Автор: Коваленко Алла Дмитревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от
социальных потрясений, ни от стихийных бедствий [6].
Обеспечение
безопасности
–
проблема,
затрагивающая
все
стороны
жизнедеятельности человека. Люди гибнут в помещении, на улице, в транспорте, на
воде,
в
лесу.
Нередко
это
происходит
из-за
неумения
грамотно
вести
себя
в
чрезвычайных и даже в самых простых ситуациях [9].
Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди
пытались
защититься
от
диких
зверей
и
природных
явлений.
Со
временем
изменились
условия
жизни
человека,
стали
иными
правила
безопасности
жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на
городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей [3].
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в
дошкольных образовательных учреждениях.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких
детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы
оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с
различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [1].
Вот почему возникла необходимость с дошкольного возраста готовить детей к
решению проблем:
- обеспечения собственной безопасности в любых условиях;
- грамотного взаимодействия с природой на основе соблюдения экологических
норм.
С
первых
лет
жизни
любознательность
ребёнка,
его
активность
в
вопросах
познания
окружающего,
поощряемая
взрослыми,
порой
становится
весьма
небезопасной
для
него.
Ребёнок
попадает
в
различные
жизненные
ситуации,
в
которых он может просто растеряться.
Как
сберечь
здоровье
ребёнка?
Как
помочь
разобраться
в
многообразии
жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? [6].
Во-первых,
надо
дать
детям
необходимую
сумму
знаний
об
общепринятых
человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать
в
той
или
иной
обстановке,
помочь
дошкольникам
овладеть
элементарными
навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и, в-третьих, развить у
дошкольников
самостоятельность
и
ответственность.
При
этом
важно
научить
ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл
себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он
чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который
может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его,
а значит, снимает многие проблемы и неприятности [2].
Любая
общепринятая
норма
должна
быть
осознана
и
принята
маленьким
человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Определить, правильно или неправильно ведёт себя ребёнок в тех или иных
обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка с взрослым
или
сверстником
в
некоторых
случаях
можно
оценить
положительно
–
как
стремление отстоять себя и право на своё мнение, поступок [1].
Каждый
возрастной
период
дошкольника
характеризуется
нарастанием
двигательной
активности
и
увеличением
физических
возможностей
ребёнка,
которые,
сочетаясь
с
повышенной
любознательностью,
стремлением
к
самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в
доме, детском саду, на улице и т.д [10].
Проблемой «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного
возраста» я занимаюсь очень давно, работаю по программе «Основы безопасности
детей
дошкольного
возраста»,
авторы
которой
Н.Н.Авдеева,
О.Л.Князева,
Р.Б.Стёркина.
Цель
программы:
воспитание
у
ребёнка
навыков
адекватного
поведения
в
различных
неожиданных
ситуациях,
самостоятельности
и
ответственности
за
своё
поведение.
В
содержание
программы
включено
шесть
разделов:
«Ребёнок
и
другие
люди»,
«Ребёнок
и
природа»,
«Ребёнок
дома»,
«Здоровье ребёнка», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах
города».
Опираясь
на
основное
содержание
программы,
я
использую
в
своей
работе
различные
формы
и
методы
организации
обучения
детей
с
учётом
их
индивидуальных и возрастных особенностей.
Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я чаще использую
беседы, дискуссии. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и
представления, применяю на занятиях игры, чтение художественных произведений,
видеозаписи [1].
Социальное развитие ребёнка – процесс, во время которого ребёнок усваивает
ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится
рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе,
т.е. становится социально компетентным. Приобщение ребёнка к миру взрослых, их
деятельности, к миру чувств и переживаний, ко всему, чем живёт общество, - задача,
которую
человечество
решает
с
того
времени,
когда
стала
осознаваться
необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего
[5].
Безопасность детей – прежде всего забота взрослых. Спасая маленьких граждан,
мы заботимся о своём будущем. Эта истина не нуждается в доказательстве. Это мы
должны научить детей безопасному поведению на дорогах, уберечь от дорожно-
транспортных
происшествий,
учить
адекватным
действиям
в
пожароопасных
ситуациях, формировать у детей правильное отношение к своему здоровью.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь
при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из
трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём,
делаем открытия, удивляемся [4].
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с
условиями
проживания
человека,
будь
то
современный
город
или
сельская
местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда
диктует
совершенно
различные
способы
поведения
и
соответственно
меры
предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы
меньше травм и несчастных случаев.
О с о бе нно с т ь
с од е р жа ния
пр о гр а ммы
по
о с но ва м
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности заключается в важной роли положительного примера со стороны
взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.
Поэтому
педагогам
следует
не
только
учитывать
это
самим,
но
и
уделять
значительное
внимание
работе
с
родителями,
с
которыми
необходимо
достичь
полного взаимопонимания [1].
Главная роль в обеспечении такой подготовки отводится воспитателям детских
садов. Проводя работу по обучению правилам безопасного поведения, воспитатель
должен
использовать
её
для
воспитания
у
детей
любви
к
родному
краю,
для
усвоения дошкольниками норм и правил поведения [4].
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо
учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Но
так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и
для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.
Поэтому
перед
педагогами
дошкольного
учреждения
стоит
задача
–
донести
информацию не только до детей, но и до их родителей таким образом, чтобы у них
выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила безопасного поведения
и
научить
поступать
так
же
своих
детей.
Решить
эту
задачу
не
просто,
но
необходимо [7].