Автор: Конникова Мария Константиновна
Должность: учитель якутского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Майская СОШ"
Населённый пункт: РС(Я) пгт Усть-Мая
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по якутскому языку "Саха тыла"
Тема: "Саха тыла"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Саха тыла» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в
рамках ФГОС.
Личностные
результаты
включают
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
личностному
самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностные
и
гражданские
позиции
в
деятельности,
социальные
компетенции,
правосознание.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность
их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной
области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных ситуациях.
Целью обучения якутскому языку является понимание основного содержания повседневного разговора на нем, формирование у учащихся
языкового чутья, снижение психологического барьера, боязни «чужого» языка.
Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем малой родины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении
Якутии в истории развития России; о символах РС (Я); знать его музеи, памятники истории и культуры.
Развитие познавательной активности школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения
сравнивать, анализировать исторические факты; умения видеть связь современности с прошлым; умения работать с историческими картами;
р а з в и т и е
и н т е р е с а
и
ж е л а н и я
и з у ч а т ь
и с т о р и ю
Я к у т и и
Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей республики; любви и уважения к землякам, прославившим
республику в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого.
Способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и
другим, личная и взаимная ответственность).
Формировать у учащихся поисковые и исследовательские приемы при изучении истории Якутии.
Аудирование. Обучающиеся должны уметь слушать и понимать связные предложения и краткие тексты из 4-5 предложений изученным
темам.
Говорение. Обучающиеся должны соблюдать произносительную норму якутского языка при произношении изученных слов, уметь правильно
отвечать на задаваемые вопросы и устно составлять менее 4 связных предложений по изученным темам, уметь вступать диалог и поддерживать
диалог по изученным темам.
Чтение. Обучающиеся должны уметь читать изученные учебные тексты, состоящие из не более 15 предложений, на якутском
языке
соблюдением правильного произношения якутских звуков и интонорования предложений. Понимание учащимися содержание прочитанного текста
определяется их ответами на задаваемые вопросы.
Письмо. Обучающиеся должны уметь списывать тексты на якутском языке по теме урока и письменно выполнять типовые упражнения по
пройденным темам.
Основные формы работы: беседы и дискуссии; игры (словесные, сюжетно-ролевые); работа с книгой; инсценировки; народные поговорки,
загадки, пословицы, скороговорки; викторины.
Становление, закрепление и обогащение умений и навыков владения якутским языком русскоязычными учащимися возможно только в ходе
активной речевой практики самих учащихся. Поэтому я стараюсь на занятиях вести активную речевую деятельность.
Важнейшими предпосылками продуктивного овладения якутским языком русскоязычными учащимися являются следующие:
− постепенное включение в речевую деятельность новых слов, типов предложений и образцов связной речи;
− высокая и регулярная повторяемость в речи учащихся всех усвоенных слов, форм слов, типовых предложений.
Уделяется
внимание
расширению
словарного
запаса
путем
запоминания
пройденных
слов
и
распознаванию
основных
способов
словообразования, усвоению новых грамматических форм, а также знакомству с фольклором народов Республики Саха (Якутия), с именами
известных якутских писателей и их произведениями.
В связи с тем, что при изучении якутского языка встречаются новые звуки, необходимы постоянные артикуляционные тренировки на занятиях
и желательно дома с родителями.
Структура занятия:
− актуализация знаний (работа в парах, дети показывают друг другу свои рисунки, называют слова, словосочетания);
− мотивация учебной деятельности (по иллюстрациям на доске называют тему урока);
− работа по теме занятия (рассматривают иллюстрации, проговаривают новые буквы, дифтонги, слова, выполняют рисунки к новым словам и
словосочетаниям в рабочих тетрадях);
− рефлексия учебной деятельности (обсуждают, смогли ли научиться тому, что планировали; дома учат новые слова, словосочетания, тренируются в
их произношении).
Мероприятия, которые мы включили такие как в сентябре «День Суверенитета в Республике Саха (Якутия)», в ноябре «День единения
народов России», «День Олонхо», «День Хомуса». Эти мероприятия проводятся в целях повышения мотивации обучающихся.
Предполагаемый результат:
К концу обучения дети должны иметь набор коммуникативных слов для повседневного общения, должны научиться понимать разговорную речь,
знать названия – людей по возрасту и полу, животных, растений, предметов обихода, продуктов питания, орудий труда и виды деятельности человека.
У них должен повыситься сознательный интерес к культуре, традициям и языку коренных жителей Якутии.
В перспективе знание языка местного населения может оказаться положительным фактором в жизнедеятельности данной личности в условиях
проживания в Республике Саха.
Тематическое планирование
№
Темы уроков в 6 классе.
Основные цели
Кол.
часов
Дата проведения
План
Факт
1
Вводный урок. Здравствуй наша школа
Формирование
умений
и
навыков,
необходимых для оформления речи, а именно
запоминание на каждом занятии определённого
количества новых слов и выражений; усвоение
их произношения и интонации; использовать их
п р и
с а м о с т о я т е л ь н ом
с о с т а в л е н и и
предложений и высказываний.
Формирование коммуникативных
компетенций:
учить
запрашивать/давать
личную
информацию, рассказать о классе, о школе,
о посёлке, об улусе, о Якутии используя
простейшие
фразы,
вступать
в
общение,
поддерживать
и
завершать
общение,
говорить
выразительно,
с о бл юд ат ь
интонацию.
с п о с о б н о с т е й
о б у ч а ю щ и х с я
элементарных
навыков
говорения
в
простейших
повседневных
речевых
ситуациях,
умения
понимать
основное
содержание
несложной
информации,
умение
понимать
суть
прочитанного.,
у м е н и е
ч и т ат ь
н а и зу с т ь
с т и ш к и ,
рассказывать по картинке описывать разные
предметы.
Подкрепление
и
развитие
имеющихся
у
детей
навыков
говорения,
уточнения и обогащение словарного запаса.
1
7.09
2
Якутские звуки и буквы
1
14.09
3
Гласные звуки якутского языка
1
21.09
4
Закон гармонии гласных
1
28.09
5
Согласные звуки якутского языка
1
5.10
6
Сочетаемость согласных
1
12.10
7
Моя Родина
1
19.10
8
Знакомство
1
26.10
9
Улусы (районы) Якутии.
1
9.11
10
В школе
1
16.11
11
Еда. Пища.
1
23.11
12
Действия человека.
1
30.11
13
Моя семья.
1
7.12
14
Адрес.
1
14.12
15
В магазине
1
21.12
16
Время года
1
28.12
17
Посуда
1
11.01
18
Новый год
1
18.01
19
Свободное время.
1
25.01
20
Мой посёлок
1
1.02
21
Распорядок дня
1
8.02
22
Достопримечательные места Якутии
1
15.02
23
Богатства Якутии
1
22.02
24
Природа Якутии
1
29.02
25
Якутская одежда
1
7.03.
26
Современная якутская одежда
1
14.03
27
Якутские национальные блюда
1
21.03
28
Растения и деревья Якутии
1
28.03
29
Реки Якутии.
1
4.04
30
Прогулка в лесу
1
11.04
31
Дикие животные Якутии
1
18.04
32
Охота и рыбалка
1
25.04
33
Ягоды и грибы
1
16.05
Воспитать любовь к Родине, уважение
к
истории
и
историческим
личностям,
к
к ул ь т у р е
р о д н о г о
к р а я ,
ч у в с т в о
патриотизма,
мирное
межнациональное
отношение друг другу.
34
Якутский национальный праздник Ысыах
1
23.05