Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО


Автор: Полещук Надежда Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20
Населённый пункт: Краснодарский край Ленинградский район посёлок Уманский
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в образовательном

процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

В

современных

условиях

сохранение

жизни,

охрана

и

укрепление

здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных

задач

развития

человечества.

Результатом

предлагаемой

концепции

формирования здоровья детей должно стать улучшение показателей здоровья,

снижение у них числа хронических заболеваний. В дошкольном образовании

сегодня

происходят

большие

перемены,

основа

которых

была

заложена

государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В

целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены

ФГОС

дошкольного

образования,

утверждены

СанПиН

к

устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с

01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в

РФ».

Главная

цель

политики

в

сфере

дошкольного

образования

качественное

образование

дошкольников,

и

не

последнее

место

в

образовании

дошкольников

отводится

образованию

в

област и

здоровьесбережения.

Виды

здоровьесберегающих

технологий:

Медико-профилактические

задачами которых является: сохранение и приумножение здоровья детей под

руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими

требованиями

и

нормами,

с

использованием

медицинских

средств.

Компоненты: мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций

по оптимизации детского здоровья; рациональное питание; рациональный

режим

дня,

закаливание;

организация

профилактических

мероприятий

в

детском саду; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

здоровьесберегающая

среда

в

ДОУ.

Среда

является

одним

из

основных

средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний

и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не

только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их

самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае

состоит

в

том,

чтобы

рационально

организовать

среду

в

группе.

Физкультурно-оздоровительные

направлены

на

решение

задач

физического развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических

качеств,

двигательной

активности

и

становление

физической

культуры

дошкольников;

профилактика

плоскостопия

и

формирование

правильной

осанки,

воспитание

привычки

к

повседневной

физической

активности

и

заботе о здоровье и др. Компоненты: двигательный режим дошкольников,

оздоровительный

режим

дошкольников;

динамические

паузы

(комплексы

физ.

минуток,

которые

могут

включать

дыхательную,

пальчиковую,

артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.); подвижные и

спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры; утренняя гимнастика;

физкультурные занятия; закаливание; спортивные развлечения, праздники;

День здоровья; СМИ (ситуативные малые игры — ролевая подражательная

имитационная игра); Ритмопластика; Гимнастика бодрящая Образовательные

— нацелены на становление осознанного отношения ребенка к здоровью и

жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать,

поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,

позволяющей

дошкольнику

самостоятельно

и

эффективно

решать

задачи

здорового

образа

жизни

и

безопасного

поведения,

задачи,

связанные

с

оказанием элементарной медицинской самопомощи и помощи. Компоненты:

Образовательные

занятия

по

парциальным

программам

и

методикам:

Личностно-ориентированная

модель

обучения

дошкольников

(построение

педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует

его благополучию и здоровью) Игротренинги и игротерапия. Самомассаж.

Точечный массаж. По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих,

можно

судить

о

его

гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков

здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в

процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В

основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных

органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и

развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа

жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области

медицины

и

гигиены.

Важно,

чтобы

педагог

творчески

относился

к

сообщению знаний, использую для этого не только занятия, но и режимные

моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни,

важно

проводить

с

ними

беседы

и

игры

соответствующей

тематики

и

использовать

с

этой

целью

разнообразные

виды

детской

деятельности

в

течении дня. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с

воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные

навыки

гигиены

целесообразно

закреплять

в

тематических

играх

соответствующего содержания. Тематические игры должны предусматривать

возможность

постепенного

усложнения

сюжета

и

способствовать

совершенствованию

приобретенных

навыков,

знаний

и

умений.

При

организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные

материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для

усвоения

гигиенических

навыков

можно

использовать

дидактические

и

сюжетно-ролевые

игры,

потешки,

литературные

произведения.

Благодаря

внедрению образовательных технологий дошкольники смогут: знать основы

здорового образа жизни; сознательно относиться к собственному здоровью и

использовать доступные способы его укрепления; получить представления о

действии

некоторых

профилактических

процедур;

активно

участвовать

в

разных

видах

занятий

по

физической

культуре;

самостоятельно

организовывать игры; самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;

владеть

навыками

самообслуживания;

осуществлять

контроль

за

своим

самочувствием

Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия ребенка — обеспечивают психическое и социальное здоровье

дошкольника.

Их

задачи:

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со

сверстниками

и

взрослыми

в

ДОУ

и

семье;

обеспечение

социально-

эмоционального

благополучия

ребенка.

Реализацией

данных

технологий

занимается

психолог,

а

также

воспитатель

и

специалисты

дошкольного

образования

в

текущем

педагогическом

процессе

ДОУ

Компоненты:

Специально

организованные

встречи,

игровые

тренинги

с

детьми;

релаксация; музыкотерапия; сказкотерапия; рисорография; психогимнастика;

фонетическая

ритмика.

Работа

с

родителями.

Первое

направление

просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или

иному вопросу. Второе направление — организация продуктивного общения

всех

участников

образовательного

пространства,

создание

условий

для

общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления

знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и

двигательной

активности,

выполнение

режимных

моментов

в

семье

проводится

анкетирование

родителей.

Учитывая

и

ана лизируя

вышеперечисленные моменты можно сделать выводы: одним из аспектов

укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает

создание здоровьесберегающей среды; в основу разработки концептуальных

направлений

здоровьесберегающей

среды

заложены

следующие

задачи:

обеспечение

высокого

уровня

реального

здоровья

воспитаннику

детского

сада

и

воспитание

здоровье

сберегающей

культуры

как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

здоровье

сберегающей

компетентности,

позволяющей

дошкольнику

самостоятельно

и

эффективно

решать

задачи

здорового

образа

жизни

и

безопасного

поведения,

задачи,

связанные

с

оказанием

элементарной

медицинской,

психологической

помощи

и

самопомощи

Концепция

формирования здоровья детского населения включает в себя и положение о

том, что воспитание ребенка должно происходить прежде всего в семье, а

значит предусматривает ответственность семьи и за его здоровье. А AUJC? в

частности,

является

основой

оказания

помощи

родителям

(законным

представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных

способностей

и

необходимой

коррекции

нарушений

их

развития.

Применение

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

системно

организованных в совокупности программ, приемов, методов организации

образовательного

процесса,

направленных

на

укрепление

и

сохранение

здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по

критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая

основа

здоровье

сберегающей

педагогики.

Цель

здоровьесберегающих

технологий: специально организованная двигательная активность ребенка

(физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,

спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья,

выход на природу, экскурсии). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка

на

основе

здоровьесберегающих

технологий

должна

стать

приоритетным

направлением

в

деятельности

каждого

образовательного

учреждения

для

детей дошкольного возраста.

реабилитационные мероприятия (фитотерапия,

витаминотерапия,

ароматерапия,

ингаляция,

функциональная

музыка,

л е ч е б н а я

ф и з к у л ь т у р а ,

м а с с а ж ,

п с и х о г и м н а с т и к а ,

тренинги);

непосредственное

обучение

детей

элементарным

приемам

здорового

образа

жизни

(оздоровительная,

пальцевая,

корригирующая,

дыхательная

гимнастика,

самомассаж)

и

простейшим

навыкам

оказания

первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также

п р и в и т и е

д е т я м

э л е м е н т а р н ы х

к у л ь т у р н о - г и г и е н и ч е с к и х

навыков;

обеспечение

активной

позиции

детей

в

процессе

получения

знаний о здоровом образе жизни. Средства, позволяющие решать данные

задачи:

конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и

самих

детей

в

укреплении

их

здоровья,

развитии

творче ского

потенциала;

использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-

нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего

о к р у ж е н и я ,

в о с п и т а н и е

д е т е й

н а

т р а д и ц и я х

р у с с к о й

культуры;

формирование

здоровья

детей

на

основе

комплексного

и

системного

использования

доступных

для

конкретного

дошкольного

учреждения

средств

физического

воспитания,

оптимизация

двигательной

деятельности на свежем воздухе.



В раздел образования