Напоминание

"Саха тыла"


Автор: Конникова Мария Константиновна
Должность: учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: РС(Я) пгт Усть-Мая
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по якутскому языку "Саха тыла"
Тема: "Саха тыла"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Саха тыла» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в

рамках ФГОС.

Личностные

результаты

включают

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

личностному

самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных

отношений,

ценностно-смысловых

установок,

отражающих

личностные

и

гражданские

позиции

в

деятельности,

социальные

компетенции,

правосознание.

Метапредметные

результаты

включают

освоенные

обучающимися

межпредметные

понятия

и

универсальные

учебные

действия

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные),

способность

их

использования

в

учебной,

познавательной

и

социальной

практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной

области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,

учебно-проектных ситуациях.

Целью обучения якутскому языку является понимание основного содержания повседневного разговора на нем, формирование у учащихся

языкового чутья, снижение психологического барьера, боязни «чужого» языка.

Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем малой родины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении

Якутии в истории развития России; о символах РС (Я); знать его музеи, памятники истории и культуры.

Развитие познавательной активности школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения

сравнивать, анализировать исторические факты; умения видеть связь современности с прошлым; умения работать с историческими картами;

р а з в и т и е

и н т е р е с а

и

ж е л а н и я

и з у ч а т ь

и с т о р и ю

Я к у т и и

Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей республики; любви и уважения к землякам, прославившим

республику в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого.

Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и

другим, личная и взаимная ответственность).

Формировать у учащихся поисковые и исследовательские приемы при изучении истории Якутии.

Аудирование. Обучающиеся должны уметь слушать и понимать связные предложения и краткие тексты из 4-5 предложений изученным

темам.

Говорение. Обучающиеся должны соблюдать произносительную норму якутского языка при произношении изученных слов, уметь правильно

отвечать на задаваемые вопросы и устно составлять менее 4 связных предложений по изученным темам, уметь вступать диалог и поддерживать

диалог по изученным темам.

Чтение. Обучающиеся должны уметь читать изученные учебные тексты, состоящие из не более 15 предложений, на якутском

языке

соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонорования предложений. Понимание учащимися содержание прочитанного текста

определяется их ответами на задаваемые вопросы.

Письмо. Обучающиеся должны уметь списывать тексты на якутском языке по теме урока и письменно выполнять типовые упражнения по

пройденным темам.

Основные формы работы: беседы и дискуссии; игры (словесные, сюжетно-ролевые); работа с книгой; инсценировки; народные поговорки,

загадки, пословицы, скороговорки; викторины.

Становление, закрепление и обогащение умений и навыков владения якутским языком русскоязычными учащимися возможно только в ходе

активной речевой практики самих учащихся. Поэтому я стараюсь на занятиях вести активную речевую деятельность.

Важнейшими предпосылками продуктивного овладения якутским языком русскоязычными учащимися являются следующие:

− постепенное включение в речевую деятельность новых слов, типов предложений и образцов связной речи;

− высокая и регулярная повторяемость в речи учащихся всех усвоенных слов, форм слов, типовых предложений.

Уделяется

внимание

расширению

словарного

запаса

путем

запоминания

пройденных

слов

и

распознаванию

основных

способов

словообразования, усвоению новых грамматических форм, а также знакомству с фольклором народов Республики Саха (Якутия), с именами

известных якутских писателей и их произведениями.

В связи с тем, что при изучении якутского языка встречаются новые звуки, необходимы постоянные артикуляционные тренировки на занятиях

и желательно дома с родителями.

Структура занятия:

− актуализация знаний (работа в парах, дети показывают друг другу свои рисунки, называют слова, словосочетания);

− мотивация учебной деятельности (по иллюстрациям на доске называют тему урока);

− работа по теме занятия (рассматривают иллюстрации, проговаривают новые буквы, дифтонги, слова, выполняют рисунки к новым словам и

словосочетаниям в рабочих тетрадях);

− рефлексия учебной деятельности (обсуждают, смогли ли научиться тому, что планировали; дома учат новые слова, словосочетания, тренируются в

их произношении).

Мероприятия, которые мы включили такие как в сентябре «День Суверенитета в Республике Саха (Якутия)», в ноябре «День единения

народов России», «День Олонхо», «День Хомуса». Эти мероприятия проводятся в целях повышения мотивации обучающихся.

Предполагаемый результат:

К концу обучения дети должны иметь набор коммуникативных слов для повседневного общения, должны научиться понимать разговорную речь,

знать названия – людей по возрасту и полу, животных, растений, предметов обихода, продуктов питания, орудий труда и виды деятельности человека.

У них должен повыситься сознательный интерес к культуре, традициям и языку коренных жителей Якутии.

В перспективе знание языка местного населения может оказаться положительным фактором в жизнедеятельности данной личности в условиях

проживания в Республике Саха.

Тематическое планирование

Темы уроков в 6 классе.

Основные цели

Кол.

часов

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный урок. Здравствуй наша школа

Формирование

умений

и

навыков,

необходимых для оформления речи, а именно

запоминание на каждом занятии определённого

количества новых слов и выражений; усвоение

их произношения и интонации; использовать их

п р и

с а м о с т о я т е л ь н ом

с о с т а в л е н и и

предложений и высказываний.

Формирование коммуникативных

компетенций:

учить

запрашивать/давать

личную

информацию, рассказать о классе, о школе,

о посёлке, об улусе, о Якутии используя

простейшие

фразы,

вступать

в

общение,

поддерживать

и

завершать

общение,

говорить

выразительно,

с о бл юд ат ь

интонацию.

с п о с о б н о с т е й

о б у ч а ю щ и х с я

элементарных

навыков

говорения

в

простейших

повседневных

речевых

ситуациях,

умения

понимать

основное

содержание

несложной

информации,

умение

понимать

суть

прочитанного.,

у м е н и е

ч и т ат ь

н а и зу с т ь

с т и ш к и ,

рассказывать по картинке описывать разные

предметы.

Подкрепление

и

развитие

имеющихся

у

детей

навыков

говорения,

уточнения и обогащение словарного запаса.

1

7.09

2

Якутские звуки и буквы

1

14.09

3

Гласные звуки якутского языка

1

21.09

4

Закон гармонии гласных

1

28.09

5

Согласные звуки якутского языка

1

5.10

6

Сочетаемость согласных

1

12.10

7

Моя Родина

1

19.10

8

Знакомство

1

26.10

9

Улусы (районы) Якутии.

1

9.11

10

В школе

1

16.11

11

Еда. Пища.

1

23.11

12

Действия человека.

1

30.11

13

Моя семья.

1

7.12

14

Адрес.

1

14.12

15

В магазине

1

21.12

16

Время года

1

28.12

17

Посуда

1

11.01

18

Новый год

1

18.01

19

Свободное время.

1

25.01

20

Мой посёлок

1

1.02

21

Распорядок дня

1

8.02

22

Достопримечательные места Якутии

1

15.02

23

Богатства Якутии

1

22.02

24

Природа Якутии

1

29.02

25

Якутская одежда

1

7.03.

26

Современная якутская одежда

1

14.03

27

Якутские национальные блюда

1

21.03

28

Растения и деревья Якутии

1

28.03

29

Реки Якутии.

1

4.04

30

Прогулка в лесу

1

11.04

31

Дикие животные Якутии

1

18.04

32

Охота и рыбалка

1

25.04

33

Ягоды и грибы

1

16.05

Воспитать любовь к Родине, уважение

к

истории

и

историческим

личностям,

к

к ул ь т у р е

р о д н о г о

к р а я ,

ч у в с т в о

патриотизма,

мирное

межнациональное

отношение друг другу.

34

Якутский национальный праздник Ысыах

1

23.05



В раздел образования