Напоминание

"Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста"


Автор: Коваленко Алла Дмитревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от

социальных потрясений, ни от стихийных бедствий [6].

Обеспечение

безопасности

проблема,

затрагивающая

все

стороны

жизнедеятельности человека. Люди гибнут в помещении, на улице, в транспорте, на

воде,

в

лесу.

Нередко

это

происходит

из-за

неумения

грамотно

вести

себя

в

чрезвычайных и даже в самых простых ситуациях [9].

Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди

пытались

защититься

от

диких

зверей

и

природных

явлений.

Со

временем

изменились

условия

жизни

человека,

стали

иными

правила

безопасности

жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на

городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей [3].

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в

дошкольных образовательных учреждениях.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких

детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы

оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с

различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [1].

Вот почему возникла необходимость с дошкольного возраста готовить детей к

решению проблем:

- обеспечения собственной безопасности в любых условиях;

- грамотного взаимодействия с природой на основе соблюдения экологических

норм.

С

первых

лет

жизни

любознательность

ребёнка,

его

активность

в

вопросах

познания

окружающего,

поощряемая

взрослыми,

порой

становится

весьма

небезопасной

для

него.

Ребёнок

попадает

в

различные

жизненные

ситуации,

в

которых он может просто растеряться.

Как

сберечь

здоровье

ребёнка?

Как

помочь

разобраться

в

многообразии

жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? [6].

Во-первых,

надо

дать

детям

необходимую

сумму

знаний

об

общепринятых

человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать

в

той

или

иной

обстановке,

помочь

дошкольникам

овладеть

элементарными

навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и, в-третьих, развить у

дошкольников

самостоятельность

и

ответственность.

При

этом

важно

научить

ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл

себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он

чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который

может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его,

а значит, снимает многие проблемы и неприятности [2].

Любая

общепринятая

норма

должна

быть

осознана

и

принята

маленьким

человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя ребёнок в тех или иных

обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка с взрослым

или

сверстником

в

некоторых

случаях

можно

оценить

положительно

как

стремление отстоять себя и право на своё мнение, поступок [1].

Каждый

возрастной

период

дошкольника

характеризуется

нарастанием

двигательной

активности

и

увеличением

физических

возможностей

ребёнка,

которые,

сочетаясь

с

повышенной

любознательностью,

стремлением

к

самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в

доме, детском саду, на улице и т.д [10].

Проблемой «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного

возраста» я занимаюсь очень давно, работаю по программе «Основы безопасности

детей

дошкольного

возраста»,

авторы

которой

Н.Н.Авдеева,

О.Л.Князева,

Р.Б.Стёркина.

Цель

программы:

воспитание

у

ребёнка

навыков

адекватного

поведения

в

различных

неожиданных

ситуациях,

самостоятельности

и

ответственности

за

своё

поведение.

В

содержание

программы

включено

шесть

разделов:

«Ребёнок

и

другие

люди»,

«Ребёнок

и

природа»,

«Ребёнок

дома»,

«Здоровье ребёнка», «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Ребёнок на улицах

города».

Опираясь

на

основное

содержание

программы,

я

использую

в

своей

работе

различные

формы

и

методы

организации

обучения

детей

с

учётом

их

индивидуальных и возрастных особенностей.

Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я чаще использую

беседы, дискуссии. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и

представления, применяю на занятиях игры, чтение художественных произведений,

видеозаписи [1].

Социальное развитие ребёнка – процесс, во время которого ребёнок усваивает

ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится

рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе,

т.е. становится социально компетентным. Приобщение ребёнка к миру взрослых, их

деятельности, к миру чувств и переживаний, ко всему, чем живёт общество, - задача,

которую

человечество

решает

с

того

времени,

когда

стала

осознаваться

необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего

[5].

Безопасность детей – прежде всего забота взрослых. Спасая маленьких граждан,

мы заботимся о своём будущем. Эта истина не нуждается в доказательстве. Это мы

должны научить детей безопасному поведению на дорогах, уберечь от дорожно-

транспортных

происшествий,

учить

адекватным

действиям

в

пожароопасных

ситуациях, формировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь

при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из

трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём,

делаем открытия, удивляемся [4].

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с

условиями

проживания

человека,

будь

то

современный

город

или

сельская

местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда

диктует

совершенно

различные

способы

поведения

и

соответственно

меры

предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы

меньше травм и несчастных случаев.

О с о бе нно с т ь

с од е р жа ния

пр о гр а ммы

по

о с но ва м

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности заключается в важной роли положительного примера со стороны

взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.

Поэтому

педагогам

следует

не

только

учитывать

это

самим,

но

и

уделять

значительное

внимание

работе

с

родителями,

с

которыми

необходимо

достичь

полного взаимопонимания [1].

Главная роль в обеспечении такой подготовки отводится воспитателям детских

садов. Проводя работу по обучению правилам безопасного поведения, воспитатель

должен

использовать

её

для

воспитания

у

детей

любви

к

родному

краю,

для

усвоения дошкольниками норм и правил поведения [4].

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо

учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Но

так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и

для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.

Поэтому

перед

педагогами

дошкольного

учреждения

стоит

задача

донести

информацию не только до детей, но и до их родителей таким образом, чтобы у них

выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила безопасного поведения

и

научить

поступать

так

же

своих

детей.

Решить

эту

задачу

не

просто,

но

необходимо [7].



В раздел образования