения.
Дистанционное
образование
предоставляет собой всю спектральную картину уровней подготовки обучающихся от
начального до высшего образования и направлено на людей различных возрастов: от
маленьких детей до людей зрелого возраста. Круг преподаваемых дисциплин необычайно
широк: от стенографии или горного дела до общего образования.
В
области
теории
и
практики
ДО
работают
многие
отечественные
ученые
и
специалисты, каждый из которых внес в свое время вклад в пропаганду и организацию
научных
исследований,
внедрение
в
педагогическую
практику
идей
ДО.
Среди
них:
Ю.Н.Афанасьев, А.А. Ахаян, А.М. Бурлаков, А.В. Барабанщиков, Д.А.Богданова, В.В.
Вержбицкий, Т.П. Воронина, Я.А. Ваграменко, Ю.Н. Демин, В.В. Дик, Ж.Н. Зайцева, Ю.Г.
Круглов, А.О. Кривошеев, В.Г. Кинелев, С.Л. Лобачев, В.И. Овсянников, В.П. Тихомиров,
А.Н. Тихонов, В.А. Каймин, Д.Э. Колосов, В.М.Матюхин, Е.С. Полат, Ю.Н.Попов, А.Я.
Савельев,
В.И.
Солдаткин,
В.А.
Самойлов,
А.А.
Поляков,
В.А.
Мордвинов,
Д.В.
Чернилевский, С.А. Щенников, А.А. Федосеев, А.В. Хуторской, А.В. Хорошилов и др.
Говоря о ДО Е.С. Полат [39] подчеркивает: «Убеждать в целесообразности организации
дистанционной формы образования в настоящее время уже никого не надо. Однако до сих
пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования.
Намечаются опасные тенденции установления моды на данный термин и «подстраивание»
под его понятие любых форм образования, кроме очной. Не менее опасны попытки
расширительного толкования этого понятия, попытки вывести дистанционное образование
в некую форму «свободного воспитания», ориентирующиеся лишь на индивидуальные
потребности, некую индивидуальную траекторию развития. Именно поэтому настало
время серьезно бить тревогу по поводу необходимости объединения усилий в разработке
теоретических основ дистанционного образования для различных ступеней, то есть его
педагогических, психологических и эргономических основ. Далее возникает проблема
разработки конкретного содержания, методов, форм и средств дистанционного обучения,
внедрения
результатов
педагогического
проектирования
для
дистанционной
формы
обучения.
Речь
идет, о
курсах
дистанционного
обучения,
различных
моделях
дистанционного образования, подготовке и организации самой системы дистанционного
обучения. И здесь также необходима кооперация профессионалов» [39]
6
Исследователи в области дистанционного обучения так характеризуют и выделяют
следующие положительные аспекты использования ИКТ дистанционного обучения [3; 13;
38]:
1)
доступность - пройти обучение могут люди, живущие в удаленных районах,
имеющие проблемы со здоровьем и т. п.
2)
гибкость
-
студент
может
самостоятельно
планировать
место,
время
и
интенсивность занятий;
3)
возможность общаться с профессионалами, специалистами, преподавателями
онлайн, проведение групповых занятий и вебинаров;
4)
модульность - материалы дисциплины предлагаются в виде модулей, что
позволяет студенту выбрать собственную траекторию обучения;
5)
экономическая эффективность обучения в целом и для отдельного обучаемого;
6)
возможность
интеграции
дистанционного
курса
с
образовательными
ресурсами Интернета;
7)
индивидуальный подход к обучаемому;
8)
параллельность обучения с другой деятельностью обучаемого.
Анализ
литературы
по
теме
исследования
показал,
что
вопрос
внедрения
и
развития
дистанционного
обучения
крайне
важен
в
современном
мире
в
условиях
постоянно меняющейся коммунмкационно-информационной среды. Множество вузов не
только нашей страны, но и всего мира в целом внедрили такую форму обучения. Это и
множество других факторов доказывает высокое качество дистанционного обучения на
сегодняшний день. Внедрение и развитие дистанционного обучения в ВУЗах не является
самоцелью
или
случайностью
в
системе
современного
образования,
это
мощное
и
продуктивное
средство
решения
актуальных
проблем
всего
цивилизованного
современного общества. За этой технологией, как видится, будущее единого мирового
образовательного пространства.
Во
второй
главе
«РЕАЛИЗАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКИ
НА
ПРИМЕРЕ
ИЗУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛА
«ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»» нами было
разработано
содержание
раздела «Дистанционные
технологии
в
обучении
математике», который мы реализовали во время прохождения учебно-педагогической
практики
в
рамках
изучения
дисциплины
«Актуальные
проблемы
школьного
курса
математики».
Данный
курс
предусмотрен
в
учебном
плане
по
профилю
подготовки
«Математика» и «Информатика» на пятом курсе.
7
Данный раздел «Дистанционные технологии в обучении математике» включает в
себя 2 лекции и 2 практических занятия.
Лекции.
Лекция 1.Дистанционное обучение, как средство обучения.
Лекция 2. Средства организации дистанционного урока математики.
Практические занятия.
Практическое занятие №1.
Тема: «Средства организации урока математики в дистанционной форме».
Практическое занятие №2.
Тема: «Практическая реализация урока математики в дистанционной форме»
Лекция №1
Дистанционное обучение, как средство обучения
План лекции:
I.
Основы
дистанционного
обучения.
Управление
дистанционным
учебным
процессом.
Обеспечение
процесса
обучения
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий.
II.
Понятие
о
средах
дистанционного
обучения,
базах
данных,
программах
удаленного доступа, программ для осуществления индивидуальных и групповых видео- и
аудиочатов, специализированные программы для обучения математике дистанционно.
Цели:
сформировать
у
студента
понятие
дистанционного
обучения,
средств
организации дистанционного обучения
Лекция №2
Средства организации дистанционного урока математики
План лекции:
I.
Google-таблицы: создание и работа.
II.
Teamviewer: организация работы (удаленный доступ, конференция, обмен
файлами, чат)
III.
Skype: организация работы (индивидуальный чат, групповой чат, создание
чатов, обмен файлами)
IV.
Geogebra: работа, процесс обучения.
Цели: знакомство с некоторыми средствами дистанционного обучения.
Формирование
готовности
будущего
учителя
математики
к
организации
дистанционного обучения мы осуществляли в ходе практических занятий. Для этих целей
нами разработаны конспекты двух практических занятий, направленных на формирование
готовности будущего учителя математики для организации дистанционного обучения.
8
Практическое занятие №1
Тема: «Средства организации урока математики в дистанционной форме».
Цель занятия:
Формировать готовность будущего учителя математики к использованию средств
организации урока математики в дистанционной форме.
План занятия.
I.
Рассмотреть
теоретический
материал,
необходимый
для
выполнения
заданий.
II.
Организация работы в программе Skype.
III. Организация работы в программе удаленного доступа Teamviewer.
IV. Geogebra:
работа,
процесс
обучения
стереометрии
на
примере
темы
“Сечение многоранников” из курса геометрии 10 класса.
V.
Работа с Google-таблицей.
Практическое занятие №2
Тема: «Практическая реализация урока математики в дистанционной форме»
Цель занятия:
Закрепить
формирование
готовности
будущего
учителя
математики
к
использованию средств организации урока математики в дистанционной форме.
План занятия.
I.
Рассмотреть теоретический материал, необходимый для выполнения
заданий.
II. Организация дистанционного урока математики с помощью средств
дистанционного обучения.
Проанализировав учебный план бакалавров по профилю подготовки «Математика»
и
«Информатика»
мы
сделали
вывод
о
недостаточности
дисциплин,
формирующих
готовность будущего учителя математики к организации дистанционного обучения. В
связи с этим, нами было разработано содержание раздела « Дистанционные технологии в
обучении математике», который мы был реализован во время прохождения
учебно-
педагогической
практики
в
рамках
изучения
дисциплины
«Актуальные
проблемы
школьного курса математики».
9