Напоминание

Воспитательно-образовательные возможности театрализации в дошкольном воспитании


Автор: Мутовкина Раиса Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Нижегородская область, р.п. Сосновское
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательно-образовательные возможности театрализации в дошкольном воспитании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитательно-образовательные возможности театрализации в

дошкольном воспитании.

Театрализация – самый распространенный вид деятельности для ребенка

дошкольного

возраста. «Наиболее синтетической формой художественной

деятельности, по мнению Л.С. Выготского, - является игра-драматизация или

театральная постановка»[1].

Игра в театр – основана на действии, а, как

известно,

одна

из

главных

задач

дошкольного

воспитания

дать

возможность ребенку «сыграть» как можно больше ролей представителей

разных

профессий, попробовать сыграть

различные социальные роли:

дочки, папы, мамы, сыночка, обретая опыт по выполнению их функций.

По

универсальности,

социальной

направленности,

коррекционным

возможностям

трудно

найти

деятельность,

равную

театру

по

воспитательным возможностям для детей дошкольного возраста. Благодаря

сказкам, литературным произведениям, которые читаются, разыгрываются в

детском

саду,

имеющим

нравственную

направленность,

формируются

социальные навыки поведения у детей. Участвуя в инсценировке сказок,

ребенок выражает собственное отношение к добру, злу, а любимые герои

становятся

образцом

для

подражания.

Известно,

что

первое

обучение

происходит через подражание ребенка взрослым, а театрализация помогает

ребенку

преодолеть

робость,

застенчивость,

неуверенность

в

себе.

Театрализованные игры помогают общему развитию, развивают способности

каждого ребенка: речь, мышление, память, эмоциональность, в то же время

раскрепощают, повышают самооценку дошкольника.

В процессе театральной игры дети постигают различные, неизвестные им

способы

деятельности,

развивают

в

себе

настойчивость,

творческие

способности, так как ни один спектакль не обходится без песен, танцев,

стихов.

Трудно переоценить воспитательные возможности театра. В процессе игры

дети

знакомятся

с

окружающим

миром,

учатся

понятно

изъясняться,

расширяется словарный запас, учатся вести диалоги, постигают таинство

создания спектаклей, узнают о тех, кто причастен к созданию спектакля.

Виды театральной деятельности в условиях детского сада многообразны: это

и кукольные театры разного вида: театр ручных кукол, марионеток, теневой

театр, конусный театр (основа кукол – свернутый в

конус лист бумаги),

бутылочный

театр,

театр

магнитных

кукол,

театр

с

использованием

фланелеграфа,

пальчиковый

театр.

К

театрализации

относятся

и

сценки,

разыгранные

с

помощью

имеющихся

игрушек,

предметов,

картинок,

а

старшие дети могут быть актерами, наряженными в костюмы, и разыгрывать

сказки, пьесы, как настоящие актеры. В старших группах можно ставить

музыкальные

сказки,

приобщив

к

его

постановке

музыкального

руководителя.

Процесс создания спектакля интересен и многогранен: от подбора

соответствующей

литературы,

создания

сценария,

до

изготовления

декораций, бутафории, костюмов, звукового и музыкального оформления.

Прежде

чем

приступить

к

инсценировке,

с

детьми

проводятся

предварительные

занятия.

При

работе

над интонацией с целью добиться

естественности, эмоциональности, прошу детей произнести одну и ту же

фразу (например, «Маша играет с куклой») вопросительно, с удивлением, с

грустью, радостно, с чувством страха, и т.д.

Упражнение

на выработку различных поз

можно начать с игры «Море

волнуется – раз», позже попросить изобразить березку, медведя, идущего по

лесу, паука, Бабу-Ягу, толстяка и т.д.

Упражнение на отработку жестов: как можно показать, что человек замерз,

прикоснулся к горячему предмету, ему больно, пришивает пуговицу, моет

посуду, рисует красками и т.д.

Упражнение на мимику: изобразить только губами, бровями, глазами: съел

вкусную конфету, лимон, горький перец.

Пантомимические упражнения проводятся без дополнительных предметов;

дети изображают, как «мыла посуду, разбила чашку», «пришивала пуговицу,

уколола палец», «лечит куклу», «тушит пожар», а также

«прыгающую

лягушку», «засыпающего ребенка», «качающееся на ветру дерево».

Далее можно изображать массовые сцены с воображаемыми

атрибутами:

«Игра в футбол», «Семейный воскресный ужин», «Утро» и т.д.

Как вариант - можно организовать театр - ряженных: на ребенка надеть

костюм

какого-либо

зверька,

или

героя

и

попросить

его

изобразить

персонаж, движениями, интонацией. Подготовительной работой является и

рассказ детям о разных видах театров: драматическом, оперном, балетном,

кукольном, о том, как создаются спектакли, как вести себя в театре.

В качестве мотивации можно проводить конкурсы на изготовление лучшей

куклы

для

театра,

лучшей

маски,

костюма

(безусловно,

с

привлечением

родителей).

С детьми младшего возраста можно начать с пальчикового театра.

Подготовка к спектаклю идет по следующему плану:

1) Чтение сказки – сценария, обсуждение: о чем сказка? кто главный герой?

Каков главный смысл? Кто кого хотел бы играть?

2)Моделирование спектакля: лепим, иллюстрируем, рисуем декорации.

3) Слушание и выбор музыки к спектаклю.

4)

Создание,

по

возможности,

масок,

костюмов,

бутафории,

декораций,

украшение помещения, подготовка подарков гостям.

5) Репетиции.

Если начать с пальчикового театра, то существуют готовые, изготовленные

промышленным способом,

подборки героев сказок, даже с декорациями.

Сначала не нужны никакие другие атрибуты, кроме самих куколок, которые

надеваются на пальцы.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами показывать кукольные

спектакли

для малышей. Участие в спектаклях расширяет кругозор, дети

постигают родную литературу. Очень много уже готовых сценариев: «Гуси-

лебеди», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Теремок», «Репка» и

другие.

Более

важным

в

театрализации,

даже

важнее,

чем

осуществление

постановки

спектакля,

являются

репетиции,

процесс

творческого

переживания, перевоплощения, где происходит развитие личности ребенка,

развитие

символического,

образного

мышления,

двигательный,

эмоциональный контроль.

Театрализация – многофункциональный вид деятельности, который можно

использовать

для

детей

любого

возраста,

обладающий

безграничными

возможностями

интеллектуального,

эмоционального,

психического,

разностороннего развития ребенка.

Литература:

1.Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

Психологический очерк. М., 2001 – 126с.

Как рекомендация: познакомьтесь с нижеизложенной литературой. Ее можно

взять в интернете.

1.

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

2.

А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

3.

И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду»

4.

Н.Ф. Губанова « Театрализованная деятельность дошкольников»

5.

Н.В. Докина, Е.С. Евдокимова « Семейный театр в детском саду»



В раздел образования