Напоминание

Построение спортивной тренировки


Автор: Зенкина Антонина Валерьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДЮСТШ"
Населённый пункт: город Братск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Построение спортивной тренировки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Построение спортивной тренировки

Структура спортивной тренировки, ее характеристика.

Эффект управления состоянием спортсмена существенно зависит не только

от используемых средств, но и от очередности выполнения заданий.

Например, неправильная последовательность подводящих упражнений

вызывает дополнительные трудности в технической подготовке. Подобная

закономерность проявляется во всех разделах подготовки спортсмена любого

возраста и квалификации, требуя строгой очередности всех составных частей

тренировки, независимо от их продолжительности. Такая особенность

управления состоянием спортсмена лежит в основе одного из важнейших

положений теории подготовки спортсмена – выделения в спортивной

тренировке определенной структуры.

Структура тренировки представляет собой относительно устойчивый

порядок объединения ее компонентов (соотношение общей и специальной

физической подготовки, физической и технической, соотношение объема и

интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок) и их

закономерное соотношение друг с другом в общей последовательности.

Исходным элементом структуры спортивной тренировки является не

упражнение, а тренировочное задание, т.к. эффект тренировки зависит не

только от описания выполняемого упражнения, но и от других факторов: от

состояния спортсмена перед выполнением упражнения, характера отдыха,

высоты над уровнем моря, направления и силы ветра.

Тренировочным заданием называется физическое упражнение со всеми

необходимыми условиями для его выполнения, позволяющими решать

определенную педагогическую задачу.

Тренировочное задание формируется из нескольких тренировочных заданий.

В тренировочном занятии выделяют три части: подготовительную,

основную и заключительную. Объективная проблема выделения частей в

тренировочном занятии – динамика работоспособности спортсмена в ходе

занятия, которая вначале повышается до максимума, после чего некоторое

время стабилизируется, а затем неизбежно снижается из-за наступающего

утомления.

Подготовительная часть (разминка) служит для повышения

работоспособности спортсмена до такого уровня, который обеспечивает

успешное решение задач занятия, а также уменьшает опасность травматизма.

Слишком короткая разминка не позволит спортсмену подготовиться к

основной работе, а слишком продолжительная может вызвать нежелательное

утомление.

Основная часть занятия включает в себя задания, направленные на решение

наиболее важных задач. Ее содержание может быть различным.

Заключительная часть занятия решает задачи направленного снижения

функциональной активности спортсменов, активизации восстановительных

процессов. В нее включаются разнообразные задания, связанные со

снижением тонуса мышц, с восстановлением дыхания.

Тренировочное занятие должно обеспечивать эффективное решение

поставленных педагогических задач. В зависимости от их количества занятия

могут иметь избирательную и комплексную направленность.

Избирательная направленность обеспечивает большую степень воздействия

на состояние спортсмена в каком-либо одном направлении (например,

включая в себя задания на воспитание только выносливости или силы).

Занятия комплексной направленности решают не одну, а несколько задач, из-

за чего воздействие на состояние спортсмена становится более

разносторонним и уменьшается монотонность занятия.

Микроцикл

Микроцикл – это чередование нагрузки и отдых, от 3 до 14 дней.

Микроцикл состоит из нескольких тренировочных занятий. В спортивной

тренировке выделяют различные виды микроциклов.

Собственно тренировочные микроциклы по величине нагрузки бывают

обычными или ударными. Основные цели обычных микроциклов:

стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение

главных задач технико-тактической, физической, волевой и т.д. подготовки.

Ударные микроциклы вследствие непривычно большой нагрузки и

сопутствующего ей не довосстановления значительно усиливают ответную

реакцию организма. Широко применяются в конце подготовительного и в

соревновательном периодах.

Подводящие микроциклы моделируют режим, программу и условия

предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с

порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними,

воспроизведение порядка выступления в течении дня и т.д.) В них могут

решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки.

Соревновательные микроциклы прежде всего включают в себя участие в

ответственных соревнованиях. Кроме того, в них используются

дополнительные тренировочные занятия, средства восстановления, изучение

соревновательной деятельности соперников.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными

состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной

нагрузкой (например, ударными). Их основная роль сводится к обеспечению

оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в

организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку

таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.

Особенности микроцикла:

· В динамике микроцикла предельные нагрузки чередуются с активным

отдыхом;

· В выполнении тренировочных микроциклов не должно быть

механического выполнения запланированного. Необходимы постоянные

поправки, вносимые в соответствии с состоянием спортсмена, условиями

занятий и др.

Оптимальное количество тренировочных занятий считать 3-4 раза в неделю.

Другими словами, построение тренировки в микроцикле связано с

необходимостью управлять процессами утомления и восстановления.

Мезоцикл

Мезоцикл – это тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6

месяца, позволяющий обеспечить достижение тренировочного эффекта,

который может выражаться в заметном увеличении силы, выносливости и

других компонентов соревновательного потенциала.

Мезоцикл – это адаптация организма спортсмена к нагрузкам.

Этот процесс протекает неравномерно: вначале быстро, а затем медленнее.

Поэтому для поддержания темпов прироста тренируемых способностей

необходимо периодически (каждые 3-4 недели) существенно обновлять

содержание тренировки и изменять характер нагрузки. Различают следующие

типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный,

предсоревновательный, соревновательный, восстановительно-

поддерживающий.

Втягивающие мезоциклы отличаются невысокой интенсивностью нагрузки.

Применяются в начале сезона, после болезни и травм, а также после других

вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе.

Базовые мезоциклы служат решению задач повышения физической,

технической, тактической подготовленности. Тренировочная программа

характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по

объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием

занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу

подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные мезоциклы характеризуются широким

применением соревновательных и специально подготовительных

упражнений, включают в себя участие во второстепенных соревнованиях с

целью уточнить правильность формирования соревновательного потенциала.

Предсоревновательные мезоциклы предназначены для окончательного

становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков,

выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его

технических возможностей. Важное место отводится моделированию режима

предстоящего соревнования. Эти мезоциклы характерны для этапа

непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение

при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические

условия.

Соревновательные мезоциклы – структура определяется спецификой вида

спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем

подготовленности спортсмена. В этих мезоциклах увеличен объем

соревновательных упражнений.

Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-

подготовительные мезоциклы решают задачи частичной разгрузки

спортсмена. Объем соревновательных и специально подготовительных

упражнений значительно снижается.

Макроцикл

Макроцикл - годовой цикл.

Периоды макроцикла и их этапы служат целям управления формированием

определенной фазы спортивной формы. Ранее рассматривали, что для

спортивной формы характерна фазовость развития: фаза приобретения

спортивной формы, фаза стабилизации и фаза временной утраты спортивной

формы.

В макроциклах этим фазам соответствуют подготовительный,

соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки)

подразделяется на 2 крупных этапа:

1. обще подготовительный этап

2. специально- подготовительный этап

Обще подготовительный этап решает задачи повышения общего уровня

функциональных возможностей организма, разностороннего развития

физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), а также

увеличения объема двигательных навыков и умений. Обще подготовительный

этап длится 2-3 месяца. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок на

данном этапе постепенно увеличивается, причем объем растет быстрее,

интенсивность нагрузки растет лишь в той мере, которая не препятствует

проведению работы большого объема и не отражается на состоянии здоровья

спортсменов.

Основная направленность специально-подготовительного этапа –

непосредственное становление спортивной формы: здесь изменяется

содержание различных сторон подготовки спортсменов, которые теперь

направлены на развитие специальных физических способностей, освоение и

совершенствование технических и тактических навыков в избранном виде

спорта, одновременно с этим возрастает роль специальной психологической

подготовки. Основными средствами являются специально-подготовительные

и соревновательные упражнения. Специально- подготовительный этап длится

2-3 месяца. На этом этапе стабилизируется объем нагрузки, и повышается

интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки.

Соревновательный период. Основная цель тренировки в этом периоде –

сохранение спортивной формы и на основе этого – реализация ее в

максимальных результатах. Эти задачи решаются с помощью

соревновательных упражнений. Сложную проблему иногда создает

растянутость календаря соревнований в некоторых видах спорта и

необходимость в течении нескольких месяцев поддерживать

соревновательный потенциал на высоком уровне.

Переходный период. Переходный период длится от 4 до 6 недель. Главной

задачей этого периода является активный отдых и вместе с тем сохранение

определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание

занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка в

режиме активного отдыха. Следует избегать однотипных и монотонных

нагрузок, т.к. они препятствуют полноценному активному отдыху. В

переходном периоде уменьшается общий объем и интенсивность

тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерно большого их

спада. Важнейшая задача переходного периода – анализ работы в течении

прошедшего года, составление плана тренировки на следующий год, лечение

травм. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается,

уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число

общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким

переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

Типы макроциклов:

1. Основной или классический макроцикл.

2. Сдвоенный макроцикл.

3. Макроцикл со сложной структурой.



В раздел образования