Автор: Полещук Надежда Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: Краснодарский край Ленинградский район посёлок Уманский
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО
В
современных
условиях
сохранение
жизни,
охрана
и
укрепление
здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных
задач
развития
человечества.
Результатом
предлагаемой
концепции
формирования здоровья детей должно стать улучшение показателей здоровья,
снижение у них числа хронических заболеваний. В дошкольном образовании
сегодня
происходят
большие
перемены,
основа
которых
была
заложена
государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В
целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены
ФГОС
дошкольного
образования,
утверждены
СанПиН
к
устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с
01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в
РФ».
Главная
цель
политики
в
сфере
дошкольного
образования
—
качественное
образование
дошкольников,
и
не
последнее
место
в
образовании
дошкольников
отводится
образованию
в
област и
здоровьесбережения.
Виды
здоровьесберегающих
технологий:
Медико-профилактические
—
задачами которых является: сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими
требованиями
и
нормами,
с
использованием
медицинских
средств.
Компоненты: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций
по оптимизации детского здоровья; рациональное питание; рациональный
режим
дня,
закаливание;
организация
профилактических
мероприятий
в
детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
здоровьесберегающая
среда
в
ДОУ.
Среда
является
одним
из
основных
средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний
и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не
только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их
самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае
состоит
в
том,
чтобы
рационально
организовать
среду
в
группе.
Физкультурно-оздоровительные
—
направлены
на
решение
задач
физического развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической
культуры
дошкольников;
профилактика
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки,
воспитание
привычки
к
повседневной
физической
активности
и
заботе о здоровье и др. Компоненты: двигательный режим дошкольников,
оздоровительный
режим
дошкольников;
динамические
паузы
(комплексы
физ.
минуток,
которые
могут
включать
дыхательную,
пальчиковую,
артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и
спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры; утренняя гимнастика;
физкультурные занятия; закаливание; спортивные развлечения, праздники;
День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры — ролевая подражательная
имитационная игра); Ритмопластика; Гимнастика бодрящая Образовательные
— нацелены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать,
поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи. Компоненты:
Образовательные
занятия
по
парциальным
программам
и
методикам:
Личностно-ориентированная
модель
обучения
дошкольников
(построение
педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует
его благополучию и здоровью) Игротренинги и игротерапия. Самомассаж.
Точечный массаж. По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих,
можно
судить
о
его
гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков
здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в
процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В
основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных
органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и
развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа
жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области
медицины
и
гигиены.
Важно,
чтобы
педагог
творчески
относился
к
сообщению знаний, использую для этого не только занятия, но и режимные
моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни,
важно
проводить
с
ними
беседы
и
игры
соответствующей
тематики
и
использовать
с
этой
целью
разнообразные
виды
детской
деятельности
в
течении дня. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с
воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные
навыки
гигиены
целесообразно
закреплять
в
тематических
играх
соответствующего содержания. Тематические игры должны предусматривать
возможность
постепенного
усложнения
сюжета
и
способствовать
совершенствованию
приобретенных
навыков,
знаний
и
умений.
При
организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные
материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для
усвоения
гигиенических
навыков
можно
использовать
дидактические
и
сюжетно-ролевые
игры,
потешки,
литературные
произведения.
Благодаря
внедрению образовательных технологий дошкольники смогут: знать основы
здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и
использовать доступные способы его укрепления; получить представления о
действии
некоторых
профилактических
процедур;
активно
участвовать
в
разных
видах
занятий
по
физической
культуре;
самостоятельно
организовывать игры; самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;
владеть
навыками
самообслуживания;
осуществлять
контроль
за
своим
самочувствием
Технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия ребенка — обеспечивают психическое и социальное здоровье
дошкольника.
Их
задачи:
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со
сверстниками
и
взрослыми
в
ДОУ
и
семье;
обеспечение
социально-
эмоционального
благополучия
ребенка.
Реализацией
данных
технологий
занимается
психолог,
а
также
воспитатель
и
специалисты
дошкольного
образования
в
текущем
педагогическом
процессе
ДОУ
Компоненты:
Специально
организованные
встречи,
игровые
тренинги
с
детьми;
релаксация; музыкотерапия; сказкотерапия; рисорография; психогимнастика;
фонетическая
ритмика.
Работа
с
родителями.
Первое
направление
—
просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или
иному вопросу. Второе направление — организация продуктивного общения
всех
участников
образовательного
пространства,
создание
условий
для
общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления
знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и
двигательной
активности,
выполнение
режимных
моментов
в
семье
проводится
анкетирование
родителей.
Учитывая
и
ана лизируя
вышеперечисленные моменты можно сделать выводы: одним из аспектов
укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает
создание здоровьесберегающей среды; в основу разработки концептуальных
направлений
здоровьесберегающей
среды
заложены
следующие
задачи:
−
обеспечение
высокого
уровня
реального
здоровья
воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
здоровье
сберегающей
культуры
как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
здоровье
сберегающей
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения,
задачи,
связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
помощи
и
самопомощи
−
Концепция
формирования здоровья детского населения включает в себя и положение о
том, что воспитание ребенка должно происходить прежде всего в семье, а
значит предусматривает ответственность семьи и за его здоровье. А AUJC? в
частности,
является
основой
оказания
помощи
родителям
(законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей
и
необходимой
коррекции
нарушений
их
развития.
Применение
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
—
системно
организованных в совокупности программ, приемов, методов организации
образовательного
процесса,
направленных
на
укрепление
и
сохранение
здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по
критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая
основа
здоровье
сберегающей
педагогики.
Цель
здоровьесберегающих
технологий: специально организованная двигательная активность ребенка
(физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,
спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья,
выход на природу, экскурсии). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка
на
основе
здоровьесберегающих
технологий
должна
стать
приоритетным
направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей дошкольного возраста.
−
реабилитационные мероприятия (фитотерапия,
витаминотерапия,
ароматерапия,
ингаляция,
функциональная
музыка,
л е ч е б н а я
ф и з к у л ь т у р а ,
м а с с а ж ,
п с и х о г и м н а с т и к а ,
тренинги);
−
непосредственное
обучение
детей
элементарным
приемам
здорового
образа
жизни
(оздоровительная,
пальцевая,
корригирующая,
дыхательная
гимнастика,
самомассаж)
и
простейшим
навыкам
оказания
первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также
п р и в и т и е
д е т я м
э л е м е н т а р н ы х
к у л ь т у р н о - г и г и е н и ч е с к и х
навыков;
−
обеспечение
активной
позиции
детей
в
процессе
получения
знаний о здоровом образе жизни. Средства, позволяющие решать данные
задачи:
−
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и
самих
детей
в
укреплении
их
здоровья,
развитии
творче ского
потенциала;
−
использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-
нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего
о к р у ж е н и я ,
в о с п и т а н и е
д е т е й
н а
т р а д и ц и я х
р у с с к о й
культуры;
−
формирование
здоровья
детей
на
основе
комплексного
и
системного
использования
доступных
для
конкретного
дошкольного
учреждения
средств
физического
воспитания,
оптимизация
двигательной
деятельности на свежем воздухе.