Автор: Зенкина Антонина Валерьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСТШ"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Построение спортивной тренировки
Раздел: среднее профессиональное
Построение спортивной тренировки
Структура спортивной тренировки, ее характеристика.
Эффект управления состоянием спортсмена существенно зависит не только
от используемых средств, но и от очередности выполнения заданий.
Например, неправильная последовательность подводящих упражнений
вызывает дополнительные трудности в технической подготовке. Подобная
закономерность проявляется во всех разделах подготовки спортсмена любого
возраста и квалификации, требуя строгой очередности всех составных частей
тренировки, независимо от их продолжительности. Такая особенность
управления состоянием спортсмена лежит в основе одного из важнейших
положений теории подготовки спортсмена – выделения в спортивной
тренировке определенной структуры.
Структура тренировки представляет собой относительно устойчивый
порядок объединения ее компонентов (соотношение общей и специальной
физической подготовки, физической и технической, соотношение объема и
интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок) и их
закономерное соотношение друг с другом в общей последовательности.
Исходным элементом структуры спортивной тренировки является не
упражнение, а тренировочное задание, т.к. эффект тренировки зависит не
только от описания выполняемого упражнения, но и от других факторов: от
состояния спортсмена перед выполнением упражнения, характера отдыха,
высоты над уровнем моря, направления и силы ветра.
Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми
необходимыми условиями для его выполнения, позволяющими решать
определенную педагогическую задачу.
Тренировочное задание формируется из нескольких тренировочных заданий.
В тренировочном занятии выделяют три части: подготовительную,
основную и заключительную. Объективная проблема выделения частей в
тренировочном занятии – динамика работоспособности спортсмена в ходе
занятия, которая вначале повышается до максимума, после чего некоторое
время стабилизируется, а затем неизбежно снижается из-за наступающего
утомления.
Подготовительная часть (разминка) служит для повышения
работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает
успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма.
Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к
основной работе, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное
утомление.
Основная часть занятия включает в себя задания, направленные на решение
наиболее важных задач. Ее содержание может быть различным.
Заключительная часть занятия решает задачи направленного снижения
функциональной активности спортсменов, активизации восстановительных
процессов. В нее включаются разнообразные задания, связанные со
снижением тонуса мышц, с восстановлением дыхания.
Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение
поставленных педагогических задач. В зависимости от их количества занятия
могут иметь избирательную и комплексную направленность.
Избирательная направленность обеспечивает большую степень воздействия
на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (например,
включая в себя задания на воспитание только выносливости или силы).
Занятия комплексной направленности решают не одну, а несколько задач, из-
за чего воздействие на состояние спортсмена становится более
разносторонним и уменьшается монотонность занятия.
Микроцикл
Микроцикл – это чередование нагрузки и отдых, от 3 до 14 дней.
Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. В спортивной
тренировке выделяют различные виды микроциклов.
Собственно тренировочные микроциклы по величине нагрузки бывают
обычными или ударными. Основные цели обычных микроциклов:
стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение
главных задач технико-тактической, физической, волевой и т.д. подготовки.
Ударные микроциклы вследствие непривычно большой нагрузки и
сопутствующего ей не довосстановления значительно усиливают ответную
реакцию организма. Широко применяются в конце подготовительного и в
соревновательном периодах.
Подводящие микроциклы моделируют режим, программу и условия
предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с
порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними,
воспроизведение порядка выступления в течении дня и т.д.) В них могут
решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки.
Соревновательные микроциклы прежде всего включают в себя участие в
ответственных соревнованиях. Кроме того, в них используются
дополнительные тренировочные занятия, средства восстановления, изучение
соревновательной деятельности соперников.
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными
состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной
нагрузкой (например, ударными). Их основная роль сводится к обеспечению
оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в
организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку
таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Особенности микроцикла:
· В динамике микроцикла предельные нагрузки чередуются с активным
отдыхом;
· В выполнении тренировочных микроциклов не должно быть
механического выполнения запланированного. Необходимы постоянные
поправки, вносимые в соответствии с состоянием спортсмена, условиями
занятий и др.
Оптимальное количество тренировочных занятий считать 3-4 раза в неделю.
Другими словами, построение тренировки в микроцикле связано с
необходимостью управлять процессами утомления и восстановления.
Мезоцикл
Мезоцикл – это тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6
месяца, позволяющий обеспечить достижение тренировочного эффекта,
который может выражаться в заметном увеличении силы, выносливости и
других компонентов соревновательного потенциала.
Мезоцикл – это адаптация организма спортсмена к нагрузкам.
Этот процесс протекает неравномерно: вначале быстро, а затем медленнее.
Поэтому для поддержания темпов прироста тренируемых способностей
необходимо периодически (каждые 3-4 недели) существенно обновлять
содержание тренировки и изменять характер нагрузки. Различают следующие
типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный,
предсоревновательный, соревновательный, восстановительно-
поддерживающий.
Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсивностью нагрузки.
Применяются в начале сезона, после болезни и травм, а также после других
вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.
Базовые мезоциклы служат решению задач повышения физической,
технической, тактической подготовленности. Тренировочная программа
характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по
объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием
занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу
подготовительного периода.
Контрольно-подготовительные мезоциклы характеризуются широким
применением соревновательных и специально подготовительных
упражнений, включают в себя участие во второстепенных соревнованиях с
целью уточнить правильность формирования соревновательного потенциала.
Предсоревновательные мезоциклы предназначены для окончательного
становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков,
выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его
технических возможностей. Важное место отводится моделированию режима
предстоящего соревнования. Эти мезоциклы характерны для этапа
непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение
при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические
условия.
Соревновательные мезоциклы – структура определяется спецификой вида
спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем
подготовленности спортсмена. В этих мезоциклах увеличен объем
соревновательных упражнений.
Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-
подготовительные мезоциклы решают задачи частичной разгрузки
спортсмена. Объем соревновательных и специально подготовительных
упражнений значительно снижается.
Макроцикл
Макроцикл - годовой цикл.
Периоды макроцикла и их этапы служат целям управления формированием
определенной фазы спортивной формы. Ранее рассматривали, что для
спортивной формы характерна фазовость развития: фаза приобретения
спортивной формы, фаза стабилизации и фаза временной утраты спортивной
формы.
В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный,
соревновательный и переходный периоды.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки)
подразделяется на 2 крупных этапа:
1. обще подготовительный этап
2. специально- подготовительный этап
Обще подготовительный этап решает задачи повышения общего уровня
функциональных возможностей организма, разностороннего развития
физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), а также
увеличения объема двигательных навыков и умений. Обще подготовительный
этап длится 2-3 месяца. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок на
данном этапе постепенно увеличивается, причем объем растет быстрее,
интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствует
проведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровья
спортсменов.
Основная направленность специально-подготовительного этапа –
непосредственное становление спортивной формы: здесь изменяется
содержание различных сторон подготовки спортсменов, которые теперь
направлены на развитие специальных физических способностей, освоение и
совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде
спорта, одновременно с этим возрастает роль специальной психологической
подготовки. Основными средствами являются специально-подготовительные
и соревновательные упражнения. Специально- подготовительный этап длится
2-3 месяца. На этом этапе стабилизируется объем нагрузки, и повышается
интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки.
Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде –
сохранение спортивной формы и на основе этого – реализация ее в
максимальных результатах. Эти задачи решаются с помощью
соревновательных упражнений. Сложную проблему иногда создает
растянутость календаря соревнований в некоторых видах спорта и
необходимость в течении нескольких месяцев поддерживать
соревновательный потенциал на высоком уровне.
Переходный период. Переходный период длится от 4 до 6 недель. Главной
задачей этого периода является активный отдых и вместе с тем сохранение
определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание
занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в
режиме активного отдыха. Следует избегать однотипных и монотонных
нагрузок, т.к. они препятствуют полноценному активному отдыху. В
переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивность
тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их
спада. Важнейшая задача переходного периода – анализ работы в течении
прошедшего года, составление плана тренировки на следующий год, лечение
травм. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается,
уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число
общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким
переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.
Типы макроциклов:
1. Основной или классический макроцикл.
2. Сдвоенный макроцикл.
3. Макроцикл со сложной структурой.